СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "География Курской области"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание природы, населения, хозяйства родного края расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину.  Главным объектом изучения курса внеурочной деятельности "География Курской области" является родной край.

Курс «География Курской области» рассчитан на 34 ч (из расчета 1 час в неделю) для изучения в 9 классе общеобразовательной школы. Изучение курса  целесообразно вести параллельно с курсом «География России». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "География Курской области"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Толпинская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области


РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей естественно-научного цикла от 28.08.2023 г протокол №1

Руководитель методического

объединения __________О.Г. Гукова


СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по

УВР ________М. Г. Ляхова. от 28.08.2023 г.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета МКОУ «Толпинская средняя

общеобразовательная школа»

от 29.08. 2023г. Протокол № 1

Председатель педагогического совета_____________ В.Г.Гоготов


УТВЕРЖДЕНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом МКОУ «Толпинская средняя общеобразовательная школа»

от 30.08.2023 г.№1-195

Директор школы__________В.Г. Гоготов


Рабочая программа

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

___«География Курской области»__

(наименование курса, направление)

________(естетственно-научное)_________

( направление курса)

______________1 года______________

(срок реализации программы)

____________________14-15 лет___________________

(возраст учащихся)



Составитель: __Лубкова Светлана Викторовна,

учитель географии и биологии

высшей квалификационной категории





с. Толпино

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка


«Преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик»

Д.Д.Семёнов



Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Знание природы, населения, хозяйства родного края расширяет знания и обогащает, помогает любить свою Родину.

Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса «География России».

 Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 классы, но чаще как дополнительная информация к основной теме урока. Наибольшее внимание географическому краеведению необходимо уделять в 8-9 классах, когда изучается природа и хозяйство России. Но,  к сожалению времени, на уроках не хватает для большего освещения темам родного края. Поэтому учащиеся,  порой, знают природу и быт людей  других регионов страны лучше, чем природу своей малой родины. Чтобы восполнить этот пробел, предлагается данная программа кружка  « География Курской области». Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических, творческих работ по каждому разделу.

Цели:

  • создание природного, экономического и социального образа малой родины;

  • воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с природой, населением и хозяйством родного края;

  • развитие личность ученика, его познавательных и созидательных способностей на основе познания своего края.


Главные задачи курса «География Курской области» состоят в следующем:

  1. сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале, ввести понятия о природном комплексе;

  2. сформировать представления о географических особенностях населения и экономики Курской области в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов

  3. показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты природы и природный комплекс в целом;

  4. закреплять умения читать топографический план, физико-географическую картину своей области;

  5. продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;

  6. формирование представлений о различных сторонах жизни своего региона и населения, показ его сложной структуры;

  7. создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический;

  8. развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему городу, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  9. формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  10. формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.


Курс «География Курской области» рассчитан на 34 ч (из расчета 1 час в неделю) для изучения в 9 классе общеобразовательной школы. Изучение курса целесообразно вести параллельно с курсом «География России». 

Содержание и построение курса предполагает самостоятельную работу учащихся с разнообразными источниками географической информации, выполнение практикумов, проведение обобщающих семинаров, а также обязательное выявление личностного отношения детей к процессу обучения и его результатам.   Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических работ

На занятиях географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:

  1. практические работы;

  2. наблюдения за окружающей средой;

  3. экскурсии в природу, на местные предприятия;

  4. работу с краеведческой литературой;

  5. познавательные игры;

  6. беседы

В основу построения содержания курса положены следующие принципы: 

  • принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, исторические, социальные);

  • принцип комплексности в основе его единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов; принцип гуманизации (природа родного края рассматривается как универсальная ценность, удовлетворяющая разносторонние потребности человека;

  • краеведческий принцип позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе; данный принцип способствует развитию жизненно важных умений и навыков поведения в природе;

  • личностно-деятельностный принцип  базируется на личном опыте учащихся; школьникам предоставляется возможность выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы знаний; принцип отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе развития индивидуальной ответственности за бережное сохранение природы родного края.

Основными формами контроля при изучении учебного материала являются:

-индивидуальный и фронтальный опросы
- выполнение практических работ
- различные виды тестирования,
- работа с картами




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «География Курской области» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.

Планируемые личностные результаты:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  • Умение оценивать собственные возможности

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения.

Познавательные универсальные учебные действия

  • Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сети Интернет.

  • Умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.

  • Умение структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

  • Умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

  • Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Умение давать определение понятиям.

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

  • Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Планируемые результаты обучения:

Называть, показывать, характеризовать:

- особенности физико-географического положения Курской области;

- основные структуры земной коры и формы рельефа;

- основные месторождения полезных ископаемых;

- факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны;

- примеры мелиорации земель в разных зонах;

- примеры охраняемых природных объектов и территорий;

- примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природные комплексы;

- этапы заселения и хозяйственного освоения территории;

- типы поселений;

- численность населения, соотношение городского и сельского населения;

- народы, религии;

- состав и структуру хозяйства, факторы, влияющие на размещение основных отраслей хозяйства;

- примеры охраняемых природных объектов и территорий;

- основные транспортные магистрали;

- внутриобластные экономические районы и сельскохозяйственные зоны.


Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географического краеведения ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Курской области Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  2. различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством области;

  3. основные этапы заселения и исследования территории края;

  4. основные виды природных ресурсов, их размещение и возможности практического использования;

  5. особенности населения, демографическую обстановку в крае;

  6. отраслевую и территориальную структуру хозяйства, проблемы развития хозяйства;

  7. положение на карте природных объектов, месторождении полезных ископаемых, крупнейших промышленных предприятий, городов;

  8. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.


уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; особенности населения, отраслевую и территориальную структуру хозяйства; особенности взаимодействия человека и природы родного края;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов;

  2. составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; календарь погоды своей местности

  1. определять географическое положение родного края, города, посёлка; определять координаты района; на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных;

  2. оценки экономико-географической и социальной обстановке в Курской области;

  3. прогнозирования тенденции развития края и своей местности.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание программы


Введение. Что изучает географическое краеведение. 2 часа

Источники географической информации, учебный комплекс. Источники знаний о родном крае. Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно-популярная литература. Методы краеведческой работы.

Практикум:

  1. Экскурсия в школьный музей



Особенности географического положения области, района. 2 часа

Курский регион, Центральная Россия. Географическое положение, границы, крайние точки, влияние физико-географического положения на природу, хозяйство и жизнь населения.

Практикумы:

  1. Нанесение на контурную карту элементов физико-географического положения региона.

  2. Сравнение по плану физико-географического положения Курской области и другого субъекта Российской Федерации


Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Курской области.

7 часов

Основные тектонические структуры, формы рельефа и месторождений полезных ископаемых региона. Рельеф, платформа, равнина, низменности, возвышенности.

Самые высокие и низкие отметки высот над уровнем моря на территории области и района. Роль внешних процессов в изменении современного рельефа. Антропогенные формы рельефа области – шахты, карьеры, терриконы, насыпи, курганы.

Влияние рельефа на ведение хозяйства. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, её последствия.

Практикумы:

  1. Обозначение на контурной карте основных тектонических структур, форм рельефа и месторождений полезных ископаемых региона. Установление связей между ними на основании полученной карты

  2. Составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые»

  3. Творческая работа «Научно-художественное описание любой формы рельефа. Рассказ описание рельефа своей местности, его влияние на расселение, постройку жилищ, размещение городов, садов, полей, прокладку путей сообщения и т.д. Изменение рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека»


Климат и климатические ресурсы Курской области. 5 часов

Климатические условия, погода, осадки, температура. Температура воздуха по сезонам года. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Построение и анализ графика температуры воздуха.

Особенности распределения тепла и влаги. Температура воздуха по сезонам года. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая, минимальная, максимальная температура, амплитуда своей местности. Построение и анализ графика температуры воздуха. Сезоны года.

Агроклиматические ресурсы. Влияние климатических условий на образ жизни, здоровье и хозяйственную деятельность. Изменение климата, стихийные природные явления, меры по охране воздушного бассейна.

Практикумы:

  1. Наблюдение за изменениями погоды в течение 1-2 недель, объяснение этих изменений.

  2. Построение графика годового хода температур, диаграммы количества осадков за год.

  3. Построение розы ветров

  4. Определение агроклиматических ресурсов своего региона

  5. Мониторинг состояния атмосферного воздуха


Поверхностные и подземные воды. 6 часов

Состав вод суши на территории Ростовской области и Неклиновского района. Виды и распространение подземных вод на территории края. Глубина залегания, их использование и охрана.

