СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности детской театральной студии "Триумф" для учащихся 5-6 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности детской театральной студии "Триумф" для учащихся 5-6 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»




Приложение к приказу

№_____ от ___________

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_______________

/Строкова Р. С. /

Протокол

№_______

от «___»_____2022г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ «Лицей № 3

им. П.А. Столыпина»

______ /Архипова И. А. /


«____»______2022 г.


Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от « ___» _____2022г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «Лицей № 3

им. П.А. Столыпина»

________ /Семина Т.В.

Приказ № _____ от

«_____» _______2022 г.









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

театральной студии

«Триумф»

общекультурное направление

учащихся 5-х классов








Составил

учитель первой

квалификационной категории

Шурыгина А.И.












2022 - 2023 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности театральной студии «Триумф» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • СП 2.4.3648-20;

  • СанПиН 1.2.3685-21;

  • Основной образовательной программы ООО МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина», утвержденной приказом от 01.09.2022 № 1

Место курса в плане внеурочной деятельностиМОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»

учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.

Рабочаяпрограммакурсавнеурочнойдеятельностиявляетсячастьюосновнойобра-зовательнойпрограммыобразовательнойорганизации, разрабатываетсясамостоятельно наосноветребованийкрезультатамосвоенияобразовательнойпрограммыосновногооб-щегообразования.

Современноеобществотребуетотче-ловекаосновныхбазовыхнавыковвлюбой профессиональнойдеятельности – эмоцио-нальнаяграмотность, управлениевниманием, способностьработатьвусловияхкросскультур-ности, творчествоикреативность, способность к (само)обучениюидр. Приправильновыстро-еннойработеосновнуючастьизвостребован-ныхвбудущемнавыковможноразвить, зани-маясьтеатральнойдеятельностью.

Театральноеискусствопредоставляетвсе возможностидляразвитияразносторонней личностиновоговремени, умеющейнестандар-тномыслить, бытьувереннойвсебе, отстаивать своюточкузрения, отвечатьзасвоипоступки, способнуюслушатьислышатьмнениедруго-гочеловека, видетьмирвегоразнообразии, различатьоттенкиэмоцийиговоритьосвоих чувствах. Театрсегоширочайшимспектромху-дожественно-выразительныхивоспитательных возможностей – этоещёиискусствообщения.

Уподростковвсреднемшкольномвоз-расте (возрастнаягруппа 11-13 лет) происходит переходотнезрелостикначальномуэтапузре-лости. Онзатрагиваетвесьорганизмребенка: физиологическую, интеллектуальнуюинрав-ственнуюстороны.

Вэтомвозрастеформируетсяхарактер ученика, происходитперестройкапсихофизиче-скогоаппарата, ломкасложившихсяформвза-имоотношенийсовзрослымиисверстниками. Существенноезначениенеобходимопридавать эмоциональномуаппаратуподростка. Эмоциив этотпериодстановленияотличаютсясерьезно-стьюверывнихсамогоподросткаитрудностью управленияими, преждевсегоиз-занеспособ-ностиихконтролировать, неумениемсдержи-ватьсебя, чтоотражаетсянаокружающихиз-за резкостиповеденияученика. Влияниечувствна подросткапроисходитгораздосильнее, нежели восприятиеимкнигиучителей.

Существеннымизменениемподвергает-сяпамятьивнимание. Соднойстороны, фор-мируетсяпроизвольноевнимание, сдругой – обилиеразличныхвпечатлений, связанныхс эмоциональной, чувствительнойактивностью, приводиткбыстройпотеревнимания.

Вэтомвозрастепроисходитскачокмыс-лительногопроцесса. Появляетсяопределен-наясистематичностьвподходекизучению предметовшкольнойпрограммы: самостоя-тельныймыслительныйпроцесс, возможность делатьвыводыиобобщения, раскрытиесодер-жаниятогоилииногопонятиявконкретных образах.

Уподростковпоявляетсяпотребностьв новыхзнанияхивпечатлениях.

Задачапедагогазаключаетсявподдержкеэтихстремлений школьника.

Впроцессевоспитанияиобуче-ниявшкольныхтеатрахнеобходимовсячески убеждатьподростковвтом, чтоименнообра-зованныйиумныйчеловекможетбытьуспеш-ным, лучшимвсвоемделе. Еслиуподростка произойдетслияниеегоинтересовиубежде-ний (педагогическаязадача), тогдапроизойдет эмоциональныйвсплеск, направленныйнаиз-учениепредмета.

Созданиетворческойрабочейатмос-феры, вкоторойпедагогишкольникбудут чувствоватьсебякомфортно, возможнопри ежедневномвоспитанииответственногоотно-шенияобучающихсякзанятиям. Вэтомпомо-гутконкретныетребования:

- спервыхзанятийубедитьобучающихся внеобходимостизавестиотдельную тетрадьдлязаписиупражненийи текстов. Этатетрадьбудетсодержать всеосновныеэтапыобученияиможет пригодитьсявдальнейшем;

- налаживаниетворческойдисциплины.

