СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 18 г. Томска



Согласовано Утверждаю:

на заседании Директор муниципального

методического совета автономного общеобразовательного

Протокол № __ от « » августа 2020 г. учреждения гимназия № 18 г. Томска

Председатель ____________М.А. Журавецкая ________________О.Н. Герасимова

Приказ № __от « ___ » ___ 2020 г.







Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для учащихся 10 Б класса

(1 час в неделю, 34 часа в год)




Составитель:

учитель истории и обществознания

Генераленко Светлана Валентиновна






Томск - 2020 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 (с изм. и доп.)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993 (с изменениями от 24.11.2015 № 81);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"от 10.07.2015 № 26 (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...", зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения);

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р);

Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017г. №1155-р);


Цель: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью достижения финансового благосостояния.

Задачи:

1. Освоить базовые финансово-экономические понятия, являющиеся отражением важнейших сфер финансовых отношений.

2. Сформировать практические умения и компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.


Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними. Поскольку учащиеся только начинают вступать в отношения с финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия, как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионный фонд и др. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений, получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных рисков и др.

Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование умений в области прогнозирова-

ния возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при осуществлении финансовых операций.

Курс разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя.

Содержание программы обеспечивает преемственность с программами предметов (обществознание, экономика, право) является продолжением и дополнением содержания образования.

Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Программа разработана для параллели 10 классов, рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные:

- способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

- сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке;

- понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

- готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;

- сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;

- способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Регулятивные:

- сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

- владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

- владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

- умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.

Коммуникативные:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

Познавательные:

- Владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения, банк, депозит, кредит; ипотека, процент, инвестирование, финансовый риск, портфель инвестиций, страхование, медицинское страхование, автострахование, страхование жизни, страховой случай; фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, пошлины, сборы, налоговая система, ИНН, налоговый вычет, пенсия, пенсионная система, бизнес, стартап, бизнес-план, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды.


В процессе осуществления проектной деятельности овладеть знанием:

- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых пирамид.



  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7ч.)

Базовые понятия и знания:

личные финансы, сбережения, заёмщик, кредитор, кредитно-финансовые посредники, банковская система, банковские операции, вклад, кредит, банковская карта, драгоценные металлы, расчётные операции, финансовые активы, ликвидность, надёжность, доходность, банковский вклад (депозит), банковский процент, риск, Агентство по страхованию вкладов.

Знание видов депозитов по срокам размещения средств, способов размещения средств во вклады, механизма защиты интересов вкладчиков Агентством по страхованию вкладов.

Банковский процент, вкладчик, договор банковского вклада, срок вклада, вклад до востребования, срочный вклад, формула сложных процентов, формула простых процентов, капитализация, валюта вклада;

Знание способов начисления процентов по вкладам.

Кредит, заём, ссуда, ежемесячный платёж, задолженность, годовой доход, потребительский кооператив, микрофинансовая организация, поручитель;

Знание сущности кредита и способов оценки актуальности его привлечения для заёмщика, достоинств и недостатков различных способов привлечения ссуд, способов оценки рисков использования кредитов.

Потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта, срок кредита, сумма кредита, процентная ставка по кредиту, кредитный договор, льготный период, дифференцированные платежи, равные платежи, график платежей, штрафные санкции, просрочка по кредиту, кредитная история;

Знания видов кредитов и условий их предоставления, основных элементов кредитного договора, этапов предоставления кредита коммерческими банками, обязанностей и ответственности, возникающих при получении кредита, знание того, что такое кредитная история.

Банковская карта, эмитент, держатель карты, платёжная система, эквайрер, дебетовая карта, кредитная карта, предоплаченная карта, зарплатная карта, овердрафт, POS-терминал, ПИН-код;

Знание видов банковских карт, механизмов выпуска и обращения банковских карт, способов защиты от мошенников в процессе использования банковских карт, возможностей использования банковских карт в повседневной жизни.

Практикумы:

- Изучение сайтов банков, услугами которых пользуются ваши родные, или какого-либо другого известного вам банка. Выяснить, какие банковские услуги для физических лиц он оказывает, и составить презентацию.

