СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир химии»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир химии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «31 » августа 2020 г.

от «17» августа 2020 г.


№ 41

Руководитель ШМО

Протокол №1

Директор

___________ /Пономарева О.И.

от «31» августа 2020 г.

___________/Силина Н.В.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«Мир химии»

по направлению общеинтеллектуальное

для 1 - 4 классов

Срок реализации 4 года

_________






Составитель:


Баранова Марина Алексеевна

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории









«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Баранова Е.В.

« » августа 2020 г.





Пояснительная записка


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир химии», 1 – 4 классы, составлена для учащихся 1 – 4 – х классов на 2020-2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020 - 2021 учебный год.


На изучение данного курса отводится по 34 часа (2-4 классы), 33 часа (1 класс).


Практический выход на конец года: оформление проектов, стенгазет (плакатов), участие обучающихся в научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах.


Предполагаемые темы проектов:

- Химия и Физика.

- Химия и Биология.

- Химия и География.

- Химия в быту и на улице.

- Чудеса в природе.

- Химические явления, и не только…

- Чудеса на маминой кухне.

- Химия в ванной комнате.

- Химия в аптечке.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2020-2021 уч.год


В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Мир химии» учащиеся получат возможность развить мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, знания и умения, необходимые в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

У учащегося могут быть сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний.


Метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • осуществлять контроль при наличии эталона;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки.

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • осуществлять контроль на уровне произвольного внимания;

  • планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • анализировать объекты с целью выделения признаков;

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака;

  • проводит классификацию по заданным критериям;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях;

  • устанавливать последовательность событий;

  • определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии;

  • осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы;

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • объяснять свой выбор;

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

  • формулировать и задавать вопросы

Учащийся получит возможность научиться:

  • строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы;

  • формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.


Предметные результаты

Учащийся научится:

  • использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;

  • узнавать химическую посуду и простейшее химическое оборудование;

  • правилам техники безопасности при работе с химическими веществами;

  • определять признаки химических реакций;

  • проводить химического эксперимента;

  • проводить наблюдение за химическим явлением.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

    • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

    • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

    • выполнять правила безопасного поведения в доме.


Основные формы деятельности:

- лабораторно-практические занятия;

- занятия в полевых условиях, экскурсии;

- игры, конкурсы и др.


Основные виды деятельности:

- слушание объяснений учителя

- работа с научно-популярной литературой

- отбор и сравнение материала по нескольким источникам

- выполнение заданий по разграничению понятий

- систематизация учебного материала

- наблюдение за демонстрациями учителя

- просмотр учебных фильмов

- анализ графиков, таблиц, схем

- объяснение наблюдаемых явлений

- изучение устройства приборов по моделям

- анализ проблемных ситуаций

- работа с раздаточным материалом

- измерение величин

- выполнение работ практикума

- моделирование и конструирование.










Содержание программы (1 класс)

Тема 1. Введение.

Вводный инструктаж по ТБ. Химия: что она изучает. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем; проведение экспериментов согласно инструкции.

Тема 2. Вещества.

Какие бывают вещества? Что заставляет что бурлить? Урок – игра «Где, что, как?» Жидкое + жидкое и все – таки раздельно. Куда делся запах? Почему взлетает воздушный шар? Почему идет дождь? Почему идет снег? Почему дует ветер?

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты с крахмалом); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 3. Превращения веществ

Физические явления: их определение и сущность. Химические реакции: их определение и сущность.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты со свечой, парафином; алюминий, изучение его свойств; физические свойства сахара; получение водорода, изучение его свойств); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 4. Чистые вещества и смеси

Чистая ли вода?

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты с поваренной солью; способы разделения смесей, на примере смеси песка и железных опилок; опыты со снегом); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 5. Растворы

Морская вода.

Понятие смесей (растворов) на примере морской воды. «Самодельная» морская вода, её свойства.

Тема 6. Химия вокруг нас

Как мы узнаем, что перед нами (свойства веществ).

Понятие «вещество». Физические свойства веществ, как их отличительные признаки. Сходства и отличия различных веществ.

Тема 7. Химия и планета Земля

Кристаллы. Почва. Полезные ископаемые

Кристаллы: наблюдение процессов. Свойства кристаллов. Состав почвы. Полезные ископаемые - наши подземные богатства.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты с почвой: определение механического анализа почвы, получение почвенного раствора и его свойства); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 8. Химия и искусство

Растительные красители. Минеральные красители. Изготовление красок. Итоговое занятие.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты по изготовлению красок); соблюдение правил техники безопасности.






