Рабочая программа.
Курс «Ратная история»
Аннотация
Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Ратная история» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих обучающихся в процессе ее приобретения.
В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.
Курс «Ратная история» рассчитан для учащихся 1-3 класса, на 1 год обучения.
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.
Основные цели данного курса: формирование у младшего школьника понятий и представлений о истории, культуре, морали; формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании исторических, культурных традиций и уважении к ним.
Основные задачи курса:
- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;
- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;
- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;
- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога;
- пробудить интерес, уважение к прошлому.
- воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.
Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Ратная история» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.
В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.
Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.
Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типам деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам. Широко могут использоваться презентации и слайды. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя.
Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры - формирование способности ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.
Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем.
Объем программы:
Программа рассчитана для учащихся 1-3 класса, на 1 год обучения.
На реализацию курса «Ратная история» в 1-3 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа предполагает проблемно- хронологический принцип изучения материала. В определённой последовательности будут рассматриваться условия жизни, социальная структура, духовная культура.
В результате освоения содержания программы, учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности как существенными элементами культуры, как условие развития социализации учащихся.
По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный, информационно-коммуникативный интерес учащихся, рефлексивную деятельность, представляющие полезность выбора школьниками собственной траектории образования.
Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели, до получения результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта: выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и т.д.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении научно-исследовательской работы. Создание собственных творческих произведений, с использованием разнообразных средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (документы, письма, интервью с жителями села, компьютер и т.д.), оформление знаковых систем (текст, таблица, график, проект и т.д.) познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих достижений по изучению данной программы. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
Основные методы процесса ознакомления младших школьников с историей:
● беседа, позволяющая наиболее эффективно уточнить, закрепить и систематизировать знания,
экскурсия, позволяет познакомить учащихся с тем или иным историческим событием в истории родного города, края, области, страны.
Основная форма организации учебно-воспитательного процесса – урок.
В процессе освоения содержания учебного курса «Ратная история» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального образования. К числу важнейших из них является знакомство с историческими объектами и событиями, умение воспроизводить и моделировать ход событий, личностно сопереживать ((«вживаться в ситуацию») их устно описывать, с пониманием относится к тому, что уже никогда не повторится.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу курса
Учащиеся должны:
Знать имена и подвиги былинных героев.
Уметь составлять образ героя-богатыря
Знать обмундирование русских воинов.
Знать виды древнего оружия.
Формирование личностного отношения учащихся к историческим фактам, явлениям, процессам, политическим и государственным деятелям, выработка собственных суждений и оценок.
Продемонстрировать на практике и закрепить в сознании учащихся мысль о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления.
Овладеть основными правилами ведения дискуссии: четко и аргументировано высказывать свою точку зрения, уметь выслушать своего оппонента, уважительно относиться к противоположному мнению.
Формировать умение учащихся находить взаимосвязь между изученными событиями и явлениями, устанавливать историческую закономерность.
Научить излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
Развивать умения изучать и анализировать источники исторической информации, высказывать суждение об их достоверности, ценности; соотносить данные разных источников.
Сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, выявляя общее и различия; участвовать в дискуссии.
Приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своей страны.
Развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.
Приобрести опыт составления и защиты компьютерных проектов.
Программа учебного курса «Ратной истории» направлена на формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного, воспитание доверия и уважения к истории и культуре;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятор духовно-нравственного поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных и социальных дисциплин;
- умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- становление и закономерности развития общества и культуры русского народа;
- быт и особенности русской культуры.
