СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Ратная история" для обучающихся 6 - 10 лет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Ратная история" активизитует мыслительную деятельнось обучающегося, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Пробуждает интерес к истории России, способствует воспитанию патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Ратная история" для обучающихся 6 - 10 лет.»



Рабочая программа.

Курс «Ратная история»

Аннотация

Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Ратная история» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих обучающихся в процессе ее приобретения.

В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.

Курс «Ратная история»  рассчитан для учащихся 1-3 класса, на 1 год обучения.

II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пропедевтический курс начального исторического образования ставит своей целью подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах, обучить младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники.  

Основные цели данного курса: формирование у младшего школьника понятий и представлений о истории, культуре, морали; формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании исторических, культурных традиций и уважении к ним.

Основные задачи курса:

- ввести ребенка в мир истории через вещно-материальную среду, что дает возможность показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон;

- научить детей видеть историю «вокруг себя»: в домах, которые нас окружают, а предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем;

- помочь понять, что история – ключ к культуре любых эпох и цивилизаций;

- развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога;

- пробудить интерес, уважение к прошлому.

- воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого.

Особое значение данного курса заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и места человека в нём. Курс «Ратная история» активизирует мыслительную деятельность школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира. Курс должен пробудить интерес, уважение к прошлому. Программа не нарушает общей структуры изучения истории, а наоборот, создает условия для более глубокого и вдумчивого изучения, она готовит к восприятию и пониманию многообразия исторических явлений.

В пропедевтическом курсе истории осуществляется деятельностный подход. Ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Этот курс ориентирован не на запоминание учеником информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В программе заложена идея изучения быта и материальной культуры прошлого, или, иными словами, вещественных источников исторических знаний - костюма, жилища, мебели, посуды, орудий труда, которые раньше использовались учителем истории как вспомогательный и дополнительный материал.

Этот курс построен на материале отечественной истории. Формы организации уроков могут быть разнообразными и включать в себя как уроки в классе, так экскурсии, походы в музей, что развивает и интеллект, и сферу чувств, кроме того, дает возможность убедиться, что источником познания является их окружающая действительность: природа, материальная культура, явления общественной жизни.

Структура урока может включать несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типам деятельности частей. Разнообразны методы, приемы и средства обучения. Большое внимание уделяется практическим работам. Широко могут использоваться презентации и слайды. Обязателен яркий эмоциональный рассказ учителя.

Деятельность педагога и сам урок станут результативнее, если содержание будет реализовано через игру, учитывая, что игровая мотивация очень эффективна. Цель игры - формирование способности ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях.

Учителю предоставляется право распределять по собственному усмотрению количество часов на конкретные темы, равно как и варьировать последовательность некоторых тем.

Объем программы:

Программа рассчитана для учащихся 1-3 класса, на 1 год обучения.

 На реализацию курса «Ратная история» в 1-3 классе отводится   34 часа в год (1 час в неделю).

Программа предполагает проблемно- хронологический принцип изучения материала. В определённой последовательности будут рассматриваться условия жизни, социальная структура, духовная культура.

В результате освоения содержания программы, учащиеся получают возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности как существенными элементами культуры, как условие развития социализации учащихся.

По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный, информационно-коммуникативный интерес учащихся, рефлексивную деятельность, представляющие полезность выбора школьниками собственной траектории образования.

Познавательная деятельность: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели, до получения результата). Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта: выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и т.д.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении научно-исследовательской работы. Создание собственных творческих произведений, с использованием разнообразных средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (документы, письма, интервью с жителями села, компьютер и т.д.), оформление знаковых систем (текст, таблица, график, проект и т.д.) познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

Рефлексивная деятельность: понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих достижений по изучению данной программы. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Основные методы процесса ознакомления младших школьников с историей:

● беседа, позволяющая наиболее эффективно уточнить, закрепить и систематизировать знания,

  •  экскурсия, позволяет познакомить учащихся с тем или иным историческим событием в истории родного города, края, области, страны.

Основная форма организации учебно-воспитательного процесса – урок.

   В процессе освоения содержания учебного курса «Ратная история» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального образования. К числу важнейших из них является знакомство с историческими объектами и событиями, умение воспроизводить и моделировать ход событий, личностно сопереживать ((«вживаться в ситуацию») их устно описывать, с пониманием относится к тому, что уже никогда не повторится.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу курса

 Учащиеся должны:

  • Знать имена и подвиги былинных героев.

  • Уметь составлять образ героя-богатыря

  • Знать обмундирование русских воинов.

  • Знать виды древнего оружия.

  • Формирование личностного отношения учащихся к историческим фактам, явлениям, процессам, политическим и государственным деятелям, выработка собственных суждений и оценок.

  • Продемонстрировать на практике и закрепить в сознании учащихся мысль о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления.

  • Овладеть основными правилами ведения дискуссии: четко и аргументировано высказывать свою точку зрения, уметь выслушать своего оппонента, уважительно относиться к противоположному мнению.

  • Формировать умение учащихся находить взаимосвязь между изученными событиями и явлениями, устанавливать историческую закономерность.

  • Научить излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.

  • Развивать умения изучать и анализировать источники исторической информации, высказывать суждение об их достоверности, ценности; соотносить данные разных источников.

  • Сопоставлять разные версии и оценки исторических событий и личностей, выявляя общее и различия; участвовать в дискуссии.

  • Приобрести опыт активного освоения исторического и культурного наследия своей страны.