Тематическое планирование (1 класс)

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

1

Тема 1. Введение

2


2

Тема 2. Вещества

12

3

3

Тема 3. Превращения веществ

5

4

4

Тема 4. Чистые вещества и смеси

4

3

5

Тема 5. Растворы

1


6

Тема 6. Химия вокруг нас

1


7

Тема 7. Химия и планета Земля

5

2

8

Тема 8. Химия и искусство

3

1

Итого

33

13





Календарно-тематическое планирование (1 класс)


№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Тема 1. Введение (2 часа)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Химия: что она изучает.



2

Знакомство с лабораторным оборудованием.



Тема 2. Вещества (12 часов)

3

Какие бывают вещества?



4

Что заставляет что бурлить?



5

Урок – игра «Где, что, как?»



6

Жидкое + жидкое и все – таки раздельно



7

Куда делся запах?



8

Почему взлетает воздушный шар?



9

Почему идет дождь?



10

Почему идет снег?



11

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Где спрятался крахмал?»



12

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Секретное послание»



13

Почему дует ветер?



14

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Цвет, который странствует»



Тема 3. Превращения веществ (5 часов)

15

Физические явления: их определение и сущность



16

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Свеча → парафин твердый → парафин жидкий. Вода (жидкость) →вода (пар)»



17

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Алюминий (проволока, фольга), сахар: твердое – жидкое»



18

Химические реакции: их определение и сущность Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Уксусный раствор + сода»



19

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Получение водорода. Свеча; предметное стекло»



Тема 4. Чистые вещества и смеси (4 часа)

20

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Очистка поваренной соли»



21

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Какой же грязный этот чистый белый снег!»



22

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Разделение смеси песка и железных опилок»



23

Чистая ли вода?



Тема 5. Растворы (1 час)

24

Морская вода: понятие смесей (растворов). «Самодельная» морская вода, её свойства.




Тема 6. Химия вокруг нас (1час)

25

Как мы узнаем, что перед нами (свойства веществ)




Тема 7. Химия и планета Земля (5 часов)

26

Кристаллы: наблюдение процессов. Свойства кристаллов



27

Почва, ее состав



28

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Механический анализ почвы»



29

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Получение почвенного раствора и опыты с ним»



30

Полезные ископаемые - наши подземные богатства




Тема 8. Химия и искусство (3 часа)

31

Растительные красители. Минеральные красители. Участие в фестивале внеурочной деятельности



32

Изготовление красок.



33

Подводя итоги года. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Изготовление красок».





Корректировка:



Содержание программы (2 класс)

Тема 1. Введение

Целостность окружающего мира. Живая и неживая природы. Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент.

Окружающий мир – как пример целостной системы, её характерные черты и свойства. Отличия живой и неживой природы, пример веществ и тел. Общность живой и неживой природы. Основные методы

Тема 2. Физические тела и вещества

Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения.

Тела и вещества. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности. Что такое физика, химия, биология? Лабораторное оборудование. Простейшая химическая посуда.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты по определению физических свойств веществ, в т.ч. измерение размеров физического тела и объема жидкости; измерение массы с помощью рычажных весов); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 3. Физические явления

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Молекулы. Атомы. Физические явления. Движение. Диффузия. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты по установлению физических явлений: изучение растворимости веществ, разделение смесей, такими методами как отстаивание, испарение и фильтрация; физические явления на основе воды; электрические явления); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 4. Химические явления

Химия – наука о веществах. Что было, когда химии не было, или всегда ли была химия? Наблюдения и описания химических явлений. Отличия химических явлений от физических. Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. Круговорот веществ в природе.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты по установлению химических явлений; проведению опытов с металлами и неметаллами; ароматы и запахи в природе и жизни человека; природные индикаторы); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 5. Мир живой природы

Царства живой природы. Свойства живых организмов. Разнообразие растений. Разнообразие животных. Разнообразие грибов. Увеличительные приборы. Микроскоп.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (наблюдение симметрии и асимметрии в окружающем мире); соблюдение правил техники безопасности.


