Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2018 г Рук.МО _______ ф.и.о | Согласовано ЗД по УР ________Шишканова С.Е. «_____» _________2018г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2018 г Приказ № ____от «___» ____2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: математические представления.
Уровень образования (класс): 4 Иван И.
Количество часов: 34 ч
Учитель: Фотина Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
2018 год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
В процессе обучения элементарным математическим представлениям детей с ТМНР используются следующие методы и приемы: совместные действия детей и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу, по словесной инструкции; приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов; элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия; воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр; предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке; соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями; подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений.
Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: математические представления.
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
1. Количественные представления. | 1. Количественные представления. |
Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника; | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи. Знание отрезка числового ряда от 0 до 20. |
| |
2. Представления о форме. | 2. Представления о форме. |
Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника. Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. | Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. |
| |
3. Пространственные представления | 3. Пространственные представления |
Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов. | |
| |
4. Временные представления. | 4. Временные представления. |
Различение времен года | Различение времен года |
Знание порядка следования сезонов в году | Знание порядка следования сезонов в году |
Узнавание (различение) месяцев | |
Знание последовательности месяцев в году | |
5. Представления о величине. | 5. Представления о величине. |
Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. Использование условных мерок. | Выделение длины; |
| |
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета.
Программа построена на основе следующих разделов:
«Количественные представления»: различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»; сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение); преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание; пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати; знание отрезка числового ряда от 0 до 20; определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности; составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам; называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов; решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале; конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника;
«Представления о форме»: выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой; сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм; рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги; определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов; выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога; черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек;
«Представления о величине»: сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения; определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу; выделение длины; использование условных мерок.
«Временные представления»: различение времен года; знание порядка следования сезонов в году; узнавание (различение) месяцев; знание последовательности месяцев в году.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Уроки формирования новых знаний:
Уроки обучения умениям и навыкам.
Комбинированный урок.
Практикумы.
Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Математические представления» в 4 классе
на 2018 – 2019 учебный год
| I четверть. (8) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
|
1 | Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто» | 1 | |
2 | Сравнение двух групп множеств предметов, с использованием способов проверки (приложение и наложение). | 1 | |
3 | Преобразование множеств: увеличение, уменьшение, уравнивание | 1 | |
4 | Пересчет количества предметов в пределах одного-пяти-семи - десяти- двадцати. | 1 | |
5 | Знание отрезка числового ряда от 0 до 20 | 2 | |
6 | Определение места числа (от 0 до 20) в числовом ряду счет в прямой (обратной) последовательности | 2 | |
7 | II четверть (7) |
|
8 | Составление арифметических задач по предметам, игрушкам, различным картинкам. | 1 | |
9 | Называние цифрового ряда, раскладывание цифр в последовательности, выбор соответствующей цифры к заданному количеству предметов. | 1 | |
10 | Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах двух-двадцати на наглядном материале | 2 | |
11 | Выполнение по образцу, данному учителем, различных конструкций или выкладывание последовательно фигур по рисунку-образцу в играх с мозаикой. | 1 | |
12 | Подготовка к проверочной работе №1 | 1 | |
13 | Проверочная работа №1 | 1 | |
III четверть (11) |
| | | |
14 | Сериация по форме шаров, кубов, треугольных призм. | 1 | |
15 | Конструирование квадратов, треугольников, прямоугольника | 1 | |
16 | Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги. | 1 | |
17 | Определение сторон (верх, низ, право, лево) показ сторон по подражанию действиям взрослого, по образцу, с помощью различных символов | 1 | |
18 | Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. | 1 | |
19 | Черчение прямой линии по линейке, соединение с помощью линейки двух точек. | 1 | |
20 | Различение времен года Знание порядка следования сезонов в году | 1 | |
21 | Узнавание (различение) месяцев Знание последовательности месяцев в году | 1 | |
22 | Сравнение полосок по ширине, длине, использование приемов наложения. | 1 | |
23 | Определение легких и тяжелых предметов при сравнении двух предметов, резко различающих по весу. | 1 | |
24 | Выделение длины. Использование условных мерок. | 1 | |
| IV четверть (8) |
|
25 | Выкладывание на плоскости листа различных геометрических фигур, сюжетных картинок по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции педагога. | 3 | |
26 | Рисование по опорным точкам и самостоятельно различных геометрических фигур на листе бумаги, | 2 | |
27 | Подготовка к проверочной работе №2 | 1 | |
28 | Проверочная работа №2 | 1 | |
29 | Работа над ошибками | 1 | |