Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»
Приложение к приказу
№_____ от ___________
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ /Строкова Р. С. / Протокол №_______ от «___»_____2022г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина» ______ /Архипова И. А. / «____»______2022 г. | Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ от « ___» _____2022г. | «Утверждено» Директор МОУ «Лицей № 3 им. П.А. Столыпина» ________ /Семина Т.В. Приказ № _____ от «_____» _______2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
старшей вокальной группы
«Голос детства»
общекультурное направление
учащихся 8-х классов
Составил
учитель первой
квалификационной категории
Шурыгина А.И.
2022 - 2023 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности старшей вокальной группы «Голос детства» для обучающихся 8 классов МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина» составлена на основании нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы ООО МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина», утвержденной приказом от 01.09.2022 № 1
Цель курса: заинтересовать детей музыкально-театральным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- научить владеть певческим голосом, сольному пению, пению в ансамбле, речевой и сценической культурой, развивать творческие способности;
Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
Формировать взгляды школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Место курса в плане внеурочной деятельности МОУ «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»:
Программа театральной студии «Триумф» для учащихся 8-х классов входит во внеурочную деятельность по общекультурному направлению развития личности.
В соответствии с планом плане внеурочной деятельности лицея на 2022-2023 учебный год рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).
Сроки реализации программы -1 год
Форма организации образовательной деятельности – кружок. Форма занятий – групповая.
Групповые занятия включают в себя вокально-хоровую работу (работу по партиям, сводные репетиции, ансамблевую работу). Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 8 классов в условиях ФГОС общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Вокальное, сольное и ансамблевое пение – коллективный вид исполнительства, воспитывающий дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий результат, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями.
Поэтому, через вокальную деятельность у обучающихся формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются к вокально-песенному искусству, развивают музыкально-эстетическую культуру.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
вокально-хоровая и сольная работа;
занятия по музыкальной грамоте;
музыкально-ритмические упражнения;
дыхательная гимнастика.
Формы подведения итогов: концерты, конкурсы. выступления на школьных мероприятиях, на городских фестивалях.
Форма реализации – кружок..
Музыкальную основу программы составляют народная и композиторская хоровая музыка. В программу входят как современная, так народная и старинная музыка.
Расписание занятий вокального кружка составляется в соответствии с требованиями ФГОС внеурочной образовательной деятельности и Санитарными Правилами и Нормами от 29.12.2010 №189 и утверждается администрацией МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина».
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры.
Программа обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Для освоения курса внеурочной деятельности используются различные методы и технологии.
Программа предполагает следующие методы:
концентрический метод — начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова
Соблюдая здоровьесберегающие технологии, на уроках используются :
- Дыхательные упражнения, дикционные упражнения и упражнения на расширения
диапазона (Приложение 1)
- Артикуляционная гимнастика (Приложение 2)
- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой (Приложение3)
- Методика распевания В.В. Емельянова (Приложение 4)
Программа вокальных кружка предусматривает межпредметные связи курса внеурочной деятельности с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Ключевыми темами программы курса внеурочной деятельности вокальных студии являются:
Пение как вид музыкальной деятельности;
Разучивание и исполнение песенного репертуара;
Вокально-хоровая работа;
Концертно-исполнительская деятельность.
Для реализации программы учителем используются:
фонохрестоматия;
сборники песен младшего школьного возраста;
СД диски с музыкой современных композиторов РФ,
СД диски хоровой и инструментальной классической музыки,
портреты композиторов;
фонограммы и минусовки мр3, а также печатный текст песен для разучивания.
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации кружковцев к вокально-хоровому исполнительству;
- профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
- творческая самореализация воспитанников, участие вокально-хоровых коллективов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
На вокальных занятиях контроль осуществляется в форме устного опроса и в форме концертного выступления.
