Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы журналистики» составлена в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой (дополнительной общеразвивающей программой) социально-педагогической направленности «Пресс-центр», разработанной для смешанной (разновозрастной) группы обучающихся 13-17 лет и направленной на формирование и развитие творческих способностей обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся.
Объем и срок освоения рабочей программы – рабочая программа рассчитана на 9 часов в неделю (90 часов на освоение курса).
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий: теоретические, практические.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Особенности организации образовательного процесса - формируется разновозрастная группа учащихся из 12-15 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - 9 часов в неделю; одно занятие - 3 часа по 45 минут с 10 минутным перерывом между занятиями; 3 занятия в неделю. Практическая работа на компьютере предполагается 25-45 минут с перерывами для гимнастики рук и глаз.
Описание ценностных ориентиров учебного курса
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины — осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность социальной солидарности — обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Результаты освоения учебного курса:
К концу освоения курса обучающиеся должны владеть основными теоретическими знаниями в области печатной журналистики, а также методами практической работы, предусмотренными программой, то есть осуществлять следующие виды деятельности:
поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки материала, предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;
работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки материала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
формирование замысла будущей публикации, составление плана;
реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание журналистского материала в определенном жанре с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного и других материалов).
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации и объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Ставить поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. понимать сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Метапредметные результаты:
- Учиться определять и формулировать цель деятельности.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
- Учиться обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
- Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
- Ориентироваться в своей системе знаний.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Формы и способы определения результативности: практическая работа, диагностика морально-нравственной сферы.
Содержание I учебного курса «Основы журналистики» (90ч)
Теория.
Принципы работы с информацией. Как собирать информацию. (3ч)
Клавиатурные тренажеры. Компьютерная система. (3ч)
Принцип объективности. Понятие информации с точки зрения журналистики и информатики. Принцип полноты информации. Принцип достоверности. (3ч)
Практика.
Проверка, обработка информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т. п.). Принципы полноты и достоверности информации. (3ч)
Панель меню в текстовом редакторе. (3ч)
Клавиатурный тренажер. Проверка, обработка информации. (3ч)
Компьютерное оформление своих первых публикаций. (3ч)
Набор и оформление небольших информационных публикаций. (3ч)
Оформление своих сочинений. (3ч)
Способы постановки и решения проблемы, описание новости или конфликта. (3ч)
Графическое оформление текста. (3ч)
Команда нумерованный список.(3ч)
Теория.
Особенности журналистского общения с источниками информации. Этические нормы, которые необходимо учитывать при работе с источниками информации. (3ч)
Специфика темы и идеи журналистского материала. (3ч)
Цель творческой деятельности журналиста, ее социальное назначение. (3ч)
Практика.
Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонный опрос, работа с документами). (3ч)
Проведение телефонного и уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события.(3ч)
Теория.
Журналистский материал как особый информационный продукт. Структура журналистского материала. Основная новость в материале.(3ч)
Общественная значимость темы материала, ее актуальность. (3ч)
Основная проблема или основной конфликт материала. (3ч)
Практика.
Способы постановки и решения проблемы, описания новости или конфликта. (3ч)
Теория.
Алгоритм создания журналистского материала. Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала).(3ч)
План статьи. Ядро статьи. Тело статьи (основной текст). (3ч)
Специфика структурно-композиционного решения журналистского материала. (3ч)
Практика.
Составление плана статьи, ядра статьи. (3ч)
Написание основного текста. (3ч)
Теория.
Психология журналистики. Психологические и социально-психологические функции газеты. (3ч)
Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты газетной информации. (3ч)
Информационное давление, манипулирование, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность. (3ч)
Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и развлекательных. (3ч)
Психология личности журналиста. Профессионально-психологические качества. Имидж журналиста. (3ч)
Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе коллегами. (3ч)
Итоговое занятие: практическая работа, диагностика морально-нравственной сферы.(3ч)
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Н.К. Нателаури, С.С. Маранин, Информатикка и ИКТ, Смоленск: «Ассоциация XXI век».
