РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«WELCOME TO TATARSTAN»
(«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТАТАРСТАН»)
Срок реализации 5 лет,
для обучающихся 5-9 классов
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«WelcometoTatarstan»
(«Добро пожаловать в Татарстан»)
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
мотивация изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
общекультурная и этническая идентичности как составляющие гражданской идентичности личности;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Обучающийся получит возможность для формирования:
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживаниям, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
умению планировать свое речевое и неречевое поведение;
смысловому чтению, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить своё высказывание в соответствие с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
исследовательским учебным действиям, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
работать с различными источниками информации;
навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
основам смыслового чтения художественных и познавательныхтекстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Обучающийся получит возможность для формирования
проектных умений:готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
и расширения общего лингвистического кругозора.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
проявлять уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
адекватно реагировать на нужды других, в частности окатывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
координировать свои усилия с усилиями других.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержаниекурсавнеурочной деятельности «WelcometoTatarstan»
(«Добро пожаловать в Татарстан»)
5класс
Введение в курс. Республика Татарстан (4 ч)
Татарстан цифры и факты.
Гостеприимность в республике. Способы знакомства с людьми.
Формы организации: экскурсия, познавательная беседа, языковой практикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая.
Республика и люди (6 ч)
Какие они жители Татарстана? Символы республики. Великие люди Татарстана. Великие политики.Ученые и открытия.
Формы организации: круглый стол, проектная деятельность, языковой практикум.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность.
Географическое положение Татарстана (4 ч)
Важные географические факты республики.Реки и озера страны. Геологические проблемы республики.
Формы организации: круглый стол, игра-викторина, языковой практикум.
Виды деятельности:познавательная, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность.
Еда по-татарски (2 ч)
Блюда национальной Татарской кухни. Экологически чистые продукты.
Формы организации:проектная деятельность, конкурс, экскурсия, языковая практика.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Итоговое занятие (1 ч)
Практический выход: проект по теме «Еда по-татарски». Презентация проекта. Конкурс лучших блюд.
Формы организации:проектная деятельность, конкурс.
Виды деятельности: познавательная, досуговое общение.
6 класс
Многонациональная Республика Татарстан(4 ч)
Население республики. Стиль жизни народа РТ.Какие они, татары?»
Формы организации: круглый стол, ролевая игра, языковой практикум.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, игровая деятельность
Великие города и столица Казань(3 ч)
Сравнение татарской и русской архитектуры. Исторические факты о Кремле. Выпуск стенгазеты.
Формы организации: исследовательская деятельность, практикум по выпуску стенгазеты.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Как и на чем путешествовать? (2 ч)
Общественный транспортТатарстана.
Формы организации: экскурсия, познавательная беседа, коммуникативный практикум.
Виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая.
Где остановиться в Татарстане? (4 ч)
Гостиницы и отели Казани. Достопримечательности в г.Казань.
Формы организации: круглый стол, коммуникативный практикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая.
Образование в Татарстане (3 ч)
Великие университеты.
Формы организации: круглый стол, проектная деятельность, коммуникативный практикум.
Виды деятельности:познавательная, проблемно-ценностное общение.
Итоговое занятие (1 ч)
Практический выход:квест по теме «Казанский кремль»
Формы организации: квест, языковой практикум.
Виды деятельности: игровая, досуговое общение.
7 класс
Страницы истории (3 ч)
Основные события в истории республики. Исторические места Татарстана.
Формы организации: виртуальная экскурсия, познавательная беседа, языковой практикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая.
Основные города Татарстана (3 ч)
Промышленные города республики.Многонациональность населения в разных городах.
Формы организации: круглый стол, конкурс, экскурсия, коммуникативный практикум.
Виды деятельности:познавательная, проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность.
Школьная жизнь (5 ч)
Школьная форма и правила. Виды школ и образования.Школьный день. Расписание. Проблемы современного ученика.
Формы организации: круглый стол, выставка, мини-исследование, этическая беседа, коммуникативный практикум.
Виды деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Культурное достояние Республики (5 ч)
Театральная жизнь в Татарстане. Известные люди искусства. Казань – культурный центр страны. Всемирно известные татарские пьесы.
Формы организации: культпоход, проект, конкурс, языковой практикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая, досуговое общение.
Итоговое занятие (1 ч)
Практический выход: квест по теме «Представление в театре».
Формы организации: квест, коммуникативный практикум, инсценирование.
Виды деятельности: игровая, досуговое общение.
8 класс
Еда (7 ч)
Национальная кухня. Где люди едят, дома или в кафе? Мое любимое кафе. Конкурс кулинарии. Схожесть блюд всего мира.
Формы организации: конкурс, мини-исследование, проектная деятельность, коммуникативный практикум.
Виды деятельности:проблемно-ценностное общение, социальное творчество.
Одежда (5 ч)
Татарский национальный костюм.Одежда разных национальностей,живущих в Татарстане. Школьная форма. Модный показ.
Формы организации:познавательная беседа, экскурсия в музей, конкурс, показ, языковой практикум.
Виды деятельности:познавательная, социальное творчество, туристско-краеведческая, досуговое общение.
Жизнь животного мира (4 ч)
Дикие и домашние животные. Среда обитания животных.Красная книга. Забота о животных.
Формы организации: круглый стол, диспут, проектная деятельность, экскурсия, коммуникативныйпракикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая, социальное творчество.
Итоговое занятие (1 ч)
Практический выход: составление брошюры «Забота о животных»
Формы организации: проектная деятельность, коммуникативный практикум.
Виды деятельности: познавательная, социальное творчество.