  • Развивать у учащихся интерес к военному делу, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;

  • Способствовать формированию убеждений и ценностных ориентаций учащихся, воспитанию их в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, патриотизма.

  • Приобрести опыт составления и защиты компьютерных проектов.



Программа учебного курса «Ратной истории» направлена на формирование у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного, воспитание доверия и уважения к истории и культуре;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регулятор духовно-нравственного поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы исторических и культурных традиций народа России;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области гуманитарных  и социальных дисциплин;

- умение описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;

- становление и закономерности развития общества и культуры русского народа;

- быт и особенности русской культуры.

.

Тематическое планирование курса.

1 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

1


Что изучает ратная история.

1

2


Богатыри

1

3


Ратные доспехи богатырей.

1

4


Шит, меч, лук, булава.

1

5


Святогор – богатырь.

1

6


Образ Ильи Муромца – защитника Земли Русской .

1

7


Илья Муромец и Соловей разбойник.

1

8


Добрыня Никитич

1

9


Алёша Попович

1

10


Проект «Три богатыря»

1

11


Защита проекта.

1

12


Великие русские полководцы

1

13


Александр Невский

1

14


Дмитрий Донской

1

15


Герои Куликовской битвы.

1

16


Мультфильм «Лебеди-непрядвы»

1

17


Форма и вооружение солдат армии Суворова.

1

18


А.И. Суворов

1

19


М.И. Кутузов

1

20


День защитников Отечества.

1

21


А. Гайдар «Сказка о Мальчише - Кибальчише»

1

22


А. Гайдар «Поход»

1

23


Форма солдат советской армии.

1

24


Оружие и военная техника.

1

25


Великая Отечественная война.

1

26


Битва за Москву.

1

27


Блокада Ленинграда.

1

28


Сталинградская битва.

1

29


Курская дуга.

1

30


Битва за Берлин.

1

31


Парад победы 1945 года.

1

32


Проект «С днём победы»

1

33


Защита проекта

1

34


Обобщающее занятие

1

2 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

1


Ратная история – вводное занятие.

1

2


Былинная Русь.

1

3


Вольга Святославич.

1

4


Микула Селянинович.

1

5


Никита Кожемяка.

1

6


Садко.

1

7


Садко у морского царя.

1

8


Три богатыря.

1

9


Мультфильм «Илья Муромец»

1

10


Проект «Богатыри»

1

11


Защита проекта.

1

12


Великие русские полководцы

1

13


Александр Невский

1

14


Ледовое побоище.

1

15


Дмитрий Донской.

1

16


Куликовская битва.

1

17


Пересвет и Ослябя. Герои Куликовской битвы.

1

18


Гражданин Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский.

1

19


А.И. Суворов

1

20


Тяжело в учении – легко в бою.

1

21


М.И. Кутузов

1

22


Бородинское сражение.

1

23


Красная армия.

1

24


М.И. Шолохов «Нахалёнок»

1

25


Великая Отечественная война 1941 – 1945 год.

1

26


Г.К. Жуков – маршал победы.

1

27


Маршалы победы.

1

28


Дети блокадного Ленинграда.

1

29


Подвиг А. Матросова

1

30


Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

1

31


Пионеры – герои.

1

32


Проект «Вечная слава героям»

1

33


Защита проекта

1

34


Обобщающее занятие

1

3 класс

Дата

Тема

Кол-во часов

1


Ратная история – вводное занятие.

1

2


Былинная Русь.

1

3


Образ богатырей в былинах.

1

4


Ильины три поездочки.

1

5


Садко – гость Новгородский.

1

6


Добрыня Никитич и змей.

1

7


Битва при Калке.

1

8


Мультфильм «Василиса Микулишна»

1

9


Дмитрий Иванович Донской.


1

10


Победа на поле Куликовом.

1

11


Иван 3. Великое стояние на реке Угре.

1

12


Польская интервенция.

1

13


Освобождение Москвы от польских интервентов.

1

14


Подвиг Ивана Сусанина.

1

15


А.И. Суворов

1

16


Взятие Измаила.

1

17


Война 1812 года. М.И. Кутузов.

1

18


Герои войны 1812 года.

1

19


Герои войны 1812 года

1

20


Проект «Герои войны 1812 года»

1

21


Защита проекта.

1

22


Гражданская война.

1

23


Неуловимые мстители.

1

24


Великая Отечественная война.

1

25


Подвиг Зои Космодемьянской.

1

26


Дневник Тани Савичевой.

1

27


Герои – лётчики. Подвиг капитана Гастелло.

1

28


Памятник в Стрептов-парке.

1

29


Партизанское движение.

1

30


Подвиги детей на войне.

1

31


Молодая гвардия

1

32


Герои Великой Отечественной Войны.

1

33


Проект «Памяти павших будем достойны»

1

34


Защита проектов учащихся.

1













УЧЕБНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ

Литература

  1. Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.

  2. Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.

  3. Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.

  4. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.

  5. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.

  6. Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.

  7. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.

  8. Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.

  9. Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.

  10. Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.

  11. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.

  12. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.

Для занятий используются материалы монографий, энциклопедии, хрестоматийный материал, газетные статьи, книги для чтения по истории Отечества.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :



- мультимедийная доска;

- видеоматериалы;

- фильмы о войне;

- Интернет;

- газетные статьи;

- хрестоматийный материал;

- книги для чтения по истории Отечества;

- материалы монографий;

- интервью с участниками войны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!