Условные обозначения :
ОНЗ –открытие нового знания;
РУ– развитие умений;
ИЗ – итоговое занятие
С.Р.- самостоятельная работа
Ф.р. – фронтальная работа;
ПК – использование презентаций, ЦОР, ресурсов Интернет
\
Планируемые результаты освоения, курса внеурочной деятельности
Тематический раздел | Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности |
предметные | метапредметные | личностные |
1. Пение как вид музыкальной деятельности 2. Разучивание и исполнение песен. 3. Вокально-хоровая работа. 4. Концертно-исполнительская деятельность | Ученик научится: -учитывая возростные особенности голоса (мутационный период), владеть правилами охраны голоса -правильно, интонационно точно петь выученную хоровую партию нотами и со словами; -подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент; -держаться на сцене; - понимать и применять основные теоретические сведения, предусмотренные программой. -Научиться применять основы здоровьесберегающих технологий; -понимать возрастные изменения голоса; -овладеет правилами охраны голоса в связи с наступлением мутационного периода; -пользоваться разными видами дыхания; -Петь выразительно, оптимально эмоционально. Получит возможность научиться: -приобрести устойчивые навыки и умения по всем видам работ на уроках сольфеджио; -владеть достаточным уровнем слуховых представлений; -понимать и применять необходимый теоретический материал; -применять свои знания и умения в практике; | регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока; оценивать собственную музыкальную деятельность и деятельность своих сверстников коммуникативные УУД: уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке; использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки; познавательные УУД: исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов. | способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; эмоциональное отношение к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) исполнения; знание основ здоровьесберегающих технологий; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях |
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Тематический раздел | Краткая характеристика содержания курса внеурочной деятельности | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Оценочные средства |
1. Пение как вид музыкальной деятельности | -Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования. -Иметь представление о музыкальной терминологии. -Размышлять о модификации жанров вокальной музыке | слушание и вокальное – хоровое исполнительство | Сольное исполнение Разучивание песни по группам Ансамблевое исполнение Хоровое исполнение беседа | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) Устный опрос и концертное выступление |
2. Разучивание и исполнение песен. | -Бережно относиться к голосовому аппарату. -Понимать элементарные дирижерские жесты. -Развить музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения. -Развивать выразительность речи. | слушание и вокальное – хоровое исполнительство | Сольное исполнение Разучивание песни по группам Ансамблевое исполнение Хоровое исполнение Беседа | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) Устный опрос |
3. Вокально-хоровая работа. | -Уметь управлять интонацией своего голоса, правильно дышать -Правильно интонировать в многоголосии -Уметь петь без сопровождения отдельные попевки, фразы из песен, народные песни. -Исполнять вокальные произведения различных стилей с использованием приобретённых вокальных навыков (правильное дыхание, звукообразование, дикция). | слушание и вокальное – хоровое исполнительство | Сольное исполнение Исполнение песни по группам Ансамблевое исполнение Хоровое исполнение беседа | Текущий контроль (фронтальный, индивидуальный) Устный опрос и концертное выступление |
4. Концертно-исполнительская деятельность | -Участвовать в подготовке и проведении массовых мероприятий. | слушание и вокальное – хоровое исполнительство | Сольное исполнение Хоровое исполнение беседа | |
Календарно-тематический план
№п/п | Название разделов и тем | Календарные сроки | Ресурсное обеспечение (ЭОР, оборудование, приборы, дидактические материалы и др.) |
План | Факт |
Пение как вид музыкальной деятельности |
1. | Инструктаж по ТБ. Певческая установка | 1.09 | | ПК, фонохрестоматия, мр3 записи, фонограммы и печатный текст песен |
2. | Беседа о гигиене певческого голоса | 8.09 | |
