СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Смекай, решай, отгадывай!» (1-4 классы, автор: Холодова О.А.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Смекай, решай, отгадывай!» cоставлена на основе программы развития познавательных способностей «Юным умникам и умницам» (интегрированный курс информатики, математики, логики) для 1-4 классов jбщеобразовательных учреждений (автор: О.А.Холодова).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Смекай, решай, отгадывай!» (1-4 классы, автор: Холодова О.А.).»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»





УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим

общеобразовательная советом школы № 5

школа № 5»

Протокол № 1

_____________В.П. Раева от «__» августа 2016 г.





Программа обсуждена на

методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол № 1

от «__» августа 2016 г.









Рабочая программа курса

«Смекай, решай, отгадывай!»







Составлена на основе программы развития познавательных способностей

«Юным умникам и умницам»

(интегрированный курс информатики, математики, логики)

для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Автор: О.А.Холодова.

Издательство: Москва, РОСТкнига, 2012 год.







Составитель программы:

учитель МБОУ СОШ № 5

Швечкова Е.Р.





Новокузнецк, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам» (интегрированный курс информатики, математики, логики).

Основными логическими приёмами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить. Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам.

Введение в школьную практику регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Появление курса так же связано с тем, что:

- в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Цель: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы; расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи:

- развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- развитие психических познавательных процессов (памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения);

- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску;

- обучение приёмам поисковой и творческой деятельности;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

- формирование представления о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

Принципы построения программы.

1) системность: задания располагаются в определённом порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объёма материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

  • развитие речи.

Воспитывающий аспект:

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.



Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:

1) «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2) Разминка (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы,
включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут).

Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4) Веселая переменка (3-5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5) Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Рекомендуемая модель занятия во 2 классе:

1) «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты).

2) Разминка (3-5 минут).

3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут).

4) Веселая переменка (3-5 минут).

5) Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут).

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Рекомендуемая модель занятия в 3 и 4 классах:

1) Мозговая гимнастика» (2 минуты).

2) Разминка (3-5 минут).

3) Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут).

4) Гимнастика для глаз (1-2 минуты).

5) Логически — поисковые задания (10 минут).

6) Веселая переменка (2-3 минуты).

7) Нестандартные задачи (10-15 минут).

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Курс «Считай, смекай, отгадывай!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут.

Формы организации учебного процесса

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.

По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра.

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая и самостоятельная работа, творческая работа, решение логически-поисковых заданий.

Во время занятий осуществляется межпредметная связь с уроками математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, целью которой является, показ верного образца выполнения задания, объяснение, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счёт слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

Общий объём учебного времени составляет 119 часов:

в 1 классе 29 недель по 1 часу в неделю (29 часов),

во 2 классе 30 недель по 1 часу в неделю (30 часов),

в 3 классе 30 недель по 1 часу в неделю (30 часов),

в 4 классе 30 недель по 1 часу в неделю (30 часов).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

Личностные результаты изучения курса «Считай, смекай, отгадывай!»

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты изучения курса «Смекай, решай, отгадывай!»

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения курса «Смекай, решай, отгадывай!»

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

1 класс (29 занятий)

Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

Элементы логики. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

Сравнение. Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

Комбинаторика. Хаотичный и систематический перебор вариантов.

Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

Практический материал. Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).

2 класс (30 занятий)

Свойства, признаки и составные части предметов. Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.

Сравнение. Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.

Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями. Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.

Элементы логики. Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.

Развитие речи. Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями. Изобразительные средства языка: сравнение олицетворение.

Развитие аналитических способностей. Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.

Методы и приёмы организации учебной деятельности вто­роклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и са­моконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

3класс (30 занятий)

Свойства, признаки и составные части предметов. Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

Сравнение. Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

Комбинаторика. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Действия предметов. Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями. Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Элементы логики. Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

Развитие творческого воображения. Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

Практический материал. Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Данный курс в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

4 класс (30 занятий)

Сравнение. Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц и графов.

Элементы логики. Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

Развитие творческого воображения. Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

Практический материал. Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

Данный курс в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

1 класс



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Анализ и синтез (7 часов)

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

Сопоставлять понятия: «вправо», «влево», «вверх»,

«вниз».

Составлять картинки по данной модели.

Отгадывать загадки, метаграммы.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Проговаривать последовательность действий, анализировать ситуации, устанавливать причинно-следственные связи.

