СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы дети природы» (3 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы дети природы» (3 класс)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №……………..

Приложение к основной образовательной

программе начального общего образования

приказ от ……………..





Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Мы дети природы»







Класс: 3

Учитель: ………………………

Учебный год: 2021 – 2022


Количество часов за год

34

в т.ч.

I полугодие

16

II полугодие

18










Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мы дети природы» разработана для учащихся 3 класса на 2021-2022 учебный год является компилятивной, составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №……, утвержденной приказом директора от …………………..в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность. Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Экология как наука появилась еще в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала только ученых. И только в середине 20 –го столетия экология приобрела широкую известность среди людей. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Программа направлена на экологическое воспитание школьников. Экологическое воспитание включает в себя просветительскую, общественно полезную и исследовательскую деятельность учащихся. Основными формами просветительской деятельности в школе являются экскурсии для учащихся, оказывая определенное влияние на сознание, заставляет задуматься о правильности своего поведения в природе, повышает экологическую грамотность людей.

Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Даная программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности учителя и учащихся.

Цель программы:

Создание условий для формирования экологической культуры школьников младшего возраста.

Задачи:

1.Освоение экологических представлений.

2.Развитие познавательных умений.

3.Овладение умениями ухода за живыми существами

4.Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.


Занятия состоят из трех частей:

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);

2 часть – экологическая игра;

3 часть – опытная деятельность.




Общая характеристика учебного предмета.


Программа «Мы дети природы» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).


Курс внеурочной деятельности «Мы дети природы» поддерживается предметами: окружающий мир, литературное чтение.

Возраст детей: 9-10 лет.

 Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения 2021-2022 г. 

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Численный состав группы 23 человек.



Планируемые результаты обучения


Учащиеся научатся:

  • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

  • называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

  • приводить примеры растений и животных родного края;

  • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков

  • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);

  • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года;

  • пересказывать произведения кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

  • объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных;

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

  • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;

  • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов;

  • понимать, что человек – часть общества и часть природы;

  • понимать значение общества в жизни человека;

  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;

  • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общество, познание);

  • в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений;

  • описывать культурные достопримечательности родного края.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

-уважительное отношение к окружающему миру;

-понимание особой роли каждого и отдельного человека в сохранении окружающей среды;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса:

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Перед учащимися ставятся цели и задачи внеурочной деятельности;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- в ходе работы над темами учащиеся выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций в дополнительных и вспомогательных источниках необходимую информацию, производят сопоставления, делают умозаключения, решают проблемы творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Достижению этого результата служит организация представления материала темы, включая его текстовую часть и зрительный ряд.


Промежуточная аттестация осуществляется на основании «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №15».

В 3 классе по курсу «Мы дети природы» промежуточная аттестация осуществляется в форме собеседования. Сроки промежуточной аттестации утверждаются приказом директора и отражены в календарном графике школы на учебный год.




Формы организации:

-беседа;

-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

-анализ и просмотр текстов;

-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.

-Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

-игровая;

-теоретическая;

-практическая.

Основные методы и технологии:

-технология разноуровневого обучения;

-развивающее обучение;

-технология обучения в сотрудничестве;

-коммуникативная технология.

Организованная форма обучения:

-Исследовательская деятельность

-Экскурсии

-Наблюдения за животными и растениями.

-Изобразительная деятельность по экологической тематике.

Методы обучения:

-Беседа.

-Наблюдения

Совместная деятельность учителя и учащихся.

-Целевые прогулки на природе.

-Игры.

-Рассказы учителя, чтение детской художественной литературы.

-Рассматривание дидактических карт нок, иллюстраций о природе.

-Опыты, поисковая деятельность

-Просмотр фильмов.

-Работа с календарем природы, дневниками наблюдений.

-Изобразительная деятельность на экологическую тематику

-Создание книг самоделок

Виды деятельности: игровая; познавательная; просмотр презентаций и видеофильмов; проектная деятельность; встречи с интересными людьми; конкурсы; экскурсии.

Дистанционное обучение (в дни отмены занятий) реализуется с использованием ЦОР.

