СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Радиолюбитель"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Радиолюбитель"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Радиолюбитель"»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Арзамасский коммерческо-технический техникум»







УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР

______________ Полякова С.Ю.

«___» _______________ 20 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Радиолюбитель»

(срок реализации – 2 года)

Возраст обучающихся с 15 лет















Разработана:

Кучин Сергей Александрович



Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно – тематический план

  3. Содержание изучаемого курса

  4. Oбеспечение программы

  5. Ожидаемые результаты

  6. Список литературы
































I. Пояснительная записка

В быту нас окружают самые разнообразные радиотехнические устройства: радио приемники и телевизоры, магнитофоны и видеомагнитофоны, радиотелефоны и личные радиостанции, многочисленные бытовые приборы, которые буквально напичканы электроникой. И во всем этом нужно уметь грамотно разбираться, чтобы правильно с ними обращаться, а при необходимости найти и устранить неисправность.

XXI век – век глобального информационного общества. Нетрудно догадаться о предстоящем в ближайшем будущем еще более интенсивном внедрении электроники в нашу жизнь. Вот почему так важно изучать электронику буквально с детства, со школьной скамьи.

Цели и задачи.

Целью данной программы является обучение воспитанников основам радиоэлектроники с ориентацией их на получение радиотехнических и радиоинженерных специальностей.

В основу образования по данной программе положен принцип, интеграции теоретического обучения который определяет задачи:

  • формирование творческой личности с активной позиции к самообразованию и творчеству:

  • ранняя ориентация на новейшей технологии и методы организации практической деятельности в сфере радиоэлектроники;

  • формирование навыков современного организационно – экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию в условиях современных рыночных отношений;

  • приобретение навыков коллективного труда;

  • организация разработок техника - технических проектов.

Концептуальной основой данной модифицированной программы является органическое сочетание углубления теоретических занятий с приобретением практических навыков.

Одной из задач формирование устойчивой потребности подростков к саморазвитию в постоянном творческом общении со сверстниками. На занятиях кружка создаются условия для целенаправленного систематического развития подростка как личности.

На занятиях кружка следует обращать особое внимание на соблюдение учащихся правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены.

Программа по форме организации содержания является профессионально-прикладной, по форме организации – кружковой. По объему программа составляет 120 часов и предназначена для учащихся и студентов начального и среднего профессионального образования в возрасте 15-18 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Программа имеет научно-техническую направленность.

Обучающиеся после окончание курса кружка «Радиолюбитель» должны знать:

  • Меры безопасности при работе в мастерской;

  • Основные электрические величины;

  • Закон Ома и его практическое применение для участника цели;

  • Сведения о переменном токе и его основных параметрах;

  • Частотный диапазон радиовещание;

  • Устройство полупроводниковых приборов;

  • Принцип работы приемника прямого усиления;

  • Назначение интегральных микросхем;


Уметь:

  • качественно и правильно производить пайку и монтаж радиоэлементов;

  • читать простейшие принципиальные схемы радиоустройств;

  • разрабатывать и изготовлять печатные платы простейших РЭУ;

  • пользоваться справочной литературой;

  • пользоваться промышленными электрорадиоизмерительными приборами;

  • разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по радиотехнике.



















II. Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество

часов

В том числе

теория

практ.

1 год обучения

1

Раздел 1. Введение

2

2

-

2

Раздел 2. Элементы электростатики

4

4

-

3

Раздел 3. Элементы радиотехники

10

8

2

4

Раздел 4. Детекторный радиоприемник

4

2

2

5

Раздел 5. Антенна и заземление

2

1

1

6

Раздел 6. Полупроводниковые приборы

10

6

4

7

Раздел 7. Транзисторные усилители

10

4

6

8

Раздел 8. Транзисторные приемники

12

4

8

9

Раздел 9. Интегральные схемы и их применение

16

6

10

10

Раздел 10. Практические работы

50

-

50


Итого за 1 год

120

37

83

2 год обучения

11

Раздел 11. Усилительные каскады

10

2

8

12

Раздел 12. Приемники прямого усиления

8

2

6

13

Раздел 13. Генераторы электрических колебаний

8

2

6

14

Раздел 14. Блоки питания от сети переменного тока

10

2

8

15

Раздел 15. Электроизмерительные приборы

10

4

6

16

Раздел 16. Индивидуальная работа учащихся

74

-

74


Итого за 2 год

120

12

108


Всего

240

49

191









III. Календарно-тематический план


№ п/п

Название темы

Количество

часов

Календарный срок




сентябрь

1

Введение. Техника безопасности при работе в телерадиомонтажной мастерской.

2


2

Ознакомление с устройством гальванических элементов

2


3

Измерение тока в цепи. Расчёт сопротивления участка цепи.

2


4

История возникновения радиосчётчика.

