СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса дополнительного образования "Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геодезист – специалист, имеющий профессиональное образование и осуществляющий геодезическую деятельность в области основных (астрономо-геодезических, гравиметрических, спутниковых) и прикладных геодезических работ. Геодезист должен применять необходимые знания и умения: при производстве геодезических работ в строительстве; при планировке и застройке городов; при геодезических работах на промышленных площадках; при проектировании и строительстве гидротехнических, подземных сооружений и тоннелей, геодезических работ для земельного кадастра, при организации инженерно-геодезических работ и безопасности жизнедеятельности и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса дополнительного образования "Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах"»

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

города Москвы

«Московский государственный образовательный комплекс»

(ГБПОУ МГОК)

Принята на заседании кафедры Утверждаю

«Земельно-имущественных отношений» Директор ГБПОУ МГОК

_________И.А. Артемьев

Протокол №________ Приказ № 1245

«____»_________ 2019 года от 02 сентября 2019 г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

««Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах»»


Направленность: Техническая

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год (78 часов)






Автор-составитель:

Исаева Р.К.

Педагог дополнительного образования



Москва

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1 Нормативно-правовые основы разработки программ. 4

1.2. Общая характеристика программы дополнительного образования (цель, форма обучения, срок освоения, количество часов, особенности программы) 5

2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9

3. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 17

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 18

5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 19

6. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 20

6.1. Содержание курса 20

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: 25

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 26

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 28




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профильному обучению учащихся в современном образовании уделяется большое внимание. Основной целью дополнительного образования является профессиональное ориентирование учащегося по выбранному им профилю и обучение необходимым профессиональным навыкам. Такой комплексный подход в обучении поможет подросту утвердиться в выборе будущей профессии.

Геодезист – специалист, имеющий профессиональное образование и осуществляющий геодезическую деятельность в области основных (астрономо-геодезических, гравиметрических, спутниковых) и прикладных геодезических работ. Геодезист должен применять необходимые знания и умения: при производстве геодезических работ в строительстве; при планировке и застройке городов; при геодезических работах на промышленных площадках; при проектировании и строительстве гидротехнических, подземных сооружений и тоннелей, геодезических работ для земельного кадастра, при организации инженерно-геодезических работ и безопасности жизнедеятельности и т.д. Геодезисты должны иметь практический навык работы с графической информацией в системе автоматизированного проектирования (САПР), владеть технологией выполнения работ при инженерно-геодезических изысканиях, выполнять автоматизированную съемку с использованием электронных тахеометров и спутниковых измерений, выполнять обработку материалов инженерно-геодезических изысканий в программном комплексе CREDO, оформлять проектную документацию с использованием компьютерных систем.

Важная проблема подросткового периода – выбор профессии. Правильно выбранная профессия, способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, дает возможность максимального проявления творчества, более полного осуществления всех жизненных планов, как одного человека, так и общества в целом.

Задача данной дополнительной общеразвивающей программы как можно полнее и интереснее познакомить обучающегося со спецификой работы. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, помочь обучающемуся проверить себя в выбранном виде деятельности, то есть получить ответ на вопрос: могу ли я и хочу ли я этим заниматься?

 

1.1 Нормативно-правовые основы разработки программ

При разработке дополнительной общеразвивающей программы были использованы:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 года № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы".

  5. Положение о стандартах Ворлдскиллс Россия утвержденного Правлением Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые Профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» (Протокол №1 от 09.03.2017)

  6. Приказ Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые Профессионалы» (Ворлдскиллс Россия)» № 01.06.2018-10 от 01.07.2018


1.2. Общая характеристика программы дополнительного образования

Программа имеет естественно-научную направленность, согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008, п. 9

Новизна данной программы заключается в применении компетентностного подхода в обучении, который способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого обучающегося.

Актуальность данной программы заключается в создании условий для оптимального развития способностей обучающихся.

Данная программа является курсом по профессиональному самоопределению в области геодезии и рекомендована для обучающихся до 18 лет. Она знакомит обучающихся с трудовыми функциями геодезиста, а также с основными понятиями и терминами, используемыми в геодезии; формирует знания и умения необходимые для работы с геодезическим оборудованием.

Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в образовательном процессе, должны быть основаны на любознательности обучающихся, которую и следует поддерживать, и направлять.

Предлагаемая тематика образования дополняет знания и умения обучающихся в вопросах геодезии расширяет их кругозор.

Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в чемпионатах по компетенции «Геодезия» по стандартам JuniorSkills и участвовать в различных конкурсах.

Цель профессии формирование у слушателей четкого представления о средствах и методах геодезических работ при топографо-геодезических и маркшейдерских изысканиях, создании и корректировке топографических планов, для решения инженерных задач при землеустройстве, кадастровых и маркшейдерских работах в производственно-технологической, проектно-изыскательной, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Образовательные:

-внедрить в сознание слушателям необходимость выполнения геодезических работ при решении геодезических и маркшейдерских задач;

-определить круг фундаментальных понятий в области геодезии, картографии и маркшейдерии;

-привить слушателям навыки геодезических измерений и их математической обработки для составления топографических планов;

-ознакомить слушателей с современными автоматизированными технологиями, в том числе – спутниковыми, используемыми при определении местоположения и составлении топографических планов.

  1. Воспитательные:

- развитие профессионально важных качеств личности, воспитание культуры поведения, дисциплинированности, выдержки, терпеливого, внимательного и чуткого отношения к людям, скромности, требовательности и честности, по отношению к себе и другим, готовности всегда выполнить свой человеческий, профессиональный и гражданский долг. Воспитание эстетики труда;

-воспитание эстетической культуры, культуры речи через подготовку и представление докладов, решение ситуационных задач;

- формирование системы нравственных межличностных отношений, культуры общения, умение работать в группах через работу над проектами;

- формирование взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Организация учебного процесса по дополнительной общеразвивающей программе «Замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах» в современных условиях должна основываться на инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.

Параллельно с получением навыков данной профессией могут быть изучены курсы: аэрофотограмметрия и дистанционное зондирование, землеустройство, геоиформационные и земельно-информационные системы, кадастр недвижимости, земельный кадастр и мониторинг земель, строительная геодезия, прикладная геодезия. Организация занятий проводится по видам учебной работы – лекции, лабораторно-практические занятия, текущий контроль. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями Росреестра, архитектуры и другими организациями в области геодезии и маркшейдерии. Лекции формируют системное представление об изучаемых разделах профессии, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, готовность к восприятию профессиональных технологий и инноваций, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей. Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции Самостоятельная работа включает в себя работу с литературой, отработку практических умений, и способствует развитию познавательной активности, творческого мышления обучающихся, прививает навыки самостоятельного поиска информации, а также формирует способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации и творческой адаптации. Оценка теоретических и практических знаний осуществляется с помощью тестового контроля, решения геодезических задач, оценки практических умений, итоговая аттестация в форме практической работы.

Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому обучающемуся, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Программа адресована лицам до 18 лет.

Программа рассчитана примерно на 8 месяцев (78 часов).

Программа предусматривает теоретический и практический материал, который раскрывается в ходе занятия.

Занятия проводятся по 6 часов неделю.



2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностными результатами обучения являются:

- ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, патриотизм;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности по выбранному направлению как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметными результатами обучения являются:

- умение видеть поставленную задачу в контексте проб­лемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения конструктивных задач, представ­лять ее в понятной форме, принимать решение в условиях не­полной и избыточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать сред­ства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необходимость их проверки;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алго­ритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения учебных задач;

- умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Универсальные учебные действия

Регулятивные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии определения достижения цели;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные:

- искать и находить обобщенные способы решения задач;

- осуществлять информационный поиск и ставить на его основе новые задачи;

- критически оценивать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию с учетом ресурсов;

- менять и удерживать разные позиции.

Коммуникативные:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать их;

- выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметными результатами обучения являются:

Иметь представление:

- о техническом решении топографо-геодезических и маркшейдерских работ;

- о современных средствах и технологических методах съемок;

- о глобальных спутниковых системах позиционирования и об использовании их для решения геодезических задач.

