СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3 кл, легкая умственная отсталость

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 3 кл, легкая умственная отсталость»

ПОЯСНИТЕНЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Умелые ручки» реализует духовно - нравственное  направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах.

Программа курса разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, Уставом ГБОУ СО "Первоуральская школа".

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику.

При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно тесто и пластилин? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, а пластилин настолько претерпел изменение, что лепить им составляет для ребенка одно удовольствие.

Поэтому пластилин до сих пор является интересным материалом для детского творчества.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Данная программа является компилятивной и разработана на основе

- программы «Лепка. Аппликация. Конструирование» Автор И.В.Маслова,

- авторской программы Н.М.Конышевой «Технология», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учетом стандарта начального образования по трудовому обучению.

Из данных программ взяты только разделы "Работа с пластилином", заимствованы нетрадиционные техники работы с пластилином и соленым тестом.

Цели курса:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Задачи:

обучающие:

  • ознакомление со способами деятельности –рисование пластилином, лепка плоскостных фигур, лепка полуобъемных фигур и предметов

  • овладение основами, умениями работы из целого куска, из отдельных частей, создание образов;

  • обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепки из теста и пластилина;

  • овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

  • формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности

развивающие:

  • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

  • повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;

  • формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;

  • развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

воспитательные:

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

  • соблюдение правил техники безопасности

  • понимание необходимости качественного выполнения образа;

  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;

  • приобретение готовности самостоятельно выполнять виды игрушек, по программе.

  • умение работать в группах, учитывая мнение партнера;

Программа «Умелые ручки» разработана на 1 учебный год для детей 3 класса (9-10лет), обучающихся по АООП по 1 виду и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.

Особенности программы: учитель использует дифференцированный подход в работе с каждым учеником, имеющим различный уровень базовых знаний и умений; использует творческий подход к выбору заданий, при изучении новой темы, интересной для детей; программа нацеливает детей не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

На реализацию курса «Умелые ручки» в 3  классе  отводится  34 ч  в год,1  час в  неделю. Продолжительность занятия 40-45 минут.



Содержание программы

Содержание  программы определяется возрастными, индивидуальными особенностями младших школьников с ОВЗ.

Предлагаемая программа по лепке представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы, выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Программа состоит из разделов.

Первый раздел. Рисуем пластилином

Второй раздел. Лепка плоских изделий

Третий раздел. Мозаичная аппликация

Четвертый раздел. Лепка полуобъемных фигурок и предметов.



Первый раздел. Рисуем пластилином( 5ч)

Задачи: продолжить знакомство с материалом и инструментами для лепки. учить смешивать цвета, чтобы получить новый цвет.

Вводное занятие.

Упражнения в смешении цветов "Все цвета на картинке"

Смешение цветов. Композиция "Радуга-дуга","Осень"



Второй раздел. Лепка плоских изделий (17ч)

Задачи: учить приемам рисования пластилином, пользоваться формочками, трафаретами.

Лепка плоских изделий "Снежинка","Новогодняя ветка" "Рамка для фотографий", "Веточка мимозы", "Тайны космоса" "Жар птица"

Декоративное панно "Здравствуй лето"



Третий раздел. Мозаичная аппликация(5ч)

Задачи: учить выполнять аппликацию в технике мозаика из пластилина

Мозаичная аппликация. "Наша Армия сильна", "Пасхальный натюрморт"

"



Четвертый раздел. Лепка полуобъемных фигурок и предметов.(7ч)

Задачи: познакомить с объемными элементами, шарик, валик, конус и т.д. использовать их для создания полуобъемных фигурок.

Лепка полуобъемных фигурок и предметов. "Дружная семейка", Цветы"

Сюжетная композиция. "Дед Мороз и Снегурочка", "По тропинкам сказок"









УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№п/п


Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Смешение цветов. Композиция "Все цвета на картинке"

1

3

Смешение цветов , исходные формы. Композиция "Радуга-дуга"

1

4-5

Работа с природным материалом, доработка исходных форм. "Дружная семейка"

2

6-7

Смешение цветов. исходные формы. Композиция "Осень"

2

8

Лепка плоскостных изделий "Снежинка"

1

9

Пластилинография "Новогодняя ветка"

1

10-12

Рельефная лепка. "Рамка для фотографий"(С новым годом)

3

13-15

Сюжетная композиция "Дед Мороз и Снегурочка"

