Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена Согласована: Утверждена:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /
Протокол № 1 от .08.2020г. ____________ /Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2020 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная экология».
для 7классах
на 2020-2021 учебный год
количество недель 35, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 35 часов,
учитель: Шаяхметова Нажия Джиганшевна
г. Нефтеюганск
Программа курса внеурочной деятельности по предмету биология
« Занимательная экология»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».
Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.
Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная экология»
а) Достижение обучающимися личностных результатов:
У обучающегося будут сформированы:
Российская гражданская идентичность
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
б) Достижение обучающимисяметапредметных результатов:
У обучающегося будут сформированы умения:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Смысловое чтение.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
в) Достижение обучающимися предметных результатов:
У обучающегося будут сформированы:
основы исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использование приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы; основные признаки представителей царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; экологическую ситуацию родного района, города и области; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
различать изученные объекты в природе, на таблицах; особенности растительного и животного мира, редкие и охраняемые растения и животные родного края; наблюдать за живыми организмами; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Программа курса внеурочной деятельности по предмету биология
« Занимательная экология»
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний;
ответственного отношения к учению, труду;
целостногомировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении; основ экологической культуры
Метапредметные:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать сущность биологических процессов:;
Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека,
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте книг, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧинфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение - 2ч.
Понятие об экологи, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологическиенауки.
Природные комплексы нашей местности. – 10 ч.
Природные комплексы: лес, луга, болота, реки. Искусственные сообщества растений и животных. Природа и человек. Экологические проблемы человеческой деятельности.
Охрана природных комплексов. Человек, ты в ответе за жизнь!
Практические работы:
1.Экологическое исследование школьной территории.
Где живут эти организмы?
Игра» Угроза живому на Земле»
Средаобитаниячеловека .-4ч.
Воздух, которым мы дышим. Вода, которую мы пьем. Игра « Круговорот воды в природе» Экологические термины.
Пища, которую мы едим.-2ч.
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Изучение состава питания продуктов ( по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм.
Дом, в котором мы живем.-3ч.
Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия. Вопросы экологии в современных квартирах. Игра «Поле чудес».
VI .Здоровье человека- основа жизни.-6ч.
Достаточно ли знаю о курении и алкоголе (анкетирование) . Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» . Суд над наркотиком. Неожиданные встречи с ядами. Оказание первой помощи при отравлениях. Компьютер и здоровье.
VII. Отходы , как источник загрязнения окружающей среды.-7 ч.
Что ты знаешь о бытовых отходах? Куда девать мусор? Игра «Свалка» Конкурс сочинений «Жалобы старых вещей». Выставка поделок «Творчество из отходов» Экскурсия « Репортаж со свалки». Трудовой десант. Сочинения « Город в котором я живу».
Тематическое планирование
№ | Наименованиеразделов и тем | Всегочасов | Теория | ПрактическиеЗанятия |
1 | Введение Понятие об экологии, как науки о взаимосвязанных живых организмах. Экологические науки | 1 1 | Лекция | |
2 | Природные комплексы нашей местности. | 1 | | |
3 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов | 1 | Компьютерныепрезентации | Экскурсия |
4 | Природный комплекс- лес. ( Задания для проектов) | 1 | Практическаяработа | Эксперимент 1 |
5 | Искусственные сообщества растений и животных | 1 | Беседа. Практическаяработа | Проращиваниесемянрастений |
6 | Экологическое исследование школьной территории | 1 | Практическаяработа | Выпускгазет. Защитапроектов |
7 | Где живут эти организмы? Луга.болота, реки | 1 | | |
8 | Природа и человек | 1 | Викторина | |
9 | Экологическиепроблемычеловеческойдеятельности | 1 | Беседа | |
10 | Влияние загрязнённости воды на семена и растения | 1 | | Лабораторнаяработа |
11 | Охранаприродныхкомплексов | 1 | | Пресс-конференция |
12 | Проращиваниеразличныхсемян | 1 | | Эксперимент 3 |
13 | Средаобитаниячеловека | 1 | | |
14 | Воздух, которыммыдышим | 1 | Лекция Практическаяработа | Практическая раб. «Определение загрязнённости воздуха школьных помещений |
15 | Вода, которую мы пьём. Лабораторное занятие с применением Цифровой лаборатории Архимеда | 1 | беседа | Работа в лаборатории. Эксперимент 3 |
16 | Круговоротводы в природе | 1 | | Игра |
17 | Ток воды в побегах и листьях наземных растений. Определение скорости всасывания растениями воды из колбы | 1 | Практическоезанятие | Подготовка эксперимента, знакомство с схемой экспериментальной установки |
18 | Пища. которуюмыедим | 1 | | |
19 | Что нужно знать, когда покупать продукты и готовишь пищу | 1 | Устныйжурнал | |
2 0 | Изучение состава питания продуктов (по этикетам) | 1 | | Практическаяработа |
21 | Расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм | 1 | | |
22 | Дом, в котором мы живем | 1 | | |
23 | Материалы, из которых сделаны дома, мебель, покрытия | 1 | Лекция с элементамибеседы | Проект» «Экологическоесостояниедомов» |
2 4 | Вопросы экологии в современных квартирах | 1 | беседы | Проект «Экологическоесостояниеквартир» |
25 | Наблюдениефототропизмарастений | 1 | | Эксперимент |
26 | Здоровьечеловека -основажизни | 1 | | |
27 | Достаточно ли знаю о курение и алкоголе | 1 | | Анкетирование .выпускбюллетеней |
28 | Конкурс рисунков «Вредным привычкам – нет!» | 1 | | Выставкарисунков |
29 | Суднаднаркотиками | 1 | | Выступленияуч-сяпрезентации |
30 | Неожиданныевстречи с ядами | 1 | беседа | |
31 | Оказание первой помощи при отравлениях. | 1 | | Практическаяработа |
32 | Компьютер и здоровье. | 1 | Беседарассуждение | презентации |
33 | Отходы, как источник загрязнения окружающей среды | 1 | | |
34 | Что ты знаешь о бытовых отходах? | 1 | | Анкетирование .результаты |
35 | Кудадеватьмусор | 1 | | Групповыепроекты |
| Итого | 35 часа |