СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг навстречу" (5 класс, духовно-нравственное направление)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе реализации программы «Шаг навстречу» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Достижение определенных  уровней воспитательных результатов обеспечивает появле­ние значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых наци­ональных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаг навстречу" (5 класс, духовно-нравственное направление)»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДУХОВНО-РАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

5 КЛАСС


Результаты освоения содержания курса.

Личностные результаты:

- сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- сформированность основ эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитость этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Метапредметные результаты: 

- готовность школьника конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- уметь ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- самостоятельно выделять и формулировать познава­тельную цель;

- формулировать собственное мнение и позицию, за­давать вопросы, строит понятные для других высказывания.


Предметные результаты:

- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка, другой культуры;

- сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей;

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства и музыки в духовно – нравственном развитии человека;

- получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьни­ков как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентично­сти гражданина России.

В ходе реализации программы «Шаг навстречу» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Достижение определенных уровней воспитательных результатов обеспечивает появле­ние значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучаю­щихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых наци­ональных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Основным содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности: патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине, служение Отечеству; социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества; семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору; труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие; наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие; природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного об­щества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценива­ние таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Программа внеурочной деятельности «Шаг навстречу» по духовно-нравственному направлению разработана для учащихся 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В школьном коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние. На уроках важна активность школьника, его участие в обсужде­ниях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основ­ная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутренне­му миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Реализация программы предполагает формирование пред­ставления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, просмотр видеофильмов.


Программа рассчитана на один год обучения; 1 час в неделю. Всего: 34 часа.

Цель программы «Шаг навстречу»

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выска­зывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача учащимся тех знаний, которые формируют их нравственность. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса. Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей. Ученик ощущает себя уверенной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. В ходе реализации программы учитель должен: способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности; создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива; способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха; способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.

Форма организации данного курса внеурочной деятельности – часы общения.

Виды деятельности: беседа, лекции,  просмотр и обсуждение видеоматериала,  обыгрывание и обсуждение, проблемных ситуаций; составление синквейна.



ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

5 КЛАСС


КАЛЕНДАНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМА

Часы

План

Факт

1

Введение.

1



2.

Моя страна.

1



3.

Я живу в России.

1



4.

Листая страницы истории.

1



5.

О порядочности.

1



6.

Воспитанный человек.

1



7.

Есть совесть.

1



8.

Ответственность за свои дела.

1



9.

Что значит доверять.

1



10.

Доверие в жизни человека.

1



11.

Чувствовать другого человека.

1



12.

Любовь к людям.

1



13.

Горькая правда и сладкая ложь.

1



14.

А что выбираешь ты.

1



15.

О традициях воспитания.

1



16

Твоя честь.

1



17

Человеческое достоинство.

1



18

Воспитание. Общее и особенное.

1



19.

Традиции воспитания.

1



20

Воспитывая мужество.

1



21.

Не оставаться равнодушным.

1



22

Быть человеком.

1



23

Знать права и обязанности.

1



24

Права и обязанности учащихся.

1



25

Говорим правильно.

1



26

Учись учиться.

1



27

Воспитывая характер.

1



28

О самовоспитании.

1



29

Дом и семья.

1



30

Семейные ценности.

1



31.

Плод добрых трудов славен.

1



32.

Здоровое поколение.

1



33.

Зависит от нас.

1



34.

Обобщение.

1




Диагностика нравственной воспитанности в конце 5 класса


Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2


2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2


3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2


4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2


5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2


6

Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2


7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2


8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2


9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

4

3

2


10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения


Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».


Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...


Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!