3. | Звукообразование. | 15.09 | |
4. | Музыкальные штрихи. | 22.09 | |
5. | Вокально-хоровая работа. Разучивание сольных произведений. | 29.09 | |
6. | Дикция. | 6.10 | |
7. | Артикуляция. | 13.10 | |
8. | Элементы двухголосия. | 20.10 | |
9. | Вокально-хоровая работа. Разучивание сольных произведений. | 27.10 | |
Разучивание и исполнение песенного репертуара; |
10. | Работа над репертуаром. | 10.11 | | ПК, фонохрестоматия, мр3 записи, фонограммы и печатный текст песен |
11. | Текст и музыкальное сопровождение. | 17.11 | |
12. | Художественное совершенствование выученного репертуара. | 24.11 | |
13. | Вокально-хоровая работа. Разучивание сольных произведений. | 1.12 | |
14. | Вокально-хоровая работа. Разучивание Новогодних песен. | 8.12 | |
Вокально-хоровая работа |
15. | Диапазон. | 15.12 | | ПК, фонохрестоматия, мр3 записи, фонограммы и печатный текст песен |
16. | Ансамбль. . | 22.12 | |
17. | Унисон. | | |
18. | Ритм. | | |
19. | Дыхание. | | | ПК, фонохрестоматия, мр3 записи, фонограммы и печатный текст песен |
20. | Певческое дыхание. | | |
21. | Различные характеры дыхания | | |
22. | Цепное дыхание. | | |
23. | Тембр. | | |
24. | Работа с солистами. Формирование певческих навыков. | | |
25. | Музыкальный звук. Высота звука. | | |
26. | Мягкая атака звука. | | |
Концертно-исполнительская деятельность |
27. | Формировать культуры поведения на сцене. | | | ПК, фонохрестоматия, мр3 записи, фонограммы и печатный текст песен |
28. | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | | |
29. | Развитие артистических способностей поющих, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. | | |
30. | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | | |
31. | Работа по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене. | | |
32. | Сценическая отработка номера. | | |
33. | Концертная деятельность. | | |
34 | -Обобщение. Подведение итогов обучения за полугодие, год. Анализ работы кружка | | |
Приложение 1.
Дыхательные упражнения, дикционные упражнения и упражнения на расширения.
диапазона (выполняются стоя)
1. Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
2. 1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
3. 2 вдоха носом, 1 выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
4. Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, как на свечку дозируя выдох. У кого заканчивается воздух, тот поднимает руку и
садится. Выиграл тот, у кого воздуха хватило на более долгий промежуток времени.
5. «Ёжик». Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук – ф – , подталкивая каждое произнесение животом.
6. «Машинка». Непрерывное выдувание воздуха через вибрацию губ. Упражнение для укрепления губных мышц и расширения диапазона. Руки вытягиваются вперёд, держа воображаемый руль. Вибрация голоса на примарном звуке – машина едет прямо, glissando вверх
– поворот руля влево или вправо. Вибрация голоса на максимальной высоте – разворот.
7. «Скрип». Язык на нижней губе. Связками издаём скрип, похожий на скрип большой тяжёлой двери. Состояние полного расслабления. Можно использовать медленные повороты головы из стороны в сторону.
Дети должны быть заранее предупреждены, что при выполнении упражнений может закружиться голова. Если такое произошло, ребёнок просто молча садится на стул и прекращает выполнение упражнений. Головокружения прекращаются после 2 – 4 недель работы.
При выполнении упражнений к головному мозгу поступает большее количество кислорода.
8. «Собачка». Маленькая собачка лает тонким писклявым голосом, а большая – басом. Быстро произносится WAF на максимально возможной высоте, каждое произнесение подталкивается животом. Большая собака лает низким голосом. Медленно произносится WAF
максимально низко. Желательно добиться резонирования в груди. Сначала собачки лают отдельно, затем лай чередуется, неожиданно для детей, прерываясь паузами. Разделив хор на 2 части, где одна часть лает как маленькие собачки, а другая как большие – знакомим детей с
двухголосием.
9. «Парные согласные». Дети, вслед за преподавателем, повторяют парные согласные русского алфавита, подталкивая каждую из них животом. «Тигр». Поворачивая головой из стороны в сторону, произносится звук – р – «рычим как тигры», затем выкладывая язык на
нижнюю губу выпускаем воздух, вытянув руки вперёд, широко растопырив пальцы, что бы между пальцами стало больно.