3

16

Мозаичная аппликация "Наша Армия сильна"

1

17-18

Мозаичная аппликация "Наша Армия сильна"

2

19-20

Лепка плоскостных изделий "Веточка мимозы"

2

21

Лепка полуобъемных фигурок " Цветы"

1

22-23

Рельефная лепка. "Рамка для фотографий"(подарок для мамы

2

24-25

Пластилинография "Жар - птица"

2

26-27

Мозаичная аппликация "Пасхальный натюрморт"

2

28-29

Пластилинография " Тайны космоса"

2

30-31

Сюжетная композиция "По тропинкам сказок"

2

32-34

Декоративное панно "Здравствуй, лето". Коллективная работа.

3


Всего за год 34 недели, 34 часа.


Материально-техническое обеспечение

  • Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий. Видеофильмы, альбомы по народному творчеству, схемы поэтапного выполнения работ.

  • Рабочая одежда: халат с длинными рукавами или фартук с нарукавниками.

  • Рабочие материалы: пластилин разного качества и назначения, рабочие доски, ножи (стеки), картон для композиций.

  • Индивидуальные комплекты дидактического материала. Подсобные материалы: зубочистки или заостренные спички, кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий,

мягкая чистая тряпочка для рук и стека, различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки, для придания поверхности определенной структуры. для выдавливания пластичной массы - пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Силаева К «Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки». М: Изд. Эксмо, 2006г.

  2. Михайлова И. «Лепим из солёного теста». М.Изд. Эксмо, 2006г.

  3. Лючия Пацци Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.

  4. Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.

  5. Давыдова Г.Н. Пластилинография, М. 2015

  6. Лыкова И.А. Лепка из пластилина/ Карапуз-дидактика, 2007

  7. Рубцова Е.С. Фантазии из соленого теста / ЭКСМО, 2007.

  8. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / АСТ,2009

  9. Ткаченко Т, Стародуб К. Уроки лепки из пластилина,Ростов на Дону "Феникс" 2012

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

«Умелые ручки»

В результате реализации программы внеурочной деятельности, обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должны обеспечиваться следующие достижения

• достижение воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

• достижение эффекта – последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия,

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся.



Основные личностные результаты

  • Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

  • Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности.

  • Участие в выставках детского творчества. Испытание чувства радости от достигнутого результата.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

  •  Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

  • Развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

Основные предметные результаты.

  • Уверенно делят пластилин на части, смешивают цвета соответственно замыслу.

  • Владеют техническими приёмами: сплющивание, вытягивание от целого куска , примазывание, работа с трафаретами, по шаблону.

  • Создают объемные фигуры

  • Работают в технике "мозаика"

  • Лепят работы разными способами: пластическим, комбинированным.

  • Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.

  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук.

  • Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи

Критерии результативности:

  • применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;

  • соблюдение технологии изготавливаемых изделий;

  • отсутствие травм во время работы;

  • переход от простых работ к более сложным;

Формы подведения итогов

Подведение итогов может пройти в форме конкурсов:

  • конкурс на самую лучшую игрушку;

  • конкурс «Оригинальная композиция» и т. д.

По итогам участия в общешкольных, городских выставках.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг учебных действий, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Мониторинг выполняется учителем 2 раза в год (в конце 1 полугодия и в конце года

Мониторинг планируемых результатов 3 класса по курсу внеурочной деятельности " Умелые ручки"


Основные приемы лепки.


Фамилия имя ребенка

Работа с шаблонами

Работа с трафаретом

Смешивание цветов

Сплющивание формы

Вытягивание от целого куска.

Примазывание

Создание объемных фигур

Работа в технике "мозаика"

Соблюдает правила поведения

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май

дек

май





































































































































































































































УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

С – самостоятельно; П – с помощью учителя; ! – навык не сформирован, отсутствие показателя

Низкий уровень. Ребенок не может самостоятельно размять пластилин, испытывает трудности в изготовлении основных форм из пластилина. Самостоятельно не может применять основные приёмы лепки.
Средний уровень. Ребенок не испытывает трудности при лепке. Самостоятельно или с небольшой помощью учителя разминает пластилин, выполняет большинство базовых форм, использует основные приемы лепки.
Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно лепит все основные формы, использует основные приемы лепки. составляет простые композиции, не испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью или консультацией к воспитателю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!