Тематическое планирование (2 класс)


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

1

Тема 1. Введение

2


1

2

Тема 2. Физические тела и вещества

8

4

3

3

Тема 3. Физические явления

10

5

1

4

Тема 4. Химические явления

9

5

1

5

Тема 5. Мир живой природы

5

1

3

Итого

34

15

9





Календарно-тематическое планирование (2 класс)


№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Тема 1. Введение (2 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Целостность окружающего мира. Живая и неживая природы. Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент.



2

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия по территории школьного двора



Тема 2. Физические тела и вещества (8 часов)

3

Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения. Тела и вещества. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности.



4

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Определение физических свойств вещества».



5

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Определение физических свойств вещества».



6

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Измерение размеров физического тела и объема жидкости».



7

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Измерение массы с помощью рычажных весов»



8

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в кабинет химии и школьную химическую лабораторию.



9

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в кабинет физики и школьную физическую лабораторию.



10

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в кабинет биологии и школьную биологическую лабораторию.



Тема 3. Физические явления (10 часов)

11

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Молекулы. Атомы.



12

Физические явления. Движение. Диффузия.



13

Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение.



14

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Изучение растворимости веществ».



15

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Разделение смесей (отстаивание, испарение, фильтрация)»



16

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Разделение смесей (отстаивание, испарение, фильтрация)»



17

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Физические явления на основе воды»



18

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Физические явления на основе воды»



19

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Электрические явления»



20

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия. Физические явления в природе.



Тема 4. Химические явления (9 часов)

21

Химия – наука о веществах. Что было, когда химии не было, или всегда ли была химия?



22

Наблюдения и описания химических явлений. Отличия химических явлений от физических.



23

Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. Круговорот веществ в природе.



24

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца»



25

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Природные индикаторы»



26

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Металлы и неметаллы»



27

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Металлы и неметаллы»



28

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Ароматы и запахи»



29

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия. Химические явления в природе.



Тема 5. Мир живой природы (5 часов)

30

Царства живой природы. Свойства живых организмов. Разнообразие растений. Разнообразие животных. Разнообразие грибов. Увеличительные приборы. Микроскоп.



31

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Кристаллы. Цветок. Животные».



32

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия. Весенние явления в жизни растений. Участие в фестивале внеурочной деятельности



33

Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия. Грибы в природе



34

Подводя итоги года. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия. Разнообразие водных организмов.





Корректировка:




Содержание программы (3 класс)

Тема 1.Введение

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов.

Знакомство с новой наукой.Наблюдение за постановкой и проведением химических опытов. Определение последовательности выполнения действий, составление простейшей инструкции из двух-трех шагов. Ориентирование в многообразии химического оборудования. Освоение простейших приемов работы с химическим оборудованием.

Тема 2.Как устроены вещества?

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

Наблюдение за каплями воды, за каплями валерианы. Наблюдение и проведение анализа за процессами растворения перманганата калия в воде и поваренной соли в воде.

Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях. Принятие и сохранение учебных целей и задач; осуществление контроля над ходом эксперимента; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проведение эксперимента согласно инструкции (опыты по растворению перманганата калия и поваренной соли в воде); соблюдение правил техники безопасности.

Тема 3. Физические тела и вещества

Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения. Тела и вещества. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности.

Проведение анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем; проведение экспериментов согласно инструкции; определение физических свойств вещества; измерение размеров физического тела и объема жидкости.

Тема 4.«Чудеса для разминки». Признаки химических реакций. Природные индикаторы в нашей жизни. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы».

Проведение анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях.

Проведение эксперимента согласно инструкции (получение природных индикаторов); соблюдение правил техники безопасности; использование экспериментального материала для создания проекта (природные индикаторы и их применение; содержание крахмала в продуктах питания).

Принятие и сохранение учебных цели и задач; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление контроля над ходом эксперимента; оценивание правильности выполнения действия.

Тема 5.«Разноцветные чудеса»

Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Химические картинки. Секрет тайнописи

Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; определение последовательности выполнения действий, составление простейших инструкций из двух-трех шагов.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими реактивами и огнем; проведение экспериментов согласно инструкции; определение реакции среды различных бытовых растворов с помощью любого индикатора; получение природных красителей путем экстракции (из луковой кожуры, из моркови, из зеленых листьев); приготовление раствора медного купороса (реакция взаимодействия раствора медного купороса с железным гвоздем); проведение опыта поглощения чернил из раствора активированным углем; проведение опытов поглощения красящих и ароматических веществ мелом, кукурузными палочками; проведение опыта тайнописи раствором крахмала с йодом; проведение опыта по тайнописи молоком, луковым соком.

