СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" для учащихся 5-6 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" предназначена для учащихся 5-6 классов для повышения интереса к предмету и расширения представлений о живой природе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по биологии "Занимательная биология" для учащихся 5-6 классов»













Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная биология»,

для обучающихся 5-6 классов





























Программа рассчитана на 1 год изучения: 34 часа (1 раз в неделю).

Цели программы:

1. формирование у школьников знание основ экологической культуры;

2. формирование умение  контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы «Занимательная биология»:

1. научить использовать полученные знания;

2. обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.

3. воспитать чувство бережного отношения к природе.


Для реализации курса используется внеурочная деятельность. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие личности; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей детей; разнообразие видов деятельности, обеспечивающих развитие познавательной мотивации, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Содержание программы курса «Занимательная биология» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности и логического мышления.

Формы проведения занятий: эксперимент, беседа, дискуссия, викторина, игра.


Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, коллективных творческих дел.


Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса будут являться следующие умения:

- умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей характер конкретных поступков людей,

- определять и высказывать собственное мнение,

- оценивать и делать выбор в пользу правильных поступков

Метапредметными результатами будут являться формирование универсальных учебных действий. (УУД)

Регулятивные УУД:

- планировать деятельность (сознательно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность): ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать пути достижения этих задач,

- организовывать деятельность: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов мыслительной деятельности,

- осмысливать результаты своей деятельности (организовывать самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексивный анализ)

Познавательные УУД:

- учиться работать с литературой (книги, энциклопедии, газеты, журналы), электронными ресурсами,

- сравнивать, группировать, анализировать, делать выводы на основе полученной информации и в результате совместной работы.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свое мнение,

- слушать и понимать речь других,

- обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе взаимодействия

- учиться выполнять различные роли в группах (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

- знать о разнообразии растительного и животного мира, об охраняемых растениях и животных родного края,

- знать о связи между человеком и природой, о взаимосвязях живой и неживой природы,

- знать правила поведения в природе.



Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


1 уровень

2 уровень

3 уровень

1) личностные качества:

- уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;

- формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

2универсальные способности

- умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

3)  опыт в проектно-исследовательской деятельности

-умение работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

1) личностные качества:

- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2) универсальные способности:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

- умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

1) личностные качества:

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

2) универсальные способности:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:

- выражение в   игровой деятельности своего отношения к природе



Содержание курса «Занимательная биология»


    • Введение – 1 час

    • Общее знакомство с царствами живой природы – 1 час

    • Изучение строения микроскопа – 1 час

    • Строение клетки – 3 час

    • Царство Бактерии2 час

    • Царство Грибы – 3 час

    • Царство Растения – 6 час

    • Царство Животные – 16 час



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Форма проведения

1.

06.09

Вводное занятие

Список тем проекта выдать учащимся для выбора

2.

13.09

Кругосветное путешествие по царствам природы

Игра


3.

20.09

Изучение строения микроскопа

Лабораторная работа

4.

27.09

Строение клетки растений

Лабораторная работа

5.

04.10

Создание модели клетки из пластилина

Творческая мастерская

6.

11.10

Химический состав клетки

Демонстрация опытов

7.

18.10

Бактерии: опасные и полезные

Мини-проект

8.

25.10

Почему продукты становятся несъедобными?

Просмотр видеофильма

9.

08.11

Эти удивительные грибы

Игра

10.

15.11

Ядовитые грибы нашего края

Мини-проект

11.

22.11

Плесень

Лабораторная работа

12.

29.11

Путешествие по клумбе

Викторина

13.

06.12

Необычные пищевые растения нашего края

Мини-проект

14

13.12

Загадки и тайны комнатных растений

Исследовательская работа

15.

20.12

Растения в государственной символике

Индивидуальные мини-проекты

16.

27.12

Соки, которые пьём

Исследовательская работа

17.

10.01

Легенды о растениях

Групповой проект

18.

17.01

Путешествие по зоопарку

Викторина

19.

24.01

Подводное путешествие

Викторина

20.

31.01

Создание макета аквариума

Творческая мастерская

21.

07.02

Узнай по контуру животное

Игра

22.

14.02

Подкармливание птиц зимой

Экскурсия

23.

21.02

Животные-паразиты

Индивидуальные мини-проекты

24.

28.02

Виртуальное путешествие по Красной книге

Виртуальная экскурсия

25.

07.03

Легенды о животных

Групповой проект

26.

14.03

Домашние животные

Групповой проект

27.

21.03

Наблюдение за поведением домашнего питомца

Дневник наблюдений

28.

04.04

Кошки-загадочные животные

Исследовательская работа

29.

11.04

Как животные общаются между собой

Просмотр видеофильма

30.

18.04

Животные-психологи

Групповой проект

31.

25.04

Животные в государственной символике

Индивидуальные мини-проекты

32.

16.05

Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться

Игра

33.

23.05

Игра «Воздушный бой»

Игра

34.

30.05

Итоговое занятие



Литература для учителя:

  1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.

  2. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.

  3. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;

  4. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;

  5. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.

  6. Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.

  7. Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998

  8. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) М.: Баласс. 2010.

  9. Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы: кружковая работа. Волгоград: Учитель. 2007.

  10. Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.: Ювента.2005.

  11. Черныш И. Поделки из природного материала. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  12. Шиманюк А. П. Что и как наблюдать в природе. М.: Просвещение, 1983.

  13. Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http//school-collection.edu.ru)

  14. Энциклопедия “Кирилл и Мефодий» (DVD)


Литература для обучающихся:

  1. Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов. Животные. М.:ЗАО Росмэн, 2006.

  2. Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная промышленность, 1973.

  3. Куделич О. Азбука растений и цветов. «Малыш» 2005.

  4. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М.:Просвещение. 1986.

  5. Ридерз Дайджест. «Азбука природы»

  6. Танасийчук Г. Н. Подземные дворцы. М.:Детская литература. 1981.

  7. Трафимова Г.В. Рассказы Феи осторожность для больших и маленьких. Минск:ТЕСЕЙ, 2000.

  8. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.

  9. Все обо всем. Насекомые и пауки. М.:ООО «Издательство Астель». ООО «Издательство АСТ», 2001.

  10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Багрова Л.А. М.:Тко АСТ. 1995.

  11. Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. /Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!