Поверхностные воды, подземные воды, главные речные системы реки, озёра, болота. Питание, режим, сток рек, их значение для хозяйственного использования.

Озёра, различия по площади и глубине, происхождение озёрных котловин. Водохранилища, каналы и пруды – характерные антропогенные водные объекты нашего края.

Болота, условия их образования и особенности размещения.

Водные ресурсы региона, пути сохранения их качества и объёма, оценка обеспеченности региона.

Практикумы:

  1. Нанесение на контурную карту названий крупных рек, границ водоразделов, озёр, водохранилищ

  2. Оценка обеспеченности региона водными ресурсами, составление прогноза их использования

  3. Выявление источников загрязнения вод своей местности, родники и их благоустройство


Природные комплексы Курской области. 12 часов

Условия образования и закономерности распространения основных почв, почвенный профиль, почвенные ресурсы. Изменение почв в процессе хозяйственного использования, сохранения и улучшения почв, рационального использования земельных ресурсов.

Типы растительности области и района. Их особенности, видовой состав, распространение, приспособленность к условиям обитания, хозяйственное использование. Растения края, занесённые в Красную книгу.

Животный мир Курского края, основные представители, адаптация животных к природным условиям региона. Мир птиц. Обитатели водоёмов. Использование и охрана животного мира. Животные края, занесённые в Красную книгу.

Особо охраняемые территории Курской области и Кореневского района. Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и другие. Красная книга, заказник, заповедник, национальный парк

Культурные ландшафты, антропогенные ландшафты, туристические маршруты

Практикумы:

  1. Изучение расположения почв на территории своего района, составление картосхемы

  2. Определение механического состава почв своего населённого пункта.

  3. Растения Красной книги Курской области.

  4. Животные Красной книги Курской области.

  5. Выполнение схемы природного сообщества региона. Составление прогноза изменений животного и растительного мира в зависимости от изменений других компонентов природного комплекса

  6. Разработать на карте туристический маршрут для показа наиболее интересных природных объектов

  7. Презентация «Природные достопримечательности Курской области»


Особенности экономико-географического положения области, история заселения и хозяйственного освоения территории Курской области.

6 часов

Территория, территориальное деление и экономико-географическое положение. Курская область, Центральная Россия Географическое положение, границы, транспортно-географическое положение, основные этапы изменения административно-территориального деления. История исследования русскими, зарубежными учеными и путешественниками. Основные этапы заселения и освоения. История административного переустройства области. Символика Курской области, Кореневского района.

Практикумы:

  1. Нанесение на контурную карту границ региона, элементов ЭГП области. Характеристика особенностей на основании полученной карты

  2. Нанесение на контурную карту административных районов, города областного и районного подчинения.


Природные условия и ресурсы Курской области. 2 часа

Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов, оценка природно-ресурсного потенциала (каменный уголь, руды цветных и редких металлов). Климат и типичные ландшафты. Лесные ресурсы. Реки, их режим и гидроресурсы, транспортное значение. Земельные ресурсы.


Практикумы:

  1. Нанесение на карту: а) бассейнов и месторождений топливно-энергетических ресурсов, химического сырья, минеральных строительных материалов; б) районов наиболее обеспеченных водными ресурсами; в) районов наибольшего сосредоточения пахотных земель;

  2. Творческие работы. Создание презентации о КМА


Население Курской области. 7 часов

Численность населения, его динамика и половозрастная структура. Демографическая ситуация; оценка демографической ситуации своего района, прогноз её изменений в какой либо период.

Национальный и религиозный состав, размещение населения.

Типы населённых пунктов области. Города Курской области

Трудовые ресурсы, основные тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах.


Практикумы:

  1. Определение по атласу плотности населения Курской области и нанесение ее на контурную карту.

  2. Составление характеристики своего населённого пункта по плану.

  3. Творческие работа: Презентация об одном из городов Курской области


Экономика Курской области. 12 часов

Экономика Курской области; структура хозяйственного комплекса Курской области; прогноз распределения трудоспособного населения области, района или города между основными сферами и отраслями хозяйства.

Топливно-энергетический комплекс. Его значение в промышленности области. Отраслевой состав комплекса. Электроэнергетика, ее значение, особенности развития. Типы электростанций и принципы их размещения. Себестоимость электроэнергии на станциях разных типов как основной показатель их экономической эффективности. Тепловые электростанции области. Загрязнение окружающей среды, необходимость совершенствования технологий.

