СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору Информационные технологии 10-11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору Информационные технологии 10-11 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3имени Олега Васильевича Изотова»





«Утверждаю»

Директор школы № 3

___________Е. К. Истратий


приказ ______ от__________






Рабочая программа курса по выбору

Информационные технологии

(наименование курса)



( углубленный уровень)


на 2021 – 2022, 2022 - 2023 уч.г.


для 10, 11 класса

Учитель:


Калинович Е.С.






г. Ярославль



Пояснительная записка.

Преподавание курса по выбору «Информационные технологии» осуществляется на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Минобрнауки России 17 мая 2012 г. № 413);


- примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее ПООП СОО), включенной в государственный реестр примерных основных образовательных программ;


- основной образовательной программы среднего общего образования (далее ООП СОО) МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;


- программы для 10-11 класса общеобразовательной школы авторов Поляков К.Ю, Еремин Е.А., Бином. Лаборатория знаний, Москва 2013 г.


- федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждён приказом Министерства просвещения РФ 28.12.2018 № 345)


- письма Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».


Цели предмета «Информатика»:

• освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные

модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Задачи предмета «Информатика»:

• раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном

познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества;

• развитие алгоритмического мышления, не обходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

• изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных формирование информационной и алгоритмической культуры, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;

• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права;

• расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню;

• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

• приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области

информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов,

связанных с учебной и практической деятельностью.


Общая характеристика изучаемого предмета

Настоящая рабочая учебная программа углубленного курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 и авторской программы К.Ю. Полякова и Е.А. Еремина. Программа рассчитана на 136 часов (по 2 часа в неделю).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя учебники:

  • «Информатика. 10 класс. Углубленный уровень». К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин;

  • «Информатика. 11 класс. Углубленный уровень». К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.

Представленные учебники являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • авторская программа К.Ю. Полякова по информатике;

  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm

  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666

  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ЕГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm;

  • методическое пособие для учителя: http://files.lbz.ru/pdf/mpPolyakov10-11fgos.pdf;

  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://www.fcior.edu.ru);

  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.


Рабочая программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения всех основных разделов курса информатики учащимися информационно-технологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики

  • Алгоритмы и программирование

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Важная задача изучения этих содержательных линий в углубленном курсе – переход на новый уровень понимания и получение систематических знаний, необходимых для самостоятельного решения задач.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения курса информатики в 10-11 классах средней школы на углубленном уровне. Это означает, что её целевая аудитория – школьники старших классов, которые планируют связать свою будущую профессиональную деятельность с информационными технологиями.

Информатика рассматривается авторами как наука об автоматической обработке данных с помощью компьютерных вычислительных систем. Такой подход сближает курс информатики с дисциплиной, называемой за рубежом computer science.

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Углубленный курс является одним из вариантов развития курса информатики, который изучается в основной школе (7–9 классы). Поэтому, согласно принципу спирали, материал некоторых разделов программы является развитием и продолжением соответствующих разделов курса основной школы. Отличие углубленного курса от базового состоит в том, что более глубоко рассматриваются принципы хранения, передачи и автоматической обработки данных; ставится задача выйти на уровень понимания происходящих процессов, а не только поверхностного знакомства с ними.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для углубленной подготовки по информатике в старшей школе, независимо от уровня подготовки учащихся, закончивших основную школу. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике.


Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

Личностные результаты:
  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;

  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:
  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты:
  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;

  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;

  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;

  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;

  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;

  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;

  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;

  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;

  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.


