Пояснительная записка
Программа «Промышленный дизайн» имеет общеинтеллектуальную направленность, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися технологий дизайн-проектирования в области промышленного дизайна.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Цель программы: освоение обучающимися спектра Hard- и Soft-компетенций на предмете промышленного дизайна через кейс-технологии.
Задачи программы:
Обучающие:
объяснить базовые понятия сферы промышленного дизайна, ключевые особенности методов дизайн-проектирования, дизайн-аналитики, генерации идей;
сформировать базовые навыки ручного макетирования и прототипирования;
сформировать базовые навыки работы в программах трёхмерного моделирования;
сформировать базовые навыки создания презентаций;
сформировать базовые навыки дизайн-скетчинга;
привить навыки проектной деятельности, в том числе использование инструментов планирования.
Развивающие:
формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация);
способствовать расширению словарного запаса;
способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности;
способствовать формированию интереса к знаниям;
способствовать формированию умения практического применения полученных знаний;
сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы;
способствовать формированию положительной мотивации к трудовой деятельности;
способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма и взаимопомощи;
воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за отечественные достижения в промышленном дизайне.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, информационной среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
умение выслушивать собеседника и вести диалог;
способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;
умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
уметь:
применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайн-исследования;
анализировать формообразование промышленных изделий;
строить изображения предметов по правилам линейной перспективы;
передавать с помощью света характер формы;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна;
применять навыки формообразования, использования объёмов в дизайне (макеты из бумаги, картона);
работать с программами трёхмерной графики (Fusion 360);
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости;
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности;
оценивать коммерческий потенциал продукта и/или технологии;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
представлять свой проект.
владеть:
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, макетирования, прототипирования в области промышленного (индустриального) дизайна.
Ученик научится:
представлять данные в виде таблиц, диаграмм;
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы;
оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля;
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы интернета;
различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
приводить примеры информационных процессов (процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных) в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта;
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической защищённости;
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность — качество), проводить анализ альтернативных ресурсов, соединять в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
проводить оценку и испытание полученного продукта;
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации.
Ученик получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях;
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты.
Содержание
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж
Теория: цели и задачи программы «Промышленный дизайн: от замысла к готовому продукту». Вводный инструктаж. Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях и при работе с инструментами. Правила внутреннего распорядка учащихся.
Форма контроля: Опрос
2. Метод фокальных объектов. Объект из будущего
Теория: Метод фокальных объектов. Влияние новых технологий на предметную среду.
Практика: Заполнение карты ассоциаций, визуализация идей. Создание макета.
Форма контроля: Презентация, выставка работ, защита проекта.
3. Урок рисования
Теория: Построение объектов в перспективе, основы светотени. Передача различных материалов и фактур: матовые, глянцевые и прозрачные.
Практика: Построение объектов в перспективе, исследование формы и принципы падения падающей тени, фиксация принципов и правил передачи различных фактур поверхностей.
Форма контроля: Выставка работ.
4. Основы композиции и улучшение функций предмета. Пенал
Теория: Метод контрольных вопросов. Основы разработки презентации в программе PowerPoint
Практика: Создание списков положительных и отрицательных качеств и свойств предмета, визуализация идей, создание презентации.
Форма контроля: Выставка работ, презентация, защита проекта.
5. Основы дизайн-скетчинга
Теория: Основы техники маркерной графики. Объем и форма, материалы и фактура.
Практика: Исследование формы, принципы и правила передачи различных фактур поверхностей.
Форма контроля: Выставка работ.
6. Исследование и основы проектного анализа. Взгляд в будущее.
Теория: Метод мозгового штурма. Изменение формы, функции, материалы предметов из разных эпох
Практика: Фиксация различий и особенностей объектов из разных эпох. Рисунок с натуры, построение светотени, цветовое решение.
Форма контроля: Презентация в веб-формате, защита проекта.
7. Основы функций о формообразования. Башня.
Теория: Функции предмета, выделение главной функции.
Практика: Построение башни из вермишели, веревки и скотча.
Форма контроля: Выставка работ.
8. Формообразование. Новый объект.
Теория: Изучение метода гирлянд ассоциаций и метафор.
Практика: Решение поставленной задачи методом гирлянд ассоциаций и метафор. Визуализация идеи, прототипирование.
Форма контроля: Презентация, защита проекта
9. Основы проектирования. Как это устроено?
Теория: Анализ несложного предмета, обсуждение.
Практика: Разбор несложного предмета, его устройства, конструкции, материала, технологии, механики, способов крепления. Фотографируем предмет в сборе и в разобранном состоянии. Создание презентации.
Форма контроля: Презентация, защита проекта.
10. Основы 3Д-моделирования
Теория: Знакомство с принципами 3д-моделирования.
Практика: Освоение навыков работы в программе для 3д-моделирования SketchUp. Создание 3д-моделей.
Форма контроля: Выставка работ.
11. Проектирование. Ваза
Теория: Исследование дизайна объекта, рассуждения о функциях предмета, эффектной подачи, принципы построения тел вращения.
Практика: Рисунок объекта с натуры. Эскизирование новых идей в цвете. Макетирование из предложенных материалов. 3д-моделирование объекта. Создание презентации.
Форма контроля: Выставка работ, презентация и защита проекта.
