СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный физик"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Юный физик" является пропедевтическим курсом перед изучением физики в 7 классе. Целью этого курса является привитие интереса к предмету через выполнение практических работ, объяснение физических явлений в окружающем мире, описание опытов, создание моделей простых механизмов на примере использования лего-конструкторов, рассказы про ученых, их открытия и истории этих открытий. В последующем заинтересовать детей в научно-исследовательской деятельности по предмету.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный физик"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики (МБОУ «СОШ №54» г. Чебоксары)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности «Юный физик»

для 6 классов

учителя физики Романовой Н.Я.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика курса «Юный физик»

  3. Описание места учебного курса «Юный физик» в учебном плане

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

«Юный физик»

  1. Содержание курса «Юный физик»

  2. Тематическое планирование курса

  3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  4. Требования и результаты к уровню подготовки обучающихся


Пояснительная записка

Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.

Главная особенность курса «Юный физик» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – физикой, сформировать интерес к этому предмету, научить шестиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык природы.

Рабочая программа курса «Юный физик» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299

  • Основной образовательной программы ОУ.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цель изучения курса «Юный физик» - сформировать у обучащихся умение использовать физические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование системы физических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия физических явлений, что позволяет сформировать научную картину мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Общая характеристика курса «Юный физик»

Программа внеурочного курса «Юный физик» для обучащихся 6 классов является расширением предмета «Физика».

Основополагающими принципами построения курса «Юный физик» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.



Описание места учебного курса «Юный физик» в учебном плане

Программа курса "Юный физик" рассчитана на 8-10 часов (1 раз в неделю, в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для обучащихся 6 классов.

Возраст учащихся: 12-13 лет.

В основе внеурочного курса лежит системно -деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и результат образования;

  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного и

среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Юный физик», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; проведение опытов.

Содержание программы курса «Юный физик» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете физики.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный физик»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность физики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Личностные

результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I Обучащиеся смогут:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности. II Обучащиеся получат возможность: 1. Воспитать ответственное отношение к природе 2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

I Обучащиеся научатся:

  1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

  1. Освоивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования

I Обучащиеся должны:

1. В ценностноориентационной сфере - формировать

представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира. 2. Формировать элементарные исследовательские умения.

II Обучащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной

3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.

(опыта, наблюдении); б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

II Обучащиеся получат возможность научиться: 1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Содержание курса «Юный физик» (10час). Урок 1 Что изучает физика

Основной материал. Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек – часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость изучения природы. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, звуковые. Тела и вещества.

Презентация: Физические явления. Выполнение заданий:

1.Назвать примеры физических явлений.

2.Из предложенного текста выделить названия веществ, физических тел и физических явлений.

Демонстрации. Демонстрации различных физических явлений.

Урок 2 Методы исследования природы.

Основной материал. Научный подход к изучению природы. Наблюдения, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Правила пользования и правила безопасности. Простейшие измерительные приборы и инструменты: линейка, измерительный цилиндр, динамометр. Шкала прибора: цена деления, предел измерения. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерения.

Практическая работа

Урок 3 Масса тела. Измерение массы тела.

Основной материал. Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы с ними.

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»





Урок 4 Строение вещества.

Основной материал. Делимость вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Примеры диффузии в природе, быту, технике. Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание.

Демонстрации. Делимость мела. Диффузия пахучего вещества (дезодорант). Диффузия раствора марганца и воды. Прилипание стекла к поверхности воды. Сжатие и растяжение упругих тел.

Презентация. Практическая работа.

Урок 5 Механические явления

Основной материал. Механическое движение. Траектория. Различные виды движения: прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, вращательное, колебательное, волны. Примеры различных видов движения в природе и технике. Путь и время движения, измерение пути и времени.

Демонстрации. Демонстрация различных видов движения. Решение задач.





Урок 6 Тепловые явления.

Основной материал. Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Измерение температуры. Термометры и правила работы с ними. Процесс теплопередачи, примеры проявления теплопередачи в природе, учета и использования в технике.

Демонстрации. Теплопроводность различных металлов. Нагревание термоскопа излучением от лампы, от горячего тела.

Практическая работа.



Урок 7 Световые явления

Основной материал. Световые явления. Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: горячие и холодные.

Демонстрации. Излучение света различными источниками. Образование тени от преграды.

Явление преломления света. Изменение направления светового луча при переходе из одной среды в другую.

Демонстрации. Преломление света на границе воздух – вода. Оптические приборы.

Различные типы линз: собирающие и рассеивающие. Фокус линзы. Увеличение линзы. Назначение и использование оптических приборов: фотоаппарата, проекторов, микроскопа, телескопа.



Разложение белого света с помощью призмы. Спектр. Порядок следования цветов в спектре. Радуга. Объяснение цвета тел.

Демонстрации. Разложение белого цвета в спектр. Круг Ньютона

Практическая работа. Презентация.

Урок 8 Сообщающиеся сосуды.

Основной материал. Закон сообщающихся сосудов. Его объяснение. Применение сообщающихся сосудов: шлюз, водопровод, фонтан. Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.

Демонстрации. Уровень воды в сообщающихся сосудах. Демонстрация давления на глубине.

Презентация. Практическая работа.



Урок 9 Электромагнитные явления

Основной материал. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Источники постоянного и переменного тока.

Демонстрации. Источники тока.

Сила тока. Единицы измерения силы тока – 1ампер (А). Напряжение, единица измерения напряжения – 1вольт (В). Амперметр и вольтметр, включение амперметра и вольтметра в электрическую цепь. Демонстрации. Амперметры, вольтметры. Зависимость силы тока от напряжения.

Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме.

Демонстрации. Таблица обозначений элементов цепи. Демонстрация приемов сборки простейших электрических цепей, измерения тока и напряжения в цепи.

Тепловое действие тока, его применение в бытовых приборах. Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Демонстрации. Нагревание спирали действием тока. Действие тока на магнитную стрелку. Электромагнит. Практическая работа.

Урок 10 Зачетная работа по курсу.

Презентации.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК):

компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • колонки.

Наглядные пособия по курсу.

  • видеоуроки по темам курса;

  • ЭОРы по темам курса;

  • приборы для выполнения всех практических работ курса; раздаточный материал для освоения разделов курса.

  • Тематические таблицы.

Список литературы

1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000

6. Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы.

1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.

2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.



















Тематическое планирование (поурочное)

Содержание

Общее количество часов

Дата

По плану

Фактич.

1

Что изучает физика.

1

2

Методы исследования природы.

1

3

Масса тела. Измерение массы тела.

1

4

Строение вещества.

1

5

Механические явления.

1

6

Тепловые явления.

1

7

Световые явления. Оптические приборы

1

8

Сообщающиеся сосуды.

1

9

Электромагнитные явления.

1

10

Зачетная работа по курсу.

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!