10. «Дракончик». С помощью звуков разной высоты, разных буквосочетаний и рисования рукой в воздухе изображаем дракончика, у которого маленькая голова, длинная шея, толстая попа, большие лапы и огромный хвост, взвивающийся вверх. Педагог показывает голосом, рисуя в воздухе дракончика. Используются гласные У, О, А, Э, Ы. И голос и рисунок изображает дракончика сверху вниз.
Приложение 2.
Артикуляционная гимнастика
(упражнения должны выполняться без зеркала)
1. Меняется положение и напряжение языка. Язык расслабленный на нижней губе («лопата»), язык острый (напряжён и высунут вперёд), язык в форме трубочки.
2. Покусывание языка. Упражнение заключается в сочетании равномерного мягкого покусывания языка от кончика к корню и обратно и его высовывания или убирания. Покусывание происходит под счёт педагога. Упражнение усложняется прибавлением цифр в счёте.
При движении языка в одну сторону покусывание не должно быть на одном месте.
3. «Поза льва». Самое известное упражнение. Язык с выдохом высовывается, дотягиваясь до подбородка. Профилактика заболеваний горла. Укрепление миндалин.
4. Дотянись языком до кончика носа и до подбородка. С помощью этого упражнения укрепляется корень языка, мышцы горла и гортани. Профилактика заболеваний горла.
5. «Чистим зубы». Круговое движение языка по зубам попеременно вправо и влево. Упражнение выполняется с закрытым ртом.
6. «Уколы языком». Попеременные уколы языком в правую и левую щеку, в верхнюю и нижнюю губу. Упражнение выполняется с закрытым ртом.
7. Острым кончиком языка показываем, приоткрыв рот, уголки губ, верхнюю и нижнюю середину губ.
Приложение 3
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
1-е упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю – поза экстрасенса.
Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладошки в кулачки (делать хватательные движения).
Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгнуть» 4 раза). Затем руки опустить и отряхнуть, 3-4 секунды пауза.
Ещё сделать 4 коротких и шумных вдоха, и снова пауза. Помните: активный вдох носом, пассивный выдох ртом.
Нормы: прошмыгайте носом 24 раза по 4.
В начале урока возможно лёгкое головокружение. Не пугайтесь, оно пройдёт к концу урока. Если головокружение сильное, то сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы, после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10).
2-е упражнение «Погончики»
Исходное положение: встаньте прямо. Кисти рук сжаты в кулачки и прижаты к поясу. В момент вдоха резкотолкаем кулачками к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в исходное положение на уровень пояса, плечи расслаблены. Выше пояса кисти рук не поднимать, сделать подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.
3-е упражнение «Насос»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте лёгкий поклон вперёд (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно резкий короткий вдох носом во второй половине поклона.
Вдох должен закончится одновременно с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий вдох с пола. Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шины автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и
легко, низко не наклоняйтесь, вполне достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните, накачивать шину нужно в темпоритме строевого шага.18 Делать подряд 16 вдохов-движений, затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов.
4-е упражнение «Кошечка»
Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола).
Делайте лёгкую, танцующую присядь и одновременно с присядью – повороты туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем, такая же присядь с поворотом влево, и, тоже короткий,резкий вдох. Вправо-влево, вдох-выдох. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка гнутся и выпрямляются (присядь лёгкая, пружинистая, глубоко не приседать). Руки делают хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии. Делать подряд 32 вдоха-движения, отдых,повтор.
5-е упражнение «Обними себя»
Исходное положение: руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым объятием резко шмыгайте носом. Руки в момент объятия идут параллельно друг другу (а не крест-накрест, но какая рука сверху, а какая снизу – всё равно, руки местами не менять), широко в стороны не разводить и не напрягать.
