СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники и традиции русского народа"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники и традиции русского народа" ориентирована на учащихся 2 - 4 классов. Программа нацелена на приобщение детей к культурному наследию русского народа, на формирование эстетического и нравственного восприятия мира. Программа состоит из четырех разделов: «Фольклор», «Старинный русский быт», «Праздники и традиции», «Народные промыслы» 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники и традиции русского народа"»



Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кинешемская коррекционная школа-интернат»



Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

«___» августа 201__ г.

Руководитель ШМО

___________________

Принято на педагогическом совете

«___» августа 201_ г.


Протокол № __

Секретарь педсовета

__________________

Утверждаю:

Директор школы:




Приказ № __

от «__» августа 201__ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

«ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

2-4 классы



Направленность: духовно-нравственное

Возраст обучающихся: 8 - 11 лет

Срок реализации: 1 год







Составитель: Лебедева Г.Н.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория










Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники и традиции русского народа» составлена на основе авторской программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М. Д. Маханёвой и авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой и реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Программа «Праздники и традиции русского народа» адресована обучающимся начальной школы 2-4 классов. Срок реализации 1 год. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В результате освоения программы внеурочной деятельности «Праздники и традиции русского народа» формируются следующие личностные результаты:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих базовых учебных действий

  • формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах русского народа, формирование этических чувств на основе знакомства с культурой русского народа;

  • развитие умения понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • развитие умения активно включаться в общение и взаимодействовать со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;















2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: приобщение детей к культурному наследию русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. 


Задачи:

  • Формировать чувства любви к родной земле, патриотизма, уважения к традициям, истории своего народа

    • Познакомить учащихся с народным творчеством, праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом;

  • Развивать интерес к предметам прошлого и настоящего, осознание их культурной преемственности

    • Развивать познавательный интерес, внутреннюю мотивацию, художественный и творческий потенциал;

  • Формировать представления о традиционных ценностях и нравственных ориентирах русского народа.


Содержание программы представлено четырьмя разделами:


Раздел «Фольклор» знакомит детей с жанрами устного народного творчества, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас, расширяет кругозор учащихся, показывает духовное, нравственное и эстетическое богатство русской культуры.

Цель: Расширить представление учащихся о жанрах устного народного творчества, показать своеобразие и самобытность произведений фольклора, богатство и красочность народного языка


Раздел «Старинный русский быт» посвящен изучению истории русского крестьянского быта, устройства деревенской избы, знакомит с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

Цель: развивать интерес к народным обычаям через знакомство детей с бытом крестьян, убранством русской избы, формировать представление об облике русской деревни.


Раздел «Праздники и традиции» приобщает детей к истокам русской культуры, знакомит с традициями проведения семейных и календарных праздников и обрядов.

Цель: раскрыть перед школьниками яркий спектр народной культуры через знакомство с русскими традициями, обрядами и праздниками.

Календарно – обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут.


Раздел «Народные промыслы» знакомит обучающихся с основными видами народного декоративно-прикладного искусства и художественными ремеслами. Дети не только приобщаются к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, но и проявляют свои способности в декоративно-прикладном творчестве

Цель: формирование интереса к культуре своего народа средствами изучения и практического освоения процесса создания предметов декоративно-прикладного творчества, воспитание осознанного отношения к труду и самостоятельности в художественном творчестве и эстетической деятельности



Раздел программы

Количество часов

Содержание

Вводное занятие

Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении занятий

Старинный русский быт

10ч

Традиционный костюм крестьян. Рубашка, сарафан – женская одежда. Рубаха, порты - мужская одежда. Функциональный характер одежды. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Обувь. Традиционная обувь крестьян. Лапти, валенки. Материал, изготовление.

Устройство русской избы. Сени — холодное помещение, тёплая изба, горница, крестьянский двор. Материал для постройки. Внутреннее убранство избы.

Устройство и предназначение русской печки. Домашняя утварь: чугунок, ухват, кочерга

Традиционная кухня русского народа. Продукты питания и пища: каша, щи, овощи, грибы, кисели, мед. Отношении к еде, пословицы, поговорки, приметы связанные с едой.

Хозяйкины помощники. Знакомство с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

Самовар. Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве, традиции русского чаепития.

