СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность для 9 класса напрвлена на формирование у обучающихся готовности в будущем принимать обоснованные решения в области управления личными финансами

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Финансовая грамотность" 9 класс»

Пояснительная записка


Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.



Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год, 1 час в неделю.

Возраст обучающихся 15 лет

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,практическая работа,юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.




Содержание курса внеурочной деятельности.

9 класс

Страхование (8 часов)

Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни? Практикум. Кейс «Страхование жизни»

Инвестиции (8 часов)

Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как управлять инвестиционными рисками? Кейс. «Куда вложить деньги?»

Пенсии (6 часов)

Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал.

Налоги (4 часа)

Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Финансовые махинации (6 часов)

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правил личной безопасности, виды мошенничества. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

Повторение. Защита проекта (2 часа)

Календарно-тематическое планирование курса «Осн6овы финансовой грамотности»

9 класс

Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.




урока


Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Страхование (8 часов)

1-2

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями: страхование, страхователь, страховка, страховщик, договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

3-4

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

5-6

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая

7-8

Выбор страховой компании.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов. Практикум. Кейс «Страхование жизни»

Инвестиции (8 часов)

9-10

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

11-12

Как выбирать активы. Как управлять инвестиционными рисками?


Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».

13-14

Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

15-16

Денежный рынок и рынок капиталов.


Знакомство с ценными бумагами, видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. Кейс. «Куда вложить деньги?»

Пенсии (6 часов)

17-18

Пенсионная система

Что такое пенсия. Знакомство с работой государственной пенсионной системы РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают.

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.

19-20

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии.

21-22

Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.

Налоги (4 часа)

23-24

Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды».

25-26

НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.




Финансовые махинации


(6 часов)

27-28

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правил личной безопасности, виды мошенничества.

Махинации с банковскими картами

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков.

29-30

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников

31-32

Махинации с инвестициями.


Знакомство с мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

Повторение (2 часа)

33-34

Защита проекта.

Представление разработанного проекта с использованием презентаций, текстовой и графической информации перед аудиторией.



Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!