Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Приложение к приказу
№_____ от ___________
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ /Строкова Р. С. / Протокол №_______ от «___»_____2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина» ______ /Архипова И. А. / «____»______2022 г. | Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ от « ___» _____2022г. | «Утверждено» Директор МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина» ________ /Семина Т.В. Приказ № _____ от «_____» _______2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
театральной студии
«Триумф»
общекультурное направление
учащихся 5-х классов
Составил
учитель первой
квалификационной категории
Шурыгина А.И.
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности театральной студии «Триумф» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы ООО МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина», утвержденной приказом от 01.09.2022 № 1
Место курса в плане внеурочной деятельностиМОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»:
учебный курс предназначен для обучающихся 5-х классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Рабочаяпрограммакурсавнеурочнойдеятельностиявляетсячастьюосновнойобра-зовательнойпрограммыобразовательнойорганизации, разрабатываетсясамостоятельно наосноветребованийкрезультатамосвоенияобразовательнойпрограммыосновногооб-щегообразования.
Современноеобществотребуетотче-ловекаосновныхбазовыхнавыковвлюбой профессиональнойдеятельности – эмоцио-нальнаяграмотность, управлениевниманием, способностьработатьвусловияхкросскультур-ности, творчествоикреативность, способность к (само)обучениюидр. Приправильновыстро-еннойработеосновнуючастьизвостребован-ныхвбудущемнавыковможноразвить, зани-маясьтеатральнойдеятельностью.
Театральноеискусствопредоставляетвсе возможностидляразвитияразносторонней личностиновоговремени, умеющейнестандар-тномыслить, бытьувереннойвсебе, отстаивать своюточкузрения, отвечатьзасвоипоступки, способнуюслушатьислышатьмнениедруго-гочеловека, видетьмирвегоразнообразии, различатьоттенкиэмоцийиговоритьосвоих чувствах. Театрсегоширочайшимспектромху-дожественно-выразительныхивоспитательных возможностей – этоещёиискусствообщения.
Уподростковвсреднемшкольномвоз-расте (возрастнаягруппа 11-13 лет) происходит переходотнезрелостикначальномуэтапузре-лости. Онзатрагиваетвесьорганизмребенка: физиологическую, интеллектуальнуюинрав-ственнуюстороны.
Вэтомвозрастеформируетсяхарактер ученика, происходитперестройкапсихофизиче-скогоаппарата, ломкасложившихсяформвза-имоотношенийсовзрослымиисверстниками. Существенноезначениенеобходимопридавать эмоциональномуаппаратуподростка. Эмоциив этотпериодстановленияотличаютсясерьезно-стьюверывнихсамогоподросткаитрудностью управленияими, преждевсегоиз-занеспособ-ностиихконтролировать, неумениемсдержи-ватьсебя, чтоотражаетсянаокружающихиз-за резкостиповеденияученика. Влияниечувствна подросткапроисходитгораздосильнее, нежели восприятиеимкнигиучителей.
Существеннымизменениемподвергает-сяпамятьивнимание. Соднойстороны, фор-мируетсяпроизвольноевнимание, сдругой – обилиеразличныхвпечатлений, связанныхс эмоциональной, чувствительнойактивностью, приводиткбыстройпотеревнимания.
Вэтомвозрастепроисходитскачокмыс-лительногопроцесса. Появляетсяопределен-наясистематичностьвподходекизучению предметовшкольнойпрограммы: самостоя-тельныймыслительныйпроцесс, возможность делатьвыводыиобобщения, раскрытиесодер-жаниятогоилииногопонятиявконкретных образах.
Уподростковпоявляетсяпотребностьв новыхзнанияхивпечатлениях.
Задачапедагогазаключаетсявподдержкеэтихстремлений школьника.
Впроцессевоспитанияиобуче-ниявшкольныхтеатрахнеобходимовсячески убеждатьподростковвтом, чтоименнообра-зованныйиумныйчеловекможетбытьуспеш-ным, лучшимвсвоемделе. Еслиуподростка произойдетслияниеегоинтересовиубежде-ний (педагогическаязадача), тогдапроизойдет эмоциональныйвсплеск, направленныйнаиз-учениепредмета.