- Проверка наличия лицензий коммерческих банков: 1) АБ «Империал» (ОАО); 2) ПАО «Сбербанк»; 3) АО «Банк Русский Стандарт»; 4) ПАО Банк «Кузнецкий»; 5) ООО КБ «Лэнд-Банк»; 6) ПАО СК «Росгосстрах».

- Определение целей, для реализации которых, необходимо формировать сбережения. Сопоставление их с финансовыми активами, которые позволят эти цели реализовать. При выполнении указанного задания составить презентацию.

- Решение задач по теме «Вклады, кредиты».

- Просмотреть в Интернете предложения 10 различных банков по открытию обезличенных металлических счетов. Для каждого банка определить вид металла, с которым он проводит операции.

- Зайти на сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» и найдите рейтинг крупнейших российских банков России (http://raexpert.ru/ ratings/bank/monthly/). Изучите сайты любых банков из этого списка, найдите на них кредитный калькулятор и решите следующую задачу: какую сумму процентов вам придётся уплатить банку, если вы привлечёте в банке 100 тыс. руб. сроком на 3 г. по кредитным продуктам, которые он предлагает своим клиентам?

- Зайти на сайт Банка России по ссылке (http://www.cbr.ru/finmarket/protection/finprosvet/files/kto_pytaetsa_ukrast/) в раздел «Кто и как пытается украсть ваши деньги с банковской карты», после чего изучите 5 мошеннических схем, направленных на кражу ваших денег при использовании банковских карт. Ответьте по каждой из изученных тем на следующие вопросы. 1. В какой знакомой вам или вашей семье ситуации вы могли бы столкнуться с описанным видом мошенничества? 2. Каким образом вы могли бы избежать этого вида мошенничества?

Проектная деятельность.

Работа над индивидуальным финансовым планом.


Раздел 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (4ч.)

Базовые понятия и знания:

Инвестирование, доходность, финансовый риск, срок инвестирования, инвестиционная стратегия, инвестиционные финансовые инструменты, инвестиционный портфель, диверсификация;

Знание инвестиционных стратегий и финансовых рисков, с которыми они сопряжены.

Рынок ценных бумаг, финансовый рынок, долевые и долговые ценные бумаги, акции, обыкновенные акции, привилегированные акции, дивиденд, уставный капитал компании, акционер, облигации, дисконт, купонные выплаты по облигациям, вексель, доходность ценной бумаги;

Знание видов ценных бумаг и их отличий друг от друга, рисков инвестирования в ценные бумаги, способов оценки доходности ценных бумаг, механизмов функционирования рынка ценных бумаг и финансового рынка.

Стратегии управления инвестициями, инвестиционный портфель, диверсификация активов, срок инвестирования, риск, доходность, коллективные инвестиции;

Знание стратегий инвестирования на рынке ценных бумаг, механизма формирования инвестиционного портфеля, принципов анализа рынка ценных бумаг, способов инвестирования на фондовом рынке.

Паевые инвестиционные фонды (ПИФы), пай, открытый ПИФ, интервальный ПИФ, закрытый ПИФ, управляющая компания, доверительное управление;

Знание способов коллективных инвестиций в России и механизмов их функционирования, рисков, преимуществ и недостатков инвестирования в ПИФы, видов ПИФов.

Практикумы:

- Решение задач по определению текущей годовой доходности по облигации и акциям.

- Зайти на сайт Московской биржи (http://www. moex.com/ru/indices, ссылка на индекс МосБиржи IMOEX) и заполнить таблицу данными об акциях, которые показали наилучшие и наихудшие значения динамики. Результаты выполнения задачи представить в виде презентации. Изучить вместе с родителями указанную таблицу и попробуйте объяснить, почему стоимость одних акций росла, а других, напротив, падала.

- Зайти на сайте Центрального Банка России по следующей ссылке http://www.cbr.ru/finmarket/supervision/ (раздел «Субъекты рынка коллективных инвестиций»). Найти на странице документ «Реестр лицензий управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов». Открыть этот документ, выбрать в нём любые 3 управляющие компании, зайти на их сайты и определить, какой из ПИФов под их управлением является более рискованным и более доходным, а какой, напротив, менее рискованным и менее доходным.

Проектная деятельность.

- Составление стратегии инвестирования собственных свободных средств.


Раздел 3. Налоги: почему их надо платить (3ч.)