Знать:

-общие понятия о топографо-геодезических и маркшейдерских работах;

-принципы работы и правила пользования приборами топографо-геодезического и маркшейдерского назначения;

-условные знаки для геодезических и маркшейдерских планов;

- способы топографических съемок;

- основы картографического черчения;

-правила сигнализаций при высотном и подземном строительстве, в том числе при работе в зоне сжатого воздуха;

-правила и порядок проведения контрольных проверок горизонтального и вертикального положения конструкций;

-допускаемые геометрические отклонения от проекта при монтаже конструкций и их элементов;

-назначение, правила использования, транспортировки, хранения и упаковки топографо-геодезических и маркшейдерских приборов, инструментов и оборудования.

- требования технических регламентов и инструкций по выполнению вертикальной планировки и камеральному оформлению результатов полевых работ;

- методику составления проекта вертикальной планировки;

- возможности использования электронных карт и планов при проектировании объектов строительства в офисном программном обеспечении;

- геодезическую подготовку проектов инженерных сооружений;

- методику математической обработки результатов полевых геодезических измерений с использованием офисного программного обеспечения;

- методику создания чертежей в офисном программном обеспечении;

- методику контроля при камеральной обработке результатов полевых геодезических работ;

- современные технологии геодезических разбивочных работ;

- методику определения объема земляных работ;

- правила по технике безопасности при ведении камеральных топографо-геодезических работ;

- правила по технике безопасности при ведении полевых топографо-геодезических работ.

- требования нормативных документов по технике безопасности при выполнении геодезических работ;

- принципы безопасной работы при использовании геодезических приборов, инструментов и компьютерного оборудования;

- порядок действий при возникновении аварийной ситуации, возгорания, пути эвакуации;

- порядок действий при возникновении несчастного случая и способы оказания доврачебной помощи;

- принципы рационального распределения времени при выполнении работ;

- рациональность распределения инструментов и приборов на рабочем месте;

- перечень используемых геодезических инструментов и оборудования и их технические характеристики.

Уметь:

-читать топографические карты и планы;

- выполнять комплекс полевых работ;

- выполнять аналитический расчет проекта вертикальной планировки графическим способом;

- определять прямоугольные координаты в офисном программном обеспечении;

- вводить в электронный тахеометр Leica ТS06 данные, необходимые для вынесения в натуру сетки квадратов проекта вертикальной планировки;

- импортировать данные с электронного тахеометра и экспортировать результаты в офисное программное обеспечение;

- обрабатывать полевые измерения в офисном программном обеспечении;

- импортировать и выполнять геодезическую привязку растра в офисном программном обеспечении;

- проектировать площадку в офисном программном обеспечении;

- выполнять расчеты и формировать выходные документы в офисном программном обеспечении;

- математически обрабатывать полевые геодезические измерения для целей составления картограммы земляных работ;

- составлять картограмму земляных работ;

- оформлять чертеж картограммы земляных работ в офисном программном обеспечении;

- выполнять поверки геодезических приборов;

- осуществлять самостоятельный контроль результатов полевых геодезических работ в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;

- выполнять топографические съемки с использованием роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A в полевом программном обеспечении Leica Captivate;

- выполнять вынос в натуру (с использованием электронного тахеометра Leica ТS06 и роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A);

- определять объем земляных работ с использованием роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A;

- использовать программное обеспечении Leica Captivate при полевом кодировании топографических объектов для создания цифровых планов местности в офисном программном обеспечении.

- использовать специальные геодезические приборы спутниковой навигации, предназначенные для решения задач прикладной геодезии, выполнять их поверки и юстировку.

- соблюдать требования охраны труда и техники безопасности при работе с: чертежными инструментами; персональным компьютером; геодезическими приборами, инструментами и аксессуарами;

- бережно относиться к оборудованию и аксессуарам;

- использовать надлежащую форму одежды и обуви при выполнении геодезических работ;

- оказывать доврачебную помощь при наступлении несчастного случая;

- проверять работоспособность применяемого оборудования;

- рационально размещать оборудование и инструменты на рабочем месте и в безопасном положении;

- выполнять геодезические работы безопасными способами;

- соблюдать порядок на рабочем месте.

Способы определения результативности обучения: практические занятия, текущий и промежуточный контроль (тесты, задачи на расчет), участие в конкурсах, проектах.



3. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Формой промежуточной аттестации является правильно выполненные индивидуальные задания.

Формой итоговой аттестации является зачет в виде демонстрации полученных навыков.

4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


№ п.п.

Наименование дисциплины/модуля

Всего часов

В том числе

Сам. работа

Форма

контроля

Теоретич.

Практич.

Знакомство с движением WorldSkills

2

2



Опрос, конспект, прак.раб.

Модуль 1. Курс картографии

34

16

18


Опрос, конспект, прак.раб

Модуль 2. Курс геодезических работ

30

14

16


Опрос, конспект, прак.раб.

Модуль 3. Курс маркшейдерских работ

10

6

4


Опрос, конспект, прак.раб.

Зачет в виде итоговой практической работы

2


2


Зачет

ИТОГО

78

38

40



Итоговая аттестация:

Зачет




5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

Теоретическое обучение

Практические работы

Форма контроля

I

Знакомство с движением WorldSkills

2

2


Опрос

II

Модуль 1. Курс картографии

34

16

18


2.1.

Основы картографии

8

4

4

Опрос

2.2.

Понятие о топографических планах и картах

8

4

4

Опрос

2.3.

Методы определения площадей

8

4

4

Опрос

2.4.

Работа в программе AutoCad

6

2

4

Опрос

2.5

Работа в программе Credo Топограф

4

2

2

Опрос

III

Модуль 2. Курс геодезических работ

30

14

16


3.1.

Методы и приборы для геодезических измерений на местности измерений на местности

4

2

2

Опрос

3.2.

Геодезические съемки

4

2

2

Опрос

3.3.

Теория погрешностей измерений

4

2

2

Опрос

3.4.

Общие сведения о построении геодезических сетей

4

2

2

Опрос

3.5.

Использование глобальных спутниковых систем для определения координат пунктов

6

2

4

Опрос

3.6.

Техника безопасности при выполнении геодезических работ

8

4

4

Опрос

IV

Модуль 3. Курс маркшейдерских работ

10

6

4


4.1.

Основы геологии

4

2

2

Опрос

4.2

Методы и порядок ведения маркшейдерских съемок. Маркшейдерские работы

6

4

2

Опрос

V

Зачет в виде итоговой практической работы

2


2

Опрос


Всего:

78

38

40





6. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6.1. Содержание курса

Программа теоретического обучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

I

Знакомство с движением WorldSkills. Основные регламентирующие документы WorldSkills. Структура конкурсного задания и критериев оценки.

Организация чемпионатов WorldSkills

История движения, перспективы развития.

Основной пакет документов, сопровождающих каждый конкурс или демонстрационный экзамен, структура и назначение каждого из этих документов. Значение кодекса этики. Знакомство со структурой задания, основными методами работы, тематикой и техникой выполнения. Знакомство с критериями оценивания. Объективные критерии.

II Модуль 1. Курс картографии

2.1.

Раздел 1.

Основы

картографии

Земля и отображение ее поверхности на плоскости. Понятия о физической поверхности Земли, ее форме и размерах. Определение положения точек на поверхности Земли и общее представление о системах координат. Система плоских прямоугольных координат, приращения координат. Система высот в геодезии. Абсолютные и относительные высоты точек, превышения между точками. Понятие о принципах отображения поверхности Земли на плоскости – картографические проекции, ортогональная проекция.

2.2.

Раздел 2.

Понятие о

топографических планах и картах

Карта. План. Профиль. Масштабы, формы их выражения – численные, именованные, графические. Точность масштаба. Построение поперечного масштаба, его точность. Измерение длин линий на плане. Условные знаки на топографических картах и планах. Изображение рельефа на топографических планах. Основные формы рельефа и их элементы.




2.3.

Раздел 3.

Методы

определения

площадей

Способы определения площадей земельных участков и сельскохозяйственных угодий.


2.4.

Раздел 4. Работа в программе AutoCad

2D моделирование. Введение. Интерфейс. Примитивы черчения. Привязки. Инструменты редактирования. Координаты. ПСК Выделение объектов и быстрый выбор. Слои. Свойства объектов. Навигация и виды. Блоки. Текст и текст. Размеры. Мультивыностки. Таблицы. Параметризация. Штриховки. Внешние ссылки. Листы и Печать. Аннотативность. Шаблон

2.5.

