СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Русский язык, литературная правка и культура речи"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Русский язык, литературная правка и культура речи"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Русский язык, литературная правка и культура речи"»

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Русский язык, литературная правка и культура речи»составлена в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой (дополнительной общеразвивающей программой) социально-педагогической направленности «Пресс-центр», разработанной для смешанной (разновозрастной) группы обучающихся 13-17 лет и направленной на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся.

Объем и срок освоения рабочей программы – рабочая программа рассчитана на 9 часов в неделю (81 час на освоение курса).


Форма обучения - очная.


Форма проведения занятий: теоретические, практические.


Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.


Особенности организации образовательного процесса - формируется разновозрастная группа учащихся из 12-15 человек.


Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - 9 часов в неделю; одно занятие - 3 часа по 45 минут с 10 минутным перерывом между занятиями; 3 занятия в неделю. Практическая работа на компьютере предполагается 25-45 минут с перерывами для гимнастики рук и глаз.


Описание ценностных ориентиров учебного курса

  • Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность добра и истины — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

  • Ценность социальной солидарности — обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.


Результаты освоения учебного курса:

К концу освоения курса обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:

  • поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;

  • работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);

  • формирование замысла будущей публикации, составление плана;

  • реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов).


Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. понимать сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.


Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

- Учиться определять и формулировать цель деятельности.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.

- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.

- Учиться обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.

  • Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний.

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Коммуникативные УУД:

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.


Формы и способы определения результативности: материалы к публикации

Содержание II учебного курса «Русский язык, литературная правка и

культура речи». (81ч)

Теория.

Речевой этикет. Работа с фактами и тезисами. Человек в зеркале общения. (3ч)

Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Правила для говорящего и для слушающего. (3ч)

Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере журналистской деятельности. (3ч)

Факт как основа журналистского материала. Убеждающее воздействие факта. (3ч)

Требования точности, достоверности, новизны, доказательности фактов.(3ч)

Практика.

Работа с фактами и тезисами в тексте. (3ч)

Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и

т.п.(3ч)

Правила и приемы цитирования устных высказываний.(3ч)

Теория.

Понятие языковой выразительности. Нелепости и украшения речи. (3ч)

Использование устаревших и новых слов. Использование в речи синонимов,

метафор, сравнений, эпитетов. (3ч)

Стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, метафор,

сравнений, эпитетов. (3ч)

Способы переноса значений слова. (3ч)

Стилистические приемы усиления эмоциональности. (3ч)

Многозначность как источник выразительности и образности речи.(3ч)

Практика.

Сочинения на заданную тему. Подготовка материалов для публикации в

газете.(3ч)

Теория.

Речевые ошибки. (3ч)

Виды речевых погрешностей в тексте и их исправление (языковая неправильность, неясность, плеоназм). (3ч)

Практика.

Подготовка материалов к публикации. (3ч)

Теория.

Способы выражения авторского начала в тексте. Речевые штампы. Борьба с речевыми штампами. (3ч)

Эффект авторского присутствия.(3ч)

Использование эмоционально-экспрессивных средств языка. (3ч)

Понятие благозвучия и звукописи в публицистической речи. (3ч)

Стилистические приемы усиления фонетической выразительности речи. (3ч)

Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций.(3ч)

Работа над композицией авторского материала. Кольцевая композиция, линейная, ломанная, параллельная и ассоциативная.(3ч)

Практика.

Подготовка материалов к публикации. (3ч)

Итоговое занятие: презентация материалов к публикации.(3ч)


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  • Информационные:

  1. Н.К. Нателаури, С.С. Маранин, Информатикка и ИКТ, Смоленск: «Ассоциация XXI век».

  2. Использование презентаций к урокам, сети Интернет (образовательного ресурса (http ://school-collection.edu.ru/)

  3. http://www.edu.ru (Российское образование.Федеральный портал) http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) http://www.proШколу.m Портал «Российское образование» http://www.edu.ru • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

  4. Портал информационной поддержки единого образовательного экзаменаhttp://www.edu.ru

  5. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru




  • Материально-технические условия:

Занятия проходят в кабинете информатики, оборудованном персональными компьютерами в количестве 8 ученических мест и одного места педагога.

- Характеристика ПК:

Системный блок: midi tower R-Style Carbona/Proxima Pentium® 4 CPU, 3.00GHz, 1.5 ГБ ОЗУ HDD 120gb.

Монитор: 17" Ж/к «Syscom».

- Проектор: INFOCUS.

- Программы для набора текстовых материалов (Microsoft Word), верстки изданий и обработки графических материалов (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, InDesign);

- Аудиозаписывающее оборудование (диктофоны);

- Цифровой фотоаппарат;

- Видеокамера;

- Сканер;

- Учебный класс, оснащенный доской, стульями и письменными столами.


  • Кадровые:

Занятия проводит педагог дополнительного образования Татьянин Евгений Владимирович (образование высшее педагогическое).


Календарно-тематический план

Количество часов:

всего 81ч.; в неделю 9ч.(3 занятия по 3ч)


№ занятия

Кол-во часов

Наименование разделов и

тем занятий

Дата занятия

(план)

Дата занятия

(факт)

1-3

3

Речевой этикет. Работа с фактами и тезисами. Человек в зеркале общения



4-6

3

Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Правила для говорящего и для слушающего



7-9

3

Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере журналистской деятельности



10-12

3

Факт как основа журналистского материала. Убеждающее воздействие факта



13-15

3

Требования точности, достоверности, новизны, доказательности фактов



16-18

3

Работа с фактами и тезисами в тексте



19-21

3

Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и

т.п.



22-24

3

Правила и приемы цитирования устных высказываний



25-27

3

Понятие языковой выразительности. Нелепости и украшения речи



28-30

3

Использование устаревших и новых слов. Использование в речи синонимов, метафор, сравнений, эпитетов



31-33

3

Стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, метафор, сравнений, эпитетов



34-36

3

Способы переноса значений слова



37-39

3

Стилистические приемы усиления эмоциональности



40-42

3

Многозначность как источник выразительности и образности речи



43-45

3

Сочинения на заданную тему. Подготовка материалов для публикации в газете



46-48

3

Речевые ошибки



49-51

3

Виды речевых погрешностей в тексте и их исправление (языковая неправильность, неясность, плеоназм)



52-54

3

Подготовка материалов к публикации



55-57

3

Способы выражения авторского начала в тексте. Речевые штампы. Борьба с речевыми штампами



58-60

3

Эффект авторского присутствия



61-63

3

Использование эмоционально-экспрессивных средств языка



64-66

3

Понятие благозвучия и звукописи в публицистической речи



67-69

3

Стилистические приемы усиления фонетической выразительности речи



70-72

3

Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций



73-75

3

Работа над композицией авторского материала. Кольцевая композиция, линейная, ломанная, параллельная и ассоциативная



76-78

3

Практика.

Подготовка материалов к публикации



79-81

3

Итоговое занятие: презентация материалов к публикации.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!