Деревянные ложки. Назначение, изготовление ложек в старину.

Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением.

Старинный способ уборки хлеба, орудия труда: цеп, серп, жернова.

Фольклор

Потешки, считалки. Предназначение этих жанров. Разучивание, использование в играх.

Пословицы и поговорки. Жанровое разнообразие, поучительный смысл. Объяснение значения.

Загадки. История создания, функции и особенности загадок. Структура загадки. Отгадывание, составление загадок, рисование отгадок.

Сказки. Чтение, инсценирование, викторина по сказкам.

Колыбельные песни. Предназначение данных произведений. Колыбель, люлька. Знакомство, прослушивание, разучивание.

Праздники и традиции

Народный календарь. Осень. Народные названия осенних месяцев, характерные явления природы. Загадки, приметы, народные игры осенью. Осенние календарно-обрядовые праздники: Осенины, Синичкин день.

Народный календарь. Зима. Народные названия зимних месяцев, характерные явления природы. Загадки, поговорки о зиме, приметы, народные игры зимой. Рождество, колядование.

Масленица. Особенности праздника, традиция сжигания чучела, народных масленичных игр.

Народный календарь. Весна. Народные названия весенних месяцев, характерные явления природы. Загадки, поговорки о весне, приметы, народные забавы весной. Весенний обряд встречи птиц - Сороки.

Народные промыслы

Русская народная игрушка. Матрешка. История создания, варианты росписи

Русская народная игрушка. Тряпичная кукла. Символическое значение куклы, изготовление.

Дымковская игрушка, история возникновения, сырьё. Элементы росписи и декора.

Богородская резная игрушка. История возникновения, материал.

Гжель. История возникновения, сырьё. Элементы росписи.

Хохлома, история возникновения, сырьё. Элементы росписи.

Итоговое занятие

Подведение итогов изучения курса за год


итого

34ч




3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Количество часов

Вводное занятие

Старинный русский быт

10ч

Фольклор

Праздники и традиции

Народные промыслы

Повторение. Итоговое занятие


ИТОГО

34ч




4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

№ урока

в теме

Тема

(содержание)

Дата

Примечание

(кор

ректи

ровка

Характеристика

деятельности ученика

примерная

факти

ческая

Вводное занятие.




  • Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • Согласованно работать в группе; взаимодействовать и сотрудничать

  • Рассматривать иллюстрации, изображения, презентации, называть предметы старинного русского быта, занятия, праздники и обычаи людей.

  • Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий

  • Слушать, читать сказки, обсуждать содержание.

  • Отгадывать загадки. Читать, составлять, объяснять пословицы и поговорки.

  • Разучивать считалки, потешки, песенки, заклички, колядки, хороводы.

  • Играть в народные игры, инсценировать обряды

  • Рисовать, лепить, раскрашивать выполнять поделки и аппликации


Старинный русский быт – 5ч

Народный русский костюм. Одежда.




Народный русский костюм Обувь.




Знакомство с устройством русской избы




Русская печка




Традиционная кухня русского народа




Фольклор – 5ч

Загадки.




Потешки, считалки.




Пословицы и поговорки




Сказки.




Колыбельные песни.




Праздники и традиции – 3ч

Народный календарь. Осень




Осенние обряды. Осенины.




Синичкин день.




Народные промыслы – 2ч

Русская народная игрушка. Матрешка




Русская народная игрушка. Тряпичная кукла




Праздники и традиции – 2ч

Народный календарь. Зима.




Рождество.




Народные промыслы – 3ч

Дымковская игрушка, история возникновения, сырьё.




Дымковская игрушка. Элементы росписи и декора.




Богородская резная игрушка




Праздники и традиции – 3ч

Масленица – проводы зимы.




Народный календарь. Весна




Весенний обряд встречи птиц. Сороки.




Старинный русский быт – 5ч

Хозяйкины помощники.




Русский самовар




Деревянные ложки




Золотое веретено.




Хлеб - всему голова




Народные промыслы – 4ч

Гжель. История возникновения, сырьё.




Гжель. Элементы росписи.




Хохлома, история возникновения, сырьё.




Хохлома. Элементы росписи.




Повторение

Итоговое занятие.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!