РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»
среднее общее образование
Срок освоения 1 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
- способность характеризовать собственные знания и умения, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий;
- вступать в диалог, а также участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты:
выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения собственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
- выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Содержание курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»
В соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Язык и речь
Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Словесное общение. Монолог. Понятие внутреннего монолога. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов.
Единицы языка
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
Текст и его основные понятия
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Проблема. Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. Интонация и логическое ударение. Как завладеть вниманием слушателей.
Стили речи
Стили речи и их особенности. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили.
Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Анализ текста публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста художественного стиля.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.
Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.
Разговорный стиль речи и его особенности.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.
Система работы над текстом
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. От слова к тексту.
Формы работы: теоретические и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы: лекция, беседа, исследование, наблюдение, работа со словарями, работа с текстами различных стилей и типов речи, дискуссия, сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся: сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных высказываний на лингвистическую тему, анализ текстов различных стилей и типов речи, конспектирование, составление тезисов, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц, алгоритмов.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов на изучение |
1. | Язык и речь | 5 |
2. | Единицы языка | 4 |
3. | Текст и его основные понятия | 8 |
4. | Стили речи | 8 |
5. | Система работы над текстом | 8 |
| Резервное занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Литература для учителя:
Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
Львова С.И. Уроки словесности. – М.,1996.
Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.
Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.
Литература для учащихся:
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.
Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.
Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.
Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.
Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»
№ п/п | Тема занятия | Форма контроля | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
Язык и речь – 5 ч. |
1. | Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. | Презентация. | | | |
2. | Изобразительные возможности языка. | Исследовательская работа. | | | |
3. | Речь устная и письменная. Словесное общение. | Беседа, составление высказываний по теме. | | | |
4. | Монолог. Диалог. Полилог. | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
5. | Анализ примеров из художественных текстов. | Практикум. | | | |
Единицы языка – 4 ч. |
6. | Слово как универсальная единица языка. | Беседа. | | | |
7. | Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. | Работа со словарями. Составление схем, таблиц алгоритмов. | | | |
8. | Предложение как единица языка. | Беседа, редактирование предложений и текстов. | | | |
9. | Слова-предложения и их роль в тексте. | Редактирование предложений и текстов. | | | |
Текст и его основные понятия – 8 ч. |
10. | Текст. Тема текста. | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
11. | Микротема и абзац. | Составление высказываний на лингвистическую тему. | | | |
12. | Основная мысль. Проблема. | Работа с научной и публицистической литературой. | | | |
13. | Контекст. Подтекст. Затекст. | Практикум. | | | |
14. | Средства связи предложений в тексте. | Составление текста по образцу. | | | |
15. | Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. | Составление текста с определенным видом связи по образцу. | | | |
16. | Интонация и логическое ударение. | Беседа, речевой практикум. | | | |
17. | Как завладеть вниманием слушателей. | Практикум. | | | |
Стили речи – 8 ч. |
18. | Стили речи и их особенности. | Работа в группах. Анализ текста, публичная защита. | | | |
19. | Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Анализ текста публицистического стиля. | Работа с научной и публицистической литературой. | | | |
20. | Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста художественного стиля. | Работа в группах, составление обрамлений к рассказу. | | | |
21. | Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. | Создание и рецензирование собственного текста. | | | |
22. | Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов. | Беседа, образцы документов. | | | |
23. | Разговорный стиль речи и его особенности. | Практикум. | | | |
24. | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. | Составление текста по образцу. | | | |
25. | Тексты смешанного типа. | Работа с научной и публицистической литературой, подбор текстов. | | | |
Система работы над текстом – 8 ч. |
26. | Виды анализа прозаического текста. | Лекция. | | | |
27. | Лингвистический анализ. | Беседа, анализ текста. | | | |
28. | Анализ поэтического текста. | Анализ текста. | | | |
29. | Сравнительно-сопоставительный анализ. | Беседа, анализ текста. | | | |
30. | Лексико-семантический анализ. | Практическая работа. | | | |
31. | Анализ произведения в контексте. | Анализ текста. | | | |
32. | Система работы над анализом текста. | Практическая работа. | | | |
33. | От слова к тексту. | Круглый стол. | | | |
34. | Резервное занятие. | | | | |