СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Праздники, традиции и ремесла народов России» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России (автор Л.Н. Михеева) разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Праздники, традиции и ремесла народов России» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32

имени 177 истребительного авиационного московского полка»

Г.о. Подольск

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель ШМО

___________ Рыжкова Н. А.

Протокол №______ от

«___» __________ 2021г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР _____Петрова Н.В.

«___» ___________ 2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №32

__________С.И. Тухватулина

Приказ №______ от

«___» ____________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Праздники, традиции и ремесла народов России»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

3 Д класс






Учебных недель: 34

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34




Составитель:

Твёрдая Валентина Николаевна,

учитель начальных классов









2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД



Содержание

  1. Общие цели курса «Праздники, традиции и ремесла народов России»............................3

  2. Планируемые результаты изучения курса «Праздники, традиции и ремесла народов России" …………………………………………………………………………………………..3

  3. Содержание курса «Праздники, традиции и ремесла народов России» …………………4

  4. Тематическое планирование……………………………………….……………...………...5

  5. Календарно-тематическое планирование …………………………………………….…....6

  6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ………………………..7





Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России (автор Л.Н. Михеева) разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» Л.Н. Михеевой (Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классов под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016 год).


Общие цели курса «Праздники, традиции и ремесла народов России»

Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.


Задачи программы:

  Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I);

  Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

  Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

  Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

  Формирование чувства национального достоинства.  


Планируемые результаты курса

«Праздники, традиции и ремесла народов России»


Личностные результаты

  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

  • умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметные результаты

Регулятивные

  • организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные

  • проводить сравнение и классификацию объектов;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


Предметные результаты

  • формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

  • овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Старинный русский быт. Одежда.

  • Познакомиться с особенностями крестьянской одежды;

  • Сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

  • Ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Старинный русский быт. Жилище.

  • Продемонстрировать устройство крестьянской избы;

  • Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой. Старинный русский быт. Тряпичная кукла. Обереги.

  • Познакомить с процессом изготовления тряпичных кукол.

  • Познакомить с оберегами и их видами.

Старинный русский быт. Традиционная русская кухня.

  • Оценить достоинства традиционной русской кухни;

  • Уметь приготовить несколько простейших блюд.

Старинный русский быт. Семейные праздники и обряды, игры.

  • Разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, лапта, прятки).

Старинный русский быт. Учеба. Школа.

  • Сравнить учебу детей в старину и сейчас;

  • Букварь – «Азбуковник» и современные учебники


Содержание

Старинный русский быт. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр (11 ч)

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюки, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.


Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем (10 ч)

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.


Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания (5 ч)

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.


Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины (5 ч)

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.


Учёба. Школа (3 ч)

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. 


Формы организации и виды деятельности: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела /темы

Количество часов на изучение

1

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

11

2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

10

3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

5

4

Семейные праздники, игры и забавы детей.

5

5

Учёба. Школа.

3


Итого:

34


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Тема

Плановые сроки прохождения

Скоррект. сроки прохождения

1

ИОТ-016-2021 Знакомство с общим содержанием курса.



2

Функциональный характер одежды в старину.



3

Рубашка, сарафан у женщин.



4

Роль орнамента-оберега (вышивка).



5

Солнце, дерево, конь, вода – источники жизни, символы добра и счастья.



6

Особое значение пояса (кушака).



7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.



8

Мужская одежда у крестьян.



9

Крестьянская обувь.



10

Одежда и обувь у бояр.



11

Одежда боярынь и барышень.



12

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.



13

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.



14

Элементы избы.



15

Особая роль печки. Курная изба.



16

Освещение в крестьянских избах.



17

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.



18

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.



19

Красный угол.



20

Иконы.



21

Боярский терем и боярские палаты.



22

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий».



23

Пословицы и поговорки о хлебе.



24

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.



25

Что такое блины? Пироги.



26

Взвары, варенья, соленья, мёд.



27

Быт крестьянской семьи.



28

Быт городской семьи.



29

Зимние забавы.



30

Летние забавы.



31

Именины.



32

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.



33

Школы при церквях и монастырях.



34

Учебные предметы и учебные книги. Итоговое занятие.







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Учебные и методические пособия:

1. Артёмова Т. Православный народный календарь. М., 2018 г.
2. Афанасьев А.Н. Народные праздники // Древо жизни – М., 2019 г.
3. Брайковская В.И. Праздники, народные обряды, гулянья. Иваново, 2018.
4. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград, 2019 г.
5. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению народной культуры // Воспитание школьников. 2020 г., №1.
6. Виноградов Г.С. Русский народный календарь // Этнографический сборник.

7. Интернет-ресурсы


Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- классная доска;

- персональный компьютер с принтером;

- DVD- проигрыватель;

- телевизор;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;


Оборудование класса

- ученические столы двухместные с комплектом стульев;

- стол учительский с тумбой;

- шкаф для хранения дидактических материалов;

- стенды для вывешивания иллюстративного материала.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!