Предмет «Информатика» относится к предметной области «Математика и информатика». Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса, компьютерного диагностирования, компьютерного практикума.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в практической и контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания обучающихся, является обязательный минимум содержания школьного курса информатики и информационных технологий.
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется отметка:
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
- наличия 1 -2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 6 классах основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Планируемые результаты | Д/З | Дата |
Предметные | По плану | фактически |
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Техника безопасности и организация рабочего места (повторение). Объект, множество, общее, единичное и собственное имя. Свойства, действия объекта. Поведение и состояние объекта | Иметь общие представления о целях изучения курса информатики, общие представления об объектах. познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места; повторить пройденный материал. | П.1, стр.10-11 №3,5, 9 РТ, №3,4,9,12,13 | 4.09. | |
2 | Объекты операционной системы П/р№1 «Работаем с основными объектами операционной системы» | Операционная система. Файл, имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации – бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | Знать основные понятия: операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами | П.2, стр.12-15, РТ №20, 21,23, 24 | 11.09 | |
3 | Файлы и папки. Размер файла. П/р №2 «Работаем с объектами файловой системы» | Файл, имя файла. Папка. Размер файла. Единицы измерения информации – бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт | Знать основные понятия: операционная система, прикладные программы, файл, основные операции с файлами. Создавать, открывать и закрывать папки, упорядочивать содержание папки, определять назначение файла по его расширению, определять свойства объектов файловой системы | П.2, стр.16-18, №9 РТ №25-27 | 18.09. | |
4 | Отношения между множествами. | Отношение. Отношение «является элементом множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава, круги Эйлера | Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации. | П.3, стр. 26 №4 РТ №32-34,35-37 | 25.09. | |
5 | Отношение «Входит в состав» П/р №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» | Отношение. Отношение «является элементом множества», «входит в состав». Схема отношений, схема состава, круги Эйлера | Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации | П.3, стр. 26 №9, РТ №40-46 | 2.10. | |
6 | Разновидности объектов и их классификация. П/р №4 «Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов» | Отношение «является разновидностью». Схема разновидностей. Классификация | Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации | П.4, стр. 32 №6 РТ №52, 53 | 9.10. | |
7 | Классификация компьютерных объектов | Объект, отношение, отношение «является разновидностью», классификация | Иметь представление о подходах к классификации компьютерных объектов | П.4 РТ №55-58 | 16.10 | |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | Системный подход. Система, структура. Системный эффект. Входы и выходы системы. | Оперировать понятиями – система, ее состав и структура. | П.5, стр. 38 №9 РТ №63, 64 | 23.10. | |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. П/р №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» | Система, структура. Системный эффект. Входы и выходы системы. Черный ящик. | Оперировать понятиями – система, ее состав и структура, черный ящик | П.5 РТ №66, 67 | 6.11. | |
10 | Персональный компьютер как система. Контрольная работа №1 «Объекты и их имена» | Интерфейс. Пользовательский интерфейс. Аппаратное обеспечение, программное обеспечение, информационные ресурсы. | Оперировать понятиями: интерфейс, пользовательский интерфейс. Иметь представление о компьютере как системе | П.6 РТ №73 | 13.11. | |
11 | Способы познания окружающего мира. П/р №6 «Создаем компьютерные документы» | Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Мышление: понятие, суждение, умозаключение | Иметь представление о чувственном познании окружающего мира, о способах познания человеком мира через органы чувств, о видах мышления | П.7, №9, 11 РТ № 76, 81,84 | 20.11. | |
12 | Как мы познаем окружающий мир. П/р №6 «Создаем компьютерные документы» | Знания. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Мышление: понятие, суждение, умозаключение | Иметь представление о чувственном познании окружающего мира, о способах познания человеком мира через органы чувств, о видах мышления | П.7, №4 РТ № 85 | 27.11. | |
13 | Определение понятия. П/р №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» | Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, определение понятия | Оперировать понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Иметь представление о том, как образуются понятия | П.8, №4, 9 РТ 88,89, 93,94 | 4.12. | |
14 | Информационное моделирование. П/р№8 «Создаем графические модели» | Объект-оригинал, модель, моделирование. Натурная модель, информационная модель | Оперировать понятиями – модель, объект-оригинал. Иметь представление о видах моделей, о целях моделирования | П.9, №6 РТ №103,105, 111 | 11.12. | |
