МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г.БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____»августа 2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
(духовно-нравственное направление)
9 А класс
УЧИТЕЛЬ
ШЕВЧЕНКО ГАЛИНА
НИКОЛАЕВНА
2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 9 класса разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Основной образовательной программой МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Учебным планом МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
Место курса в учебном плане
В течение года ученики проводят работу над краткосрочными проектами, призванными закрепить конкретные образовательные результаты.
Программа ориентирована на 35 учебных часов (1 час в неделю) согласно учебному плану МБОУ СОШ №21 г. Брянска на 2021/2022 учебный год
Форма промежуточной аттестации – защита проектов
Цель программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации подростков при формировании общекультурных, духовных и нравственных ценностей
Программа направлена на:
Воспитание патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
Задачи:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями обучающихся.
Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Организация информационной поддержки учащихся.
Общие принципы деятельности учителя
При реализации цель и задач программы учитель: проводит входную диагностику личностного роста школьников (определяет развитие гуманистических ценностей, отношений ученика к миру, другим людям, самому себе, фиксирует жизненные приоритеты и предпочтения ученика), подбирает такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня, выстраивает логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого, проводит текущую диагностику сформированности универсальных учебных действий, вконце курса диагностирует результативность и эффективность внеурочной деятельности
Особенности реализации программы
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию внешкольных поездок и пешеходных экскурсий.
Структура программы
Программа построена на основе применения модульной системы, где содержание обучения структурируется в организационно-методические блоки, предусматривающие определённую степень вариативности распределения часов учителем в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся в процессе работы.
Ориентировочные формы организации внеурочной деятельности
а) разработанные и проведённые преподавателем
б) разработанные преподавателем и проведённые учащимися
в) разработанные и проведённые учащимися
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и в городской среде.
2. Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности и позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Учебно-методический комплекс
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. –Спб.,2007
http://www.ipetersburg.ru
Центр "Педагогический поиск" http://www.ppoisk.com//
Журнал «Классное руководство и воспитание школьников» Издательский дом «Первое сентября» http://ruk.1september.ru/
Побединская Л. «Классный час играючи» Выпуски 1-5 Издательство: Сфера, 2004 г.
Веннецкая Ольга Евгеньевна, Федина Нина Владимировна, Вербовская Елена Владимировна
Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педагогов .-Издательство :Просвещение, 2003г.
Праздник длиною в учебный год.-Издательство:Каро., 2005г .
Серия: Материалы для специалиста образовательного учреждения
Год издания: 2003 г.
Этнокалендарь Санкт-Петербурга
Календарь памятных дат. Классные часы на патриотические темы. 5-11 классы
Серия: В помощь классномуруководителИздательство: Учитель (2013 г.)
Информационно-техническая оснащенность
материалы для оформления и творчества учащихся,
наличие канцелярских принадлежностей,
компьютер
колонки
проектор
доступ в сеть Интернет
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Я – ГРАЖДАНИН» (35 часов) 2021/2022 учебный год
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Рекомендуемая форма деятельности | Основное содержание |
план. | факт. |
1 | «Беслан забыть нельзя»,«Дружба и единство против зла и жестокости» | 1 | 02.09 | | Беседа | Хронология событий. Понятие толерантности. |
2 | Моя будущая профессия | 1 | 09.09 | | Ролевая игра | Каждый ребенок рассказывает о своих талантах и увлечениях |
3 | 17 сентября – день освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков | 1 | 16.09 | | Урок памяти | Литературно-музыкальная композиция, презентация, показ хроники |