Выпускник на углубленном уровне научится:

  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок;

  • строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);

  • строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения;

  • строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры;

  • записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления;

  • записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;

  • описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами;

  • формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга;

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы и размер используемой памяти при заданных исходных данных; асимптотическая сложность алгоритма в зависимости от размера исходных данных); определять сложность изучаемых в курсе базовых алгоритмов;

  • анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;

  • создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;

  • применять метод сохранения промежуточных результатов (метод динамического программирования) для создания полиномиальных (не переборных) алгоритмов решения различных задач; примеры: поиск минимального пути в ориентированном ациклическом графе, подсчет количества путей;

  • создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов;

  • применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;

  • использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;

  • использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;

  • применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;

  • выполнять объектно-ориентированный анализ задачи: выделять объекты, описывать на формальном языке их свойства и методы; реализовывать объектно-ориентированный подход для решения задач средней сложности на выбранном языке программирования;

  • выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; создавать многокомпонентные программные продукты в среде программирования;

  • инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;

  • пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам;

  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; анализировать соответствие модели реальному объекту или процессу; проводить эксперименты и статистическую обработку данных с помощью компьютера; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;

  • понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;

  • понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;

  • владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов;

  • использовать на практике общие правила проведения исследовательского проекта (постановка задачи, выбор методов исследования, подготовка исходных данных, проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета); планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;

  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;

  • владеть основными сведениями о табличных (реляционных) базах данных, их структуре, средствах создания и работы, в том числе выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

  • использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;

  • организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);

  • понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;

  • представлять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений (сайты, блоги и др.);

  • применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права);

  • проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.


Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи, а также использовать алгоритмы сжатия данных (алгоритм LZW и др.);

  • использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; использовать префиксные деревья и другие виды деревьев при решении алгоритмических задач, в том числе при анализе кодов;

  • использовать знания о методе «разделяй и властвуй»;

  • приводить примеры различных алгоритмов решения одной задачи, которые имеют различную сложность; использовать понятие переборного алгоритма;

  • использовать понятие универсального алгоритма и приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;

  • использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования;

  • создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии при моделировании и анализе процессов и явлений в соответствии с выбранным профилем;

  • осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей;

  • проводить (в несложных случаях) верификацию (проверку надежности и согласованности) исходных данных и валидацию (проверку достоверности) результатов натурных и компьютерных экспериментов;

  • использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки;

  • использовать методы машинного обучения при анализе данных; использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных;

создавать многотабличные базы данных; работе с базами данных и справочными системами с помощью веб-интерфейса.



Содержание учебного предмета

10 класс (68 ч)

Информация и информационные процессы

Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации. Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.


Кодирование информации

Дискретное кодирование. Знаковые системы. Аналоговые и дискретные сигналы. Дискретизация. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано.

Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел в другую систему счисления. Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки. Восьмеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение. Шестнадцатеричная система счисления. Связь с двоичной системой счисления. Арифметические операции. Применение. Кодирование текстов. Однобайтные кодировки. Стандарт UNICODE. Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика. Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации.


Логические основы компьютеров

Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация. Эквиваленция. Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна. Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики. Логические уравнения. Количество решений логического уравнения. Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального множества.


Как устроен компьютер

Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства. Встроенные компьютеры. Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные вычисления. Выбор конфигурации компьютера. Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы. Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним устройствами. Процессор. Арифметико-логическое устройство. Устройство управления. Регистры процессора. Основные характеристики процессора. Система команд процессора. Память. Внутренняя память. Внешняя память. Облачные хранилища данных. Взаимодействие разных видов памяти. Основные характеристики памяти. Устройства ввода. Устройства вывода. Устройства ввода/вывода.


Программное обеспечение

Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ. Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО. Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текста. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Поиск и замена. Проверка правописания и грамматики. Компьютерные словари и переводчики. Шаблоны. Рассылки. Вставка математических формул. Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление. Режим структуры документа. Нумерация рисунков (таблиц, формул). Сноски и ссылки. Гипертекстовые документы. Правила оформления рефератов. Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис. Правила коллективной работы. Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования. Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации. Программы для создания презентаций. Содержание презентаций. Дизайн презентации. Макеты. Размещение элементов на слайде. Оформление текста. Добавление объектов. Переходы между слайдами. Анимация в презентациях. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы. Системы программирования. Языки программирования. Трансляторы. Отладчики. Профилировщики.


