Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык, литературная правка и культура речи»составлена в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой (дополнительной общеразвивающей программой) социально-педагогической направленности «Пресс-центр», разработанной для смешанной (разновозрастной) группы обучающихся 13-17 лет и направленной на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся.
Объем и срок освоения рабочей программы – рабочая программа рассчитана на 9 часов в неделю (81 час на освоение курса).
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий: теоретические, практические.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса - формируется разновозрастная группа учащихся из 12-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - 9 часов в неделю; одно занятие - 3 часа по 45 минут с 10 минутным перерывом между занятиями; 3 занятия в неделю. Практическая работа на компьютере предполагается 25-45 минут с перерывами для гимнастики рук и глаз.
Описание ценностных ориентиров учебного курса
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность социальной солидарности — обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Результаты освоения учебного курса:
К концу освоения курса обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:
поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;
работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
формирование замысла будущей публикации, составление плана;
реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов).
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. понимать сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Метапредметные результаты:
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
- Учиться обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Формы и способы определения результативности: материалы к публикации
Содержание II учебного курса «Русский язык, литературная правка и
культура речи». (81ч)
Теория.
Речевой этикет. Работа с фактами и тезисами. Человек в зеркале общения. (3ч)
Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Правила для говорящего и для слушающего. (3ч)
Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере журналистской деятельности. (3ч)
Факт как основа журналистского материала. Убеждающее воздействие факта. (3ч)
Требования точности, достоверности, новизны, доказательности фактов.(3ч)
Практика.
Работа с фактами и тезисами в тексте. (3ч)
Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и
т.п.(3ч)
Правила и приемы цитирования устных высказываний.(3ч)
Теория.
Понятие языковой выразительности. Нелепости и украшения речи. (3ч)
Использование устаревших и новых слов. Использование в речи синонимов,
метафор, сравнений, эпитетов. (3ч)
Стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, метафор,
сравнений, эпитетов. (3ч)
Способы переноса значений слова. (3ч)
Стилистические приемы усиления эмоциональности. (3ч)
Многозначность как источник выразительности и образности речи.(3ч)
Практика.
Сочинения на заданную тему. Подготовка материалов для публикации в
газете.(3ч)
Теория.
Речевые ошибки. (3ч)
Виды речевых погрешностей в тексте и их исправление (языковая неправильность, неясность, плеоназм). (3ч)
Практика.
Подготовка материалов к публикации. (3ч)
Теория.
Способы выражения авторского начала в тексте. Речевые штампы. Борьба с речевыми штампами. (3ч)
Эффект авторского присутствия.(3ч)
Использование эмоционально-экспрессивных средств языка. (3ч)
Понятие благозвучия и звукописи в публицистической речи. (3ч)
Стилистические приемы усиления фонетической выразительности речи. (3ч)
Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций.(3ч)
Работа над композицией авторского материала. Кольцевая композиция, линейная, ломанная, параллельная и ассоциативная.(3ч)
Практика.
Подготовка материалов к публикации. (3ч)
Итоговое занятие: презентация материалов к публикации.(3ч)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Н.К. Нателаури, С.С. Маранин, Информатикка и ИКТ, Смоленск: «Ассоциация XXI век».
Использование презентаций к урокам, сети Интернет (образовательного ресурса (http ://school-collection.edu.ru/)
http://www.edu.ru (Российское образование.Федеральный портал) http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) http://www.proШколу.m Портал «Российское образование» http://www.edu.ru • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
Портал информационной поддержки единого образовательного экзаменаhttp://www.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
Занятия проходят в кабинете информатики, оборудованном персональными компьютерами в количестве 8 ученических мест и одного места педагога.
- Характеристика ПК:
Системный блок: midi tower R-Style Carbona/Proxima Pentium® 4 CPU, 3.00GHz, 1.5 ГБ ОЗУ HDD 120gb.
Монитор: 17" Ж/к «Syscom».
- Проектор: INFOCUS.
- Программы для набора текстовых материалов (Microsoft Word), верстки изданий и обработки графических материалов (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, InDesign);
- Аудиозаписывающее оборудование (диктофоны);
- Цифровой фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Сканер;
- Учебный класс, оснащенный доской, стульями и письменными столами.
Занятия проводит педагог дополнительного образования Татьянин Евгений Владимирович (образование высшее педагогическое).
Календарно-тематический план
Количество часов:
всего 81ч.; в неделю 9ч.(3 занятия по 3ч)
№ занятия | Кол-во часов | Наименование разделов и тем занятий | Дата занятия (план) | Дата занятия (факт) |
1-3 | 3 | Речевой этикет. Работа с фактами и тезисами. Человек в зеркале общения | | |
4-6 | 3 | Правила речевого поведения в определенных условиях общения. Правила для говорящего и для слушающего | | |
7-9 | 3 | Важность приобретения навыков публичного общения для решения коммуникативных задач, в том числе в сфере журналистской деятельности | | |
10-12 | 3 | Факт как основа журналистского материала. Убеждающее воздействие факта | | |
13-15 | 3 | Требования точности, достоверности, новизны, доказательности фактов | | |
16-18 | 3 | Работа с фактами и тезисами в тексте | | |
19-21 | 3 | Введение вспомогательного материала, примеров, сравнений, ссылок и т.п. | | |
22-24 | 3 | Правила и приемы цитирования устных высказываний | | |
25-27 | 3 | Понятие языковой выразительности. Нелепости и украшения речи | | |
28-30 | 3 | Использование устаревших и новых слов. Использование в речи синонимов, метафор, сравнений, эпитетов | | |
31-33 | 3 | Стилистические ошибки, связанные с употреблением синонимов, метафор, сравнений, эпитетов | | |
34-36 | 3 | Способы переноса значений слова | | |
37-39 | 3 | Стилистические приемы усиления эмоциональности | | |
40-42 | 3 | Многозначность как источник выразительности и образности речи | | |
43-45 | 3 | Сочинения на заданную тему. Подготовка материалов для публикации в газете | | |
46-48 | 3 | Речевые ошибки | | |
49-51 | 3 | Виды речевых погрешностей в тексте и их исправление (языковая неправильность, неясность, плеоназм) | | |
52-54 | 3 | Подготовка материалов к публикации | | |
55-57 | 3 | Способы выражения авторского начала в тексте. Речевые штампы. Борьба с речевыми штампами | | |
58-60 | 3 | Эффект авторского присутствия | | |
61-63 | 3 | Использование эмоционально-экспрессивных средств языка | | |
64-66 | 3 | Понятие благозвучия и звукописи в публицистической речи | | |
67-69 | 3 | Стилистические приемы усиления фонетической выразительности речи | | |
70-72 | 3 | Стилистическое использование обращений, междометий, вводных слов, словосочетаний и предложений, вставных и присоединительных конструкций | | |
73-75 | 3 | Работа над композицией авторского материала. Кольцевая композиция, линейная, ломанная, параллельная и ассоциативная | | |
76-78 | 3 | Практика. Подготовка материалов к публикации | | |
79-81 | 3 | Итоговое занятие: презентация материалов к публикации. | | |