Занятияпотеатральнойдеятельности целесообразностроитьпопринципумеждис-циплинарнойсвязи. Отборираспределение упражненийвыстраиватьпопринципу «отпро-стогоксложному». Каждоеконкретноезаня-тиеявляетсязвеномобщейсистемыобучения. Предпочтительнаигроваяформазанятийвсо-ответствиисвозрастнымиинтересами.

Содержаниекурсавнеурочнойдеятель-ностипоактёрскомумастерствуисценической речистроитсянаосновеметодикивоспитания иобученияВахтанговскойшколы. Главнаяосо-бенностьшколы – последовательностьосвое-нияэлементовтехникиактёра: «Отпростого ксложному! Безспешкиибольшихскачков! Каждыйследующийэлементвбираетвсебя всепредыдущие».

Порядокпрохожденияэлементовактер-скойтехникисогласнометодикеВахтангов-скойшколыследующий:

1. Внимание

2. Память

3. Воображение

4. Фантазия

5. Мышечнаясвобода

6. Переменаотношения (кпредмету, местудействия кпартнеру)

7. Физическоесамочувствие

8.Предлагаемыеобстоятельства

9. Оценкафакта

10. Сценическоеобщение

Вовнеурочнойработепотеатральнойде-ятельностисподросткаминеобходимоуделять особоевниманиеадаптацииупражненийпод конкретнуювозрастнуюкатегориюшкольников. Нужномаксимальноемкоикомпактнообъяс-нятьзадачиупражнения, темсамымстремиться косознанностизанятий; контролюнадправиль-нымвыполнениемупражнений; внимательно следитьзатемпо-ритмомзанятияиуделятьболь-шевниманиядисциплине. Всеэтосвязаноспо-ниманиемцелесообразностикаждогоотдельно взятогоупражненияиперспективывсегоучеб-ногопроцесса. Педагогможетчастичноделеги-ровать, доверитькому-тоиздетейпровестикон-кретноеупражнениеилифрагментразминки.

Важно, чтобышкольникиназанятиях ощущалиуспех, чувствовали,чтоунихполучает-ся, тогдабудетпостояннаязаинтересованность вдальнейшемосвоениипроцессаобучения.

На занятиях театральной студии контроль осуществляется в форме устного опроса и в форме концертного выступления.

Условные обозначения :

  • ОНЗ –открытие нового знания;

  • РУ– развитие умений;

  • ИЗ – итоговое занятие

  • С.Р.- самостоятельная работа

  • Ф.р. фронтальная работа;

  • ПК – использование презентаций, ЦОР, ресурсов Интернет

Учебно-тематический план


Название раздела/темы

Количество часов

Форма аттестации/ контроля по разделам

всего

теория

практика

1

Вводноезанятие.


1

1


Беседа, игра, инструктаж.

2

Азбукатеатра.


1

1


Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители».

3

Театральноезакулисье.

1

1


Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

4

Посещениетеатра.


1


1

Просмотр спектакля, беседа, самостоятельный анализ, обсуждение

5

Сценическаяречь.

Культураитехникаречи

7

2

5

Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

6

Художественноечтение.

4


4

Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

7

Основыактерской

грамоты.

3

3


Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

8

Предлагаемые обстоятельства.

Театральныеигры.

3


3

Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

9

Ритмопластика.

Сценическоедвижение.

3


3

Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий

10

Актёрскийпрактикум.

Работанадпостановкой.

9

1

8

Наблюдение; выполнение творческих заданий

11

Итоговаяаттестация

1

1


Творческий отчёт. Анализ работы студии








Итого:

34

10

24











Календарно-тематический план


п/п

Название разделов и тем

Календарные сроки


Ресурсное обеспечение (ЭОР, оборудование,

приборы, дидактические материалы и др.)

1.

Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном театре.

1.09



ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


2.

Работа над формированием детского коллектива, определение направления работы каждого участника. Прослушивание.

8.09

3.

Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста.

15.09

4.

Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.

22.09



ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


5.

 Развитие актерских способностей. Упражнения на развитие сценической речи, дикцию. Вокальная работа.

29.09


6.

Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами.

6.10

7.

  Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, челюстей. Работа со скороговорками.

13.10

8.

Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

20.10




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


9.

Развитие актерских способностей. Знакомство с понятием «сценическая культура»

27.10

10.

Работа над репертуаром.

10.11

11.

Формирование исполнительской, сценической, слушательской культуры.

17.11




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


12.

Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.

24.11

13.

  Упражнения на внимание, на развитие чувства ритма

1.12

14.

