СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 13

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Рабочая программа факультативного курса

«Культурная жизнь Вологодской области

в годы Великой Отечественной войны»

п. Суда

2022 год

СОДЕРЖАНИЕ

Область применения курса 4

Компетенции обучающегося, формируемые в 4

результате освоения факультативного курса

Место факультативного курса в структуре образовательной 8

программы

Тематический план факультативного курса 9

Формы контроля знаний обучающихся 11

Формы и методы проведения занятий по разделу, 12

применяемые учебные технологии:

Результаты освоения факультативного курса, подлежащие 13

проверке

Список источников и литературы 14






Методическая разработка факультативного курса создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО по профессии 35.01.03. «Станочник-обработчик» программы учебной дисциплины «История». Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу, в рамках гражданского-патриотического воспитания и формирования целостной личности.

История повседневности является на данный момент одним из ведущих направлений исторической науки. Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, чаще всего как правило, мы говорим о доблести, чести и героизме сражавшихся на фронте. Говорим о подвигах и сражениях. Но стоит упомянуть и о повседневной жизни не только на фронте, но и за его пределами. Это огромный пласт нашей истории. В данном курсе, мы предлагаем взглянуть на культурную жизнь нашего региона в годы ВОв. Какие же учреждения культуры были в годы войны? Как они работали? Находила ли их деятельность отклик у населения? Какие были направления деятельности? Ответы на эти и другие вопросы, обучающиеся смогут найти в данном учебном пособии при самоподготовке. Также данное пособие будет полезно для преподавателей и мастеров производственного обучения для проведения факультативных занятий, мероприятий и бесед гражданско-патриотической направленности.



Разработчик: Поплавская Н.В. – преподаватель.





















1. Область применения

Настоящая программа факультативного курса устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям обучающихся и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный курс.

Целью освоения факультативного курса «Культурная жизнь Вологодской области в годы Великой Отечественной войны» является:

Формирование необходимых социальных и личностных качеств: толерантности, общей культуры, ответственности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, лидерских качеств.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения факультативного курса

В результате освоения данного курса обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, профессиональными и общими компетенциями:


УМЕНИЯ

У1

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

У2

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

У3

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

У4

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;


ЗНАНИЯ

З1

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

З2

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

З3

- современные версии и трактовки важнейших проблем ВОв

З4

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

З5

- основные исторические термины и даты.


ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Уровни формирования компетенций:

РБ—ресурсная база, в основном теоретические и предметные основы (знания, умения);

СД–способы деятельности, составляющие практическое ядро данной компетенции;

МЦ–мотивационно-ценностная составляющая, отражает степень осознания ценности компетенции человеком и готовность ее использовать

Компетенция

Уровень формиро вания

компете нции

Дескрипторы – основныепризна ки освоения (показатели достижения

результата

)

Формы и методы

обучения,

способствующие

формированию и развитию компетенции

Форма контроля уровня

сформированност и компетенции

Способен выявлять научную

сущность проблем

РБ

Демонстрирует навык выявления научной

составляющей проблемы

Лекции, семинары, индивидуальные задания

Оценка работы на семинарских занятиях и

результаты

индивидуальных заданий

Способен анализировать и

интерпретироват ь данные

отечественной и зарубежной

историографии и

источников о социально-

экономических

процессах и явлениях,

выявлять

закономерности изменения

социально-

экономических показателей

МЦ

Интерпретирует данные

источников

личного

происхождения и дело-

производственн ой

документации.

Выявляет закономерности при анализе

статистических данных.

Проектная деятельность

Выступления на

семинарских занятиях,

презентация творческого задания


Способен решать научные

проблемы на

основе анализа и синтеза

РБ

Умеет применять методы анализа и

синтеза в решении поставленных задач

Лекции, семинары, индивидуальные и групповые задания

Оценка работы на семинарских занятиях,

результаты

индивидуальных и групповых заданий

Способен грамотно

строить

коммуникацию,

исходя из целей и ситуации общения

РБ

Демонстрирует способность

грамотно

коммуницировать, исходя из целей и ситуации общения

Семинары, игровые технологии

Анализ результатов

диагностики

коммуникационно го поведения

Способен предложить

организационно

– управленческие решения и

оценить условия и последствия принимаемых решений

СД

Готовит и представляет в

составе команды обоснованное

управленческое решение

Командно-игровые форматы

Оценка результатов деловых и

имитационных

игр, решения кейс-стади

Умеет проектировать, осуществлять

распределение полномочий и ответственности

СД

Владеет навыками проектирования

организационной работы,

представляет

связи между

организационной структурой и

распределением полномочий и ответственности.

