СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Знай-ка" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Знай-ка" 2 класс»




Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Знай-ка» для 2 класса разработана в соответствии -с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, -Приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576, - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями), -ООП НОО МАОУ гимназии №33 и примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС) с использованием рабочих тетрадей Л.В.Мищенковой «36 занятий для будущих отличников»

На изучение курса по внеурочной деятельности «Знайка» во 2 классе отводится 27 часов в год. Количество часов в неделю – 1 час

Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:

36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6–7 лет) / Методическое пособие, –М.: Издательство РОСТ, 2011.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1–4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основные цели и задачи

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.

  2. Развитие творческих способностей младших школьников.

  3. Расширение кругозора учащихся.

  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.









Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с авторской программой на изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» во 2 классе рекомендовано отводить 27 часов в год, 1 час в неделю. В соответствии с планом работы школы по внеурочной деятельности, с санитарными нормами одно занятие длится 40 минут.


К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

  • Уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.


Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционноразвивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

  • Безотметочная система обучения

  • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

  • Поощрение высказывания оригинальных идей.

  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

  • Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.


Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*.

Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Содержание учебного курса.

В основе содержания и построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. 
Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
" Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
" Задачи геометрического характера 
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
" Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
" Нестандартные задачи алгебраического характера 
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение. 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

  2. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 201

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Внеурочное занятие № (тема, название)

Количество часов

Формы организации внеурочной деятельности

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Снова в школу

1

Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?»

Вспомнить значение обучения и правила поведения в школе.

Участвовать в обсуждении вопросов, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, решать весёлые задачи, иллюстрировать стихотворение

Как из рога изобилия

1

Игры

Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы

Кое-что о школе

1

Игры

Загадалки - с - толку –сбивалки о школе. Криптограмма

Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом

Овощи с грядки

1

Игры и задания на смекалку

Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует

Курам на смех

1

Логические игры

Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру

Сказочный листопад

1

Слушание сказок и её обсуждение

Разгадывать зашифрованные названия в картинках сказок, выполнять задания поискового характера, узнавать сказочный предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом

Развиваем воображение и фантазию

1

Беседа - размышление

Слушать и анализировать текст услышанного рассказа, находить ошибки в цитатах из стихотворений; придумывать свои примеры, подтверждающие мысль, что великаном быть хорошо; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании стихотворения «Хорошо быть великаном»

Морские обитатели

1

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»


Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению

Бьём баклуши

1

Ролевые игры

Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы

Зоологическое ассорти

1

Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир»


Находить лишнее животное в группе, разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, связанные с животными, выкладывать из танграма белку

Клуб юных живописцев

1

Интеллектуальные игры

Разгадывать ребусы, определять рисунки по жанрам, рисовать карандашом

Цветочная угадайка

1

Исследовательская работа

Продолжать закономерность в рисунке, расшифровывать названия цветов, инсценировать весёлые диалоги, набирать слова-названия цветов из длинного слова, рисовать по клеткам

Открываем долгий ящик

1

Интеллектуальные игры

Отгадывать загадки разного вида, играть со словами, продолжать закономерность, устанавливать последовательность, работать с танграмом и офицерской линейкой, составлять текст из перепутанных предложений

Звёздный дождь

1

Исследовательская работа КТД «Звёздное небо»

Участвовать в КТД (изготавливать модели планет солнечной системы), участвовать в беседе, разгадывать ребусы, играть со словами, определять название сказок, устанавливать и продолжать закономерность

Ёлочка с волшебными шишками

1

Информационно –развлекательный праздник «Как встречают Новый год люди всех земных широт». Новогодние забавы. Изготовление ёлочных украшений

Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх, наряжать ёлочку

изготовленными своими руками игрушками. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды


Учимся быть внимательными и заботливыми

1

Ролевые игры

Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевую е игру «Разброс мнений». Анализировать ситуации давать им оценку

Засучив рукава

1

Игры и задания на смекалку

Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму

Сундучок занимательных заданий

1

Интеллектуальные игры

Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям

Симметрия

1

Логические игры

Работать офицерской линейкой: рисовать геометрические фигуры, составлять рисунки, выкладывать из спичек фигуры, проводить оси симметрии в фигурах, рисовать по клеточкам, находить симметричные фигуры. Рисовать симметричные и несимметричные фигуры

Сказочные герои в ребусах и загадках

1

Занимательные задания

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка,

Учимся быть честными

1

Беседа-размышление о честности

Инсценировать рассказ В. Осеевой «Что легче?» Разыгрывать ситуации, фрагменты при помощи мимики и жестов и анализировать ситуации, читать криптограмму, комментировать «Вредные советы» Г. Остера.

«Учитесь властвовать собой»

1

Ролевые игры

Разгадывать головоломки, играть в логические игры. анализировать ситуации и чувства человека, учиться делать комплименты друг другу

Учимся управлять своими чувствами

1

КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела»

Читать криптограмму, участвовать в тренингах по сдерживанию негативных эмоций; рисовать рисунки, изображающие с положительные эмоции

Любопытные факты из жизни животных

1

Программа «Изучаем животных»

Мини - проекты

Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом

Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных

1

Программа «Изучаем животных»

Мини - проекты

Распределять животных по видам, рисовать по клеточкам симметричную половину божьей коровки, рассказывать о животных

Пятое колесо в

телеге

1

Занимательные задания и игры

Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет.

Здравствуй, сказка!

1

Занимательные задания и игры по сказкам

Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!