Компьютерные сети

Структуры (топологии) сетей. Обмен данными. Серверы и клиенты. Локальные сети. Сетевое оборудование. Одноранговые сети. Сети с выделенными серверами. Беспроводные сети. Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети. Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Пиринговые сети. Информационные системы. Электронная коммерция. Интернет-магазины. Электронные платёжные системы. Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право.


Алгоритмизация и программирование

Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор. Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции. Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа. Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Поиск максимальной цифры числа. Алгоритм Евклида. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Вложенные циклы. Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные. Функции. Вызов функции. Логические функции. Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций. Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Алгоритмы обработки массивов. Поиск в массиве. Максимальный элемент. Срезы массива. Отбор нужных элементов. Особенности копирования списков в языке Python. Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора. Символьные строки. Операции со строками. Поиск в строках. Примеры обработки строк. Преобразование число-строка. Строки в процедурах и функциях. Рекурсивный перебор. Матрицы. Обработка элементов матрицы.


Вычислительные задачи

Точность вычислений. Погрешности измерений. Погрешности вычислений. Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессоров. Оптимизация. Локальный и глобальный минимумы. Использование табличных процессоров. Статистические расчёты. Свойства ряда данных. Условные вычисления. Связь двух рядов данных.


Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации. Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России. Вредоносные программы. Заражение вредоносными программами. Типы вредоносных программ. Вирусы для мобильных устройств. Защита от вредоносных программ. Антивирусные программы. Брандмауэры. Меры безопасности. Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете.


11 класс (68 ч)

Информация и информационные процессы

Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона. Передача данных. Скорость передачи данных. Сжатие данных. Алгоритм RLE. Префиксные коды. Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления. Информационное общество. Информационные технологии. «Большие данные». Государственные электронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Стандарты в сфере информационных технологий.


Моделирование

Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Адекватность. Игровые модели. Игровые стратегии. Пример игры с полной информацией. Задача с двумя кучами камней. Модели мышления. Искусственный интеллект. Нейронные сети. Машинное обучение. Большие данные. Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов. Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция. Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания. Модель обслуживания в банке.


Базы данных

Основные понятия. Типы информационных систем. Транзакции. Таблицы. Индексы. Целостность базы данных. Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционная модель данных. Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычисляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц. Итоговый запрос. Другие типы запросов. Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными. Отчёты. Простые отчёты. Отчёты с группировкой. Экспертные системы.


Создание веб-сайтов

Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб-программирование. Системы управления сайтом. Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специальные символы. Списки. Гиперссылки. Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для элементов. Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки. Мультимедиа. Таблицы. Структура таблицы. Табличная вёрстка. Оформление таблиц. Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. XML и XHTML. Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы. Размещение веб-сайтов. Хранение файлов. Доменное имя. Загрузка файлов на сайт.


Элементы теории алгоритмов

Сложность вычислений. Асимптотическая сложность. Сложность алгоритмов поиска. Сложность алгоритмов сортировки.


Алгоритмизация и программирование

Динамическое программирование. Количество решений.


Обработка изображений

Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование. Кадрирование. Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры. Многослойные изображения. Текстовые слои. Маска слоя. Каналы. Цветовые каналы. Сохранение выделенной области. Иллюстрации для веб-сайтов. Анимация. Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, распределение. Группировка. Кривые. Форматы векторных рисунков. Ввод векторных рисунков. Контуры в GIMP.


Трёхмерная графика

Понятие 3D-графики. Проекции. Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов. Системы координат. Слои. Связывание объектов. Сеточные модели. Редактирование сетки. Деление рёбер и граней. Выдавливание. Сглаживание. Модификаторы. Логические операции. Массив. Деформация. Кривые. Тела вращения. Отражение света. Простые материалы. Многокомпонентные материалы. Текстуры. UV-проекция. Рендеринг. Источники света. Камеры. Внешняя среда. Параметры рендеринга. Тени. Анимация объектов. Редактор кривых. Простая анимация сеточных моделей. Арматура. Прямая и обратная кинематика. Физические явления.



Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов / класс

Всего

10 кл.

11 кл.

Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

2

1

1

Информация и информационные процессы

11

3

8

Кодирование информации

12

12


Логические основы компьютеров

6

6


Компьютерная арифметика

1

1


Устройство компьютера

4

4


Программное обеспечение

5

5


Компьютерные сети

3

3


Информационная безопасность

3

3



Итого:

47

38

9

Алгоритмы и программирование

Алгоритмизация и программирование

36

21

15

Решение вычислительных задач

7

7


Элементы теории алгоритмов

3


3

Объектно-ориентированное программирование

0




Итого:

46

28

18

Информационно-коммуникационные технологии

Моделирование

11


11

Базы данных

12


12

Создание веб-сайтов

14


14

Графика и анимация

0



3D-моделирование и анимация

0




Итого:

37

0

37


Резерв

6

2

4


Итого по всем разделам:

136

68

68





Календарно-тематическое планирование

10 класс (68 часов)

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника (номер, название)

Практические работы (номер, название)

Работы компьютерного практикума (источник, номер, название)

Количество часов

Дата

План

Факт

Техника безопасности. Организация рабочего места.


  1. Техника безопасности.

  1. Оформление документа.

1



Информатика и информация. Информационные процессы.

§ 1. Информатика и информация.

§ 2. Что можно делать с информацией?

  1. Информация и информационные процессы.


1



Измерение информации.

§ 3. Измерение информации.

  1. Задачи на измерение количества информации.


1



Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы.

§ 4. Структура информации.


  1. Структуризация информации (таблица, списки).

1



Кодирование и декодирование.

§ 5. Язык и алфавит.

§ 6. Кодирование.

  1. Двоичное кодирование.


1



Дискретность.

§ 7. Дискретность.

  1. Декодирование.


1



Алфавитный подход к оценке количества информации.

§ 8. Алфавитный подход к оценке количества информации.

  1. Алфавитный подход к оценке количества информации.


1



Системы счисления. Позиционные системы счисления.

§ 9. Системы счисления.

§ 10. Позиционные системы счисления.

  1. Позиционные системы счисления.


1



Двоичная система счисления.

§ 11. Двоичная система счисления.

  1. Двоичная система счисления.


1



Восьмеричная система счисления.

§ 12. Восьмеричная система счисления.

  1. Восьмеричная система счисления.


1



Шестнадцатеричная система счисления.

§ 13. Шестнадцатеричная система счисления.

  1. Шестнадцатеричная система счисления.


1



Контрольная работа по теме «Системы счисления».




1



Кодирование символов.

§ 15. Кодирование символов

  1. Кодирование символов.


1



Кодирование графической информации.

§ 16. Кодирование графических изображений

  1. Кодирование графических изображений.


1



Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.

§ 17. Кодирование звуковой и видеоинформации

  1. Кодирование звука и видео.


1



Контрольная работа по теме «Кодирование информации».




1



Логика и компьютер. Логические операции.

§ 18. Логика и компьютер

§ 19. Логические операции


  1. Тренажёр «Логика».

1



Диаграммы Эйлера-Венна.

§ 20. Диаграммы

  1. Запросы для поисковых систем.

  1. Исследование запросов для поисковых систем.

1



Упрощение логических выражений.

§ 21. Упрощение логических выражений

  1. Упрощение логических выражений.


1



Синтез логических выражений.

§ 22. Синтез логических выражений

  1. Синтез логических выражений.


1



Логические элементы компьютера.

§ 24. Логические элементы компьютера

  1. Построение схем на логических элементах.


1



Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров».




1



Хранение в памяти целых и вещественных чисел.

§ 26. Особенности представления чисел в компьютере

§ 27. Хранение в памяти целых чисел

§ 29. Хранение в памяти вещественных чисел

  1. Хранение в памяти целых чисел.

  1. Целые числа в памяти.

1



Принципы устройства компьютеров.

§ 32. Принципы устройства компьютеров

§ 33. Магистрально-модульная организация компьютера.

  1. Принципы устройства компьютеров.


1



Процессор.

§ 34. Процессор

  1. Процессор.


1



Память.

§ 35. Память

  1. Память.


1



Устройства ввода и вывода.

§ 36. Устройства ввода

  1. Устройства ввода.

  2. Устройства вывода.


1



Прикладные программы.

§ 38. Что такое программное обеспечение?

§ 39. Прикладные программы

  1. Прикладные программы.


1



Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников.

§ 39. Прикладные программы


  1. Оформление рефератов.

1



Системное программное обеспечение.

§ 40. Системное программное обеспечение



1



Системы программирования.

§ 41. Системы программирования

  1. Системное программное обеспечение.


1



Правовая охрана программ и данных.

§ 43. Правовая охрана программ и данных

  1. Правовая охрана программ и данных.


1



Компьютерные сети. Основные понятия

§ 44. Основные понятия

§ 45. Структура (топология) сети

§ 46. Локальные сети

  1. Компьютерные сети.


1



Сеть Интернет.

Адреса в Интернете.

§ 47. Сеть Интернет

§ 48. Адреса в Интернете

  1. Адреса в Интернете.


1



Службы Интернета.

§ 49. Всемирная паутина

§ 50. Электронная почта

§ 51. Другие службы Интернета

§ 52. Электронная коммерция

§ 53. Право и этика в Интернете

Представление докладов.


1



Простейшие программы Вычисления. Стандартные функции.

§ 54. Алгоритм и его свойства

§ 55. Простейшие программы

§ 56. Вычисления

  1. Оператор вывода.

  2. Операторы div и mod.


  1. Простые вычисления.

1



Условный оператор.

§ 57. Ветвления

  1. Ветвления.

  1. Ветвления.

1



Сложные условия.

§ 57. Ветвления

  1. Сложные условия.

  1. Сложные условия.

1



Цикл с условием.

§ 58. Циклические алгоритмы

  1. Циклы с условием.

  1. Циклы с условием.

1



Цикл с переменной.

§ 58. Циклические алгоритмы

  1. Циклы с переменной.

  1. Циклы с переменной.

1



Контрольная работа «Ветвления и циклы».




1



Процедуры.

§ 59. Процедуры


  1. Процедуры.

1



Функции.

§ 60. Функции


  1. Функции.

1



Логические функции.

§ 60. Функции


  1. Логические функции.

1



Рекурсия.

§ 61. Рекурсия


  1. Рекурсия.

1



Массивы. Перебор элементов массива.

§ 62. Массивы

  1. Массивы.

  1. Перебор элементов массива.

1



Линейный поиск в массиве.

§ 63. Алгоритмы обработки массивов


  1. Линейный поиск.

1



Отбор элементов массива по условию.

§ 63. Алгоритмы обработки массивов


  1. Отбор элементов массива по условию.

1



Сортировка массивов.

§ 64. Сортировка


  1. Метод выбора.

1



Сортировка массивов. Быстрая сортировка.

§ 64. Сортировка


  1. Быстрая сортировка.

1



Двоичный поиск в массиве.

§ 65. Двоичный поиск


  1. Двоичный поиск.

1



Символьные строки.

§ 66. Символьные строки


  1. Посимвольная обработка строк.

1



Функции для работы с символьными строками.

§ 66. Символьные строки

  1. Символьные строки.

  1. Функции для работы со строками.

1



Сравнение и сортировка строк.

§ 66. Символьные строки


  1. Сравнение и сортировка строк.

1



Матрицы.

§ 67. Матрицы


  1. Матрицы.

1



Контрольная работа «Массивы и символьные строки».




1



Решение уравнений. Метод перебора.