Созданиетворческойрабочейатмос-феры, вкоторойпедагогишкольникбудут чувствоватьсебякомфортно, возможнопри ежедневномвоспитанииответственногоотно-шенияобучающихсякзанятиям. Вэтомпомо-гутконкретныетребования:
- спервыхзанятийубедитьобучающихся внеобходимостизавестиотдельную тетрадьдлязаписиупражненийи текстов. Этатетрадьбудетсодержать всеосновныеэтапыобученияиможет пригодитьсявдальнейшем;
- налаживаниетворческойдисциплины.
Занятияпотеатральнойдеятельности целесообразностроитьпопринципумеждис-циплинарнойсвязи. Отборираспределение упражненийвыстраиватьпопринципу «отпро-стогоксложному». Каждоеконкретноезаня-тиеявляетсязвеномобщейсистемыобучения. Предпочтительнаигроваяформазанятийвсо-ответствиисвозрастнымиинтересами.
Содержаниекурсавнеурочнойдеятель-ностипоактёрскомумастерствуисценической речистроитсянаосновеметодикивоспитания иобученияВахтанговскойшколы. Главнаяосо-бенностьшколы – последовательностьосвое-нияэлементовтехникиактёра: «Отпростого ксложному! Безспешкиибольшихскачков! Каждыйследующийэлементвбираетвсебя всепредыдущие».
Порядокпрохожденияэлементовактер-скойтехникисогласнометодикеВахтангов-скойшколыследующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечнаясвобода
6. Переменаотношения (кпредмету, местудействия кпартнеру)
7. Физическоесамочувствие
8.Предлагаемыеобстоятельства
9. Оценкафакта
10. Сценическоеобщение
Вовнеурочнойработепотеатральнойде-ятельностисподросткаминеобходимоуделять особоевниманиеадаптацииупражненийпод конкретнуювозрастнуюкатегориюшкольников. Нужномаксимальноемкоикомпактнообъяс-нятьзадачиупражнения, темсамымстремиться косознанностизанятий; контролюнадправиль-нымвыполнениемупражнений; внимательно следитьзатемпо-ритмомзанятияиуделятьболь-шевниманиядисциплине. Всеэтосвязаноспо-ниманиемцелесообразностикаждогоотдельно взятогоупражненияиперспективывсегоучеб-ногопроцесса. Педагогможетчастичноделеги-ровать, доверитькому-тоиздетейпровестикон-кретноеупражнениеилифрагментразминки.
Важно, чтобышкольникиназанятиях ощущалиуспех, чувствовали,чтоунихполучает-ся, тогдабудетпостояннаязаинтересованность вдальнейшемосвоениипроцессаобучения.
На занятиях театральной студии контроль осуществляется в форме устного опроса и в форме концертного выступления.
