СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экзамен на 5"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по подготовке учащихся к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экзамен на 5"»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по выбору «Экзамен на «5» разработана основе модульного курса «Я сдам ОГЭ. География» авторов: Баранова В.В., Амбарцумовой Э.М., Доковой С.Е., 2017г.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства школьников с особенностями аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора.

Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ «ОГЭ - ГЕОГРАФИЯ»).

Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к основному государственному экзамену.

Объем программы – 34 часа (1 час в неделю).

Цель данного элективного курса: подготовить учащихся к экзамену по географии за курс основной школы.

 Задачи курса:

  • повторить теоретические основы курса географии;

  • отработать практические навыки и умения;

  • закрепить основные правила оформления экзаменационных работ, разные типы заданий;

  • повторить географическую номенклатуру, основные географические термины и понятия;

  • анализировать  природные, экономические и социальные явления;

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса выпускник 9 класса должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;

  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;

  • решать практические задачи разной степени сложности;

  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы

  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли промышленности.

Срок реализации программы: 1 год 2018-2019 учебный год.














Тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Формы проведения и контроля

Дата

лекции

самост.

практ.

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

1

Введение. Особенности экзаменационной работы по географии. Правила заполнения бланков.

1

0,5

0,5


Беседа



ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 28 ч.

2

Источники географической информации.

4




Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.



2.1

Измерение расстояния и определение направления по географической карте.



0,5

0,5




2.2

Изображение рельефа на топографических картах. Построение профиля рельефа местности.


0,5

0,5




2.3

Определение географических координат.


0,5

0,5




2.4

Тренировочные задания по теме «Источники географической информации». Анализ трудных заданий.




1



3

Природа Земли и человек.

4




Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами




3.1

Атмосфера, погода и климат. Мировой океан.


0,5

0,5




3.2

Земля как планета солнечной системы.


0,5

0,5




3.3

Литосфера, геохронологическая шкала. Воды суши. Биосфера.


0,5

0,5




3.4

Тренировочные задания по теме «Природа Земли и человек». Анализ трудных заданий.




1



4

Материки, океаны. Народы и страны.

3




Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами



4.1

Население Земли. Численность населения Земли. Этносы.


0,5

0,5




4.2

Многообразие стран. Основные черты природы, особенности населения, природные ресурсы, основные виды хозяйственной деятельности отдельных стран.


0,5

0,5




4.3

Тренировочные задания по теме «Материки, океаны. Народы и страны». Анализ трудных заданий.




1



5

Природопользование и геоэкология.

4




Тестирование, работа с картами атласа, Интернет ресурсами.



5.1

Особо охраняемые природные территории. Географическое распределение стихийных и антропогенных природных явлений.


0,5

0,5




5.2

Рациональное и нерациональное природопользование.


0,5

0,5




5.3

Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.


0,5

0,5




5.4

Тренировочные задания по теме «Природопользование и геоэкология». Анализ трудных заданий.




1



6

География России.

13




Тестирование, работа с картами атласа, Интернет ресурсами.



6.1

Географическое положение России.


0,5

0,5




6.2

Природа России. Литосфера. Воды суши. Биосфера.


0,5

0,5




6.3

Природа России. Климат России. Моря, омывающие территорию России.


0,5

0,5




6.4

Природа России. Природные зоны. Основные типы почв. Широтная зональность и высотная поясность.


0,5

0,5




6.5

Население России. Естественный прирост и численность населения.


0,5

0,5




6.6

Население России. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское расселение. Крупнейшие города.


0,5

0,5




6.7

Хозяйство России. Добывающая промышленность.


0,5

0,5




6.8

Хозяйство России. Обрабатывающая промышленность.


0,5

0,5




6.9

Регионы Европейской части России.


0,5

0,5




6.10

Регионы Азиатской части России и Урал.


0,5

0,5




6.11

Тренировочные задания по теме «География России».

Анализ трудных заданий.




1



6.12

Тренировочные задания по теме «География России».

Анализ трудных заданий.




1



6.13

Тренировочные задания по теме «География России».

Анализ трудных заданий.




1



РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 5 ч.

9.

Решение вариантов ГИА.

4



4

Компьютерное тестирование.



10.

Итоговое занятие. Анализ работ.

1



1




Итого:

34







Содержание программы

Введение (1 ч). Особенности процедуры проведения ГИА (ОГЭ). Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ГИА (ОГЭ), бланками ГИА (ОГЭ) и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса (28 ч).

1. Источники географической информации: Измерение расстояния и определение направления по географической карте. Изображение рельефа на топографических картах. Построение профиля рельефа местности. Определение географических координат.

2. Природа Земли и человек: Атмосфера, погода и климат. Мировой океан. Земля как планета солнечной системы. Литосфера, геохронологическая шкала. Воды суши. Биосфера.

3. Материки, океаны. Народы и страны. Население Земли. Численность населения Земли. Этносы. Многообразие стран. Основные черты природы. Особенности населения, природные ресурсы, основные виды хозяйственной деятельности отдельных стран.

4. Природопользование и геоэкология: особо охраняемые природные территории. Географическое распространение стихийных и антропогенных природных явлений. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.

5. География России: Географическое положение России. Природа России: Литосфера. Воды суши. Биосфера. Климат России. Моря омывающие территорию России. внутренние воды. Природные зоны. Основные типы почв. Широтная зональность и высотная поясность. Население России: Естественный прирост и численность населения. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупные города. Хозяйство России: Добывающая промышленность. Обрабатывающая промышленность. Факторы и условия размещения промышленных предприятий. Регионы России: Регионы Европейской части России. Регионы Азиатской части России и Урал.

Рефлексивная часть курса (5 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.


Литература:

  1. Амбарцумова Э.М. Репетиционные варианты. Основной государственный экзамен 2015. География. 12 вариантов. Учебное пособие. ФИПИ. М., Интеллект-Центр, 2015, 160 с.

  2. Амбарцумова Э.М. ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. М., «Национальное образование», 2016, 2017.

  3. Баранов В.В., Амбарцумова Э.М., Докова С.Е. Я сдам ОГЭ. География. Модульный курс: Практикум и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных школ. М. Просвещение, 2017.

  4. Баранов В.В., Амбарцумова Э.М., Докова С.Е. Я сдам ОГЭ. География. Методика подготовки ключи и ответы. Методическое пособие. М. Просвещение, 2017.

  5. Эртель А. - География. Подготовка к ОГЭ-2017. 20 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года. 9 класс.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.papaimama.ru/books.php?id=492082

  2. http://gotovkgia.ru/gia-geography

  3. http://www. fipi.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!