§ 70. Решение уравнений


  1. Решение уравнений методом перебора.

1



Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам.

§ 70. Решение уравнений


  1. Решение уравнений методом деления отрезка пополам.

1



Решение уравнений в табличных процессорах.

§ 70. Решение уравнений


  1. Решение уравнений в табличных процессорах.

1



Оптимизация с помощью табличных процессоров.

§ 72. Оптимизация


  1. Оптимизация с помощью табличных процессоров.

1



Статистические расчеты.

§ 73. Статистические расчеты


  1. Статистические расчеты.

1



Условные вычисления.

§ 73. Статистические расчеты


  1. Условные вычисления.

1



Восстановление зависимостей в табличных процессорах.

§ 74. Обработка результатов эксперимента


  1. Линии тренда.

1



Вредоносные программы.

§ 75. Основные понятия

§ 76. Вредоносные программы



1



Защита от вредоносных программ.

§ 77. Защита от вредоносных программ

  1. Вредоносные программы и защита от них.

  1. Использование антивирусных программ.

1



Хэширование и пароли. Безопасность в Интернете.

§ 78. Шифрование

§ 79. Хэширование и пароли

§ 82. Безопасность в Интернете

Представление докладов.


1







Резерв:

2







Итого:

68





11 класс (68 часов)

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника (номер, название)

Практические работы (номер, название)

Работы компьютерного практикума (источник, номер, название)

Количество часов

Дата

План

Факт

Техника безопасности.


  1. Техника безопасности.

  1. Набор и оформление документа.

1



Формула Хартли.

§ 1. Количество информации

  1. Задачи на количество информации.


1



Информация и вероятность. Формула Шеннона.

§ 1. Количество информации

  1. Информация и вероятность.


1



Передача информации.

§ 2. Передача информации.

  1. Передача информации.


1



Помехоустойчивые коды.

§ 2. Передача информации.

  1. Помехоустойчивые коды.


1



Сжатие данных без потерь.

§ 3. Сжатие данных


  1. Алгоритм RLE.

1



Практическая работа: использование архиватора.

§ 3. Сжатие данных

  1. Сжатие данных.

  1. Использование архиваторов.

1



Информация и управление. Системный подход.

§ 4. Информация и управление

  1. Информация и управление.


1



Информационное общество.

§ 5. Информационное общество

Представление докладов.


1



Модели и моделирование.

§ 6. Модели и моделирование



1



Использование графов.

§ 7. Системный подход в моделировании

  1. Задачи на графы.


1



Этапы моделирования.

§ 8. Этапы моделирования

  1. Моделирование.


1



Моделирование движения. Дискретизация.

§ 9. Моделирование движения



1



Практическая работа: моделирование движения.

§ 9. Моделирование движения


  1. Моделирование движения.

1



Модели ограниченного и неограниченного роста.

§ 10. Математические модели в биологии


  1. Моделирование популяции.

1



Моделирование эпидемии.

§ 10. Математические модели в биологии


  1. Моделирование эпидемии.

1



Модель «хищник-жертва».

§ 10. Математические модели в биологии


  1. Модель «хищник-жертва».

1



Обратная связь. Саморегуляция.

§ 10. Математические модели в биологии


  1. Саморегуляция.

1



Системы массового обслуживания.

§ 11. Системы массового обслуживания



1



Практическая работа: моделирование работы банка.

§ 11. Системы массового обслуживания


  1. Моделирование работы банка.

1



Информационные системы.

§ 12. Информационные системы



1



Таблицы. Основные понятия.

§ 13. Таблицы

  1. Основные понятия баз данных.


1



Реляционные базы данных.

§ 15. Реляционная модель данных

  1. Проектирование реляционных баз данных.


1



Практическая работа: операции с таблицей.

§ 16. Работа с таблицей



  1. Работа с готовой таблицей.

1



Практическая работа: создание таблицы.

§ 17. Создание однотабличной базы данных


  1. Создание однотабличной базы данных.