 Индивидуальная работа над репертуаром.

8.12

15.

Знакомство с понятиями «двигательная культура» и «Выразительность» в движениях и пении.

15.12

16.

Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения.

22.12




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


17.

Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами.

12.01

18.

Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой.

19.01

19.

Развитие актерских способностей. Развитие сценической речи.

26.01

20.

Пение с движением. Сценическая хореография.

2.02




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


21.

Осмысленный вариант поведения на сцене. Обыгрывание ролей.

9.02

22.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

16.02

23.

Знакомство с творчеством современных детских театральных студий, анализ. Просмотр видео фрагментов выступлений.

2.03

24.

Репетиционная работа, анализ с помощью просмотра видеозаписи собственного выступления.

9.03




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


25.

Театральная азбука. Работа над дикцией.

16.03

26.

Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами.

23.03

27.

Работа над репертуаром.

30.03

28.

Дыхательная гимнастика

6.04

29.

Эмоциональное состояние выступающего на сцене.

13.04




ПК,

мр3 записи,

фонограммы

и печатный текст


30.

Работа над репертуаром.


20.04

31

Репетиционная работа, анализ с помощью просмотра видеозаписи или прослушивания аудио записи собственного выступления.

27.04

32.

Театральная азбука. Работа над ансамблевым исполнением разученных произведений.

4.05

33.

Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами.

11.05

34.

Итоговое занятие. Анализ работы кружка.

18.05






Планируемые результаты освоения, курса внеурочной деятельности



Тематический раздел

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

предметные

метапредметные

личностные



Вводноезанятие.


Азбукатеатра.


Театральное

закулисье.


Посещение

театра.


Сценическая

речь.


Культураи

техникаречи


Художественное

чтение.


Основы

актерской

грамоты.


Предлагаемые

обстоятельства.


Театральные

игры.


Ритмопластика.


Сценическое

движение.


Актёрский

практикум.


Работанад

постановкой.


Итоговая

аттестация



Ученик научится:

выразительно читать и правильно интонировать;

различать произведения по жанру;

читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; - освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;

использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; - использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;

ориентироваться в сценическом пространстве;

выполнять простые действия на сцене;

взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно удерживать внимание на заданном объекте;

создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.

Регулятивные УУД:

- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;

- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

-планирование своих действий на отдельных этапах работы;

- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;

-анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют:

- развить интерес к театральному искусству;

-освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);

-сформировать представления о театральных профессиях;

- освоить правила проведения рефлексии;

- строить логическое рассуждение и делать вывод;

-выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют:

- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;

- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.


Содержание учебного курса внеурочной деятельности



№ п/п

Тема

занятия




Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности

Основные

виды учебной деятельности

Форма

организации учебных

занятий

Форма организации учебных занятий

1.

Вводное

занятие

Инструктаж по технике безопасности. Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива.

Фронтальная работа.

Беседа.

Интернет ресурсы

2.

Азбука

театра.


Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет. Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. «Театральная» викторина

Фронтальная работа.

Поисковые методы.

Интернет ресурсы

3

Театральное

закулисье.


Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.

Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».

Игра.


Интернет ресурсы

4.

Посещене

театра

Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля. Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько, смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста. Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением.

Групповая работа.


Интернет ресурсы

5.

 Сценическая

речь, культура

речи и техника

речи


Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

1. определение целей и условий выполнения;

2. педагогический показ;

3. просмотр упражнения;

4. комплексный контроль и корректировка.

В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в соответствии с возрастными интересами.

Индивидуальная работа.


Интернет ресурсы

6.

Художественное

чтение


Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.

Практическая часть.

Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок. Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе). Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Индивидуальная работа.


Интернет ресурсы

7.

Основы

актерской

грамотности


Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия –закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном результате.

Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин. Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д. Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»). Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д.

Групповая работа


Интернет ресурсы

8.

Предполагаемые обстоятельства. Театральные

игры.

Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств. Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.). Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников. Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам.

Групповая работа.


Интернет ресурсы

9.

Ритмопластика.


Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия:

- точки зала (сцены);

- круг, колонна, линия (шеренга); -темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.). Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку).

Групповая работа.


Интернет ресурсы

10.

Работа над

постановкой, миниатюрами, миниспектаклями.

Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы

Групповая работа.


Интернет ресурсы

11.

Итоговаяаттестация


Групповая работа


Интернет ресурсы




Интернет-ресурсы

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html


1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary

5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music





Приложение 1.



Дыхательные упражнения, дикционные упражнения и упражнения на расширения.

диапазона (выполняются стоя)


1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

3. 2 вдоха носом, 1 выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.

4. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, как на свечку дозируя выдох. У кого заканчивается воздух, тот поднимает руку и

садится. Выиграл тот, у кого воздуха хватило на более долгий промежуток времени.

