СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса для 3 класса "Работаем с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса для 3 класса "Работаем с текстом" является продолжением курса "Работаем с текстом" для 2 класса и помогает развиватьученикам начальных классов навыки владения речью .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса для 3 класса "Работаем с текстом"»

Автор

Авдеева Ольга Юрьевна,

учитель начальных классов,

МОУ гимназия № 3 Центрального района г. Волгограда


Рабочая программа курса для учащихся 3 класса

«Работаем с текстом»



Пояснительная записка

Программа курса «Работаем с текстом» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе методических пособий «Уроки связной речи в начальной школе» Г. С. Щеголевой, «Хрестоматии к урокам развивающего чтения» Е. М. Плюсниной, Г. П. Ганеевой («Специальная литература», СПб), «Чтение. Работа с текстом» О. Н. Крыловой (Экзамен, 2012 г.).

Программа составлена с учетом внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и рассчитана на учащихся второго класса общеобразовательной школы.

Актуальность курса

Поскольку текст является основным источником информации и одним из базовых средств обучения, то умение понимать и извлекать из него нужную информацию во многом отражает готовность ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний. Следующая трудность школьников первой ступени обучения – свобода и правильность выражения своих мыслей в устной и письменной форме. Также в связи с требованиями ФГОС НОО конце каждого года обучения в начальной школе проводятся комплексные итоговые работы, возникает необходимость формирования у учащихся навыков данного вида деятельности и обучению работе с различными источниками информации.

На занятиях курса школьники учатся участвовать в совместной деятельности при решении различных учебных задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность. Дифференцированный подход к учащимся способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых приемов и методов обучения, которые формируют умения учащихся как в группах, так и самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

В результате проделанной работы учащиеся получат возможность овладеть разными видами чтения и работы с текстом, повысить речевую культуру, почувствовать устойчивый интерес к чтению, развить логическое мышление.

Цели и задачи курса

Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника на основе первоначальных навыков работы с текстом, умения извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её, развития речевого внимания к языковой стороне текста, внимания к деталям.

Задачи курса:

обучение лингвистическому, стилистическому, художественному анализу текста;

развитие внимания к языковой стороне текста;

обучение навыкам восстановления, дополнения, сжатия текста;

закрепление основных знаний. умений, навыков по чтению на новом материале;

развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка.

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентиры факультативного курса связаны с целевыми и ценностными установками начального общего образования, представленными в Примерной основной образовательной программе начального общего образования и предусматривают:

• формирование основ гражданской идентичности личности

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

       • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

Реализация указанных ценностных ориентиров в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечит высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Описание места факультативного  курса в учебном плане

Факультатив «Работаем с текстом»  предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан для 3 класса, на 30 часов в год, 1 час в неделю.

Общая характеристика учебного курса

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как смысловое чтение; восстановление деформированного текста, пересказ разного вида; деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); постановка вопросов к тексту, ответы на предложенные вопросы, характеристика героев и их поступков, подбор антонимов и синонимов к словам, самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента).

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Особенности организации учебного процесса.

          Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы практических задач к темам учебных курсов 2 класса в комплексе с творческими олимпиадными заданиями, дидактическими и развивающими играми.

  • Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми практических заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

  • На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задания определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

  • На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задания. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.

  • В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

  •    Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

  •    Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

  • беседа, обсуждение, диалог;

  • создание проблемной ситуации;

  • анализ текстов и задач различных типов;

  • чтение и составление небольших текстов;

  • работа со справочной литературой.

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации), художественного, делового и эпистолярного стиля. Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста разных типов: повествования, описания, рассуждения. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Выделение главного в содержании текста. Умение работать с заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в изложениях и мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.

Ожидаемые результаты освоения программы курса.

Курс « Работаем с текстом»  в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и личностных результатов.

Личностные результаты

1) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

6) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные и метапредметные результаты

1) использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

2) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

4) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7) умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

8) использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

9) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

10) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

11) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, уметь написать письма, изложения, сочинения;

12) умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, на основе личного опыта.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся.

Курс «Работаем с текстом» предполагает безотметочную форму оценивания. Основную роль должна играть словесная оценка товарищей и учителя. Предусматривается самооценка и самоконтроль учащихся - определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты могут фиксироваться в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).



































Тематическое планирование занятий курса «Работаем с текстом»

для учащихся 3-ого класса


№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Содержание

Признаки текста


2

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Признаки текста. Тема и основная мысль. Роль заголовка. Анализ текста.


Учимся ставить вопросы к тексту.


4

Постановка вопросов к тексту, ответы на предложенные вопросы, характеристика героев и их поступков, подбор антонимов и синонимов к словам.




Восстанавливаем деформированный текст


3

Признаки повествовательного текста, последовательность частей в тексте, подробное изложение текста. Подробное изложение текста по вопросам, по плану.



Учимся писать изложение текста по коллективно составленному плану


3

Деление текста на части, составление плана. Заголовок как отражение темы или основной мысли. Построение предложений в зависимости от контекста, точность употребления слов. Изложение текста по коллективному плану.



Учимся писать изложение с творческими дополнениями


3

Структура повествовательного текста, план текста, точное употребление слов в тексте. Изложение текста с элементами сочинения.




Составляем текст по заданной структуре


1

Тема частей в тексте, построение текста в контексте темы, основной мысли и плана, точность употребления слов. Сочинение с заданной структурой.

Составляем текст по наблюдениям с элементами описания


2

Текст-описание. Наблюдение по заданной теме, сбор материала к сочинению, описание своих наблюдений, использование средств выразительности речи. Сочинение по наблюдениям.

  1. .


Учимся выбирать главное


3

Выборочное изложение, отбор материала из одного эпизода и из всего текста, составление вводной и заключительной части.



Выражаем мысли кратко


2

Краткое изложение. Тема и основная мысль текста, сокращение текста. Отличие выборочного изложения от краткого изложения.


Учимся писать сочинение-описание предмета


1

Структура текста-описания. Построение текста-описания. Использование прилагательных в описательном тексте. Описание любимой игрушки.

Учимся писать сочинение-описание предмета в деловом стиле


2

Деловой стиль речи, отличие от художественного. Языковые средства в соответствии со стилем. Описание любимой игрушки в деловом стиле.


Учимся рассуждать


2

Структура текста - рассуждения, отличительные особенности. Построение текста – рассуждения. Изложение теста с элементами рассуждения.


Сочинение с элементами рассуждения «Моё любимое занятие»

Пишем письма


1

Жанр письма. Структура письма. Речевой этикет. Сочинение «Письмо другу».

Мини-конференция «Мои достижения»


1

Обобщение за курс, рассказ о своих успехах.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!