Раздел 5. Работа в программе Credo Toпограф

Интерфейс системы. Первоначальные установки программы. Импорт данных, ручной ввод данных. Обработка данных. Уравнивание, поиск ошибок измерений. Разделение и объединение данных различных проектов.

Преобразование координат, ОГЗ и другие инженерные задачи. Классификатор топографических объектов. Полевое кодирование топографических объектов.

Вывод ведомостей. Создание новых шаблонов ведомостей и чертежей в Редакторе шаблона. Создание и компоновка чертежей в системе КРЕДО Топограф.

III Модуль 2. Курс геодезических работ

3.1.

Раздел 1. Методы и приборы для геодезических измерений на местности

Общие понятия об измерениях. Измерение линий местности. Простейшие мерные приборы (лента, рулетка). Нивелирование. Сущность, виды и назначение нивелирования. Способы определения превышений и высот точек при геометрическом нивелировании. Порядок измерения превышений. Нивелирование IV класса. Классификация нивелиров. Устройство и поверки нивелира. Устройство электронного тахеометра. Особенности тахеометрической съемки электронным тахеометром. Электронные тахеометры, применяемые при измерениях повышенной точности.

3.2.

Раздел 2. Геодезические съемки

Виды геодезических съемок. Общие сведения по созданию съемочной геодезической сети. Сущность тахеометрической съемки. Приборы, применяемые при тахеометрической съемке. Производство тахеометрической съемки. Съемочная сеть при тахеометрической съемке. Порядок работы на станции при прокладке тахеометрического хода. Съемка ситуации и рельефа. Абрис. Камеральная обработка полевых измерений. Уравнивание хода.

3.3.

Раздел 3. Теория погрешностей

Сущность и виды геодезических измерений. Погрешности измерений, их классификация. Предмет и задачи теории погрешностей измерений. Оценка точности технологических операций и технологических процессов.

3.4.

Раздел 4. Общие сведения о построении Геодезической сети

Понятие о геодезической сети и ее назначении. Виды геодезических сетей: плановые и высотные. Принципы и методы построения геодезических сетей. Классификация геодезических сетей. Государственная геодезическая сеть, методы ее построения. Сети триангуляции, полигонометрии, трилатерации.

3.5.

Раздел 5. Использование глобальных спутниковых систем

Принцип спутниковых определений. Структура и состав спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS). Спутниковые приемники. Технологическая последовательность полевых работ. Основные этапы математической обработки результатов полевых измерений.

3.6.

Раздел 6. Техника безопасности и при выполнении геодезических работ

Общие вопросы охраны труда, гигиены и быта на полевых и камеральных работах Охрана природы. Правила сбережения геодезических приборов и инструментов.

IV Модуль 3. Курс маркшейдерских работ

4.1.

Раздел 1. Основы геологии

Основы геологии. Способы задания направлений на криволинейных участках горных выработок.

4.2.

Раздел 2. Методы и порядок ведения маркшейдерских съемок

Работы при строительстве технологического комплекса на поверхности. Проходка горных выработок. Схема разбивки (из журнала разбивок). Основные понятия об элементах разбивки шахтного ствола и подъема и углах отклонения (девиации). Типы знаков для закрепления осевых пунктов. Оформления планшетов маркшейдерских планов в масштабах 1 : 200, 1 : 500, 1 : 1000, 1 : 2000

Работы в подземных выработках. Соединительные съемки. Работы на открытых разработках. Съемка подробностей. Специальные работы. Передача высотных отметок через вертикальные горные выработки. Перенесение прямоугольной сетки в натуру. Разбивка трасс траншей. Способы перенесения в натуру заданного угла, расстояния и высотной отметки. Разбивка осевых пунктов проложением обходного полигонного хода. Разбивка при вертикальной планировке. Метод трассировки подъездных железнодорожных путей. Основные схемы расположения отвесов при проходке вертикального ствола и способы перенесения их на новый горизонт. Определение искривления скважины небольшой глубины или в пределах «видимой» ее части (10–20 м от устья) при проходке ствола способом замораживания.

V Зачет в виде итоговой практической работы.