2


5

Электрические свойства и назначение резисторов

2


6

Электрические свойства и назначение конденсаторов

2



Итого

12





октябрь

7

Электрические свойства и назначение катушки индуктивности.

2


8

Устройство микрофона

2


9

Устройство головных телефонов и динамической головки

2


10

Знакомство с трансформатором

2


11

Знакомство с электромагнитным реле.

2


12

Маркировка, основные параметры и применение диодов в радиоаппаратуре.

2



Итого

12





ноябрь

13

Принцип работы транзисторов.

2


14

Работа транзистора в режиме усиления и переключения

2


15

Измерение сопротивления диода и транзистора

2


16

Изготовление транзисторного пробника

2


17

Усилитель напряжения и усилитель мощности

2


18

Принцип действия двухтактного усилителя

2



Итого

12





декабрь

19

Изготовление простейшего усилителя

2


20

Поиск неисправностей в усилителе

2


21

Изготовление двустороннего телефона

2


22

Принцип работы приёмника

2


23

Работа амплитудного детектора

2


24

Изготовление приёмника прямого усиления на транзисторе.

2



Итого

12





январь

25

Изготовление приёмника на двух транзисторах.

2


26

Поиск неисправностей и настройка приёмника

2


27

Изготовление корпуса приёмника

2


28

Знакомства с аналоговыми и цифровыми микросхемами.

2


29

Применение микросхем в современной радиоэлектронике

2


30

Использование микросхем в любительских радиотехнических устройствах.

2



Итого

12





февраль

31

Демонтаж учебной платы

2


32

Чтение микросхем на принципиальных схемах

2


33

Изображение микросхем на принципиальных схемах.

2


34

Монтаж микросхем на электронные платы

2


35

Сборка стабилизатора напряжения на микросхемах

2


36

Выбор вида изготовляемого изделия.

2



Итого

12





март

37

Ознакомление со схемой прибора.

2


38

Изучение принципа работы изделия по принципиальной схеме.

2


39

Анализ схемы с целью внесения изменений и улучшений.

2


40

Расчёт электрических режимов схемы и параметров радиоэлементов.

2


41

Расчёт электрических режимов схемы и параметров радиоэлементов (продолжение).

2


42

Подбор радиоэлементов.

2



Итого

12





апрель

43

Изготовление радиодеталей.

2


44

Изготовление радиодеталей (продолжение)

2


45

Изготовление деталей конструкции

2


46

Изготовление деталей конструкции (продолжение)

2


47

Компоновка нечётной платы

2


48

Компоновка нечётной платы (продолжение)

2



Итого

12





май

49

Сверление отверстий в печатной плате.

2


50

Нанесение дорожек на плате

2


51

Травление платы

2


52

Подготовка дорожек платы к пайке (лужение)

2


53

Сборка нечётной платы.

2


54

Проверка правильности монтажа и устранение дефектов

2



Итого

12





июнь

55

Проверка работоспособности платы под напряжением

2


56

Проверка электрических режимов схемы

2


57

Изготовление деталей корпуса

2


58

Сборка корпуса изделия

2


59

Сборка изделия

2


60

Проверка неисправности изделия

2



Итого

12



Итого за 1 год обучения

120


2 год обучения




сентябрь

61

Изучение принципиальной схемы усилителя

2


62

Подбор радиоэлементов для усилителя

2


63

Изготовление деталей усилителя.

2


64

Сборка усилителя

2


65

Настройка и регулировка усилителя.

2


66

Изучение электрической схемы радиоприёмника

2



Итого

12





октябрь

67

Подбор радиоэлементов к приёмнику

2


68

Сборка радиоприёмника

2


69

Настройка и регулировка радиоприёмника

2


70

Общие сведения о генераторе.

2


71

Сборка макета генератора звуковой частоты.

2


72

Сборка мультивибратора.

2



Итого

12





ноябрь

73

Сборка генератора на микросхемах

2


74

Выпрямители переменного тока

2


75

Изготовление деталей для блока питания

2


76

Подбор и проверка деталей к блоку питания

2


77

Сборка блока питания

2


78

Настройка и регулировка

2



Итого

12





декабрь

79

Генератор низкой частоты.

2


80

Ампервольтомметр.

2


81

Методы пользования авометром.

2


82

Практика пользования мультиметром

2


83

Исследование сигналов с помощью

осциллографа.

2


84

Выбор вида изготавливаемого изделия

2



Итого

12





январь

85

Изучение работы отдельных узлов схемы.

2


86

Изучение принципа работы всей схемы

2


87

Анализ схемы с целью внесения изменений и улучшений.

2


88

Расчёт электрических режимов радиоэлементов.