Условные обозначения :
ОНЗ –открытие нового знания;
РУ– развитие умений;
ИЗ – итоговое занятие
С.Р.- самостоятельная работа
Ф.р. – фронтальная работа;
ПК – использование презентаций, ЦОР, ресурсов Интернет
Учебно-тематический план
№ | Название раздела/темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля по разделам |
всего | теория | практика |
1 | Вводноезанятие. | 1 | 1 | | Беседа, игра, инструктаж. |
2 | Азбукатеатра. | 1 | 1 | | Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». |
3 | Театральноезакулисье. | 1 | 1 | | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
4 | Посещениетеатра. | 1 | | 1 | Просмотр спектакля, беседа, самостоятельный анализ, обсуждение |
5 | Сценическаяречь. Культураитехникаречи | 7 | 2 | 5 | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
6 | Художественноечтение. | 4 | | 4 | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
7 | Основыактерской грамоты. | 3 | 3 | | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
8 | Предлагаемые обстоятельства. Театральныеигры. | 3 | | 3 | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
9 | Ритмопластика. Сценическоедвижение. | 3 | | 3 | Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий |
10 | Актёрскийпрактикум. Работанадпостановкой. | 9 | 1 | 8 | Наблюдение; выполнение творческих заданий |
11 | Итоговаяаттестация | 1 | 1 | | Творческий отчёт. Анализ работы студии |
| | | | | |
| Итого: | 34 | 10 | 24 | |
| | | | | |
Календарно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Календарные сроки | Ресурсное обеспечение (ЭОР, оборудование, приборы, дидактические материалы и др.) |
1. | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музыкальном театре. | 1.09 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
2. | Работа над формированием детского коллектива, определение направления работы каждого участника. Прослушивание. | 8.09 |
3. | Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста. | 15.09 |
4. | Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением. | 22.09 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
5. | Развитие актерских способностей. Упражнения на развитие сценической речи, дикцию. Вокальная работа. | 29.09 |
6. | Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами. | 6.10 |
7. | Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для губ, языка, челюстей. Работа со скороговорками. | 13.10 |
8. | Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). | 20.10 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
9. | Развитие актерских способностей. Знакомство с понятием «сценическая культура» | 27.10 |
10. | Работа над репертуаром. | 10.11 |
11. | Формирование исполнительской, сценической, слушательской культуры. | 17.11 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
12. | Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. | 24.11 |
13. | Упражнения на внимание, на развитие чувства ритма | 1.12 |
14. | Индивидуальная работа над репертуаром. | 8.12 |
15. | Знакомство с понятиями «двигательная культура» и «Выразительность» в движениях и пении. | 15.12 |
16. | Отработка фрагментов вокальных партий в сочетании с пластическими и сценическими движениями. Ритмические упражнения. | 22.12 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
17. | Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами. | 12.01 |
18. | Дыхательные упражнения по системе А.Н. Стрельниковой. | 19.01 |
19. | Развитие актерских способностей. Развитие сценической речи. | 26.01 |
20. | Пение с движением. Сценическая хореография. | 2.02 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
21. | Осмысленный вариант поведения на сцене. Обыгрывание ролей. | 9.02 |
22. | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | 16.02 |
23. | Знакомство с творчеством современных детских театральных студий, анализ. Просмотр видео фрагментов выступлений. | 2.03 |
24. | Репетиционная работа, анализ с помощью просмотра видеозаписи собственного выступления. | 9.03 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
25. | Театральная азбука. Работа над дикцией. | 16.03 |
26. | Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами. | 23.03 |
27. | Работа над репертуаром. | 30.03 |
28. | Дыхательная гимнастика | 6.04 |
29. | Эмоциональное состояние выступающего на сцене. | 13.04 | ПК, мр3 записи, фонограммы и печатный текст |
30. | Работа над репертуаром. | 20.04 |
31 | Репетиционная работа, анализ с помощью просмотра видеозаписи или прослушивания аудио записи собственного выступления. | 27.04 |
32. | Театральная азбука. Работа над ансамблевым исполнением разученных произведений. | 4.05 |
33. | Индивидуальная работа над репертуаром с отдельными солистами, чтецами. | 11.05 |
34. | Итоговое занятие. Анализ работы кружка. | 18.05 |
Планируемые результаты освоения, курса внеурочной деятельности
Тематический раздел | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности |
предметные | метапредметные | личностные |
Вводноезанятие. | Азбукатеатра. | Театральное закулисье. | Посещение театра. | Сценическая речь. Культураи техникаречи | Художественное чтение. | Основы актерской грамоты. | Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры. | Ритмопластика. Сценическое движение. | Актёрский практикум. Работанад постановкой. | Итоговая аттестация | | Ученик научится: выразительно читать и правильно интонировать; различать произведения по жанру; читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; - освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи; использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; - использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ориентироваться в сценическом пространстве; выполнять простые действия на сцене; взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно удерживать внимание на заданном объекте; создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. | Регулятивные УУД: - приобретение навыков самоконтроля и самооценки; - понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; -планирование своих действий на отдельных этапах работы; - осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; -анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: - развить интерес к театральному искусству; -освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); -сформировать представления о театральных профессиях; - освоить правила проведения рефлексии; - строить логическое рассуждение и делать вывод; -выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); - вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: - организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); - соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. | - умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; - приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; - стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. |