Базовые понятия и знания:

Налогообложение, налоговая система, налог, прямые и косвенные налоги, налоговый орган, налогоплательщик, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), налоговая декларация, налоговый агент, налоговое правонарушение, налоговые санкции, пеня по налогам;

Знание налоговой системы России и ее устройства, общих принципов работы налоговой службы, случаев, когда необходимо подавать налоговую декларацию, способа получения ИНН, возможных налоговых правонарушений и наказаний за их совершение.

Налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет;

Знание видов налоговых льгот и вычетов и их влияния на величину семейного бюджета, случаев и способов получения налогового вычета.

Практикумы:

- Решение задач по расчету земельного, транспортного, подоходного налогов.

- Решение задач по подсчету стандартного налогового вычета.

Проектная деятельность.

- Подсчет обще суммы налогов выплачиваемых семьей (своей).


Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5ч.)

Базовые понятия и знания:

Страхование, страховщик, страхователь, застрахованный, договор страхования, страховой полис, правила страхования, страховая премия, объект страхования, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;

Знание структуры и особенностей страхового рынка в России, основных участников страховых отношений, алгоритма действия при наступлении страховых случаев.

Страхование имущества, агрегатная страховая сумма, неагрегатная страховая сумма, франшиза;

Знание правил страхования имущества, роли имущественного страхования в сохранении семейного бюджета.

Личное страхование, накопительное страхование, рисковое страхование, медицинское страхование: обязательное и добровольное, выкупная сумма;

Знание основ личного страхования как способа защиты от непредвиденных трат личного бюджета, условий пользования медицинским страхованием.

Практикумы:

- Решение задач по определению суммы страховой выплаты.

- На основании данных, найденных в сети Интернет, проанализировать условия страхования автокаско, страховщиками нашего региона. На основании данных сделать таблицу (достаточно привести информацию по 3 страховщикам).

- Проанализировать полисы личного страхования, какие преимуществ он дает.

- Выбор наиболее надёжной страховой компании Сибири, исходя из данных рейтингового агентства «Эксперт РА»

Проектная деятельность.

- С помощью сети Интернет найдите информацию о том, какие виды договоров страхования ответственности являются наиболее популярными в Сибири, в России? Составить аналогичный перечень на основе опросов, проведённых среди своих родных и знакомых. Сделайте отчёт в виде мультимедийной презентации.


Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять (5ч.)

Базовые понятия и знания:

Бизнес, предпринимательство, стартап, организационно-правовая форма, индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, вид экономической деятельности;

Знание преимуществ и недостатков предприятий различных организационно-правовых форм; правил создания нового бизнеса; условий, при которых можно стать стартапером.

Бизнес-план, планирование, бизнес-идея, организационная структура фирмы, финансовый план, срок окупаемости, маркетинг, потребители, конкуренты, точка безубыточности;

Знание основных элементов бизнес-плана, последовательности его составления. Финансовые риски, риск снижения финансовой устойчивости организации, риск неплатежеспособности, инфляционный риск, валютный риск;

Знание видов рисков, с которыми может столкнуться бизнесмен при осуществлении предпринимательской деятельности, способов нейтрализации финансовых рисков.

Практикумы:

- Выбрать любую сферу бизнеса, которая интересна для вас (например, торговля кондитерскими изделиями собственного производства, открытие тату-салона, создание и пошив модной одежды и т. п.) и в которой, возможно, вы видите себя в будущем. Перечислить преимущества и недостатки организации выбранного вида предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью. Обсудить ответ с родителями и попросить дополнить перечень.

- Выбрать один из следующих видов товаров: сок премиальной категории, молоко, шоколад в плитках. Изучить рынок выбранного товара по следующим направлениям: 1) товары категории, предлагаемые на рынке; 2) объём рынка; 3) характеристика потенциальных потребителей; 4) перечень и характеристика конкурентов на рынке.

- Решение задач по расчету прибыли деятельности фирмы.

Проектная деятельность.

Представьте, что в вашем распоряжении капитал объёмом 200 тыс. руб. Придумайте бизнес, который, по вашему мнению, можно организовать, используя данную сумму денег. Составьте подробный бизнес-план.


Раздел 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (3ч.)