6-е упражнение «Большой маятник»
(«насос» + «обними меня») Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперёд
– руки тянутся к полу – вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице, наклон
назад – руки обнимают плечи). Вдох. Кланяйтесь вперёд-назад, вдох с потолка. Выдохи уходят между вдохами сами.
7-е упражнение «Повороты головы»
(вправо-влево)
Исходное положение: основная стойка.
Чуть-чуть покачивайте головой, как будто говорите: «Ай-ай! Как не стыдно!». Смотреть прямо, вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен быть после каждого вдоха.
8-е упражнение «Маятник головой»
(вниз-вверх)
Исходное положение: основная стойка, опустите голову вниз – вдох, поднять голову вверх – выдох. Выдох должен уходить после каждого вдоха.
9-е упражнение «Перекаты»
Исходное положение: левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус тоже, стойка на одной ноге. правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие, на неё не опираться. Делаем лёгкий, танцующий присед на левой ноге (нога в колене слегка гнётся) и одновременно с приседом – вдох (после приседа
левая нога мгновенно выпрямляется). Затем присядем на правую ногу – вдох. Исходное положение: правая нога впереди.
10-е упражнение «Шаги»
а) «передний шаг» (рок-н-ролл).
Исходное положение: основная стойка. Поднимаем левую ногу, согнув в колене, вверх до
уровня живота (от колена нога прямая, носок натянут вниз как в балете). На правой ноге в этот момент делаем лёгкий, танцующий присед и вдох. После приседа мгновенно занять исходное положение. То же с правой ногой. Норма: 3 по 32 раза.
б) «задний шаг».
Исходное положение: основная стойка. Отводим левую ногу, согнутую в колене назад,
как бы хлопая себя пяткой по голенищам. На правой ноге в этот момент слегка приседаем – и
шумно шмыгаем. Возвращаемся в основную стойку. То же с левой ногой. 32 вдоха-движения.
с) Снова «передний шаг».
Приложение 4.
Методика распевания В.В. Емельянова
Упражнения для разогрева голосового аппарата. В основе данных упражнений лежит методика работы с голосовым аппаратом новосибирского учёного В. В. Емельянова.
«Едем в зоопарк»
Упражнение 1.
- Сегодня мы с вами поедем в зоопарк. Поедем на машине. Но дорога в зоопарк заросла травой. Траву необходимо скосить.
«Косим траву» со звуком «шить», который произносится на активном выдохе. Рукой имитируем движение косаря (4-8 раз).
Данное упражнение нацелено на активизацию работы дыхательных мышц (диафрагмы__________).
Упражнение 2.
- Теперь дорога расчищена, надо завести нашу машину. Губы должны быть влажными. На долгом выдохе имитируем работу двигателя
машины. Соревнуемся, у кого больше «бензина» в машине, т.е. дольше может работать двигатель. Упражнение тренирует способность экономно расходовать дыхание. «Имитация звука «Р» вибрацией губ. Обратите внимание на то, чтобы имитировалась комбинация согласных «ДБР», т.е. звонких, а не глухих «ТПР». Можно предложить игру в поездку на автомобиле с изменением направления движения, подъёмом в горку, спуском и т.д., такие задания побудят детей изменять высоту и силу тона на вибрации губ. В любом случае рекомендуется добиваться звучного энергичного тона...».
Упражнение 3.
- Мы с вами приехали в зоопарк. Сколько здесь разных животных! Давайте подойдём к первой клетке. Здесь живут змеи (кобры). Кобра пока спит, но скоро проснётся. Изображаем кобру: рука согнута в локтевом суставе (держать параллельно полу),
затем «кобра» поднимается и шипит - «ш-ш-ш». Кисть руки – это голова кобры. Сначала пальцы сомкнуты в кулак, затем на звук шёпотом «а-а-а», пальцы раздвигаются, имитируя раскрытие «капюшона» кобры. Звук «Ш» должен плавно переходить в звук «А» (всё шёпотом).
Лист корректировки рабочей программы
Дата | Причины коррекции | Что скорректировано | Подпись заместителя директора по ВР |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |