СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "От слова к тексту".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "От слова к тексту". 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "От слова к тексту".»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ»

среднее общее образование

Срок освоения 1 год















Результаты освоения курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»


Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершенствованию;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;

- способность характеризовать собственные знания и умения, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

- познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.


Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;

- основам коммуникативной рефлексии;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий;

- вступать в диалог, а также участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать определение понятиям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

- основам рефлексивного чтения;

- ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- организовывать исследование с целью проверки гипотез;

- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты:

выпускник научится:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы и т. д.;

- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы текста;

- выделять не только главную, но и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения собственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

- выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.


Содержание курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»


В соответствии с требованиями ФГОС СОО.


Язык и речь

Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Словесное общение. Монолог. Понятие внутреннего монолога. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов.


Единицы языка

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

Текст и его основные понятия

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Проблема. Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь. Интонация и логическое ударение. Как завладеть вниманием слушателей.


Стили речи

Стили речи и их особенности. Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили.
Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Анализ текста публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста художественного стиля.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.

Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.

Разговорный стиль речи и его особенности.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.


Система работы над текстом

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. От слова к тексту.


Формы работы: теоретические и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы: лекция, беседа, исследование, наблюдение, работа со словарями, работа с текстами различных стилей и типов речи, дискуссия, сопоставление и анализ.


Виды деятельности учащихся: сжатие исходного текста, редактирование текста, составление текста по образцу, составление обрамлений к рассказу, восстановление частей текста, составление устных высказываний на лингвистическую тему, анализ текстов различных стилей и типов речи, конспектирование, составление тезисов, работа с научной и публицистической литературой, составление схем, таблиц, алгоритмов.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»


п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов на изучение

1.

Язык и речь

5

2.

Единицы языка

4

3.

Текст и его основные понятия

8

4.

Стили речи

8

5.

Система работы над текстом

8


Резервное занятие

1


Итого

34


Литература для учителя:

  1. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.,1977.

  3. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.

  4. Львова С.И. Уроки словесности. – М.,1996.

  5. Мещеряков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

  6. Черемисина - Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М.,1999.


Литература для учащихся:

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

  3. Мокиенко В.М. Образы русской речи. – Л., 1986.

  4. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

  5. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.


Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке. – М., 2004.

  2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского языка. – СПб., 2001.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.,1998.

  4. Энциклопедический словарь юного филолога. / сост. М.В. Панов. – М., 1984

  5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред Р.И.Аванесова. - М.: Рус.яз., 1989, 688 с.

  6. Бирих А.К. и др. Словарь фразеологических синонимов русского языка. – М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 448 с.

  7. Бабенко Л.Г. и др. Большой толковый словарь синонимов русской речи. - М,: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2009. 784 с.

  8. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. – М.: АСТ-Астрель, 2008, 749 с.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»


п/п

Тема занятия

Форма контроля

Дата

Примечание

по плану

по факту

Язык и речь – 5 ч.

1.

Язык и речь. Язык - знаковая система сознание. Мысль и слово.

Презентация.




2.

Изобразительные возможности языка.

Исследовательская работа.




3.

Речь устная и письменная. Словесное общение.

Беседа, составление высказываний по теме.




4.

Монолог. Диалог. Полилог.

Составление высказываний на лингвистическую тему.




5.

Анализ примеров из художественных текстов.

Практикум.




Единицы языка – 4 ч.

6.

Слово как универсальная единица языка.

Беседа.




7.

Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений.

Работа со словарями. Составление схем, таблиц алгоритмов.




8.

Предложение как единица языка.

Беседа, редактирование предложений и текстов.




9.

Слова-предложения и их роль в тексте.

Редактирование предложений и текстов.




Текст и его основные понятия – 8 ч.

10.

Текст. Тема текста.

Составление высказываний на лингвистическую тему.




11.

Микротема и абзац. 

Составление высказываний на лингвистическую тему.




12.

Основная мысль. Проблема.

Работа с научной и публицистической литературой.




13.

Контекст. Подтекст. Затекст.

Практикум.




14.

Средства связи предложений в тексте.

Составление текста по образцу.




15.

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Смысловая связь.

Составление текста с определенным видом связи по образцу.




16.

Интонация и логическое ударение.

Беседа, речевой практикум.




17.

Как завладеть вниманием слушателей.

Практикум.




Стили речи – 8 ч.

18.

Стили речи и их особенности.

Работа в группах. Анализ текста, публичная защита.




19.

Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Анализ текста публицистического стиля.

Работа с научной и публицистической литературой.




20.

Художественный стиль речи и его структура. Сжатие текста художественного стиля.

Работа в группах, составление обрамлений к рассказу.




21.

Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.

Создание и рецензирование собственного текста.




22.

Официально-деловой стиль речи и его структура. Составление официально-деловых документов.

Беседа, образцы документов.




23.

Разговорный стиль речи и его особенности.

Практикум.




24.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

Составление текста по образцу.




25.

Тексты смешанного типа.

Работа с научной и публицистической литературой, подбор текстов.




Система работы над текстом – 8 ч.

26.

Виды анализа прозаического текста.

Лекция.




27.

Лингвистический анализ.

Беседа, анализ текста.




28.

Анализ поэтического текста.

Анализ текста.




29.

Сравнительно-сопоставительный анализ.

Беседа, анализ текста.




30.

Лексико-семантический анализ.

Практическая работа.




31.

Анализ произведения в контексте.

Анализ текста.




32.

Система работы над анализом текста.

Практическая работа.




33.

От слова к тексту.

Круглый стол.




34.

Резервное занятие.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!