Формы отслеживания результатов курса внеурочной деятельности:

При организации учебной деятельности предполагается дифференцированная и недифференцированная фронтальная работа, индивидуальная деятельность с элементами репродуктивной, частично-поисковой, проблемно-поисковой, групповая работа.

В процессе обучения используются следующие методы: словесный (беседа, рассказ, дискуссия), наглядный (демонстрация, сравнение), практический (упражнение, учебно-практическая работа, творческая работа), метод проблемного обучения, метод проектов. Особое внимание уделено обучению приёмам самооценки и самоконтроля, взаимооценки и взаимоконтроля.

Ожидаемые результаты:

-приобретение социально-значимого опыта, повышение уровня развития интеллектуально-эмоциональной сферы,

-повышение экологической культуры;

-участие в конкурсах разных уровней;

-расширение сферы деятельности и освоение новых видов деятельности.
















Содержание курса внеурочной деятельности


№ п/п

Содержание курса

Количество часов, в том числе

Элементы содержания


теория

практика

1

Беседа о лете.


1



Углубление и обобщение представлений детей о лете, его типичных признаках. Закрепление представлений о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде т отдыхе взрослых. Установление связей между условиями среды и состоянием живых объектов. Экологическая игра «Где что зреет»

2

«Какие бывают насекомые».


1



Многообразие насекомых, особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения. Игра «Кто где живет», тризовская игра «Хорошо – плохо», игра В.Войскобовича «Чудо-соты».

3

«Планета Земля в опасности».

1


Планета Земля – огромный шар, покрытый водой. Материки земли. Животные, обитающие на земле. Планета Земля в опасности.

4

«Что такое природа? Живая и неживая природа»

1


Отличие природных объектов от искусственных, созданных человеком, объектов живой природы от неживой природы. Связи человека с природой. Игра «Живая и неживая природа». Опыт: Гром и молния

5

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

1


Лекарственные растения – правила их сбора, хранения и применения. Игра «Узнай целебную траву»

6

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

1


Белый медведь, его образ жизни: питание, изменение поведения по сезонам года. Особенности строения. Игра «Кто где живет?», Письмо белому медведю.

7

«Кто такой крот и где он живет?»

1


Особенности внешнего строения и поведения крота, его приспособления к подземному образу жизни. Игра «Узнай, какой зверь»

8

Экскурсия «Как растения готовятся к зиме»


1

Состояние растений осенью, образование плодов и семян. Условия жизни растений. Труд взрослых в парке по уходу за растениями осенью. Игра «Кто больше запомнит»

9

Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения


1

Разные потребности в оде растений. Отличие влагоустойчивых и засухоустойчивых растений. Опыт: Растение теряет воду через испарение


10

Наши домашние любимцы


1

Растения и животные живые существа, их потребности в условиях обитания: тепло, свет, питание. Игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

11

«Золотое время года»


1

Изменение природы с наступлением осени: уменьшение светового дня, похолодание, сбор урожая, исчезновение насекомых

12

«Разговор о лесе»

1


Растения, растущие в лесу, деревья, кустарники, их строение. Отличие дуба и сосны.

13

Волк и лиса – лесные хищники

1


Образ жизни лиса и волка в зимнее время года. Приспособленность животных к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Письмо волку и лисе

14

Наблюдение за домашними любимцами.


1

Наблюдение за кошкой и котятами, как за зверьми. Опыт: как кошка язычком чистит себе шерстку.

15

«Кто главный в лесу»

1


Лесник – человек, который заботится о лесе. Игра: «как вести себя в лесу»

16

«Я – человек»

1


Человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Опыт: Выяснение причины храпа человека.

17


Сравнение диких и домашних животных

1


Признаки домашних животных, их отличие от диких животных. Тризовская игра «Что было бы, если бы…?»

18

«Что мы знаем о птицах?»

1


Представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Игра «Отгадай, какая птица», «Птичья столовая»

19

«Живая пирамида»

1


Взаимосвязь обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Игра «Живая пирамида»


20

Двугорбый верблюд пустыни

1


Многообразие живых существ, населяющих нашу планету, знакомство с жителем пустыни – верблюдом. Напиши письмо верблюду.

21

«Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу»

1


Жизнь животных зимой в лесу.

Опыт: Как маскируются животные.

22

«Как узнать зиму?»


