СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Твой выбор" (6 класс, духовно-нравственное воспитание)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Твой выбор" (6 класс, духовно-нравственное воспитание)»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО-РАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ТВОЙ ВЫБОР»

6 КЛАСС


Результаты освоения содержания курса.


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами с соблюдением норм информационной избирательности, этики и этикета; 3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 4) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности; 4) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 5) осознание ценности человеческой жизни.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания учащихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате учащиеся должны знать: правила этики и этикета; об источниках наших нравственных знаний; о совести как основе нравственности; о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков; о толерантности. Уметь: различать хорошие и плохие поступки; воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках; уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим; давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Планируемые результаты воспитания определяются поставленным задачами и ориентируются на следующие критерии. Изменения в модели поведения школьника: проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа); соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: использование полученной на занятиях информации; краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им; объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей, сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Программа внеурочной деятельности «Твой выбор» по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание несовершеннолетних строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. 2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость. 4) Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. 5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. 6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.


Программа рассчитана на один год обучения; 1 час в неделю. Всего: 34 часа.


Цель: содействовать формированию у детей начальной школы духовно – нравственных ценностей.


Задачи: выявить ценностные установки духовно – нравственной культуры несовершеннолетних; формировать основы духовной, нравственной, гражданской культуры; содействовать развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к культуре и традициям народа; способствовать освоению детьми основных социальных ролей, моральных и этических норм; содействовать воспитанию толерантности, уважения к правам и свободам человека; прививать любовь к Родине, семье, старшему поколению; оценить эффективность мероприятий данной программы.


Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача учащимся тех знаний, которые формируют их нравственность. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Занятия предполагают активное включение учащихся в творческий процесс. Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина страны. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению к друг другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности. Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования. Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.



Форма организации данного курса внеурочной деятельности – часы общения.

Виды деятельности: беседа, лекции,  просмотр и обсуждение видеоматериала,  обыгрывание и обсуждение, проблемных ситуаций; составление синквейна.













ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ТВОЙ ВЫБОР»

6 КЛАСС


КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМА

Часы

План

Факт

1

Введение.

1



2.

Доверяй, но проверяй.

1



3.

О милосердии.

1



4.

Цените дружбу.

1



5.

Внутренний судья человека.

1



6.

Честь и достоинство.

1



7.

Еще раз о самовоспитании.

1



8.

Учимся толерантности.

1



9.

Равнодушие и жестокость.

1



10.

Вера и мужество.

1



11.

Живи по закону.

1



12.

Есть традиции.

1



13.

Учимся учиться.

1



14.

Из истории речевого этикета.

1



15.

Правильно общаемся.

1



16

Общение. Нестандартные ситуации.

1



17

Речевой этикет.

1



18

Давайте жить дружно.

1



19.

Добро и зло.

1



20

Честность и искренность.

1



21.

О гордости и гордыне.

1



22

Терпение и труд.

1



23

Крепка семья – крепка держава.

1



24

Такие разные праздники.

1



25-26

Праздники народов России.

2



27

Религиозные праздники России.

1



28

Русь православная.

1



29

Праздники древних славян.

1



30

Золотое правило нравственности.

1



31.

Моя малая родина.

1



32.

Россия – Родина моя.

1



33.

Сделай выбор.

1



34.

Обобщение.

1




Диагностика нравственной воспитанности в конце 6 класса


Методика № 1. Диагностика отношения к жизненным ценностям


Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.


п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.


2.

Иметь много денег.


3.

Иметь самый современный компьютер.


4.

Иметь верного друга.


5.

Мне важно здоровье родителей.


6.

Иметь возможность многими командовать.


7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.


8.

Иметь доброе сердце.


9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.


10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.



Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.










Методика № 2. Диагностика нравственной мотивации


Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.


Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.


2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.


3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.


4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.


Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!