Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская коррекционная школа-интернат»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов «___» августа 201__ г. Руководитель ШМО ___________________ | Принято на педагогическом совете «___» августа 201_ г. Протокол № __ Секретарь педсовета __________________ | Утверждаю: Директор школы: Приказ № __ от «__» августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»
2-4 классы
Направленность: духовно-нравственное
Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Лебедева Г.Н.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники и традиции русского народа» составлена на основе авторской программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой и авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой и реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа «Праздники и традиции русского народа» адресована обучающимся начальной школы 2-4 классов. Срок реализации 1 год. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции русского народа» формируются следующие личностные результаты:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих базовых учебных действий
формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах русского народа, формирование этических чувств на основе знакомства с культурой русского народа;
развитие умения понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
развитие умения активно включаться в общение и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи:
Формировать чувства любви к родной земле, патриотизма, уважения к традициям, истории своего народа
Познакомить учащихся с народным творчеством, праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом;
Развивать интерес к предметам прошлого и настоящего, осознание их культурной преемственности
Развивать познавательный интерес, внутреннюю мотивацию, художественный и творческий потенциал;
Формировать представления о традиционных ценностях и нравственных ориентирах русского народа.
Содержание программы представлено четырьмя разделами:
Раздел «Фольклор» знакомит детей с жанрами устного народного творчества, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас, расширяет кругозор учащихся, показывает духовное, нравственное и эстетическое богатство русской культуры.
Цель: Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества, показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка
Раздел «Старинный русский быт» посвящен изучению истории русского крестьянского быта, устройства деревенской избы, знакомит с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
Цель: развивать интерес к народным обычаям через знакомство детей с бытом крестьян, убранством русской избы, формировать представление об облике русской деревни.
Раздел «Праздники и традиции» приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с традициями проведения семейных и календарных праздников и обрядов.
Цель: раскрыть перед школьниками яркий спектр народной культуры через знакомство с русскими традициями, обрядами и праздниками.
Календарно – обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.
Раздел «Народные промыслы» знакомит обучающихся с основными видами народного декоративно-прикладного искусства и художественными ремеслами. Дети не только приобщаются к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, но и проявляют свои способности в декоративно-прикладном творчестве
Цель: формирование интереса к культуре своего народа средствами изучения и практического освоения процесса создания предметов декоративно-прикладного творчества, воспитание осознанного отношения к труду и самостоятельности в художественном творчестве и эстетической деятельности
№ | Раздел программы | Количество часов | Содержание |
| Вводное занятие | 1ч | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении занятий |
| Старинный русский быт | 10ч | Традиционный костюм крестьян. Рубашка, сарафан – женская одежда. Рубаха, порты - мужская одежда. Функциональный характер одежды. Роль орнамента-оберега (вышивка). Обувь. Традиционная обувь крестьян. Лапти, валенки. Материал, изготовление. Устройство русской избы. Сени — холодное помещение, тёплая изба, горница, крестьянский двор. Материал для постройки. Внутреннее убранство избы. Устройство и предназначение русской печки. Домашняя утварь: чугунок, ухват, кочерга Традиционная кухня русского народа. Продукты питания и пища: каша, щи, овощи, грибы, кисели, мед. Отношении к еде, пословицы, поговорки, приметы связанные с едой. Хозяйкины помощники. Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Самовар. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве, традиции русского чаепития. Деревянные ложки. Назначение, изготовление ложек в старину. Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением. Старинный способ уборки хлеба, орудия труда: цеп, серп, жернова. |
