Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная биология»,
для обучающихся 5-6 классов
Программа рассчитана на 1 год изучения: 34 часа (1 раз в неделю).
Цели программы:
1. формирование у школьников знание основ экологической культуры;
2. формирование умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Задачи программы «Занимательная биология»:
1. научить использовать полученные знания;
2. обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения.
3. воспитать чувство бережного отношения к природе.
Для реализации курса используется внеурочная деятельность. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие личности; учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей детей; разнообразие видов деятельности, обеспечивающих развитие познавательной мотивации, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Содержание программы курса «Занимательная биология» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к обучающимся, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности и логического мышления.
Формы проведения занятий: эксперимент, беседа, дискуссия, викторина, игра.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, коллективных творческих дел.
Результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса будут являться следующие умения:
- умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей характер конкретных поступков людей,
- определять и высказывать собственное мнение,
- оценивать и делать выбор в пользу правильных поступков
Метапредметными результатами будут являться формирование универсальных учебных действий. (УУД)
Регулятивные УУД:
- планировать деятельность (сознательно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность): ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать пути достижения этих задач,
- организовывать деятельность: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов мыслительной деятельности,
- осмысливать результаты своей деятельности (организовывать самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексивный анализ)
Познавательные УУД:
- учиться работать с литературой (книги, энциклопедии, газеты, журналы), электронными ресурсами,
- сравнивать, группировать, анализировать, делать выводы на основе полученной информации и в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свое мнение,
- слушать и понимать речь других,
- обмениваться информацией, фиксировать ее в процессе взаимодействия
- учиться выполнять различные роли в группах (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- знать о разнообразии растительного и животного мира, об охраняемых растениях и животных родного края,
- знать о связи между человеком и природой, о взаимосвязях живой и неживой природы,
- знать правила поведения в природе.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
1) личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; 2) универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности; 3) опыт в проектно-исследовательской деятельности -умение работать с разными источниками информации; - овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | 1) личностные качества: - навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя; - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; 2) универсальные способности: - способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; - способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; 3) опыт в проектно-исследовательской деятельности: - умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; - умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | 1) личностные качества: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; 2) универсальные способности: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; 3) опыт в проектно-исследовательской деятельности: - выражение в игровой деятельности своего отношения к природе |
Содержание курса «Занимательная биология»
Введение – 1 час
Общее знакомство с царствами живой природы – 1 час
Изучение строения микроскопа – 1 час
Строение клетки – 3 час
Царство Бактерии – 2 час
Царство Грибы – 3 час
Царство Растения – 6 час
Царство Животные – 16 час
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Форма проведения |
1. | 06.09 | Вводное занятие | Список тем проекта выдать учащимся для выбора |
2. | 13.09 | Кругосветное путешествие по царствам природы | Игра |
3. | 20.09 | Изучение строения микроскопа | Лабораторная работа |
4. | 27.09 | Строение клетки растений | Лабораторная работа |
5. | 04.10 | Создание модели клетки из пластилина | Творческая мастерская |
6. | 11.10 | Химический состав клетки | Демонстрация опытов |
7. | 18.10 | Бактерии: опасные и полезные | Мини-проект |
8. | 25.10 | Почему продукты становятся несъедобными? | Просмотр видеофильма |
9. | 08.11 | Эти удивительные грибы | Игра |
10. | 15.11 | Ядовитые грибы нашего края | Мини-проект |
11. | 22.11 | Плесень | Лабораторная работа |
12. | 29.11 | Путешествие по клумбе | Викторина |
13. | 06.12 | Необычные пищевые растения нашего края | Мини-проект |
14 | 13.12 | Загадки и тайны комнатных растений | Исследовательская работа |
15. | 20.12 | Растения в государственной символике | Индивидуальные мини-проекты |
16. | 27.12 | Соки, которые пьём | Исследовательская работа |
17. | 10.01 | Легенды о растениях | Групповой проект |
18. | 17.01 | Путешествие по зоопарку | Викторина |
19. | 24.01 | Подводное путешествие | Викторина |
20. | 31.01 | Создание макета аквариума | Творческая мастерская |
21. | 07.02 | Узнай по контуру животное | Игра |
22. | 14.02 | Подкармливание птиц зимой | Экскурсия |
23. | 21.02 | Животные-паразиты | Индивидуальные мини-проекты |
24. | 28.02 | Виртуальное путешествие по Красной книге | Виртуальная экскурсия |
25. | 07.03 | Легенды о животных | Групповой проект |
26. | 14.03 | Домашние животные | Групповой проект |
27. | 21.03 | Наблюдение за поведением домашнего питомца | Дневник наблюдений |
28. | 04.04 | Кошки-загадочные животные | Исследовательская работа |
29. | 11.04 | Как животные общаются между собой | Просмотр видеофильма |
30. | 18.04 | Животные-психологи | Групповой проект |
31. | 25.04 | Животные в государственной символике | Индивидуальные мини-проекты |
32. | 16.05 | Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться | Игра |
33. | 23.05 | Игра «Воздушный бой» | Игра |
34. | 30.05 | Итоговое занятие | |
Литература для учителя:
Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред. Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г.
Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.// География в школе.-2002.-№6.;
Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В., Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.
Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998
Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) М.: Баласс. 2010.
Елизарова Е.М. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир 2-3 классы: кружковая работа. Волгоград: Учитель. 2007.
Клепинина З.А. Тайны окружающего мира. М.: Ювента.2005.
Черныш И. Поделки из природного материала. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Шиманюк А. П. Что и как наблюдать в природе. М.: Просвещение, 1983.
Коллекция цифровых образовательных ресурсов (http//school-collection.edu.ru)
Энциклопедия “Кирилл и Мефодий» (DVD)
Литература для обучающихся:
Дрюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин 100 вопросов и ответов. Животные. М.:ЗАО Росмэн, 2006.
Ивченко С.И. Книга о деревьях. М.: Лесная промышленность, 1973.
Куделич О. Азбука растений и цветов. «Малыш» 2005.
Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М.:Просвещение. 1986.
Ридерз Дайджест. «Азбука природы»
Танасийчук Г. Н. Подземные дворцы. М.:Детская литература. 1981.
Трафимова Г.В. Рассказы Феи осторожность для больших и маленьких. Минск:ТЕСЕЙ, 2000.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. М.:ООО «Издательство Астель». ООО «Издательство АСТ», 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. /Сост. Багрова Л.А. М.:Тко АСТ. 1995.
Я познаю мир: детская энциклопедия: Животные. /Сост. Ляхов П.Р. М.: Тко АСТ. 1999.