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема занятия | | Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Форма организации учебных занятий |
1. | Вводное занятие | Инструктаж по технике безопасности. Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной студии. Разработка Устава коллектива. | Фронтальная работа. | Беседа. | Интернет ресурсы |
2. | Азбука театра. | Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре. Театральный этикет. Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в «театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать посещения наклейками или записывать названия спектаклей. «Театральная» викторина | Фронтальная работа. | Поисковые методы. | Интернет ресурсы |
3 | Театральное закулисье. | Теоретическая часть. Экскурсия реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…». | Игра. | | Интернет ресурсы |
4. | Посещене театра | Теоретическая часть. Просмотр спектакля, поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля. Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько, смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».Игровой тренинг, позволяющий раскрыть творческий потенциал. Прочтение текста. Отработка технических навыков, связанных с темпом, ритмом, пластическим движением. | Групповая работа. | | Интернет ресурсы |
5. | Сценическая речь, культура речи и техника речи | Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму: 1. определение целей и условий выполнения; 2. педагогический показ; 3. просмотр упражнения; 4. комплексный контроль и корректировка. В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в соответствии с возрастными интересами. | Индивидуальная работа. | | Интернет ресурсы |
6. | Художественное чтение | Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы. Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор. Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок. Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку», узнавание сказки по рисунку, по фразе). Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | Индивидуальная работа. | | Интернет ресурсы |
7. | Основы актерской грамотности | Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Больше внимания уделять творческой дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия –закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии – повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть заинтересованным в положительном результате. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды на тему, фантазии на тему картин. Упражнения на коллективные действия: «Повтори позу», «Опаздывающее зеркало», «Фигуры» и т.д. Развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета. Создание и развитие сказочной ситуации на основе реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»). Индивидуальные и коллективные этюды на выполнение одного и того же действия, но с различными задачами; одной и той же задачи, но в разных предлагаемых обстоятельствах. Например, открыть дверь, чтобы проветрилась комната, чтобы услышать разговор в коридоре, чтобы напугать кого-либо; собирать листья – в солнечную погоду, под дождем, под снегом и т.д. | Групповая работа | | Интернет ресурсы |
8. | Предполагаемые обстоятельства. Театральные игры. | Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «театральная игра». Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов, движений и чувств. Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. Упражнения: заблудился в лесу, хочу выбраться; попал в незнакомый дом/город, хочу понять, кто здесь живёт и т.д. Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств (жарко, вдруг пошёл дождь, подул ветер, стало холодно, налетела вьюга и т.д.). Выполнение этюдов: «Встреча», «Знакомство», «Ссора», «Радость», «Удивление». Этюды по картинам художников. Обыгрывание бытовых ситуаций из детских литературных произведений. Сочинение и представление этюдов по сказкам. | Групповая работа. | | Интернет ресурсы |
9. | Ритмопластика. | Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата Универсальная разминка. Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества, двигательные возможности, проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого движения. Понятия: - точки зала (сцены); - круг, колонна, линия (шеренга); -темпы: быстро, медленно, умеренно. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания, игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел – встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.). Произношение текста в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Упражнения на координацию движений и ощущения тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). | Групповая работа. | | Интернет ресурсы |
10. | Работа над постановкой, миниатюрами, миниспектаклями. | Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов. Анализ работы | Групповая работа. | | Интернет ресурсы |
11. | Итоговаяаттестация | | Групповая работа | | Интернет ресурсы |
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
4) Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
Приложение 1.
Дыхательные упражнения, дикционные упражнения и упражнения на расширения.
диапазона (выполняются стоя)
1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
3. 2 вдоха носом, 1 выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
4. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, как на свечку дозируя выдох. У кого заканчивается воздух, тот поднимает руку и
садится. Выиграл тот, у кого воздуха хватило на более долгий промежуток времени.
5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук – ф – , подталкивая каждое произнесение животом.
