СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию"»

Комитет образования МР «Балейский район»

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Ундинская средняя общеобразовательная школа»




УТВЕРЖДАЮ:




Рабочая программа курса внеурочной деятельности по обществознанию «Подготовка к ОГЭ по обществознанию»





Направленность: гуманитарная

Возраст обучающихся: 15 лет (9 класс)

Срок реализации программы: 1 год







Автор – составитель:

Ушакова А.С., учитель обществознания и истории







с. Унда

2023 г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

    1. Пояснительная записка

Экзамен по обществознанию остается самым популярным у школьников.   Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по   обществознанию и подготовить выпускников к экзамену в новой форме.  

Данная программа разработана  на основе  требований  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  второго поколения  и  предназначена  для  реализации  внеурочной  деятельности   обучающихся   в  9 классах.    Данная программа составлена  на основе кодификатора и спецификатора  к экзамену по обществознанию.  

Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по обществознанию и построения индивидуальных образовательных направлений  учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса  основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.

Программа имеет научно-познавательную  (общеинтеллектуальную)  направленность и представляет собой вариант   программы организации внеурочной деятельности средних школьников.  

Актуальность программы. Обусловлена тем, что  в программах по обществознанию,  соответствующих   ФГОС  ООО  не предусмотрены  часы  на  конкретную подготовку к ОГЭ.   В этой  ситуации  внеурочная деятельность    позволит  обеспечить  реализацию  программы, подготовит детей к итоговой аттестации.   Педагогическая целесообразность  данной  программы  внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий  для повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по обществознанию (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).  

 Отличительная особенность данной программы: состоит в том, что она  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Разделы курса составлены в соответствии со структурой единого государственного экзамена. Освоение содержания курса происходит с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы, философии, политологии и др.

Адресат программы: дети 15 – летнего возраста, проявляющий интерес к гуманитарным наукам, желающий сдавать обществознание в 2024 году.

Объём программы: 34 часа

Срок освоения программы: программа «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» рассчитана на 1 год

Формы организации образовательного процесса: обучающиеся сформированы в группу 15 человек. Предполагаются различные модели форм организации деятельности учащихся, в зависимости от задач, которые ставятся на занятиях.

Выделяются при реализации программы следующие группы форм организации обучения: по количеству учащихся 1. индивидуальная, 2. групповая, 3. работа по подгруппам. Занятия могут проводиться всем составом группы.

Форма обучения: очная

Виды занятий: для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные виды занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут)





















    1. Цель и задачи

Цель программы:

 создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков, подготовка к итоговой аттестации

Задачи программы:

Образовательные: 

  1. осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов; 

  2. выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; 

  3. обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;

  4. закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам обществознания основной школы;

  5. формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования  результатов для различных вариативных ситуаций;

  6. развивать познавательный  интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;

  7. формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего  профиля обучения  

Развивающие:

  1. способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  2. мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  3. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  4. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 Воспитательные:

  1. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  2. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

  3. давать   оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  4. давать определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.























    1. Содержание


Учебный план


п/п

Разделы

Всего

Из них:

Теория

Практика

1

Человек и общество

4

2

2

2

Сфера духовной культуры

3

1

2

3

Экономика

4

1

3

4

Социальная сфера

3

1

2

5

Сфера политики и социального управления

4

2

2

6

Право

16

8

8

ИТОГО (общее количество часов за год)

34

15

19



Содержание курса



Раздел 1: «Человек и общество»


Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Раздел 2: «Сфера духовной культуры»


Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.


Раздел 3: «Экономика»


Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.


Раздел 4: «Социальная сфера»


Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.  Межнациональные отношения.


Раздел 5: «Сфера политики и социального управления»


Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.


Раздел 6: «Право»


Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

    1. Планируемые результаты


Личностные:

- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах  и индивидуально;

- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

 - толерантное отношение к истории других стран;

- познавательная, творческая, общественная активность;

- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  

- личная и взаимная ответственность;

- готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные :

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные знания и умения:

должны знать:

- основные положения Конституции;

- полномочия органов власти;

- право, его роль в жизни общества;

- норма права;

- понятие прав, свобод и обязанностей;

- понятие и виды юридической ответственности.

должны уметь:

• выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

• создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

• строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или



Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий, включающий формы аттестации

2.1. Календарный учебный график программы «Подготовка к ОГЭ по обществознанию»



Дата начала занятий: 01.09.2023

Дата окончания занятий: 24.05.2024

Учебный год: 2023-2024 гг.

Количество часов: 34 ч.

Количество недель: 34

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут

Время проведения: 16.00 понедельник

Место проведения: школа



Календарно-тематическое планирование



 № п\п

Тема

Кол-во часов

Форма

организации

 Форма контроля

1.

Ознакомление учащихся с Положением о ОГЭ, демоверсией, кодификатором.

1

Беседа. Обучение заполнению бланков.

Фронтальный опрос

2.

Общество и человек. Природа и общество. Сферы общественной жизни

1

Лекция с элементами беседы

Решение тематического теста.

3.

Человек, индивид, личность. Деятельность. Межличностные отношения. Особенности подросткового возраста

1

Лекция с элементами практической работы.

Составление терминологического словаря по теме.

4.

Тестовый практикум по теме

1

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

5.

Духовная культура. Наука. Образование

1

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

6.

Религия. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

Составление презентаций по теме.

Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы.

7.

Тестовый практикум по теме

1

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

8.