Лекция, дебаты, решение кейсов, творческая работа

Микроконтроли, оценки за работу с кейсами.

Оценка устных опросов.

Способен активно

участвовать в историческом исследовании

СД

Активно принимает участие в командно-

игровых форматах

Командно-игровые форматы, кейс-стади

Оценка результатов деловых и

имитационных игр, решения

Способен применять

основные

выводы теории и мотивации,

лидерства и власти для

решения

управленческих задач

СД

Распознает типы лидерства,

демонстрирует навыки

построения системы

мотивации,

обосновывает

необходимость

применения тех или иных методов.

Лекция, дискуссия, обсуждение статей,

решение кейсов,

установление причинно-

следственных связей

Контрольная работа


Способен к анализу и

проектированию

межличностных, групповых и

организационных коммуникаций

СД

Анализирует, проектирует и осуществляет процессы

организационных коммуникаций

Семинарская работа: разработка схем

организационных коммуникаций

Индивидуальные задания

3. Место факультативного курса в структуре образовательной программы

Данный курс относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу. Изучение данного курса базируется на следующих дисциплинах:

  • История

Для освоения элективного курса, обучающиеся должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знать основные понятия и проблематику указанных дисциплин.

  • Уметь анализировать и сопоставлять различные теоретические подходы к проблеме.

  • Уметь критически анализировать теоретические концепции.

Основные положения курса должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История


4. Тематический план факультативного курса

Занятия

Колич ество часов

Тема занятия

Основные идеи, понятия

Основные умения и навыки

Межпредметные и внутрипредметные

связи

Средства обучения

Тип и форма занятия

1

2

Деятельность культурно-просветительских учреждений в годы Великой Отечественной войны

1.Политика и законодательство в культурно-просветительской сфере

2.Избы-читальни и библиотеки

3.Музеи

Навык постановки задач, навык активного слушателя умение работать с историческим источником, умение отбирать информацию, навык самостоятельной работы, умение самостоятельно делать выводы

Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века

Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся

2

2

Деятельность культурно-развлекательных учреждений Вологодской области в годы Великой Отечественной войны

1. Политика и законодательство в культурной (театральной) сфере

2. Концертно-эстрадное бюро города Вологды

3. Вологодский драматический театр

4. Художественная самодеятельность и кинематограф

Навык работы с историческим источником, умение обобщать, навык самостоятельной работы, заполнения рабочего листа

Связь с географией, экономикой, обществознанием. Связь с изученным материалом по истории России XX века

Карта, доска, рабочая тетрадь, исторические документы, рабочий лист, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Занятие изучение нового материала; лекция - беседа, элементы самостоятельной работы обучающихся

3

2

Итоговое занятие. Художественное отражение ВОв

1.Песни военных лет.

2.Стихи и проза военных лет.

3.Кинематография военных лет.

3.Живопись и плакатное искусство военных лет.

Умение находить ответы на проблемные вопросы, работа в группах, развитие творческой деятельности, ораторского мастерства и выступлений, возможность продемонстрировать свои таланты (исполнение песни, чтение стихотворения/прозы), навык критического анализа

Связь с

обществознанием, историей искусств, с изученным материалом

Доска, рабочая тетрадь, исторические документы, иллюстратив ная наглядность, мультимедий ная установка

Комбинированное занятие, выступление обучающихся, урок-концерт










5. Формы контроля знаний обучающихся

Тип контроля

Форма контроля

Параметры

Текущий

Самостоятельная работа

Текущий контроль в форме устного опроса по темам, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, рефератов), составления конспектов, решения кроссвордов, решения проблемных и познавательных задач, построения хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях, сравнение, сопоставление и толкование документов.