Использование презентаций к урокам, сети Интернет (образовательного ресурса (http ://school-collection.edu.ru/)
http://www.edu.ru (Российское образование.Федеральный портал) http://www.intergu.ru (Интернет-государство учителей) http://www.proШколу.m Портал «Российское образование» http://www.edu.ru • Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
Портал информационной поддержки единого образовательного экзаменаhttp://www.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru • Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
Занятия проходят в кабинете информатики, оборудованном персональными компьютерами в количестве 8 ученических мест и одного места педагога.
- Характеристика ПК:
Системный блок: midi tower R-Style Carbona/Proxima Pentium® 4 CPU, 3.00GHz, 1.5 ГБ ОЗУ HDD 120gb.
Монитор: 17" Ж/к «Syscom».
- Проектор: INFOCUS.
- Программы для набора текстовых материалов (Microsoft Word), верстки изданий и обработки графических материалов (Adobe Photoshop, Corel Draw, Adobe Illustrator, InDesign);
- Аудиозаписывающее оборудование (диктофоны);
- Цифровой фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Сканер;
- Учебный класс, оснащенный доской, стульями и письменными столами.
Занятия проводит Татьянин Евгений Владимирович, учитель информатики
Календарно-тематический план
Количество часов:
всего 90ч.; в неделю 9ч.(3 занятия по 3ч)
№ занятия | Кол-во часов | Наименование разделов и тем занятий | Дата занятия (план) | Дата занятия (факт) |
1-3 | 3 | Принципы работы с информацией. Как собирать информацию | | |
4-6 | 3 | Клавиатурные тренажеры. Компьютерная систем | | |
7-9 | 3 | Принцип объективности. Понятие информации с точки зрения журналистики и информатики. Принцип полноты информации. Принцип достоверности | | |
10-12 | 3 | Проверка, обработка информации (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат и т. п.). Принципы полноты и достоверности информации | | |
13-15 | 3 | Панель меню в текстовом редакторе | | |
16-18 | 3 | Клавиатурный тренажер. Проверка, обработка информации | | |
19-21 | 3 | Компьютерное оформление своих первых публикаций. (3ч) Набор и оформление небольших информационных публикаций | | |
22-24 | 3 | Оформление своих сочинений | | |
25-27 | 3 | Способы постановки и решения проблемы, описание новости или конфликта | | |
28-30 | 3 | Графическое оформление текста. | | |
31-33 | 3 | Команда нумерованный список | | |
34-36 | 3 | Особенности журналистского общения с источниками информации. Этические нормы, которые необходимо учитывать при работе с источниками информации | | |
37-39 | 3 | Специфика темы и идеи журналистского материала. (3ч) Цель творческой деятельности журналиста, ее социальное назначение | | |
40-42 | 3 | Методы сбора информации в журналистике (наблюдение, беседа, интервью, телефонный опрос, работа с документами) | | |
43-45 | 3 | Проведение телефонного и уличного опроса, мини-интервью, беседы, составление информационной картины какого-либо события | | |
46-48 | 3 | Журналистский материал как особый информационный продукт. Структура журналистского материала. Основная новость в материале | | |
49-51 | 3 | Общественная значимость темы материала, ее актуальность. (3ч) Основная проблема или основной конфликт материала | | |
52-54 | 3 | Способы постановки и решения проблемы, описания новости или конфликта | | |
55-57 | 3 | Алгоритм создания журналистского материала. Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала) | | |
58-60 | 3 | План статьи. Ядро статьи. Тело статьи (основной текст) | | |
61-63 | 3 | Специфика структурно-композиционного решения журналистского материала | | |
64-66 | 3 | Составление плана статьи, ядра статьи | | |
67-69 | 3 | Написание основного текста | | |
70-72 | 3 | Психология журналистики. Психологические и социально-психологические функции газеты | | |
73-75 | 3 | Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты газетной информации | | |
76-78 | 3 | Информационное давление, манипулирование, мифологизация, стереотипизация, имиджмейкерство, эпатажность, сенсационность | | |
79-81 | 3 | Психологическая типология текстов СМИ: информационно-фактографических и оценочных, рационально-убеждающих и эмоционально-побуждающих, монологичных и диалогичных (полилогичных), реалистических и мифологических, деловых и развлекательных | | |
82-84 | 3 | Психология личности журналиста. Профессионально-психологические качества. Имидж журналиста | | |
85-87 | 3 | Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, в том числе коллегами | | |
88-90 | 3 | Итоговое занятие: практическая работа, диагностика морально-нравственной сферы | | |