Тематика внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж | 2 | 0 | 2 |
2 | Метод фокальных объектов. Объект из будущего. | 1 | 5 | 6 |
3 | Урок рисования | 1 | 5 | 6 |
4 | Основы композиции и улучшение функций предмета. Пенал | 1 | 5 | 6 |
5 | Основы дизайн-скетчинга | 1 | 3 | 4 |
6 | Исследование и основы проектного анализа. Взгляд в будущее. | 1 | 3 | 4 |
7 | Основы функций о формообразования. Башня | 1 | 1 | 2 |
8 | Формообразование. Новый объект | 1 | 3 | 4 |
9 | Основы проектирования. Как это устроено? | 1 | 3 | 4 |
10 | Основы 3Д-моделирования | 3 | 9 | 12 |
11 | Проектирование. Ваза | 2 | 16 | 18 |
Всего | 14 | 54 | 68 |
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование
по кружку
«Промышленный дизайн»
для 8-9 классов
на 2021-2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
теоретические | практические | По программе | По факту |
Вводное занятие. |
1 | Введение в образовательную программу, техника безопасности | 2 | | 06.09 – 10.09 | |
Метод фокальных объектов. Объект из будущего |
2 | Влияние новых технологий на предметную среду | 0.5 | 1.5 | 13.09 – 17.09 | |
3 | Заполнение карты ассоциаций, визуализация идей. | 0.5 | 1.5 | 20.09 – 25.09 | |
4 | Создание макета. Презентация работы | | 2 | 27.09 – 01.10 | |
Урок рисования |
5 | Построение объектов в перспективе | 0.5 | 1.5 | 04.10 – 08.10 | |
6 | Основы светотени | 0.5 | 1.5 | 12.10 – 15.10 | |
7 | Передача различных материалов и фактур | | 2 | 18.10 – 22.10 | |
Основы композиции и улучшение функций предмета. Пенал |
8 | Метод контрольных вопросов. Создание списков положительных и отрицательных качеств и свойств предмета | 0.5 | 1.5 | 25.10 – 28.10 | |
9 | Основы разработки презентации в программе PowerPoint , визуализация идей | 0.5 | 1.5 | 08.11 – 12.11 | |
10 | Создание презентации | | 2 | 15.11 – 19.11 | |
Основы дизайн-скетчинга |
11 | Техника маркерной графики | 0.5 | 1.5 | 22.11 – 26.11 | |
12 | Объем и форма. Материалы и фактуры | 0.5 | 1.5 | 29.11 – 03.12 | |
Исследование и основы проектного анализа. Взгляд в будущее |
13 | Метод мозгового штурма. Изменение формы, функции, материалы предметов из разных эпох | 0.5 | 1.5 | 06.12 – 10.12 | |
14 | Фиксация различий и особенностей объектов из разных эпох. Рисунок с натуры | 0.5 | 1.5 | 13.12 – 17.12 | |
Основы функций и формообразования. Башня |
15 | Функции предмета. Построение башни из вермишели, веревки и скотча. | 1 | 1 | 20.12 – 24.12 | |
Формообразование. Новый объект |
16 | Метод гирлянд ассоциаций и метафор | 0.5 | 1.5 | 27.12 – 30.12 | |
17 | Визуализация идей, прототипирование | 0.5 | 1.5 | 17.01 – 21.01 | |
Основы проектирования. Как это устроено? |
18 | Анализ несложного предмета, его устройства. | 0.5 | 1.5 | 24.01 – 28.01 | |
19 | Фотографируем предмет в сборе и в разобранном состоянии. Создание презентации. | 0.5 | 1.5 | 31.01 – 04.02 | |
Основы 3Д-моделирования |
20 | Принципы 3д-моделирования и визуализации | 0.5 | 1.5 | 07.02 – 11.02 | |
21 | Создание примитивных объектов | 0.5 | 1.5 | 14.02 – 18.02 | |
22 | Создание объекта с натуры | 0.5 | 1.5 | 21.02 – 25.02 | |
23 | Создание сложной модели | 0.5 | 1.5 | 28.02 – 04.03 | |
24 | Подготовка 3d-модели к фотореалистичной визуализации | 0.5 | 1.5 | 09.03 – 11.03 | |
25 | Создание фотореалистичной визуализации | 0.5 | 1.5 | 14.03 – 18.03 | |
Проектирование. Ваза |
26 | Исследование дизайна объекта, функций, эффектной подачи, принципов построения тел вращения | 0.5 | 1.5 | 21.03 – 25.03 | |
27 | Рисунок объекта с натуры. Эскизирование новых идей в цвете. | 0.5 | 1.5 | 04.04 – 08.04 | |
28 | Макетирование из предложенных материалов | 0.5 | 1.5 | 11.04 – 15.04 | |
29 | Макетирование из предложенных материалов | 0.5 | 1.5 | 18.04 – 22.04 | |
30 | 3д-моделирование объекта | | 2 | 25.04 – 29.04 | |
31 | 3д-моделирование объекта, подготовка к визуализации | | 2 | 04.05 – 06.05 | |
32 | Создание фотореалистичной визуализации | | 2 | 10.05 – 13.05 | |
33 | Создание презентации | | 2 | 16.05 – 20.05 | |
34 | Презентация и защита проекта | | 2 | 23.05 – 27.05 | |
15