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Обобщение (7 часов)

Развитие аналитических способностей. Графический диктант.

Подводить под понятие.

Выводить следствия.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способности распределять и

переключать внимание.

Объяснять родство слов.

Находить лишнее слово.

Называть общим словом оставшиеся слова.

Объяснять значение слов и выражении.

Составлять засадки и небольшие рассказы.

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию палочек.

Рисуем по образцу.

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Логические задачи (7 часов)

Тренировка внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Разгадывать ребусы.

Решать логические задачи.

Находить закономерность и вставлять пропущенное

число (упр. «Числовые модели»).

Находить закономерность и продолжать ряд (упр.
«Логический ряд»).

Заполнять магический квадрат.

Развитие слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Творческие задания (8 часов)

Совершенствование воображения.

Задания по перекладыванию палочек.

Рисуем по образцу.

Фантазировать со свойствами предметов.

Искать альтернативные способы действий с предметами.

Составлять сюжетные рассказы: от имени домашнего животного, от имени одного из предметов

домашнего обихода.

Составлять рассказ по картинке.

Составлять (дорисовывать) целостный образ из его
частей.

Узнавать предметы в неопределенных графических формах («Кляксография»).

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Тренировка концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Математический КВН.

2 класс



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Анализ и синтез (7 часов)

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных

операций.

Составлять новые слова из данных слов.
Составлять слова по данной модели.
Отгадывать загадки, метаграммы.

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Развитие аналитических способностей в
способности рассуждать.

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Обобщение (7 часов)

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

Ребусы.

Подводить под понятие.

Выводить следствия.

Выбирать слова из перечня данных слов по типу «Род — вид».

Подбирать к данным словам слова с противоположным значением.

Объяснять родство слов.

Подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова.

Находить лишнее слово.

Называть общим словом оставшиеся слова.

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

Ребусы.

Логические задачи (7 часов)

Тренировка слуховой памяти.

Развитие концентрации внимания.

Ребусы.

Разгадывать ребусы.

Решать логические задачи.

Находить закономерность и вставлять пропущенное

число (упр. «Числовые модели»).

Находить закономерность и продолжать ряд (упр. «Логический ряд»).

Заполнять магический квадрат.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления.

Логические задачи.

Развитие быстроты реакции.

Развитие способности рассуждать.

Логические ряды.

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие способности рассуждать.

Магические квадраты.

Творческие задачи (9 часов)

Тренировка слуховой памяти.

Фантазирование со свойствами предметов.

Фантазировать со свойствами предметов.

Искать альтернативные способы действий с предметами.

Составлять сюжетные рассказы: от имени домашнего животного, от имени

одного из предметов домашнего обихода.

Составлять рассказ по картинке.

Составлять (дорисовывать) целостный образ из его частей.

Узнавать предметы в неопределенных графических формах («Кляксография»).

Ориентироваться в своей системе знаний.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей.

Сочетание признаков разных предметов.

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

Совершенствование мыслительных операций.
Составление целостного образа из его частей (дорисовывание).

Развитие быстроты реакции.

Узнавание предметов в определенных графических формах.

Математический праздник.

3 класс



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Анализ и синтез (7 часов)

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Фантазировать со свойствами предметов.
Искать альтернативные способы действий с
предметами.

Составлять сюжетные рассказы: от имени домашнего животного, от имени одного из предметов домашнего обихода.
Составлять рассказ по картинке.

Составлять (дорисовывать) целостный образ из его частей.

Узнавать предметы в неопределенных графических формах ("Кляксография»).

Тренировка зрительной памяти.
Обучение поиску закономерностей при решении нестандартных задач.

Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы.

Задания по перекладыванию палочек.

Тренировка зрительной памяти.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Шарады.

Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления.
Ребусы.

Тренировка концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Обобщение (4 часа)

Развитие логического мышления.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Выбирать основания и критерии для сравнения,
сериации, классификации объектов.

Подводить под понятие, выводить следствия.

Составлять определения.
Подбирать синонимы к данным словам.
Отмечать два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками.

Записывать в скобках слово, которое бы означало то же, что и слова за скобками.

Развитие быстроты реакции мышления.
Развитие умения решать нестандартные
задачи.

Логические задачи (7 часов)

Тренировка зрительной памяти.
Логические задачи.

