МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5
р.п. Центральный Володарского муниципального района
Нижегородской области
РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №1 от 27.08.2020 г. Руководитель ШМО ______________ В.С. Бакутина «27» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _____________ Д.А. Щербаков «27» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ СШ №5 от 31.08.2020 г. № 145 в соответствии с решением педагогического совета Протокол от 28.08.2020 г. №1 Директор __________ Т.В. Круподёрова М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционно-развивающим занятиям
4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
(индивидуальное обучение)
Программу составила
Круподёрова Татьяна Викторовна,
учитель индивидуального обучения
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу для 4 класса разработана в соответствии:
- с учебным планом на 2020-2021 учебный год;
- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет следующую
цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;
- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
Данный курс осуществляется с обучающимися, имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 2 часа в неделю в каждом классе, из них – 0,5 часа – индивидуально. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация проходит в конце года в форме динамического контроля.
Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, исследовательские, игровые.
Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются:
Возможные результаты:
целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
дорисовывать незаконченные изображения;
группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
Различать запахи и вкусовые качества, называть их;
Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
Действовать по звуковому сигналу;
Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Развитие моторики, графомоторных навыков |
1 | Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением | 0.5 |
2 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм. | 0.5 |
3 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 0.5 |
4 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | 0.5 |
5 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 0.5 |
6 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. | 0.5 |
| Тактильно-двигательное восприятие |
7 | Определение на ощупь предметов сложной формы. | 0.5 |
8 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 0.5 |
9 | Игры со средней мозаикой. | 0.5 |
| Восприятие пространства |
10 | Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко. | 0.5 |
11 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. | 0.5 |
12 | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». | 0.5 |
13 | Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 0.5 |
| Кинестетическое и кинетическое развитие |
14 | Движения и позы всего тела. | 0.5 |
15 | Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления). | 0.5 |
| Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
16 | Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб) | 0.5 |
17 | Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов. | 0.5 |
18 | Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм. | 0.5 |
19 | Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине. | 0.5 |
20 | Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам. | 0.5 |
21 | Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали. | 0.5 |
22 | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине) | 0.5 |
| Развитии зрительного восприятия |
23 | Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок) | 0.5 |
24 | Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?» | 0.5 |
25 | Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения) | 0.5 |
26 | Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов. | 0.5 |
| Восприятие особых свойств предметов |
27 | Развитие осязания (теплее – холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник) | 0.5 |
28 | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение | 0.5 |
29 | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). Взвешивание в ладони, определение на глаз | 0.5 |
| Развитие слухового восприятия |
30 | Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) | 0.5 |
31 | Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?» | 0.5 |
| Восприятие времени |
32 | Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». | 0.5 |
33 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам. | 0.5 |
| Социально-эмоциональное развитие |
34 | Маски эмоций. Как мы выражаем свои чувства | 0.5 |
Учебно-методический комплекс
№п/п | Методическое обеспечение | Год издания |
1 | Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005 | 2005 |
2 | Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005 | 2005 |
3 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009 | 2009 |
4 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008 | 2008 |
5 | Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016 | 2016 |
6 | Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005 | 2005 |
7 | Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005 | 2005 |