9 класс
Культурное достояние республики (6 ч)
Театральная жизнь в Татарстане. Известные люди искусства. Казань – культурный центр республики. Всемирно известные татарские пьесы.
Формы организации: культпоход, краеведческая деятельность.
Виды деятельности: беседа, практическая работа.
Мир вокруг нас (6 ч)
Времена года в разных регионах. Окружающая среда. Пресная и питьевая вода. Сравнительная характеристика жизни в городе и сельской местности. Природные катастрофы в регионах Татарстана.
Формы организации: круглый стол, краеведческая деятельность, языковой практикум.Виды деятельности: проблемно-ценностное общение.
Спорт в Татарстане (4 ч)
Спортивные здания в Татарстане. Известные спортсмены республики. Универсиада-2013 в Татарстане.
Формы организации: круглый стол, проектная деятельность, спортивные игры, коммуникативный практикум.
Виды деятельности:познавательная, туристско-краеведческая, спортивно-оздоровительная.
Итоговое занятие (1 ч)
Практический выход: квест по теме «Мой любимый вид спорта».
Формы организации: квест, коммуникативный практикум.
Виды деятельности: игровая, досуговое общение.
Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Введение в курс. Республика Татарстан (4 ч) Задачи курса |
2 | Татарстан цифры и факты. |
3 | Гостеприимность в республике. Способы знакомства с людьми |
4 | Многонациональная республика. |
5 | Республика и люди (6 ч) Какие они, жители Татарстана? |
6 | Символы Республики. |
7 | Великие люди Татарстана. |
8 | Великие политики |
9 | Ученые и открытия |
10 | Проект - постер «Добро пожаловать в Татарстан» |
11 | Географическое положение Татарстана (4 ч) Важные географические факты республики. |
12 | Реки и озера республики. |
13 | Геологические проблемы республики. |
14 | Практическая часть: игра-викторина |
15 | Еда по-татарски (2 ч) Блюда национальной татарской кухни. |
16 | Экологически чистые продукты |
17 | Итоговое занятие (1 ч) Практический выход: проект по теме «Еда по-татарски» |
| Итого: 17 часов |
6 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Введение в курс. Многонациональная Республика Татарстан (4 ч) Задачи курса |
2 | Население республики |
3 | Стиль жизни народа РТ |
4 | Какие они, татары? |
5 | Великие города и столица Казань (3 ч) |
6 | Сравнение татарской и русской архитектуры. |
7 | Исторические факты о Кремле. Выпуск стенгазеты. |
8 | Как и на чем путешествовать? (2 ч) |
9 | Общественный транспорт Татарстана |
10 | Где остановиться в Татарстане (4 ч) |
11 | Гостиницы и отели Казани |
12 | Достопримечательности в г. Казань. |
13 | Практическая часть. Рассказ о гостинице «Татарстан». |
14 | Образование в Татарстане (3 ч) |
15 | Великие университеты. |
16 | Практическая часть: составление брошюры об учебных заведениях |
17 | Итоговое занятие (1 ч) Практический выход: квест по теме «Казанский кремль». |
| Итого: 17 часов |
7 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Страницы истории (3 ч) Первые поселенцы республики |
2 | Основные события в истории республики |
3 | Исторические места Татарстана |
4 | Основные города Татарстана (3 ч) |
5 | Промышленные города республики |
6 | Многонациональность населения в разных городах республики |
7 | Школьная жизнь (5 ч) |
8 | Школьная форма и правила |
9 | Виды школ и образования |
10 | Школьный день. Расписание |
11 | Проблемы современного ученика |
12 | Культурное достояние Республики (5 ч) |
13 | Театральная жизнь в Татарстане |
14 | Известные люди искусства |
15 | Казань – культурный центр республики |
16 | Всемирно известные татарские пьесы |
17 | Итоговое занятие (1 ч) Практический выход: квест по теме «Представление в театре» |
| Итого: 17 часов |
8 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Еда (7 ч) Задачи курса. |
2 | Национальная кухня. |
3 | Где люди едят, дома или в кафе? |
4 | Мое любимое кафе. |
5 | Конкурс кулинарии. |
6 | Схожесть блюд всего мира. |
7 | Проект «Мое любимое татарское блюдо». |
8 | Одежда (5 ч) Татарский национальный костюм. |
9 | Описание внешности. |
10 | Одежда разных национальностей живущих в Татарстане. |
11 | Школьная форма. |
12 | Модный показ. |
13 | Жизнь животного мира (4 ч) |
14 | Дикие и домашние животные |
15 | Среда обитания животных |
16 | Красная книга. Забота о животных |
17 | Итоговое занятие (1 ч) Практический выход: составление брошюры «Забота о животных» |
| Итого: 17 часов |
9 класс
№ п/п | Раздел, тема |
1 | Культурное достояние республики (6 ч) |
2 | Театральная жизнь в Татарстане |
3 | Известные люди искусства |
4 | Казань – культурный центр республики |
5 | Всемирно известные татарские пьесы |
6 | Квест по теме «Театральное искусство» |
7 | Мир вокруг нас (6 ч) |
8 | Времена года в разных регионах |
9 | Окружающая среда |
10 | Пресная и питьевая вода |
11 | Сравнительная характеристика жизни в городе и сельской местности |
12 | Природные катастрофы в регионах Татарстана |
13 | Спорт в Татарстане (4 ч) |
14 | Спортивные здания в Татарстане |
15 | Известные спортсмены республики |
16 | Универсиада-2013 в Татарстане |
17 | Итоговое занятие (1 ч) Практический выход: квест по теме «Мой любимый вид спорта». |
| Итого: 17 часов |