2


89

Расчёт электрических режимов радиоэлементов (продолжение)

2


90

Подбор радиоэлементов

2



Итого

12





февраль

91

Подбор радиоэлементов (продолжение)

2


92

Изготовление радиодеталей

2


93

Изготовление радиодеталей (продолжение)

2


94

Разработка чертежей деталей конструкции

2


95

Изготовление деталей конструкции

2


96

Изготовление деталей конструкции (продолжение)

2



Итого

12





март

97

Компоновка нечётной платы

2


98

Компоновка нечётной платы (продолжение)

2


99

Сверление отверстий в плате.

2


100

Нанесение дорожек на плате.

2


101

Правление платы

2


102

Сборка изделия на макете

2



Итого

12





апрель

103

Сборка изделия на макетной плате

(продолжение)

2


104

Проверка правильности монтажа и устранение дефектов.

2


105

Проверка электрических режимов схемы

2


106

Настройка и регулировка

2


107

Настройка и регулировка (продолжение)

2


108

Демонтаж макетной платы.

2



Итого

12





май

109

Монтаж нечётной платы.

2


110

Монтаж нечётной платы (продолжение)

2


111

Проверка монтажа и устранение дефектов

2


112

Регулировка и настройка платы

2


113

Сборка блока питания

2


114

Проверка монтажа и устранение дефектов блока питания

2



Итого

12





июнь

115

Изготовление деталей корпуса изделия.

2


116

Изготовление деталей корпуса изделия (продолжение)

2


117

Сборка корпуса изделия

2


118

Сборка изделия

2


119

Составление описания изделия

2


120

Защита проектов.

2



Итого

12



Итого за 2 год обучения

120



Итого:

240 ч



IV. Содержание изучаемого курса


Раздел № 1. Введение (2 часа)

Предмет и содержание курса. Знания теоретического и практического материала программы. Вводный инструктаж по жизни безопасности. Значение радиоэлектроники для современного общества. Исторические сведения. Учебные пособия и литература.

Раздел № 2. Элементы электростатики (4 часа)

Электрический ток и его свойства. Проводники, полупроводники и непроводники. Основные электрические величины и приборы для их измерения. Закон Ома и его применение для участка цепи. Понятие о переменном токе и его основных параметрах. Ампер вольтомметр, правила обращение с ним.

Раздел № 3. Элементы радиотехники. (10 часов)

Истории возникновения радиотехники. Устройство, электрические свойства и незнания резисторов, конденсатора катушки индуктивности. Устройство микрофона, головных телефонов, динамической головки. Элементы индикации и сигнализации, кнопки, переключатели. Практическая работа.

Измерение сопротивления резисторов с помощью омметра. Демонтаж радиоаппаратуры. Отработка приемов пайки.

Раздел № 4. Детекторный радиоприёмник (4 часа)

Принципы радиосвязи. Колебательный контур, резонанс и его использования при приеме сигналов радиостанции. Катушки индуктивности и способы их изготовления. Практическая работа.

Изготовление нескольких разновидностей детекторных приемников, опыты с ними.

Раздел № 5. Антенна и заземление (2 часа)

Длила волны и ее зависимость от частоты колебаний электромагнитного поля. Частоты на которых ведется радиовещание в диапазонах длинных и средних волн. Назначение антенны и заземление. Примеры основных видов антенн, их достоинства и недостатки. Применение их в зависимости от условий радиоприема. Практическая работа.

Изготовление комнатной антенны, проверка ее эффективности.

Раздел № 6. Полупроводниковые приборы (10 часов)

Диод - односторонней проводник тока. Маркировка основные параметры и применения полупроводниковых диодов в радиоаппаратуре. Стабилизатор — назначение, принцип работы.

Транзистор, его назначение. Графические обозначения транзисторов разных структур. Полярность подключения питания. Понятие о входном и выходном сопротивлении транзисторного каскада. Работа транзистора в режиме усиления и переключения. Практическая работа.

Знакомство с различными конструкциями диодов, транзисторов. Опыты, иллюстрирующие свойства диодов, работу транзистора в режиме усилия.

Измерения сопротивления диодов и транзисторов. Изготовление транзисторного

пробника.

Раздел № 7. Транзисторные усилители. (10 часов).

Усилитель звуковой частоты. Назначение элементов в одно, двухкаскадных усилителях звуковой частоты. Усилитель напряжения и усилитель мощности. Принцип действия усилителя мощности. Практическая работа.

Техника монтажа, методы проверки и налаживания усилителей. Изготовления простейшего усилителя звуковой частоты на транзисторах. Поиск неисправностей в усилителе. Изготовления двухстороннего телефона.

Раздел № 8. Транзисторные приемники. (12 часов)

Принцип работы приемника прямого усилия. Усилительные каскады высокой частоты. Усилительные каскады звуковой частоты. Работа амплитудного детектора. Полоса пропускания приемника. Практическая работа.

Изготовление приемников прямого усиления на одном, двух и трех транзисторах. Составление принципиальных схем. Макетирование.