Программа практического обучения

Наименование раздела

Виды работ и их содержание

1

2.1

Земля и отображение ее поверхности на плоскости. Понятия о физической поверхности Земли, ее форме и размерах. Определение положения точек на поверхности Земли и общее представление о системах координат. Система плоских прямоугольных координат, приращения координат. Система высот в геодезии. Абсолютные и относительные высоты точек, превышения между точками. Понятие о принципах отображения поверхности Земли на плоскости – картографические проекции, ортогональная проекция.

2

2.2

Карта. План. Профиль. Масштабы, формы их выражения – численные, именованные, графические. Точность масштаба. Построение поперечного масштаба, его точность. Измерение длин линий на плане. Условные знаки на топографических картах и планах. Изображение рельефа на топографических планах. Основные формы рельефа и их элементы.

Условные знаки топографических карт. Изучение ситуации по карте.

Масштабы карт: численный, линейный, поперечный и их использование.

Изображение рельефа горизонталями, его основные формы.

Определение координат по карте.

3

2.3

Аналитический способ определения площадей.

Графический способ определения площадей.

Механический способ определения площадей. Измерение площади планиметром.

4

2.4

2D моделирование. Введение. Интерфейс. Примитивы черчения. Привязки. Инструменты редактирования. Координаты. ПСК Выделение объектов и быстрый выбор. Слои. Свойства объектов. Навигация и виды. Блоки. Текст и Мтекст. Размеры. Мультивыностки. Таблицы. Параметризация. Штриховки. Внешние ссылки. Листы и Печать. Аннотативность. Шаблон.

5

2.5

Интерфейс системы. Первоначальные установки программы. Импорт данных, ручной ввод данных. Обработка данных. Уравнивание, поиск ошибок измерений. Разделение и объединение данных различных проектов.

Преобразование координат, ОГЗ и другие инженерные задачи. Классификатор топографических объектов. Полевое кодирование топографических объектов.

Вывод ведомостей. Создание новых шаблонов ведомостей и чертежей в Редакторе шаблона. Создание и компоновка чертежей в системе КРЕДО Топограф.

6

3.1

Изучение устройства нивелиров и нивелирных рек. Приведение нивелира. Способы нивелирование из середины и нивелирование вперед.

7

3.2

Изучение устройства тахеометра и работа на нем. Приведение тахеометра в рабочее положение. Изучение микрокомпьютера тахеометра. Визирование на точку. Выполнение выноса в натуру проектных координат при помощи тахеометра Leica TS06

8

3.3

Выполнение топографической съемки с использованием роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A в полевом программном обеспечении Leica Captivate. Выполнение выноса в натуру с использованием роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A. Определение объема земляных работ с использованием роботизированного тахеометра Leica Viva TS16 A

9

3.4

Обработка ряда равноточных измерений. Решение задач по обработке результатов неравноточных измерений. Решение задач по обработке результатов двойных измерений. Решение задач по оценке точности по невязкам в полигонах и ходах.

10

3.5

Знакомство с комплектом оборудования: комплектация приемника GS10; технические характеристики приёмников; комплект для полевых работ; Контроллер CS10 и программа управления съемкой: контроллер – портативный полевой компьютер; настройки полевого проекта и режимов проведения съемки; контроль качества, возможности увеличить продуктивность и скорость решения основных геодезических задач при помощи полевого ПО (кодирование, автоматические измерения, растровые и DXF-подложки). Этапы выполнения работ. Развертывание комплекта оборудования. Выполнение измерений статическими методами, подразумевающих последующую обработку; выполнение измерений кинематическими методами, подразумевающих последующую обработку. Передача данных с приемника/контроллера на ПК.

11

3.6

Общие вопросы охраны труда, гигиены и быта на полевых и камеральных работах Охрана природы. Правила сбережения геодезических приборов и инструментов.

12

4.1

Работы при строительстве технологического комплекса на поверхности. Проходка горных выработок. Схема разбивки (из журнала разбивок). Основные понятия об элементах разбивки шахтного ствола и подъема и углах отклонения (девиации). Типы знаков для закрепления осевых пунктов. Оформления планшетов маркшейдерских планов в масштабах 1 : 200, 1 : 500, 1 : 1000, 1 : 2000

13

4.2




  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:



В зависимости от темы занятия, используются словесные (дискуссии), практические (исследования, наблюдения) виды работ, экскурсии, а также работа с учебной и научно-популярной литературой. Подготовка сообщений, презентаций, индивидуальных и групповых проектов; работа с использованием компьютерных программ, с наглядными пособиями и наглядным материалам.