4 | «Экстремизм и терроризм - угроза человечеству» | 1 | 23.09 | | Тренинг | Понятие экстремизм и терроризм. Целью уроков является повышение уровня подготовка детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций. |
5 | «Молодежные экстремистские организации и их опасность для общества» | 1 | 30.09 | | Лекция | Просмотр видео материалов, презентация. |
6 | Урок светской этики по теме «Нравственность» | 1 | 07.10 | | Проект | Литературно-музыкальная композиция, презентация. Работа в группах по моделированию и развитию ситуаций с проявлением нравственности либо безнравственного поведения. |
7 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | 1 | 14.10 | | Круглый стол | Экология интернет-пространства. Этика и культура общения в сети. |
8 | «Безопасный мир» | 1 | 21.10 | | Беседа | о безопасном поведении школьников в общественных местах и на транспорте, о мерах по предупреждению ДТ, о безопасномселфи. |
9 | День народного единства | 1 | 28.10 | | Проекты | История возникновения праздника. |
10 | Международный день толерантности | 1 | 11.11 | | Игра по станциям | |
11 | « Декларация прав ребенка» | 1 | 18.11 | | Беседа | Основные понятия, презентация. |
12 | «Молодежь против террора» | 1 | 25.11 | | Лекция | Ответственность подростков за участие в группировках, разжигающих национальную рознь. |
13 | «Международный день борьбы с коррупцией» | 1 | 02.12 | | Круглый стол | Понятие коррупция. |
14 | День Конституции Российской Федерации | 1 | 09.12 | | Беседа | Что такое конституция. История конституции России. |
15 | Всероссийская акция «Час кода» | 1 | 16.12 | | урок | Тематический урок информатики |
16 | «Международный день кино» | 1 | 23.12 | | Диспут | История возникновения, шедевры отечественного кинематографа. Дети выбирают лучший фильм года. |
17 | «Молодёжные субкультуры» | 1 | 30.12 | | Проекты в группах | Обзор молодёжных субкультур, работа в группах «за» и «против». |
18 | День прорыва блокады Ленинграда. День снятия блокады Ленинграда | 1 | 13.01 | | Гостиная | Литературно-музыкальная композиция, Презентация, показ хроники |
19 | Международный день памяти жертв Холокоста | 1 | 20.01 | | Урок памяти | Презентация, показ хроники |
20 | «Сущность терроризма» | 1 | 27.01 | | Беседа | Понятия террор и терроризм |
21 | «Безопасность в глобальной сети» | 1 | 03.02 | | Мастер-класс | Основные аспекты безопасного хранения и использования информации в глобальной сети интернет, соц. Сетях. |
22 | День Защитника Отечества | 1 | 10.02 | | Мини-концерт | История и традиции Российской армии. |
23 | «Ложное сообщение о террористической угрозе – шутка, смех или слёзы?» | 1 | 17.02 | | Лекция | Ответственность за правонарушение, предусмотренная статьёй 207 УК РФ : «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма»; |
24 | Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | 1 | 24.02 | | Беседа | Понятия «наркомания», «наркодиллек», «наркобизнес». Меры предосторожности. |
25 | «Школа безопасности» | 1 | 03.03 | | Тренинг | Психологические рекомендации поведения при возникновении экстремальных ситуаций; как не стать жертвой преступления. |
26 | «Патриотизм в современном мире» | 1 | 10.03 | | Мастерская | Сущность патриотизма и его проявления в наше время |
27 | «Космос – это мы» | 1 | 17.03 | | Проекты | День космонавтики - история возникновения, биография Юрия Гагарина, презентация. |
28 | Международный день освобождения узников фашистских концлагерей | 1 | 31.03 | | Обсуждение фильма | История освобождённого узника фашистских лагерей |
29 | Дисциплинированность и бдительность – залог безопасности! | 1 | 07.04 | | тренинг | Меры безопасности при угрозе проведения террористических актов, при обнаружении взрывчатых веществ, предметов, действия при захвате в заложники. Первая помощь в случае ранения. |
30 | Международный день труда и мира – преемственность трудящихся | 1 | 14.04 | | Лекция Викторина | История эволюции праздника |
31 | Великая Победа! | 1 | 21.04 | | Гостиная | Стихи и песни о войне, рассказ о поэтах-фронтовиках, показ кинохроники 1941 года. |
32 | Терроризм и безопасность подростка | 1 | 28.04 | | Тренинг | Как террористы и экстремисты могут использовать подростков в своих приступных целях |
33 | День славянской письменности. | 1 | 05..05 | | Лекция | История праздника. Подведение итогов |
34 | Защита проектов | | 12.05 | | защита проектов | Подведение итогов |
35 | Защита проектов | | 19.05 | | защита проектов | подведение итогов |
26