Базовые понятия и знания:

Финансовое мошенничество, финансовая пирамида, фишинг, фарминг, Evil Twin / Honeypot, нигерийское письмо, хайп (от англ. HYIP).

Знание признаков финансовой пирамиды, механизмов её функционирования и возможных последствий вовлечения в неё, знание служб, куда можно обращаться в случае финансового мошенничества. Знание возможных финансовых мошенничеств, с которыми можно столкнуться в сети Интернет, последствий вовлечения в них и способов сохранения личного бюджета от интернет-мошенников.

Практикумы:

- Проверить компании на наличие признаков финансовой пирамиды и выявить те компании, инвестирование в которые будет безопасным для личного бюджета. Список компаний: МММ-2018 (http://mmm-mavrodi.com) Таунмани (https://townmoney.ru) Бинбанк (https://www.binbank.ru).

- Определить, на какой из предложенных интернет-страниц деньги пользователя рискуют оказаться в руках мошенников:

1. https://online.sberbank.ru/CSAFront/index.do

2. http://sberbank-online1.ru/

3. http://www.superkopilka.com

Проектная деятельность.

На сайте http://besuccess.ru/spisok-finansovyx-piramid-2015 опубликован список действующих финансовых пирамид в 2016 г. Проведите анализ 2—3 компаний, представленных в рейтинге, на наличие признаков финансовой пирамиды.


Раздел 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч.)

Базовые понятия и знания:

Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, страховой взнос, страховой стаж, страховая пенсия по старости, накопительная пенсия;

Знания об основах функционирования пенсионной системы в России, видах пенсий и условиях их получения, о способах формирования будущей пенсии, о факторах, определяющих размер будущей пенсии гражданина.

Негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений;

Знания об основах формирования будущей пенсии гражданина посредством управления накопительной пенсией, представление о существующих программах пенсионного обеспечения.

Практикумы:

- Зайти на сайт Пенсионного фонда Российской Федерации по ссылке http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~450 и ознакомиться с информацией о страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Дать характеристику СНИЛС по приведённому ниже плану. 1. Зачем нужен СНИЛС? 2. С какого возраста выдают СНИЛС? 3. Как получить СНИЛС? 4. На какой срок выдаётся СНИЛС? 5. Что делать при утрате СНИЛС? А вы уже получили СНИЛС? Если получили, возьмите эту зелёную пластиковую карточку и внимательно изучите, какие данные о вас на ней указаны.

- Зайти на сайт Пенсионного фонда Российской Федерации по ссылке http://www.pfrf.ru/services/calc/ и ознакомиться с пенсионным калькулятором. Определить при помощи пенсионного калькулятора факторы, которые оказывают влияние на размер будущей пенсии гражданина.

Проектная деятельность.

Проанализировать рынок негосударственных пенсионных фондов России, акцентируя внимание на показателях лидеров и аутсайдеров. Информацию о деятельности негосударственных пенсионных фондов возьмите на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки» (http://www.cbr.ru/finmarket/) и сайтах аналитических агентств (например, http://www.ra-national.ru/ru/taxonomy/term/2612), а также на официальных сайтах негосударственных пенсионных фондов. Выбрать два из них, которые бы подошли вам, обосновать свой выбор.


Раздел 8. Итоговые занятия по курсу. (3ч.)

Презентации учебных достижений. Защита проектов, решение практических задач, рефлексия на тему «Стал ли я более финансово грамотным».




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

№ раздела

Раздел курса

Вид деятельности

Количество часов

1.

Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.


Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту.

7

2.

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.


Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту.

4

3.

Налоги: почему их надо платить.

Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту. Участие в областной программе «Дружу с финансами» (по графику)

3

4.

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.


Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту. Участие в областной программе «Дружу с финансами» (по графику)

5

5.

Собственный бизнес: как создать и не потерять.


Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту. Участие в областной программе «Дружу с финансами» (по графику)

5

6.

Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой.


Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту. Участие в областной программе «Дружу с финансами» (по графику)

3

7.

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления.

Занятия в аудитории (беседы, практикумы) самостоятельная деятельность по проекту. Участие в областной программе «Дружу с финансами» (по графику)

4

8.

Итоговые занятия по курсу.


Занятия в аудитории, защита проектов.

3


Всего


34






























10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!