Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Экзамен на «5» разработана основе модульного курса «Я сдам ОГЭ. География» авторов: Баранова В.В., Амбарцумовой Э.М., Доковой С.Е., 2017г.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства школьников с особенностями аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ОГЭ - ГЕОГРАФИЯ»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.
Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).
Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.
Задачи курса:
повторить теоретические основы курса географии;
отработать практические навыки и умения;
закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;
повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;
анализировать природные, экономические и социальные явления;
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.
учащиеся должны уметь:
выявлять причинно-следственные связи;
выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
решать практические задачи разной степени сложности;
сравнивать различные явления, территории и делать выводы
развивать картографическую грамотность школьников.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли промышленности.
Срок реализации программы: 1 год 2018-2019 учебный год.
Тематический план
№ | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Формы проведения и контроля | Дата |
лекции | самост. | практ. | План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ 1 ч. |
1 | Введение. Особенности экзаменационной работы по географии. Правила заполнения бланков. | 1 | 0,5 | 0,5 | | Беседа | | |
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 28 ч. |
2 | Источники географической информации. | 4 | | | | Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами. | | |
2.1 | Измерение расстояния и определение направления по географической карте. | | 0,5 | 0,5 | | | |
2.2 | Изображение рельефа на топографических картах. Построение профиля рельефа местности. | | 0,5 | 0,5 | | | |
2.3 | Определение географических координат. | | 0,5 | 0,5 | | | |
2.4 | Тренировочные задания по теме «Источники географической информации». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
3 | Природа Земли и человек. | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | | |
3.1 | Атмосфера, погода и климат. Мировой океан. | | 0,5 | 0,5 | | | |
3.2 | Земля как планета солнечной системы. | | 0,5 | 0,5 | | | |
3.3 | Литосфера, геохронологическая шкала. Воды суши. Биосфера. | | 0,5 | 0,5 | | | |
3.4 | Тренировочные задания по теме «Природа Земли и человек». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
4 | Материки, океаны. Народы и страны. | 3 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами | | |
4.1 | Население Земли. Численность населения Земли. Этносы. | | 0,5 | 0,5 | | | |
4.2 | Многообразие стран. Основные черты природы, особенности населения, природные ресурсы, основные виды хозяйственной деятельности отдельных стран. | | 0,5 | 0,5 | | | |
4.3 | Тренировочные задания по теме «Материки, океаны. Народы и страны». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
5 | Природопользование и геоэкология. | 4 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет ресурсами. | | |
5.1 | Особо охраняемые природные территории. Географическое распределение стихийных и антропогенных природных явлений. | | 0,5 | 0,5 | | | |
5.2 | Рациональное и нерациональное природопользование. | | 0,5 | 0,5 | | | |
5.3 | Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. | | 0,5 | 0,5 | | | |
5.4 | Тренировочные задания по теме «Природопользование и геоэкология». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
6 | География России. | 13 | | | | Тестирование, работа с картами атласа, Интернет ресурсами. | | |
6.1 | Географическое положение России. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.2 | Природа России. Литосфера. Воды суши. Биосфера. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.3 | Природа России. Климат России. Моря, омывающие территорию России. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.4 | Природа России. Природные зоны. Основные типы почв. Широтная зональность и высотная поясность. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.5 | Население России. Естественный прирост и численность населения. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.6 | Население России. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское расселение. Крупнейшие города. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.7 | Хозяйство России. Добывающая промышленность. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.8 | Хозяйство России. Обрабатывающая промышленность. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.9 | Регионы Европейской части России. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.10 | Регионы Азиатской части России и Урал. | | 0,5 | 0,5 | | | |
6.11 | Тренировочные задания по теме «География России». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
6.12 | Тренировочные задания по теме «География России». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
6.13 | Тренировочные задания по теме «География России». Анализ трудных заданий. | | | | 1 | | |
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 5 ч. |
9. | Решение вариантов ГИА. | 4 | | | 4 | Компьютерное тестирование. | | |
10. | Итоговое занятие. Анализ работ. | 1 | | | 1 | | | |
Итого: | 34 | | | | | | |
Содержание программы
Введение (1 ч). Особенности процедуры проведения ГИА (ОГЭ). Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ГИА (ОГЭ), бланками ГИА (ОГЭ) и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (28 ч).
1. Источники географической информации: Измерение расстояния и определение направления по географической карте. Изображение рельефа на топографических картах. Построение профиля рельефа местности. Определение географических координат.
2. Природа Земли и человек: Атмосфера, погода и климат. Мировой океан. Земля как планета солнечной системы. Литосфера, геохронологическая шкала. Воды суши. Биосфера.
3. Материки, океаны. Народы и страны. Население Земли. Численность населения Земли. Этносы. Многообразие стран. Основные черты природы. Особенности населения, природные ресурсы, основные виды хозяйственной деятельности отдельных стран.
4. Природопользование и геоэкология: особо охраняемые природные территории. Географическое распространение стихийных и антропогенных природных явлений. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
5. География России: Географическое положение России. Природа России: Литосфера. Воды суши. Биосфера. Климат России. Моря омывающие территорию России. внутренние воды. Природные зоны. Основные типы почв. Широтная зональность и высотная поясность. Население России: Естественный прирост и численность населения. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупные города. Хозяйство России: Добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Факторы и условия размещения промышленных предприятий. Регионы России: Регионы Европейской части России. Регионы Азиатской части России и Урал.
Рефлексивная часть курса (5 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Литература:
Амбарцумова Э.М. Репетиционные варианты. Основной государственный экзамен 2015. География. 12 вариантов. Учебное пособие. ФИПИ. М., Интеллект-Центр, 2015, 160 с.
Амбарцумова Э.М. ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. М., «Национальное образование», 2016, 2017.
Баранов В.В., Амбарцумова Э.М., Докова С.Е. Я сдам ОГЭ. География. Модульный курс: Практикум и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных школ. М. Просвещение, 2017.
Баранов В.В., Амбарцумова Э.М., Докова С.Е. Я сдам ОГЭ. География. Методика подготовки ключи и ответы. Методическое пособие. М. Просвещение, 2017.
Эртель А. - География. Подготовка к ОГЭ-2017. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года. 9 класс.
Интернет – ресурсы:
http://www.papaimama.ru/books.php?id=492082
http://gotovkgia.ru/gia-geography
http://www. fipi.ru