15 | Знаковые информационные модели. П/р №9 «Создаем словесные модели» | Словесное, художественное, научное описание. Математическая модель | Иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей | П.10, №2 РТ №116,120 | 18.12 | |
16 | Математические модели. Контрольная работа №2 «Модели объектов» | Словесное, художественное, научное описание. Математическая модель | Иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | П.10 РТ №121 | 25.12. | |
17 | Табличные информационные модели.. П/р №10 «Создаем многоуровневые списки» | Словесное, художественное, научное описание. Математическая модель | Иметь представление о видах моделей, уметь приводить примеры знаковых информационных моделей: создавать и форматировать списки | П.10, №3 РТ №122 | 15.01. | |
18 | Сложные таблицы П/р №11 «Создаем табличные модели» | Таблица типа «объекты- свойства», типа «объекты-объекты-один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие | Различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец); создавать, форматировать и заполнять данными таблицы | П.11, стр. 66-71, №3,4 РТ №125,126 | 22.01. | |
19 | Табличное решение логических задач. П/р №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Таблица типа «объекты- свойства», типа «объекты-объекты-один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие | Различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец); создавать, форматировать и заполнять данными таблицы Представлять информацию в табличном виде. | П.11, стр.71-73, №10 РТ №129 | 29.01. | |
20 | Вычислительные таблицы П/р №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» | Таблица типа «объекты- свойства», типа «объекты-объекты-один», вычислительная таблица, взаимно однозначное соответствие | Различать основные элементы таблицы (ячейка, строка, столбец); создавать, форматировать и заполнять данными таблицы | П.11, стр. 74-77, №14 РТ №132 | 5.02. | |
21 | Графики и диаграммы. П/р №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» | График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма. | Создавать круговые и столбчатые диаграммы | П.12,№4 РТ №136, 137 | 12.02. | |
22 | Наглядное представление соотношения величин. П/р №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики» | График, диаграмма, круговая диаграмма, лепестковая диаграмма. | Создавать круговые и столбчатые диаграммы, понимать назначение диаграмм как наглядного способа представления информации | П.12 РТ №138-140 | 19.02. | |
23 | Многообразие схем и сферы их применения. П/р №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» | Схема, граф, сеть, дерево | Оперировать правилами построения схем, графов, деревьев. Выбор формы представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей | П.13, №1 РТ №144,146, 147 | 26.02. | |
24 | Информационные модели на графах. П/р №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья» | Схема, граф, сеть, дерево | Оперировать правилами построения схем, графов, деревьев. Выбор формы представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей | П.13, №5 РТ №152,159 | 5.03. | |
25 | Контрольная работа№3 «Информационное моделирование» | | | | 12.03. | |
26 | Что такое алгоритм | Задача, последовательность действий, алгоритм | Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению задачи | П.14, № 3,5 РТ №165 | 19.03. | |
27 | Исполнители вокруг нас | Исполнитель, формальный исполнитель | Понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов Умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению задачи | П.15, №4,5 РТ №168,177 | 2.04. | |
28 | Формы записи алгоритмов | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схема, программа | Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы.. | П.16, №2,4 РТ №184 | 9.04. | |
29 | Типы алгоритмов. П/р №15 «Создаем линейную презентацию» | Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями. | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | П.17, №2 РТ №187,188 | 16.04. | |
30 | Типы алгоритмов. П/р №16 «Создаем презентацию с гиперссылками» | Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями. | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | П.17, №4 РТ №193,194 | 23.04. | |
31 | Типы алгоритмов. П/р №17 «Создаем циклическую презентацию» | Линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлениями, алгоритмы с повторениями. | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | П.17, №8 РТ №201,202 | 30.04. | |
32 | Управление исполнителем Чертежник | Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение. | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | П.18, стр. 118-123 | 7.05. | |
33 | Управление исполнителем Чертежник. П/р №18 «Выполняем итоговый проект» | Исполнитель Чертежник, абсолютное смещение, относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Основной алгоритм. Цикл n раз | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | П.18, стр. 125-127 | 14.05 | |
34 | Итоговая контрольная работа «Алгоритмика» | | Уметь управлять исполнителем, оценить эффективность линейного алгоритма, уметь выделять повторяющиеся действия в алгоритме, уметь составлять алгоритм с повторениями, уметь определять начальное и конечное значения, шаг цикла и составлять алгоритм, используя эти значения | | 21.05 | |
35 | Повторение изученного за курс 5 класса | | | | 28.05 | |