1

Типичные зимние явления в неживой природе. Существование растений, образ жизни и поведение животных.

23

«Вода вокруг нас»

1


Значение воды в нашей жизни. Состояния воды в окружающей среде. Движение «капелек» воды. «Кислый» дождь. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

24

Свойства воды.


1

Свойства воды. Таинства воды

25

«Кто живет в воде»

1


Представители водных животных, особенности, приспособленность к жизни в воде. Охрана водных животных и среды их обитания. Подвижная игра «Мы – водные животные»

26

«Что растет в воде»

1


Водные растения, особенности строения, приспособленность к жизни в воде. Охрана водных растений и среды их обитания

27

Весенний уход за комнатными растениями.


1

Определение болезненного и хорошего состояния комнатных растений, способы ухода за растениями. Опыт: Вырастить из морковных верхушек морковь

28

«Подземные жители»

1


Особенности строения и поведения подземных жителей, их приспособленность к почвенной среде. Опыт: Выяснение причин выхода червей на поверхность земли во время дождя.

29

Красная книга – сигнал опасности

1


Исчезновение животных и растений. Их охрана и спасение. Игра: «Растения и животные Красной книги»

30

«Мой край родной – заповедные места»

1


Заповедники, заказники, памятники природы своей местности. Игра «Посели животное»

31

«Какой он – воздух?»


1

Воздух, его свойства и роль в жизни человека. Воздух – условие жизни всех живых организмов. Опыт: Как увидеть воздух. Как услышать воздух.

32

«Носы нужны не только для красы»

1


Органы дыхания человека и некоторых животных. Игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки»

33

«Солнце – большая звезда»

1


Представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. Игра «Догони свою тень», опыт «Волшебный лучик»

34

«Весна – красна»



1

Характерные признаки весны: увеличение дня, таянье снега, цветение первоцветов, появление насекомых

Итого

24

10





Календарно -тематическое планирование

3 класс


№ п/п


Раздел/Темы

Дата

Корректировка

План

Факт

Беседа о лете.

02.09



«Какие бывают насекомые».

09.09



«Планета Земля в опасности».

16.09



«Что такое природа? Живая и неживая природа»

23.09



«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

30.09



«Почему белые медведи не живут в лесу?»

07.10



«Кто такой крот и где он живет?»

14.10



Экскурсия «Как растения готовятся к зиме»

21.10



Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения

28.10



Наши домашние любимцы

11.11



«Золотое время года»

18.11



«Разговор о лесе»

25.11



Волк и лиса – лесные хищники

02.12



Наблюдение за домашними любимцами.

09.12



«Кто главный в лесу»

16.12



«Я – человек»

23.12



Сравнение диких и домашних животных

15.01



«Что мы знаем о птицах?»

22.01



«Живая пирамида»

29.01



Двугорбый верблюд пустыни

05.02



«Как белка, заяц, лось проводят зиму в лесу»

12.02



«Как узнать зиму?»

19.02



«Вода вокруг нас»

26.02



Свойства воды.

05.03



«Кто живет в воде»

12.03



«Что растет в воде»

19.03



Весенний уход за комнатными растениями.

26.03



  1. ,

«Подземные жители»

09.04



Красная книга – сигнал опасности

16.04



«Мой край родной – заповедные места»

23.04



«Какой он – воздух?»

30.04



«Носы нужны не только для красы»

07.05



«Солнце – большая звезда»

14.05



«Весна – красна»


21.05


































Литература:




Для учителя:

М.В.Лугич. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

А.Клепинина. Тайны окружающего мира. Москва, издательство "Ювента", 2005 г.

Е.М.Елизарова. Такие незнакомые и знакомые растения. В-д, "Панорама", 2006 г.

А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во "Дрофа", 2003г.

"Азбука природы", Издательский дом "Ридерс Дайджест", 2003 г.

Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993г.

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. ТЦ «Учитель», Воронеж,2007г.

Золотов В.В. «Лесная мозаика». М., 1993г.

Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду», Я., 1998г.

Молодова Л. А. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.

Рыжова Н.А. «Я и природа». М., 1996г.



Для учащихся:

Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2003 г.

Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 2005 г.

Тайны живой природы М. Росмэн 2007 г.

Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!