| Фольклор | 5ч | Потешки, считалки. Предназначение этих жанров. Разучивание, использование в играх. Пословицы и поговорки. Жанровое разнообразие, поучительный смысл. Объяснение значения. Загадки. История создания, функции и особенности загадок. Структура загадки. Отгадывание, составление загадок, рисование отгадок. Сказки. Чтение, инсценирование, викторина по сказкам. Колыбельные песни. Предназначение данных произведений. Колыбель, люлька. Знакомство, прослушивание, разучивание. |
| Праздники и традиции | 8ч | Народный календарь. Осень. Народные названия осенних месяцев, характерные явления природы. Загадки, приметы, народные игры осенью. Осенние календарно-обрядовые праздники: Осенины, Синичкин день. Народный календарь. Зима. Народные названия зимних месяцев, характерные явления природы. Загадки, поговорки о зиме, приметы, народные игры зимой. Рождество, колядование. Масленица. Особенности праздника, традиция сжигания чучела, народных масленичных игр. Народный календарь. Весна. Народные названия весенних месяцев, характерные явления природы. Загадки, поговорки о весне, приметы, народные забавы весной. Весенний обряд встречи птиц - Сороки. |
| Народные промыслы | 9ч | Русская народная игрушка. Матрешка. История создания, варианты росписи Русская народная игрушка. Тряпичная кукла. Символическое значение куклы, изготовление. Дымковская игрушка, история возникновения, сырьё. Элементы росписи и декора. Богородская резная игрушка. История возникновения, материал. Гжель. История возникновения, сырьё. Элементы росписи. Хохлома, история возникновения, сырьё. Элементы росписи. |
| Итоговое занятие | 1ч | Подведение итогов изучения курса за год |
| итого | 34ч | |
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
| Вводное занятие | 1ч |
| Старинный русский быт | 10ч |
| Фольклор | 5ч |
| Праздники и традиции | 8ч |
| Народные промыслы | 9ч |
| Повторение. Итоговое занятие | 1ч |
| ИТОГО | 34ч |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | № урока в теме | Тема (содержание) | Дата | Примечание (кор ректи ровка | Характеристика деятельности ученика |
примерная | факти ческая |
| | Вводное занятие. | | | | Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Согласованно работать в группе; взаимодействовать и сотрудничать Рассматривать иллюстрации, изображения, презентации, называть предметы старинного русского быта, занятия, праздники и обычаи людей. Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий Слушать, читать сказки, обсуждать содержание. Отгадывать загадки. Читать, составлять, объяснять пословицы и поговорки. Разучивать считалки, потешки, песенки, заклички, колядки, хороводы. Играть в народные игры, инсценировать обряды Рисовать, лепить, раскрашивать выполнять поделки и аппликации |
Старинный русский быт – 5ч |
| | Народный русский костюм. Одежда. | | | |
| | Народный русский костюм Обувь. | | | |
| | Знакомство с устройством русской избы | | | |
| | Русская печка | | | |
| | Традиционная кухня русского народа | | | |
Фольклор – 5ч |
| | Загадки. | | | |
| | Потешки, считалки. | | | |
| | Пословицы и поговорки | | | |
| | Сказки. | | | |
| | Колыбельные песни. | | | |
Праздники и традиции – 3ч |
| | Народный календарь. Осень | | | |
| | Осенние обряды. Осенины. | | | |
| | Синичкин день. | | | |
Народные промыслы – 2ч |
| | Русская народная игрушка. Матрешка | | | |
| | Русская народная игрушка. Тряпичная кукла | | | |
Праздники и традиции – 2ч |
| | Народный календарь. Зима. | | | |
| | Рождество. | | | |
Народные промыслы – 3ч |
| | Дымковская игрушка, история возникновения, сырьё. | | | |
| | Дымковская игрушка. Элементы росписи и декора. | | | |
| | Богородская резная игрушка | | | |
Праздники и традиции – 3ч |
| | Масленица – проводы зимы. | | | |
| | Народный календарь. Весна | | | |
| | Весенний обряд встречи птиц. Сороки. | | | |
Старинный русский быт – 5ч |
| | Хозяйкины помощники. | | | |
| | Русский самовар | | | |
| | Деревянные ложки | | | |
| | Золотое веретено. | | | |
| | Хлеб - всему голова | | | |
Народные промыслы – 4ч |
| | Гжель. История возникновения, сырьё. | | | |
| | Гжель. Элементы росписи. | | | |
| | Хохлома, история возникновения, сырьё. | | | |
| | Хохлома. Элементы росписи. | | | |
Повторение |
| | Итоговое занятие. | | | |