Принятие и сохранение учебных цели и задач; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление контроля над ходом эксперимента; оценивание правильности выполнения действия.

Тема 6.Полезные чудеса. Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину.

Проведение анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивание по заданным критериям двух - трех объектов, выделяя два-три существенных признака. Проведение классификации по заданным критериям. Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими реактивами; проведение экспериментов согласно инструкции; проведение опыта по определению реакции среды раствора мыла; проведение опыта по вспениванию мыльного раствора в мягкой и жесткой воде; проведение опыта по очистке ткани от травяной зелени спиртом; проведение опыта по очистке ткани от чернил с помощью спирта и мела; проведение опыта по очистке ткани от пятен сока с помощью перекиси водорода и нашатырного спирта; проведение исследовательской работы по определение жесткости воды в различных источниках.

Принятие и сохранение учебных цели и задач; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление контроля над ходом эксперимента; оценивание правильности выполнения действия.

Тема 7.Поучительные чудеса. Эти удивительные кристаллы. Опыты с желатином. Быль о каучуке.

Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; определение последовательности выполнения действий, составление простейших инструкций из двух-трех шагов.

Соблюдение правил техники безопасности при работе; проведение экспериментов согласно инструкции; проведение эксперимента по приготовлению студня из желатина; проведение опыта по растворению в желатиновом студне крупинки окрашенной соли (марганцовки); проведение опыта по выращиванию кристаллов различных веществ.

Принятие и сохранение учебных цели и задач; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление контроля над ходом эксперимента; оценивание правильности выполнения действия.

Тема 8.Летние чудеса. Природные индикаторы и их использование. Окрашиваем нити. «Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца». Игра – квест «Путешествие в страну Химию».

Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; определение последовательности выполнения действий, составление простейших инструкций из двух-трех шагов.

Соблюдение правил техники безопасности при работе; проведение экспериментов согласно инструкции; проведение опыта по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника); проведение опыта по снятию ржавчины с железного предмета и предотвращение его ржавления с помощью полученного раствора; проведение опыта по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля); проведение опыта по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); проведение опыта по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки); проведение опыта по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичей гречишки); проведение опыта по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука). Выполнение проектной работы по изготовление акварельных красок и окрашивание тканей.

Принятие и сохранение учебных цели и задач; планирование и выполнение своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществление контроля над ходом эксперимента; оценивание правильности выполнения действия.





Тематическое планирование (3 класс)


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

1

Тема 1. Введение

3


2

Тема 2. Как устроены вещества

2


3

Тема 3. Физические тела и вещества

3

2

4

Тема 4. Чудеса для разминки

5


5

Тема 5. Разноцветные чудеса

6


6

Тема 6. Полезные чудеса

8


7

Тема 7. Поучительные чудеса

3


8

Тема 8. Летние чудеса

4


Итого

34

2




Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Тема 1. Введение (3 ч)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Занимательная химия



2

Оборудование и вещества для опытов



3

Правила безопасности при проведении опытов




Тема 2. Как устроены вещества? (2 ч)

4

Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.



5

Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде




Тема 3. Физические тела и вещества (3ч)

6

Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения. Тела и вещества. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Правила техники безопасности.



7

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Определение физических свойств вещества».



8

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Измерение размеров физического тела и объема жидкости».



Тема 4. Чудеса для разминки (5 ч)

9

Признаки химических реакций



10

Природные индикаторы в нашей жизни



11

Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания



12

Знакомство с углекислым газом



13

Проектная работа «Природные индикаторы»




Тема 5. Разноцветные чудеса (6 ч)

14

Химическая радуга (определение реакции среды)



15

Знакомый запах нашатырного спирта



16

Получение меди



17

Окрашивание пламени



18

Химические картинки



19

Секрет тайнописи



Тема 6. Полезные чудеса (8 ч)

20

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?



21

Определение жесткости воды



22

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?



23

Как удалить накипь?



24

Чистим посуду



25

Кукурузная палочка - адсорбент



26

Удаляем ржавчину



27

Домашняя химчистка. Как удалить пятна?



Тема 7. Поучительные чудеса (3 ч)

28

Эти удивительные кристаллы



29

Опыты с желатином



30

Быль о каучуке



Тема 8. Летние чудеса (4 ч)

31

Природные индикаторы и их использование



32

Окрашиваем нити. Участие в фестивале внеурочной деятельности



33

«Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца».