Чёрная и цветная металлургия. Черная металлургия, ее значение в хозяйстве области. Стадии производства цветных металлов. Михайловский ГОК.

Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения, отраслевой состав. Специализация и кооперирование производства. Ведущие факторы размещения. Центры машиностроения, тяжелое машиностроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Химическая промышленность. Состав отраслей. Принципы размещения химического производства, их влияние на окружающую среду и здоровье населения.

Агропромышленный комплекс области. Состав комплекса, взаимосвязи отраслей. Растениеводство и животноводство, их взаимосвязь. Зональная специализация сельского хозяйства. Районы размещения зерновых культур в области. Технические культуры. Животноводство и его основные отрасли и районы. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.

Отрасли по производству товаров народного потребления. Сфера услуг. Легкая промышленность области, ее состав. Кожевенно-обувная, трикотажная, швейная промышленность. Социальные проблемы отрасли: преобладание женского труда. Жилищно-коммунальное хозяйство. Приватизация жилья в области.

Отрасли непроизводственной сферы области. Здравоохранение, образование, типы общеобразовательных школ, система профтехобразования, средние специальные, технические и высшие учебные заведения. Научные центры области. Санитарно-курортные учреждения и рекреационные районы области.

Транспортный комплекс. Значение транспорта. Виды транспорта. Железнодорожный и водный транспорт, его значение. Основные магистрали.

Развитие производства; улучшения экологической ситуации своей местности. Предприятия области.

Практикумы:

  1. Экскурсия на местные предприятия

  2. Составление схемы структуры хозяйственного комплекса Курской области или своего района

  3. Нанесение на контурную карту отраслей промышленности Курской области

  4. Творческие работы: Сообщения о предприятиях района


Территориальная организация хозяйства и внешнеэкономические связи.

7 часов

Территориальная организация хозяйства. Внутриобластные экономические районы региона; границы внутриобластных районов региона, промышленные центры, пункты, уникальные объекты ставших символами района. Центральный, Юго-Западный, Северо-Западный, Восточный Внешние экономические связи.

Практикумы:

  1. Нанесение на контурную карту границ внутриобластных районов региона, промышленных центров, пунктов, уникальных объектов ставших символами района.

  2. Составление комплексной характеристики экономических районов области


Тематическое планирование

Раздела/темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе

теория

практика

1.

Введение.

2

1

1

2.

Особенности географического положения области, района

2

1

1

3.

Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Курской области

7

3

4

4.

Климат и климатические ресурсы Курской области

5

2

3

5.

Поверхностные и подземные воды

6

3

3

6.

Природные комплексы Курской области

12

6

6

2.

Особенности экономико-географического положения области, история заселения и хозяйственного освоения территории Курской области

6

4

2

3.

Природные условия и ресурсы Курской области

2

1

1

4.

Население Курской области

7

4

3

5.

Экономика Курской области

12

6

6

6.

Территориальная организация хозяйства и внешнеэкономические связи

7

3

4


Всего

34

16

18



Список литературы

1. Б.Н. Королева Курский край: история и современность. – Курск, 1993г

2. Р.В. Кабанова, М.Р. Кудинова, Л.Б. Соколовский География Курской области: учебное пособие для школ Курской области. – Изд-во КГПУ, Курск, 1997 г

3. М.И. Падеревская Природа Курской области и ее охрана. – Воронеж, 1991 г

4. Кореневский район: прошлое и настояшее

5. Р.В. Кабанова, О.П. Лукашовой Очерки о природе Курской области (книга для чтения). – КГПУ,1999 г

6. Г.В. Козлова Курская область в задачах, вопросах и кроссоврдах. Вып.2: пособие для учащихся. – Курск, 2000 г

7. В.А. Попков География Курской области: Население и хозяйство. Часть 2.- Москва, Курск, 2010 г

8. В.А. Попков Города Курской области: краткая географическая характеристика. – Москва, Курск, 2010 г

9. Учебные материалы по географии Курской области для учащихся 8-9 классов. – Курск

10. Рабочая тетрадь по географии Курской области для учащихся 8-9 классов. - Курск


Интернет ресурсы по Краеведению:

  1. http://www.biodat.ru – сайт Красной книги России.

  2. http://spacedigest.com.ru – спутниковые фотографии и спутниковые карты от Coogle.

