Администрация Ленинского района МО «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия №89"
Ленинского района г. Саратова
(МОУ «Гимназия № 89»)
«Согласовано» Зам. директора по ВР МОУ «Гимназия № 89» ___________ Дмитриева К.В. «___»_______________2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УР МОУ «Гимназия № 89» ___________ Новикова Т.Б. «___»______________2022г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Гимназия № 89» _________________ Астахова Т.В. Приказ № ____от ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Безопасное детство»
Направление: Социальное
Возраст/класс учащихся: 8 лет – 2 класс
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Программу составил: Грищенко Анна Михайловна, учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «____»____________20__г |
Саратов 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189)
Уставом МОУ «Гимназия № 89» Ленинского района г. Саратова
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия № 89»;
Учебным планом МОУ «Гимназия № 89»;
Планом внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 89»;
Положением о рабочей программе курса внеурочной деятельности МОУ «Гимназия № 89».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» для учащихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Адресность: Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасное детство» разработана для учащихся 2-х классов и рассчитана на 1 год обучения.
Направление развития личности, в рамках которого рамках которого разработана программа – социальное.
Цель: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения. В соответствии с учебно-воспитательным планом образовательной организации в 2022-2023 учебном году во 2 классе на изучение предмета отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
В работе с одаренными детьми учитываются личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально - волевых качеств детей, создаются условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка. Это позволяет самореализоваться каждому ребёнку, выявить большую группу талантливых и одарённых ребят на ранней стадии обучения и создать среду каждому ученику. Для развития мотивации к познанию и творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы. Формы и методы работы: подготовка дополнительной информации по изучаемой теме; поиск дополнительной информации из альтернативных источников (энциклопедий, справочников, Интернет); Обучающиеся участвуют в фестивалях, конференциях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ обучающихся и в предметных олимпиадах.
Формы организации курса внеурочной деятельности:
Обще-интеллектуальное:
конкурсы, экскурсии, олимпиады, тестирования, конференции, деловые и ролевые игры и др.;
участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы;
участие в олимпиадах;
разработка проектов к занятиям.
Спортивно-оздоровительное:
организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований;
проведение профилактических лекций по охране здоровья;
применение на занятиях игровых моментов, физкультминуток.
Социальное:
лекции, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения;
практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие;
участие в творческих конкурсах, в акциях.
4.. Общекультурное:
лекции, экскурсии;
подготовка и участие в конкурсах;
сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия.
5. Духовно-нравственное:
организация экскурсий, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Безопасное детство» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнят правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, постановку и формулирование проблемы;
умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
умение поиска и выделения необходимой информации;
умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
умение обеспечивать социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности);
умение слушать и вступать в диалог;
умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
умение обеспечивать организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Предметные результаты:
приобрести социальные знания, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
сформировать позитивное отношение к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям;
приобрести школьный опыт самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации ОБЖ в социальном пространстве.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
программные требования за курс обучения; значение и названия дорожных знаков и разметки, предусмотренные программой; правила движения по загородной дороге и перехода проезжей части в разных погодных условиях;
обязанности пассажира;
законы природы;
роль человека в природном равновесии;
меры безопасности на воде весной;
знаки пожарной безопасности;
средства пожаротушения;
как вести себя с непрошенными гостями.
2.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Улица полна неожиданностей | 9 | 5 | 4 | игра-викторина |
2. | Раздел 2. Мир вокруг нас | 7 | 4 | 3 | игра-путешествие |
3. | Раздел 3. Не шути с огнем | 10 | 5 | 5 | интеллектуальная игра |
4. | Раздел 4. Это должны знать все | 8 | 4 | 4 | игра КВН |
| Итого: | 34 | 18 | 16 | |
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Улица полна неожиданностей – 9 часов (5 теория, 4 практика)
Включает знакомство с правилами дорожного движения, а также безопасного поведения на улице. Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Блок позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Мир вокруг нас – 7 часов (4 теория, 3 практика)
Знакомит с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.
Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.
Не шути с огнем – 10 часов (5 теория, 5 практика)
Включает знакомство с пожарной безопасностью, безопасностью человека, о его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, облученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Это должны знать все – 8 часов (4 теория, 4 практика)
Знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства.
Литература
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.
Г.В.Карпов. - М: Педагогика, 1981.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -
Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.
Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.
М: Просвещение, 2003.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.– 80 с.
Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы).
Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997
Полезные привычки/пособие для учителя-2000
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель
13