МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Ростовской области
Отдел образования Администрации г. Каменск-Шахтинский
МБОУ СОШ №11 г. Каменск-Шахтинского
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла ________________________ Приказ №_____ от «_____»_______________г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ________________________ Приказ №_____ от «_____»_______________г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ № Приказ №_____ от «_____»_______________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Хочу все знать» (проектная деятельность)
для 9-11 классов основного общего образования
Составитель: Волкова Татьяна Геннадиевна
г. Каменск-Шахтинский 2023
Введение
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Исследовательская практика обучающегося интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа курса “Хочу все знать ” (проектная деятельность) – интеллектуальной направленности.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель и задачи курса «Хочу все знать»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
Развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.
Специфика курса
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать также возрастные особенности детей. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Программа курса внеурочной деятельности «Хочу все знать» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №11 на проектную деятельность в 5-11 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 5-11 классах.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Система планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности.
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты |
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 20%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди обучающихся 5-11 классов не менее 10%;
• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспарту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия
Календарно – тематическое планирование
9 класс
№ | Дата | Тема |
| | Что можно исследовать? Формулирование темы. |
| | Как задавать вопросы? Банк идей. |
| | Как задавать вопросы? Банк идей. |
| | Тема, предмет, объект исследования. |
| | Тема, предмет, объект исследования. |
| | Цели и задачи исследования. |
| | Цели и задачи исследования. |
| | Учимся выделять гипотезы. |
| | Учимся выделять гипотезы. |
| | Организация исследования (практическое занятие.) |
| | Организация исследования (практическое занятие.) |
| | Организация исследования (практическое занятие.) |
| | Организация исследования (практическое занятие.) |
| | Наблюдение и наблюдательность. |
| | Наблюдение и наблюдательность. |
| | Наблюдение как способ выявления проблем. |
| | Наблюдение как способ выявления проблем. |
| | Коллекционирование. |
| | Коллекционирование. |
| | Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» |
| | Сообщение о своих коллекциях. |
| | Сообщение о своих коллекциях. |
| | Что такое эксперимент. |
| | Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях |
| | Сбор материала для исследования. |
| | Сбор материала для исследования. |
| | Сбор материала для исследования. |
| | Обобщение полученных данных. |
| | Обобщение полученных данных. |
| | Как подготовить результат исследования. |
| | Как подготовить сообщение. |
| | Подготовка к защите (практическое занятие.) |
| | Индивидуальная консультация. |
| | Подведение итогов. Защита. |
| | По плану: По факту: |
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ | Дата | Тема |
| | Научные исследования и наша жизнь. |
| | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
| | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. |
| | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
| | Какими могут быть проекты? |
| | Какими могут быть проекты? |
| | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
| | Формулирование цели, задач исследования, гипотез. |
| | Планирование работы. |
| | Планирование работы. |
| | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
| | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
| | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии. |
| | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
| | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
| | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
| | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
| | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
| | Анализ прочитанной литературы. |
| | Анализ прочитанной литературы. |
| | Анализ прочитанной литературы. |
| | Исследование объектов. |
| | Исследование объектов. |
| | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
| | Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. |
| | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
| | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. |
| | Как сделать сообщение о результатах исследования |
| | Оформление работы. |
| | Оформление работы. |
| | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
| | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. |
| | Мини конференция по итогам собственных исследований |
| | Анализ исследовательской деятельности. |
| | По плану: По факту: |
Календарно – тематическое планирование
11 классы
№ | Дата | Тема |
| | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
| | Культура мышления. |
| | Культура мышления. |
| | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
| | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. |
| | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
| | Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. |
| | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез |
| | Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез |
| | Предмет и объект исследования. |
| | Предмет и объект исследования. |
| | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. |
| | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
| | Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. |
| | Наблюдение и экспериментирование. |
| | Наблюдение и экспериментирование. |
| | Техника экспериментирования |
| | Техника экспериментирования |
| | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
| | Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. |
| | Правильное мышление и логика. |
| | Правильное мышление и логика. |
| | Что такое парадоксы |
| | Что такое парадоксы |
| | Обработка и анализ всех полученных данных. |
| | Обработка и анализ всех полученных данных. |
| | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации |
| | Работа в компьютерном классе. Оформлениепрезентации |
| | Работа в компьютерном классе. Оформлениепрезентации |
| | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. |
| | Защита исследования перед одноклассниками. |
| | Защита исследования перед одноклассниками. |
| | Выступление на школьной НПК. |
| | Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. |
| | По плану: По факту: |
Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Я - исследователь» необходимы следующие принадлежности:
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по проектной технологии.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или любой другой специалист в области проектирования, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
10