1



Запросы.

§ 18. Запросы


  1. Создание запросов.

1



Формы.

§ 19. Формы


  1. Создание формы.

1



Отчеты.

§ 20. Отчеты


  1. Оформление отчета.

1



Многотабличные базы данных.

§ 21. Работа с многотабличной базой данных


  1. Построение таблиц в реляционной БД.

1



Формы с подчиненной формой.

§ 21. Работа с многотабличной базой данных


  1. Создание формы с подчиненной.

1



Запросы к многотабличным базам данных.

§ 21. Работа с многотабличной базой данных


  1. Создание запроса к многотабличной БД.

1



Отчеты с группировкой.

§ 21. Работа с многотабличной базой данных


  1. Создание отчета с группировкой.

1



Уточнение понятие алгоритма. Универсальные исполнители.

§ 34. Уточнение понятия алгоритма


  1. Машина Тьюринга.

1



Сложность вычислений.

§ 36. Сложность вычислений

  1. Сложность вычислений.


1



Доказательство правильности программ.

§ 37. Доказательство правильности программ


  1. Инвариант цикла.

1



Решето Эратосфена.

§ 38. Целочисленные алгоритмы


  1. Решето Эратосфена.

1



Длинные числа.

§ 38. Целочисленные алгоритмы


  1. «Длинные числа».

1



Структуры (записи).

§ 39. Структуры (записи)


  1. Ввод и вывод структур.

1



Структуры (записи).

§ 39. Структуры (записи)


  1. Чтение структур из файла.

1



Динамические массивы.

§ 40. Динамические массивы


  1. Динамические массивы.

1



Списки.

§ 41. Списки



1



Использование модулей.

§ 41. Списки


  1. Модули.

1



Стек.

§ 42. Стек, очередь, дек


  1. Вычисление арифметических выражений.

1



Очередь. Дек.

§ 42. Стек, очередь, дек


  1. Заливка области.

1



Деревья. Основные понятия.

§ 43. Деревья



1



Хранение двоичного дерева в массиве.

§ 43. Деревья


  1. Хранение двоичного дерева в массиве.

1



Графы. Основные понятия.

§ 44. Графы

  1. Графы.


1



Жадные алгоритмы (задача Прима-Крускала).

§ 44. Графы


  1. Алгоритм Прима-Крускала.

1



Поиск кратчайших путей в графе.

§ 44. Графы


  1. Алгоритм Дейкстры.

1



Динамическое программирование.

§ 45. Динамическое программирование

.

  1. Числа Фибоначчи.

1



Веб-сайты и веб-страницы.

§ 24. Веб-сайты и веб-страницы

  1. Веб-сайты и веб-страницы.


1



Текстовые страницы.

§ 25. Текстовые веб-страницы



1



Практическая работа: оформление текстовой веб-страницы.

§ 25. Текстовые веб-страницы


  1. Текстовые веб-страницы.

1



Списки.

§ 25. Текстовые веб-страницы


  1. Списки.

1



Гиперссылки.

§ 25. Текстовые веб-страницы


  1. Гиперссылки.

1



Содержание и оформление. Стили.

§ 26. Оформление документа

  1. Каскадные таблицы стилей.


1



Практическая работа: использование CSS.

§ 26. Оформление документа


  1. Использование CSS.

1



Рисунки на веб-страницах.

§ 27. Рисунки


  1. Вставка рисунков в документ.

1



Таблицы.

§ 29. Таблицы



1



Практическая работа: использование таблиц.

§ 29. Таблицы


  1. Табличная верстка.

1



Блоки. Блочная верстка.

§ 30. Блоки



1



Практическая работа: блочная верстка.

§ 30. Блоки


  1. Блочная верстка.

1



Динамический HTML.

§ 32. Динамический HTML



1



Практическая работа: использование Javascript.

§ 32. Динамический HTML


  1. Использование Javascript.

1







Резерв:

4







Итого:

68








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!