СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" 4 класс по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5

р.п. Центральный Володарского муниципального района

Нижегородской области


РАССМОТРЕНО

на ШМО учителей

Протокол №1 от 27.08.2020 г.

Руководитель ШМО

______________ В.С. Бакутина


«27» августа 2020 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора


_____________ Д.А. Щербаков


«27» августа 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ СШ №5

от 31.08.2020 г. № 145

в соответствии с решением

педагогического совета

Протокол от 28.08.2020 г. №1


Директор __________ Т.В. Круподёрова


М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающим занятиям


4 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

(индивидуальное обучение)



Программу составила

Круподёрова Татьяна Викторовна,

учитель индивидуального обучения


2020 год






Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу для 4 класса разработана в соответствии:

- с учебным планом на 2020-2021 учебный год;

- на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ СШ № 5 р.п. Центральный

- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.-М., 2013 г.

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет следующую

цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»:

- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

- формировать пространственно-временные ориентировки;

- обогащать словарный запас обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;

- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;

- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.

Данный курс осуществляется с обучающимися, имеющими умеренную и тяжелую интеллектуальную недостаточность и рассчитан на 2 часа в неделю в каждом классе, из них – 0,5 часа – индивидуально. На каждое занятие отводится по 20-25 минут учебного времени. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. В начале учебного года проводится первичная диагностика с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Промежуточная аттестация проходит в конце года в форме динамического контроля.

Основные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, исследовательские, игровые.

Основными видами деятельности обучающихся на занятиях являются:

  • дидактические игры;

  • двигательные игры;

  • просмотр презентаций;

  • прослушивание музыки и бытовых шумов;

  • рисование;

  • конструирование.


Возможные результаты:

  • целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;

  • дорисовывать незаконченные изображения;

  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;

  • составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;

  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

  • Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

  • Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

  • Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

  • Различать запахи и вкусовые качества, называть их;

  • Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;

  • Действовать по звуковому сигналу;

  • Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Кол-во часов


Развитие моторики, графомоторных навыков

1

Выполнение сложных подражательных движений за учителем с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

0.5

2

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

0.5

3

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

0.5

4

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

0.5

5

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

0.5

6

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

0.5


Тактильно-двигательное восприятие

7

Определение на ощупь предметов сложной формы.

0.5

8

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

0.5

9

Игры со средней мозаикой.

0.5


Восприятие пространства

10

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

0.5

11

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

0.5

12

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь».

0.5

13

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

0.5


Кинестетическое и кинетическое развитие

14

Движения и позы всего тела.

0.5

15

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления).

0.5


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

16

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

0.5

17

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

0.5

18

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

0.5

19

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

0.5

20

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

0.5

21

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

0.5

22

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по цвету, форме, величине)

0.5



Развитии зрительного восприятия

23

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

0.5

24

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

0.5

25

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

0.5

26

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

0.5


Восприятие особых свойств предметов

27

Развитие осязания (теплее – холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

0.5

28

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

0.5

29

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). Взвешивание в ладони, определение на глаз

0.5


Развитие слухового восприятия

30

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

0.5

31

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

0.5


Восприятие времени

32

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

0.5

33

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

0.5


Социально-эмоциональное развитие

34

Маски эмоций. Как мы выражаем свои чувства


0.5














Учебно-методический комплекс


п/п

Методическое обеспечение

Год издания

1

Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2005

2005

2

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: ВЛАДОС, 2005

2005

3

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009

2009

4

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008

2008

5

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. развитие сенсомоторики детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.:Национальный книжный центр, 2016

2016

6

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2005

2005

7

Сековец Л.С. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: программа коррекционного курса для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. – Н.Новгород: Издательство «Автосинтез НН». 2005

2005







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!