Экономика. Экономические системы. Товар. Производство

1

Лекция с элементами практической работы

Составление таблицы по теме «Экономические системы» по теме.

9.

Рынок. Рыночные отношения.

1

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

10.

Экономическая политика государства

1

Семинар

Доклады детей по темам «Бюджетная политика государства», «Деньги и их функции», «Правовые основы экономики»

11.

Тестовый практикум по теме

1

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

12.

Социальная структура общества. Социальные группы. Социальные ценности  и конфликты.

1

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

13.

Нации и межнациональные отношения

1

Устный журнал. Составление презентаций по теме.

Групповая работа, составление презентаций, раскрывающие суть темы.

14.

Тестовый практикум по теме

1

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

15.

   Власть. Государство

1

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

16.

Политические режимы

1

Практическая работа

Составление сравнительной таблицы

17.

Гражданское общество и правовое государство.

1

Пресс-конференция

Доклады учащихся,обзор прессы

18.

Тестовый практикум по теме

1

Практическая работа

Тест и разбор заданий по теме

19.

Право. Правовые нормы. Правонарушение. Юридическая ответственность.

1

Лекция с элементами практической работы

Составление терминологического словаря по теме.

20.

Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Лабораторное занятие

Составление схем по основам конституционного права

21.

Права, свободы и обязанности граждан

1

Составление презентации по группе прав

Защита презентаций

22.

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

1

Семинарское занятие.

Доклады учащихся, обзор прессы

23.

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

1

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

24.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

1

Семинарское занятие.

Доклады учащихся, обзор прессы

25.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

1

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

26-27.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2

Лекция с элементами практической работы

Фронтальный опрос

28

Практикум по решению заданий с диаграммами.

1

Обучающее решение задач.

Решение заданий

29

Практикум по решению заданий на анализ двух суждений

1

Обучающее решение задач.

Решение заданий

20-31

Общий практикум по выполнению заданий части 2

2

Обучающее решение задач.

Решение заданий

32-33

Итоговая предэкзаменационная работа

2 ч

Контрольное решение тестов

Итоговая работа

34

Анализ итогового зачёта. Разбор типичных ошибок

1



                         

Осенние каникулы: с 30 октября 2023 года по 07 ноября 2023 года (9 дней);

Зимние каникулы: с 28 декабря 2023 года по 9 января 2024 года (12 дней);

Весенние каникулы: с 21 марта 2024 года по 29 марта 2024 года (9 дней)

Летние каникулы:

Сроки проведения промежуточной аттестации: 23 декабря 2023 года; 18 мая 2024 года.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимы: помещение, удовлетворяющее требования к образовательному процессу, компьютер, ксерокс и принтер для работы педагога, мультимедийная установка, демонстрационные таблицы, КИМы.

Информационное обеспечение:

Программа предусматривает использование интернет - ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)

Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы:

Педагог, занятый в реализации программы, имеет высшее педагогическое образование по направлению Педагогическое образование, прошедший медицинский осмотр, не имеющий ограничения к педагогической деятельности.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Пробный экзамен по обществознанию в 9 классе (по КИМ ОГЭ).

2.4.Оценочные материалы

Диагностическая работа по дополнительной общеобразовательной программе «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» проводится с целью оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся, выявить наиболее трудные для обучающихся элементы содержания, оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на различных этапах обучения по программе.

В качестве методов диагностики результатов обучения используются:

- опросы, тестирование,

- участие обучающихся в олимпиадах различного уровня,

- участие в научно – практических конференциях,

- практические задания по пройденным темам.

Также в течение года применяется метод наблюдения, то есть педагог отслеживает уровень прогресса у каждого обучающегося в отдельности.

2.5. Методические материалы

  • мультимедийные презентации;

  • дидактические материалы;

  • пособия для групповой и индивидуальной работы;

  • таблицы;

  • аудио и видеозаписи;


Сайты:

1. http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого

государственного экзамена

2. http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства

образования и науки РФ

3. http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических

измерений

4. http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

5. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные

стандарты второго поколения

6. http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека


2.6. Список литературы

Для педагога

  1. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др..Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2005г.

  2. А. Клименко, В. Румынина. Экзамен по обществознанию., М.: Айрис-пресс, 2005 г.

  3. И.И. Бабленкова, В.В.Акимов, Е.А. Сурова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов, М.: Эксмо, 2007г.

  4. Обществознание. Варианты ЕГЭ. (Федеральный институт педагогических измерений). М.: «Издательство Астрель», 2006, 2007 гг.

5. Конституция Российской Федерации в новой редакции. М, 2020 г.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. , М, 2019г.

7. Закон РФ от 01.01.2001 N 2300-1 "О защите прав потребителей". М, 2019 г.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, М. 2019г.

9. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, М. 2019г.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации, М. 2019г.

11. Семейный кодекс Российской Федерации

12. Уголовный кодекс Российской Федерации, М. 2019г.

13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, М. 2019г.

14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, М. 2019г.

Для учащихся


  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.

  2. П.А. Баранов. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ /П.А. Баранов, С.В. Шевченко; под редакцией П.А. Баранова/. Москва. АСТ. Астрель, 2010 г.

  3. Анишина В.И., Засорин С.А. Обществознание без шпаргалки. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Материк-Альфа, 2008.

  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).

  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).

  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).

  7. Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. – М.: Экзамен, 2014. – 125 с.

  8. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013.

  9. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008. – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).

  10. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.

  11. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.

  12. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.

  13. Сычев, А.А. Обществознание: Учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

  14. Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!