Средства и оборудование

1) Комплект инженерного тахеометра.

2) Отражатель, однопризменный, пластиковая марка.

3) Штатив деревянный.

4) Веха телескопическая.

5) Оптический нивелир.

6) Рейка, алюминиевая, телескопическая, двухсторонняя.

7) Комплект роботизированного тахеометра.

8) Отражатель, однопризменный, металлическая марка.

9) Персональный компьютер с программным обеспечением.

10) Молоток.

11) Колышки.

12) Инженерный калькулятор.

13) Линейка.

14) Карандаш.

15) Стирательная резинка.

16) Трегер.

17) Адаптер трегера с оптическим центриром.

18) Маркер черный.



8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Методы и приемы образовательной деятельности: репродуктивный, словесный (объяснение, беседа, диалог, консультация), метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов и самостоятельный поиск ответа), наглядный (плакаты, фотографии, схемы, модели, приборы, видеоматериалы, литература). На занятиях создаются все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.

Типы занятий: комплексное, занятия-беседы, практическая работа, самостоятельная работа.

Виды занятий: работа с литературой, нормативно-техническими документами; практическая работа с оборудованием; соревнования.

Методическое и дидактическое обеспечение: специализированная литература по геодезии, конкурсное задание по компетенции «Геодезия», программа дополнительного образования.

Типовые занятия по программе предполагают обязательное включение разнообразия различных видов деятельности:

1) Теоретическая подготовка в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, видеоматериала.

2) Практическая работа.

3) Итоговый этап в виде испытательного соревнования.

Коллективная творческая работа позволяет адаптироваться к будущей профессиональной деятельности, когда обучающихся работает в коллективе, созданном для выполнения задания (от начала конца) и объединенном общей идеей. В процессе работы каждый обучающихся может принять участие в реализации общей идеи/эксперимента на своем участке, выполняя отдельный элемент общей работы, становясь соучастником совместного творческого результата. В коллективной работе обучающихся получает навыки коммуникабельности, ответственности, внимательности, взаимопомощи и подготовку к успешной адаптации в профессиональной деятельности.

В зависимости от темы занятия, используются словесные (дискуссии), практические (исследования, наблюдения) виды работ, а также работа с учебной и научно-популярной литературой, подготовка сообщений, презентаций.

Занятия, посвященные практическим работам, проводятся в специально оборудованной лаборатории, которая снабжена необходимой мебелью, инструментами, материалами и другим оборудованием, необходимым для реализации программы; обеспечена достаточным освещением в дневное и вечернее время в соответствии с нормами СанПиН. Рабочие места электрифицированы. Большое внимание уделено обеспечению комфортных и безопасных условий труда обучающихся, соблюдению всех требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.



9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

а) основная литература:

1. Исаенко С. В. Маркшейдерское дело. Подземные горные работы. Учебное пособие- Инфра-М, 2014

2. Киселев М.И., Михелев Д.Ш. Геодезия. – М.: ИЦ «Академия», 2014

3. Кусов В.С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъемки. – М.: ИЦ «Академия», 2014

4. Макаров, К. Н. Инженерная геодезия. — М.: Издательство Юрайт, 2018

б) дополнительная литература:

1.Практикум по геодезии: учебное пособие/Под ред .Г.Г.Поклада.-М.: Академический проект;Гаудеамус,2013

2.Федотов Г.А. Инженерная геодезия: учебник/Г.А.Федотов.-М.: Высшая школа,2013.

в) программное обеспечение:

1. Электронные версии основной учебной литературы и методических указаний для выполнения лабораторных и расчетно-графических работ, записанные на электронных носителях ( CD,DVD и др.)

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. HTTP://WWW.AGR.RU

2. HTTP://WWW.CREDO.NSUYS.BY

3.https://drive.google.com




Скачать

© 2020 610 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!