Составлять предложения, упорядочив последовательность слов (упр. «Зашифрованное предложение»).
Собирать слова по аналогии.

Находить закономерность заполнения клеток
логической сетки по строчкам и столбцам.
Составлять логические цепочки.

Развитие логического мышления.

Развитие быстроты реакции.

Ребусы.

Тренировка зрительной памяти.
Развитие быстроты реакции

Магические квадраты.

Тренировка логического мышления.
Логический ряд.
Развитие быстроты реакции.

Тренировка зрительной памяти.
Поиск закономерностей.
Шифровка.

Тренировка концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.
Конструирование слов по аналогии.

Логическая сетка.

Логическая цепочка.

Творческие задачи (12 часов)

Планирование преобразовании предметов.

Планировать преобразования предметов.

Устанавливать ситуативные связи между предметами.

Устанавливать причинные связи между событиями.

Находить причины событий.

Объяснять образные сравнения.

Сочинять сказки по данному началу.

Сочинять сказки по опорным словам.
Описывать характер героев.

Формулировать исследовательские вопросы. Составлять текст по вопросам.
Оценивать события с разных сторон.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Установление ситуативных связей между предметами.

Установление причинных связей между событиями.

Нахождение причины событий.

Представление последствий событий.

Объяснение образных сравнений.

Сочинение сказок по данному началу.

Сочинение сказок по опорным словам.

Описание характера героев.

Формулирование исследовательских вопросов.

Составление текста по вопросам.

Оценивание событий с разных сторон.

Математическое путешествие (интеллектуальная игра).

4 класс



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Анализ и синтез (9 часов)

Загадки.

Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных - несущественных).

Составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Составлять новые слова из данных

Отгадыватъ загадки, шарады.

Составлять слова, переставив буквы (упр. «Анаграмма»).
Подбирать омонимы.

Составление новых слов из данных.

Слово — начало и конец других слов.

Превращение слов.

Анаграммы.

Подбор омонимов.

Логические задачи (7 часов)

Ребусы.

Разгадывать ребусы.
Решать логические задачи.

Заполнять магический квадрат.

Находить закономерность заполнения клеток
логической сетки по строчкам и столбцам.
Устанавливать причинно-следственные связи, составлять цепочки объектов и явлений.
Строить логические цепочки рассуждений.

Логические задачи.

Магические квадраты.

Логические ряды.

Творческие задачи (14 часов)

Поиск общих свойств предметов, мало связанных между собой.

Искать общие свойства предметов, мало связанных между собой.

Составлять предложения из слов, начинающихся на буквы данного слова.

Искать предметы со сходными и противоположными свойствами.

Искать способы применения предметов.

Выражать мысли другими словами.
Комбинировать факторы ситуации.

Комбинировать элементы знаковых систем.
Анализировать проблемные ситуации.
Анализировать проблемные ситуации в многоходовой задаче.

Ориентироваться в своей системе знаний.

Составление предложений из слов, начинающихся на буквы данного слова.

Поиск предметов со сходными и противоположными свойствами.

Поиск способов применения предметов.

Выражение мысли другими словами.

Комбинирование факторов ситуации.

Комбинирование элементов знаковых систем.

Анализ проблемной ситуации.

Анализ проблемной ситуации в многоходовой задаче.

Математический праздник.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методические материалы для учителя:

1) Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие. 1 класс. Курс «РПС». – М: РОСТкнига, 2014.

2) Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие. 2 класс. Курс «РПС». – М: РОСТкнига, 2014.

3) Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие. 3 класс. Курс «РПС». – М: РОСТкнига, 2014.

4) Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. / Методическое пособие. 4 класс. Курс «РПС». – М: РОСТкнига, 2014.

5) Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

6) Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

7) Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на Дону. 2008г.

8) Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просве­щение, 1988.

9) Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.

10) Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загад­ки, ребусы, головоломки. - М.: 1996.

Пособия для учащихся:

1) Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1, 2. - М.: РОСТкнига, 2014.

2) Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1, 2. - М.: РОСТкнига, 2014.

3) Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1, 2. - М.: РОСТкнига, 2014.

4) Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1, 2. - М.: РОСТкнига, 2014.

Электронно-программное обеспечение (при возможности):

1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) телевизор.

Наглядно-дидактические пособия

1) Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги.

2) Пазлы, разрезные картинки.

3) Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!