Итоговый

Творческое задание

Задания на выбор:

- исполнение и анализ песни военных лет (история написания музыкального произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения)

- чтение стихотворения/прозы военных лет (история написания произведения, авторство, анализ художественных приемов, суть произведения)

- эссе по художественному фильму о Вов

- эссе по картине/плакату ВОв

Преподаватель оценивает работу обучающихся на занятиях: учитывается правильность и полнота изложения материала, умение выразить свое отношение, проанализировать и сделать выводы, умение правильно прокомментировать ситуацию и решить.

6. Формы и методы проведения занятий по разделу, применяемые учебные технологии:

  • лекционные занятия

  • семинарские занятия

  • решение кейсов

  • дискуссии

  • занятие-концерт

Образовательные технологии

В рамках семинарских занятий используются презентации, групповая, самостоятельная работа и проектная деятельность, обсуждение, разбор кейсов.

Методические рекомендации преподавателю

Для закрепления материала имеет смысл чередовать лекционное изложение тем курса с практическими занятиями. При подготовке к данному курсу необходимо четко определить предметную специфику данного курса, в связи, с чем обращать особое внимание на организацию как объект управления. Необходимо подчеркивать преемственность различных школ и направлений в теории организации и организационном поведении, обсуждать историко-экономические и ситуационные условия их появления и развития.

Методические указания обучающимся

Подготовку к семинарским занятиям необходимо начинать с общего знакомства с изучаемым историческим подходом или школой. Кроме того, при подготовке следует обращать внимание на исторические условия формирования изучаемого подхода или школы. Для формирования целостного представления о данной дисциплине обучающемуся следует регулярно обращаться к полному конспекту лекций.

В процессе подготовки к творческому заданию особое внимание следует уделить тем вопросам, которые не нашли отражение в лекционном курсе. При этом целесообразно, принимать активное участие в занятиях по моделированию исторических ситуаций и самостоятельной работе.



















7. Результаты освоения элективного курса, подлежащие проверке.

В результате изучения курса осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки результата

умения:

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,

таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации

-Извлечение информации из различных исторических и современных источников, структурирование информации, соотнесение теоретического знания с материалами источника

факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- Применение исторических знаний для осмысления сущности современных общественных

явлений

-Выделение причинноследственных связей и закономерностей исторического процесса

знания: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и

отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты;

определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков, окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Список источников и литературы

  1. Ларионов А.Б. Вдохновляем бойцов на подвиги фронта и тыла.// Красный север. 1941. – 5 июля.

  2. Ларионов А.Б. Парень из нашего города// Красный север. - 1941. – 10 июля.

  3. Ларионов А.Б. Женитьба Фигаро// Красный север. – 1941. – 9 декабря.

  4. Ларионов А.Б. Батальон идет на запад// Красный север. – 1941. – 8 ноября.

  5. Ларионов А.Б. Надежда Дурова.//Красный север. – 1942. – 8 февраля.

  6. Кириллова Э. Эх, дорожки фронтовые// Пятницкий бульвар. – 2004., №5.

  7. Иванович П. Выставки в музее.// Красный север. – 1942. - 17 февраля.

  8. Николаев Н. Выставка о героическом прошлого русского народа.// Красный север. – 1941. – 17 июля.

  9. Железняк В. Замечательный памятник русского зодчества// Красный север. – 1942. – 5 декабря.

  10. «Правда севера» - 1942. – 5 февраля.

  11. «Правда», 26 января 1942.

  12. Приорова М. В сельской избе-читальне.//Красный север. – 1942. – 17 февраля.

  13. Баландин Н.И. Из опыта работы сельских культпросветучреждений в годы Великой Отечественной войны

  14. Культурное строительство в РСФСР: Документы и материалы: Т.3. 1941-1945/ сост. Беликова Н.П. и др. – М., 1989. – С. 5,6.

  15. Кириллова Э. А. От шансона до оперы. Концертная жизнь Вологды второй половины ХХ века. - Вологда : Книжное наследие, 2004. – С. 199.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!