6. «Машинка». Непрерывное выдувание воздуха через вибрацию губ. Упражнение для укрепления губных мышц и расширения диапазона. Руки вытягиваются вперёд, держа воображаемый руль. Вибрация голоса на примарном звуке – машина едет прямо, glissando вверх
– поворот руля влево или вправо. Вибрация голоса на максимальной высоте – разворот.
7. «Скрип». Язык на нижней губе. Связками издаём скрип, похожий на скрип большой тяжёлой двери. Состояние полного расслабления. Можно использовать медленные повороты головы из стороны в сторону.
Дети должны быть заранее предупреждены, что при выполнении упражнений может закружиться голова. Если такое произошло, ребёнок просто молча садится на стул и прекращает выполнение упражнений. Головокружения прекращаются после 2 – 4 недель работы.
При выполнении упражнений к головному мозгу поступает большее количество кислорода.
8. «Собачка». Маленькая собачка лает тонким писклявым голосом, а большая – басом. Быстро произносится WAF на максимально возможной высоте, каждое произнесение подталкивается животом. Большая собака лает низким голосом. Медленно произносится WAF
максимально низко. Желательно добиться резонирования в груди. Сначала собачки лают отдельно, затем лай чередуется, неожиданно для детей, прерываясь паузами. Разделив хор на 2 части, где одна часть лает как маленькие собачки, а другая как большие – знакомим детей с
двухголосием.
9. «Парные согласные». Дети, вслед за преподавателем, повторяют парные согласные русского алфавита, подталкивая каждую из них животом. «Тигр». Поворачивая головой из стороны в сторону, произносится звук – р – «рычим как тигры», затем выкладывая язык на
нижнюю губу выпускаем воздух, вытянув руки вперёд, широко растопырив пальцы, что бы между пальцами стало больно.
10. «Дракончик». С помощью звуков разной высоты, разных буквосочетаний и рисования рукой в воздухе изображаем дракончика, у которого маленькая голова, длинная шея, толстая попа, большие лапы и огромный хвост, взвивающийся вверх. Педагог показывает голосом, рисуя в воздухе дракончика. Используются гласные У, О, А, Э, Ы. И голос и рисунок изображает дракончика сверху вниз.
Приложение 2.
Артикуляционная гимнастика
(упражнения должны выполняться без зеркала)
1. Меняется положение и напряжение языка. Язык расслабленный на нижней губе («лопата»), язык острый (напряжён и высунут вперёд), язык в форме трубочки.
2. Покусывание языка. Упражнение заключается в сочетании равномерного мягкого покусывания языка от кончика к корню и обратно и его высовывания или убирания. Покусывание происходит под счёт педагога. Упражнение усложняется прибавлением цифр в счёте.
При движении языка в одну сторону покусывание не должно быть на одном месте.
3. «Поза льва». Самое известное упражнение. Язык с выдохом высовывается, дотягиваясь до подбородка. Профилактика заболеваний горла. Укрепление миндалин.
4. Дотянись языком до кончика носа и до подбородка. С помощью этого упражнения укрепляется корень языка, мышцы горла и гортани. Профилактика заболеваний горла.
5. «Чистим зубы». Круговое движение языка по зубам попеременно вправо и влево. Упражнение выполняется с закрытым ртом.
6. «Уколы языком». Попеременные уколы языком в правую и левую щеку, в верхнюю и нижнюю губу. Упражнение выполняется с закрытым ртом.
7. Острым кончиком языка показываем, приоткрыв рот, уголки губ, верхнюю и нижнюю середину губ.
Приложение 3
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
1-е упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).
Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза.
Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза. Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.
В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).
2-е упражнение «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены. Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.
3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен закончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и
легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.18 Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).
Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий,резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых,повтор.
5-е упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е упражнение «Большой маятник»
(«насос» + «обними меня») Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд
– руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон
назад – руки обнимают плечи). Вдох. Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа
левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл).
Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до
уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад,
как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и
шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Лист корректировки рабочей программы курса внеурочной деятельности
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись заместителя директора по ВР |
| | | |
| | | |