Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Юный физик»
для 6 классов
учителя физики Романовой Н.Я.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса «Юный физик»
Описание места учебного курса «Юный физик» в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
«Юный физик»
Содержание курса «Юный физик»
Тематическое планирование курса
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся
Пояснительная записка
Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.
Главная особенность курса «Юный физик» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – физикой, сформировать интерес к этому предмету, научить шестиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык природы.
Рабочая программа курса «Юный физик» разработана на основе следующих нормативных документов:
Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299
Основной образовательной программы ОУ.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Цель изучения курса «Юный физик» - сформировать у обучащихся умение использовать физические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные задачи курса:
формирование системы физических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия физических явлений, что позволяет сформировать научную картину мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика курса «Юный физик»
Программа внеурочного курса «Юный физик» для обучащихся 6 классов является расширением предмета «Физика».
Основополагающими принципами построения курса «Юный физик» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Описание места учебного курса «Юный физик» в учебном плане
Программа курса "Юный физик" рассчитана на 8-10 часов (1 раз в неделю, в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для обучащихся 6 классов.
Возраст учащихся: 12-13 лет.
В основе внеурочного курса лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования;
разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Юный физик», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
работа в малых группах (2-5 человек);
проектная работа;
подготовка сообщений;
исследовательская деятельность;
информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; проведение опытов.
Содержание программы курса «Юный физик» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете физики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный физик»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность физики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные |
I Обучащиеся смогут: 1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук 2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Обучащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды. | I Обучащиеся научатся: Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности: а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность; б) оценивать собственный вклад в деятельность группы; в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений Освоивать приемы исследовательской деятельности: а) формулировать цели учебного исследования | I Обучащиеся должны: 1. В ценностноориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения. II Обучащиеся получат возможность: Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной |
3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук. | (опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы; в) формулировать выводы по результатам исследования. II Обучащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь: а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; б) систематизировать информацию; в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д. 2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. | жизни; б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. |
Содержание курса «Юный физик» (10час). Урок 1 Что изучает физика
Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, звуковые. Тела и вещества.
Презентация: Физические явления. Выполнение заданий:
1.Назвать примеры физических явлений.
2.Из предложенного текста выделить названия веществ, физических тел и физических явлений.
Демонстрации. Демонстрации различных физических явлений.
Урок 2 Методы исследования природы.
Основной материал. Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.
Практическая работа
Урок 3 Масса тела. Измерение массы тела.
Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»
Урок 4 Строение вещества.
Основной материал. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.
Демонстрации. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.
Презентация. Практическая работа.
Урок 5 Механические явления
Основной материал. Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.
Демонстрации. Демонстрация различных видов движения. Решение задач.
Урок 6 Тепловые явления.
Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.
Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела.
Практическая работа.
Урок 7 Световые явления
Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные.
Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды.
Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.
Демонстрации. Преломление света на границе воздух – вода. Оптические приборы.
Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.
Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.
Демонстрации. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона
Практическая работа. Презентация.
Урок 8 Сообщающиеся сосуды.
Основной материал. Закон сообщающихся сосудов. Его объяснение. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.
Демонстрации. Уровень воды в сообщающихся сосудах. Демонстрация давления на глубине.
Презентация. Практическая работа.
Урок 9 Электромагнитные явления
Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного и переменного тока.
Демонстрации. Источники тока.
Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Демонстрации. Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.
Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.
Демонстрации. Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.
Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Демонстрации. Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит. Практическая работа.
Урок 10 Зачетная работа по курсу.
Презентации.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):
компьютер;
мультимедийный проектор;
колонки.
Наглядные пособия по курсу.
Список литературы
1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
Тематическое планирование (поурочное)
№ | Содержание | Общее количество часов | Дата |
По плану | Фактич. |
1 | Что изучает физика. | 1 | | |
2 | Методы исследования природы. | 1 | | |
3 | Масса тела. Измерение массы тела. | 1 | | |
4 | Строение вещества. | 1 | | |
5 | Механические явления. | 1 | | |
6 | Тепловые явления. | 1 | | |
7 | Световые явления. Оптические приборы | 1 | | |
8 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | | |
9 | Электромагнитные явления. | 1 | | |
10 | Зачетная работа по курсу. | 1 | | |