34

Подводя итоги года. Игра – квест «Путешествие в страну Химию»




Корректировка:




Содержание программы (4 класс)

Тема 1. Введение

Вводный инструктаж по ТБ. Химия – наука о веществах. ТБ при работе с химическими веществами.

Просмотр мультипликационного фильма, который знакомит учащихся с понятием химия и что в него включают. Обращение с химической посудой.

Тема 2. Чудеса на маминой кухне

Поваренная соль, история, значение. Кислоты на кухне. Пищевая сода. Крахмал. Белки. Сахар. Жиры. Металлы на кухне.

Чтение сказки про соль, пословиц и поговорок. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Очистка загрязнённой соли. Опыты с солью Выращивание кристаллов Рисование солью Изготовление поделок из солёного теста Роспись поделок из солёного теста.

Знакомство с лимонной и уксусной кислотой. Испытание индикатором кислой среды. Применение. ТБ в обращении с уксусом. Пищевая сода. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Получение крахмала, применение. Действие йода на крахмал. Где искать белки? Значение. Как отличить шерсть от синтетического волокна. Почему яйцо становится «крутым»?

Почему сахар сладкий? Горит ли сахар? Леденцы. Где можно найти ещё сахар?

Как обнаружить жир? Значение жира. Как сделать масляную лампу.

Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление.

Тема 3. Химия в ванной комнате

Мыло. Зубная паста. Жёсткость воды.

История мыла, виды.  Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Что такое «жидкое мыло».

Изготовление мыла. Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок. Зачем надо чистить зубы.

Жёсткая и мягкая вода. Чем опасна жёсткость, и как её устранить.Исследование жёсткости воды из разных источников.

Что такое щёлок? Как его варили в старину?Изготовление щёлока. Исследование свойств щёлока.

Тема 4. Химия в аптечке

Йод. Зелёнка. Аспирин. Перекись водорода. Марганцовка. Борная кислота. Нашатырный спирт

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.

Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота. Нашатырный спирт.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Тема 5. Химия вне дома

Мел. Мрамор. Глина. Песок. Защита исследовательских работ

Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе? Посуда и стекло. Изготовление мелков.




Тематическое планирование (4 класс)


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Практические работы

1

Тема 1. Введение

2

1

2

Тема 2. Чудеса на маминой кухне

17

6

3

Тема 3. Химия в ванной комнате

5

1

4

Тема 4. Химия в аптечке

6


5

Тема 5. Химия вне дома

4


Итого

34

8




Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ урока

Название раздела и тема урока

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая

Тема 1. Введение (2 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Химия – наука о веществах. ТБ при работе с химическими веществами.



2

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Обращение с химической посудой»



Тема 2. Чудеса на маминой кухне (17 часов)

3

Поваренная соль, история, значение.



4

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Очистка загрязнённой соли»



5

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Опыты с солью»



6

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Выращивание кристаллов»



7

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Рисование солью»



8

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Изготовление поделок из солёного теста»



9

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Роспись поделок из солёного теста»



10

Кислоты на кухне



11

Знакомство с лимонной и уксусной кислотой



12

Пищевая сода: полезная и/или опасная



13

Получение крахмала и его применение



14

Где искать белки?



15

Почему сахар сладкий? Леденцы



16

Жиры: как обнаружить и их значение



17

Металлы на кухне: посуда из металлов, металлы в пище



18

Почему темнеет нож? Ржавчина и её удаление.



19

Итоговое занятие по теме «Чудеса на маминой кухне»



Тема 3. Химия в ванной комнате (5 часов)

20

Мыло: история, виды



21

Виды и свойства зубной пасты. Зубной порошок.



22

Жёсткость воды.



23

Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа «Исследование жёсткости воды из разных источников



24

Итоговое занятие по теме «Химия в ванной комнате»



Тема 4. Химия в аптечке (6 часов)

25

Аптечный йод и его свойства. Необычные свойства обычной зелёнки.



26

Аспирин (ацетилсалициловая кислота) и его свойства.



27

Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.



28

Необычные свойства марганцовки



29

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота



30

Нашатырный спирт. Старые лекарства, как с ними поступить.



Тема5. Химия вне дома (4 часа)

31

Мел и мрамор: крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и в нашем классе?



32

Глина. Песок. Посуда и стекло. Изготовление мелков



33

Защита исследовательских работ. Участие в фестивале внеурочной деятельности



34

Подводя итоги года. Защита исследовательских работ




Корректировка:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!