  3.  http://ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия





Заместитель директора по ВР

__________ Ляхова М.Г.

подпись расшифровка подписи

28.08.2023 г_____





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

курса внеурочной деятельности


«География Курской области»


Класс 9_


Учитель Лубкова Светлана Викторовна


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час




Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности, рассмотренной и принятой на заседании педагогического совета от 29.08.2023г протокол №1, утвержденной и введенной в действие приказом от 30.08.2023г №1-195








п/п

Сроки проведения

Название темы

Примечание

Практикумы

план

факт

Введение. 2 часа

1



Введение. Что изучает географическое краеведение



2



«О, дом Отеческий! О край всегда любимый!»


Экскурсия в школьный музей

Особенности географического положения области, района. 1 часа

3



Физико-географическое положение Курской области


Нанесение на контурную карту элементов физико-географического положения региона.

Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф Курской области. 5 часов

4



Тектоническое строение территории Курской области. Геологические памятники природы



5



Полезные ископаемые региона и своей местности.


Составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые»


6



В центре Курской магнитной аномалии


Виртуальная экскурсия

7



Основные неровности поверхности на территории области


Обозначение на контурной карте основных тектонических структур, форм рельефа и месторождений полезных ископаемых региона.

8



Современные рельефообразующие процессы. Курские бедленды



Климат и климатические ресурсы Курской области. 3 часов

9



Погода и климат региона и своей местности


Наблюдение за изменениями погоды в течение 1-2 недель, объяснение этих изменений. Построение графика годового хода температур, диаграммы количества осадков за год.

Построение розы ветров

10



Климатические сезоны в Курской области



11



Агроклиматические ресурсы области и своей местности


Определение агроклиматических ресурсов своего региона.

Составление таблицы

Поверхностные и подземные воды. 3 часа

12



Поверхностные воды. Главные речные системы


Нанесение на контурную карту названий крупных рек, границ водоразделов, озёр, водохранилищ

13



Озёра, болота и подземные воды



14



Водные ресурсы региона, пути сохранения их качества и объёма


Оценка обеспеченности региона водными ресурсами, составление прогноза их использования

Выявление источников загрязнения вод своей местности, родники и их благоустройство

Природные комплексы Курской области. 7 часов

15



Типы почв Курской области


Изучение расположения почв на территории своего района, составление картосхемы

16



Растительность Курской области. Животный мир


Растения Красной книги Курской области.

17



Природные зоны области, своего района. Виртуальная экскурсия «Центрально-Черноземный заповедник»



18



Экологические проблемы Курской области. Особо охраняемые территории


Подготовка мини проектов

19



Защита творческого проекта


Презентация «Природные достопримечательности Курской области»

Особенности экономико-географического положения области, история заселения и хозяйственного освоения территории Курской области. 2 часа

20



Границы региона, элементы ЭГП области. Символика Курской области и Кореневского района


Нанесение на контурную карту границ региона, элементов ЭГП области. Характеристика особенностей на основании полученной карты

21



Административно-территориальное деление Курской области


Нанесение на контурную карту административных районов, города областного и районного подчинения.

Природные условия и ресурсы Курской области. 1 час

22



Природные условия и ресурсы как фактор формирования хозяйства Курской области


Нанести на контурную карту основные природные ресурсы области

Население Курской области.3 часа

23



Численность населения, его динамика и половозрастная структура



24



Национальный состав, размещение населения


Определение по атласу плотности населения Курской области и нанесение ее на контурную карту.

25



Коллективный проект Города Курской области


Презентация об одном из городов Курской области

Экономика Курской области. 3 часа

26



Топливно-энергетический комплекс. Чёрная и цветная металлургия


Нанесение на контурную карту отраслей промышленности Курской области

27



Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность



Экскурсия на местные предприятия

Сообщения о предприятиях района

28



Общая характеристика АПК. Сфера услуг



Территориальная организация хозяйства и внешнеэкономические связи. 3 часа

29



Экономико-географические различия: Центральный экономический и Юго-Западный экономический район


Нанести на контурную карту границы экономических районов Курской области

Составление комплексной характеристики экономических районов области

30



Экономико-географические различия: Северо-Западный экономический и Восточный экономический район


Нанести на контурную карту границы экономических районов Курской области

Составление комплексной характеристики экономических районов области

31



Зачет «Будущее Курского края»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!