5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук – ф – , подталкивая каждое произнесение животом.

6. «Машинка». Непрерывное выдувание воздуха через вибрацию губ. Упражнение для укрепления губных мышц и расширения диапазона. Руки вытягиваются вперёд, держа воображаемый руль. Вибрация голоса на примарном звуке – машина едет прямо, glissando вверх

– поворот руля влево или вправо. Вибрация голоса на максимальной высоте – разворот.

7. «Скрип». Язык на нижней губе. Связками издаём скрип, похожий на скрип большой тяжёлой двери. Состояние полного расслабления. Можно использовать медленные повороты головы из стороны в сторону.

Дети должны быть заранее предупреждены, что при выполнении упражнений может закружиться голова. Если такое произошло, ребёнок просто молча садится на стул и прекращает выполнение упражнений. Головокружения прекращаются после 2 – 4 недель работы.

При выполнении упражнений к головному мозгу поступает большее количество кислорода.

8. «Собачка». Маленькая собачка лает тонким писклявым голосом, а большая – басом. Быстро произносится WAF на максимально возможной высоте, каждое произнесение подталкивается животом. Большая собака лает низким голосом. Медленно произносится WAF

максимально низко. Желательно добиться резонирования в груди. Сначала собачки лают отдельно, затем лай чередуется, неожиданно для детей, прерываясь паузами. Разделив хор на 2 части, где одна часть лает как маленькие собачки, а другая как большие – знакомим детей с

двухголосием.

9. «Парные согласные». Дети, вслед за преподавателем, повторяют парные согласные русского алфавита, подталкивая каждую из них животом. «Тигр». Поворачивая головой из стороны в сторону, произносится звук – р – «рычим как тигры», затем выкладывая язык на

нижнюю губу выпускаем воздух, вытянув руки вперёд, широко растопырив пальцы, что бы между пальцами стало больно.

10. «Дракончик». С помощью звуков разной высоты, разных буквосочетаний и рисования рукой в воздухе изображаем дракончика, у которого маленькая голова, длинная шея, толстая попа, большие лапы и огромный хвост, взвивающийся вверх. Педагог показывает голосом, рисуя в воздухе дракончика. Используются гласные У, О, А, Э, Ы. И голос и рисунок изображает дракончика сверху вниз.


Приложение 2.

Артикуляционная гимнастика


(упражнения должны выполняться без зеркала)

1. Меняется положение и напряжение языка. Язык расслабленный на нижней губе («лопата»), язык острый (напряжён и высунут вперёд), язык в форме трубочки.

2. Покусывание языка. Упражнение заключается в сочетании равномерного мягкого покусывания языка от кончика к корню и обратно и его высовывания или убирания. Покусывание происходит под счёт педагога. Упражнение усложняется прибавлением цифр в счёте.

При движении языка в одну сторону покусывание не должно быть на одном месте.

3. «Поза льва». Самое известное упражнение. Язык с выдохом высовывается, дотягиваясь до подбородка. Профилактика заболеваний горла. Укрепление миндалин.

4. Дотянись языком до кончика носа и до подбородка. С помощью этого упражнения укрепляется корень языка, мышцы горла и гортани. Профилактика заболеваний горла.

5. «Чистим зубы». Круговое движение языка по зубам попеременно вправо и влево. Упражнение выполняется с закрытым ртом.

6. «Уколы языком». Попеременные уколы языком в правую и левую щеку, в верхнюю и нижнюю губу. Упражнение выполняется с закрытым ртом.

7. Острым кончиком языка показываем, приоткрыв рот, уголки губ, верхнюю и нижнюю середину губ.


Приложение 3


Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой


1-е упражнение «Ладошки»

Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – поза экстрасенса.

Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).

Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза.

Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза. Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.

Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.

В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).

2-е упражнение «Погончики»

Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены. Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.

3-е упражнение «Насос»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.

Вдох должен закончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и

легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.18 Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.

4-е упражнение «Кошечка»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).

Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий,резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых,повтор.

5-е упражнение «Обними себя»

Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.

6-е упражнение «Большой маятник»

(«насос» + «обними меня») Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд

– руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон

назад – руки обнимают плечи). Вдох. Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.

7-е упражнение «Повороты головы»

(вправо-влево)

Исходное положение: основная стойка.

Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.

8-е упражнение «Маятник головой»

(вниз-вверх)

Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.

9-е упражнение «Перекаты»

Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа

левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.

10-е упражнение «Шаги»

а) «передний шаг» (рок-н-ролл).

Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до

уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.

б) «задний шаг».

Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад,

как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и

шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.

с) Снова «передний шаг».


Лист корректировки рабочей программы курса внеурочной деятельности


Дата

Причины коррекции

Что скорректировано

Подпись

заместителя директора по ВР












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!