. Тематическое планирование курса. 1 класс № | Дата | Тема | Кол-во часов | 1 | | Что изучает ратная история. | 1 | 2 | | Богатыри | 1 | 3 | | Ратные доспехи богатырей. | 1 | 4 | | Шит, меч, лук, булава. | 1 | 5 | | Святогор – богатырь. | 1 | 6 | | Образ Ильи Муромца – защитника Земли Русской . | 1 | 7 | | Илья Муромец и Соловей разбойник. | 1 | 8 | | Добрыня Никитич | 1 | 9 | | Алёша Попович | 1 | 10 | | Проект «Три богатыря» | 1 | 11 | | Защита проекта. | 1 | 12 | | Великие русские полководцы | 1 | 13 | | Александр Невский | 1 | 14 | | Дмитрий Донской | 1 | 15 | | Герои Куликовской битвы. | 1 | 16 | | Мультфильм «Лебеди-непрядвы» | 1 | 17 | | Форма и вооружение солдат армии Суворова. | 1 | 18 | | А.И. Суворов | 1 | 19 | | М.И. Кутузов | 1 | 20 | | День защитников Отечества. | 1 | 21 | | А. Гайдар «Сказка о Мальчише - Кибальчише» | 1 | 22 | | А. Гайдар «Поход» | 1 | 23 | | Форма солдат советской армии. | 1 | 24 | | Оружие и военная техника. | 1 | 25 | | Великая Отечественная война. | 1 | 26 | | Битва за Москву. | 1 | 27 | | Блокада Ленинграда. | 1 | 28 | | Сталинградская битва. | 1 | 29 | | Курская дуга. | 1 | 30 | | Битва за Берлин. | 1 | 31 | | Парад победы 1945 года. | 1 | 32 | | Проект «С днём победы» | 1 | 33 | | Защита проекта | 1 | 34 | | Обобщающее занятие | 1 | 2 класс № | Дата | Тема | Кол-во часов | 1 | | Ратная история – вводное занятие. | 1 | 2 | | Былинная Русь. | 1 | 3 | | Вольга Святославич. | 1 | 4 | | Микула Селянинович. | 1 | 5 | | Никита Кожемяка. | 1 | 6 | | Садко. | 1 | 7 | | Садко у морского царя. | 1 | 8 | | Три богатыря. | 1 | 9 | | Мультфильм «Илья Муромец» | 1 | 10 | | Проект «Богатыри» | 1 | 11 | | Защита проекта. | 1 | 12 | | Великие русские полководцы | 1 | 13 | | Александр Невский | 1 | 14 | | Ледовое побоище. | 1 | 15 | | Дмитрий Донской. | 1 | 16 | | Куликовская битва. | 1 | 17 | | Пересвет и Ослябя. Герои Куликовской битвы. | 1 | 18 | | Гражданин Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский. | 1 | 19 | | А.И. Суворов | 1 | 20 | | Тяжело в учении – легко в бою. | 1 | 21 | | М.И. Кутузов | 1 | 22 | | Бородинское сражение. | 1 | 23 | | Красная армия. | 1 | 24 | | М.И. Шолохов «Нахалёнок» | 1 | 25 | | Великая Отечественная война 1941 – 1945 год. | 1 | 26 | | Г.К. Жуков – маршал победы. | 1 | 27 | | Маршалы победы. | 1 | 28 | | Дети блокадного Ленинграда. | 1 | 29 | | Подвиг А. Матросова | 1 | 30 | | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 1 | 31 | | Пионеры – герои. | 1 | 32 | | Проект «Вечная слава героям» | 1 | 33 | | Защита проекта | 1 | 34 | | Обобщающее занятие | 1 | 3 класс № | Дата | Тема | Кол-во часов | 1 | | Ратная история – вводное занятие. | 1 | 2 | | Былинная Русь. | 1 | 3 | | Образ богатырей в былинах. | 1 | 4 | | Ильины три поездочки. | 1 | 5 | | Садко – гость Новгородский. | 1 | 6 | | Добрыня Никитич и змей. | 1 | 7 | | Битва при Калке. | 1 | 8 | | Мультфильм «Василиса Микулишна» | 1 | 9 | | Дмитрий Иванович Донской. | 1 | 10 | | Победа на поле Куликовом. | 1 | 11 | | Иван 3. Великое стояние на реке Угре. | 1 | 12 | | Польская интервенция. | 1 | 13 | | Освобождение Москвы от польских интервентов. | 1 | 14 | | Подвиг Ивана Сусанина. | 1 | 15 | | А.И. Суворов | 1 | 16 | | Взятие Измаила. | 1 | 17 | | Война 1812 года. М.И. Кутузов. | 1 | 18 | | Герои войны 1812 года. | 1 | 19 | | Герои войны 1812 года | 1 | 20 | | Проект «Герои войны 1812 года» | 1 | 21 | | Защита проекта. | 1 | 22 | | Гражданская война. | 1 | 23 | | Неуловимые мстители. | 1 | 24 | | Великая Отечественная война. | 1 | 25 | | Подвиг Зои Космодемьянской. | 1 | 26 | | Дневник Тани Савичевой. | 1 | 27 | | Герои – лётчики. Подвиг капитана Гастелло. | 1 | 28 | | Памятник в Стрептов-парке. | 1 | 29 | | Партизанское движение. | 1 | 30 | | Подвиги детей на войне. | 1 | 31 | | Молодая гвардия | 1 | 32 | | Герои Великой Отечественной Войны. | 1 | 33 | | Проект «Памяти павших будем достойны» | 1 | 34 | | Защита проектов учащихся. | 1 |
УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ Литература Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992. Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973. Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989. Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995. Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993. Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993. Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981. |
Для занятий используются материалы монографий, энциклопедии, хрестоматийный материал, газетные статьи, книги для чтения по истории Отечества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :
- мультимедийная доска;
- видеоматериалы;
- фильмы о войне;
- Интернет;
- газетные статьи;
- хрестоматийный материал;
- книги для чтения по истории Отечества;
- материалы монографий;
- интервью с участниками войны.