Раздел № 9. Интегральные схемы и их применение. (16 часов)

Применения интегральных схем в современной радиоэлектронике. Знакомство с аналоговыми и цифровыми микросхемами широкого применения. Использование микросхем в любительских радиотехнических устройствах. Практическая работа.

Демонтаж учебных план. Чтение и изображение микросхем на принципиальных схемах.

Раздел № 10. Практические работы. (50 часов)

Изготовление конструкции низкой сложности, расширяющие познания в области радиоэлектроники. Выбор схемы радиотехнического устройства для конструирования. Выбор способа монтажа. Компоновка и монтаж деталей на плате. Настройке и регулировки изготовленного устройства с помощью измерительных приборов. Изготовление корпуса изделия.

Раздел №11. Усилительные каскады. (10 часов)

Монофонические усилители. Параметры усилителей. Двухтактный усилитель уощности. Дифференциальный усилитель. Обратные связи в усилителях. Интегральные усилители. Каскад усиления радиочастоты. Практическая работа.

Изготовление указанных звуковоспроизводящих устройств.

Раздел № 12. Приемники прямого усиления. (8 часов).

Структурная схема приемника прямого усиления, его особенности, преимущества и недостатки.

Понятие с каскадах приёмников (входная цепь, усилитель радиочастоты, детектор, усилитель звуковой частоты). Повышение входной мощности приемника. Магнитная антенна. Техника монтажа и налаживания приемников различной сложности. Практическая работа.

Изготовление приемников прямого усиления. Способ изготовления высокочастотного генератора. Приемник на 3х транзисторах. Приемник на микросхеме.

Раздел № 13. Генераторы электрических колебаний. (8 часов)

Общие сведения о генераторах электрических колебаний. Условия получения электрических колебаний. Отрицательная и положительная обратная связь. Генераторы импульсных напряжений прямоугольной формы. Превращение усилителя в генератор. Изготовления двухтопальной сирены. Практическая работа.

Изготовление генератора звуковой частоты. Мультивибратор на двух логических элементах, на двух транзисторах, на основе оперативного усилителя. Изготовление двухтопальной сирены.

Раздел № 14. Блоки питания от сети переменного тока. (10 часов).

Принцип преобразования переменного напряжения впостоянное. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный
выпрямитель. Силовой трансформатор. Параметрический

Стабилизатор слаживающие фильтры. Стабилизаторы на основе микросхем К142ЕН. Практическая работа.

Изготовление блока питания с регулирующим выходом напряжения. Защита от перегрузки. Изготовление блока питания на основе микросхем.

Раздел № 15. Электроизмерительные приборы. (10 часов).

Генератор сигналов низкой частоты. Частотомер. Приборы для измерения, напряжения, сила тока, сопротивления емкости, индуктивности. Практическая работа.

Практика пользования овометром, универсальным вольтметром.

Исследование сигналов генераторов при помощи осциллографа, частотомера. Изготовления простейших пробников.

Раздел № 16. Индивидуальная работа учащихся (74 часа).

Изготовление конструкций, доступных по уровню сложности обучаемых. Работа с источниками технической информации. Выбор схемы радиотехнического устройства, планируемого для конструирования в мастерской. Разбор по принципиальной схеме работы изделия, возможные упрощения, изменения, дополнения. Изготовление корпуса бедующего изделия. Подбор, изготовления деталей, их предварительная проверка. Разметка монтажной платы и монтаж. Измерение режимов работы изделия. Налаживание и испытание. Составление технической документации на законченные работы.

Защита индивидуальных и коллективных проектов. Демонстрация законченных конструкций. Отбор лучших устройств на выставку технического творчества. Выставка.

V. Обеспечение программы


1 .Методический кабинет с банком методических данных.

2.Библиотека с книжным фондом 33110 экземпляров книг периодической печатью, состоящей из 50 наименований экземпляров и газет.

3.Читальный зал, оснащенный компьютером.

4.Педагогические советы.

5. Радиолаборатория

VI. Ожидаемые результаты


  1. Создание оптимальных условий для развития личности подростка.

  2. Создание системы организованного досуга.

  3. Привитие любви к техническому творчеству.

  4. Создание возможности технического общения сверстников, взаимопонимания и добрых отношений.

  5. Применение знаний и умений на практике.

  1. Список литературы


1. Рудольф. Сворень «Электроника шаг за шагом изд. Детская литература» г. Москва 1986 г.

2. Н.Н. Гусев, Б.Н. Бельцер. «Электротехника и электроника изд. «Высшая школа» Минск 1975 г.

3. Г.Б. Толкачёв. «Радиоэлектроника изд. «Высшая школа» г. Москва 1993 г.

4. В.Г. Бодиловский. «Справочник молодого радиста» изд. «Высшая школа»: 2-е изд, М., 2007 г.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!