СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе Живое слово

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе Живое слово»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Ульяновская основная общеобразовательная школа





Рассмотрено на МО естественно-математического цикла

Протокол № 5 от

«31» августа 2020г.


Принято на педагогическом совете МКОУ Ульяновская ООШ

Протокол № 9 от

«31» августа 2020г.



Утверждаю:

Директор школы:_________

Н.А.Синчук

Приказ № 27 от

«31» августа 2020 г.




Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе



Живое слово


Всего часов: 34

В неделю: 1





Учитель А.С. Синчук




Ульяновка 2021



Пояснительная записка

Данная рабочая программа кружка “Живое слово” рассчитана на учащихся 9 классов общеобразовательных школ. На курс отводится 34 часов (1 час в неделю).

Она направлена на совершенствование важнейших умений культурного человека — свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основ­ными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистичес­кая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достиже­ния максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, пони­мания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонети­ки, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грам­матики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зре­ния их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использова­ния языковых средств в разных условиях общения. На этой основе разви­ваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилис­тическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в ре­зультате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в со­ответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах рече­вого поведения в различных сферах общения; совершенствуется уме­ние не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и ре­чевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письмен­ные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.







Содержание программы

9 класс (34 часа)

Нормативный аспект культуры речи (27 ч)

Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний сог­ласных. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг и отношение к нему.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.

Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция инто­нации в речевом общении.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препина­ния при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Этическим аспект культуры речи (7 ч )

Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стере­отипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.

Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дис­танционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, теле­факс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дис­куссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением пра­вил речевого этикета.

Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.





Календарно-тематический план


№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание

План


Факт






Нормативный аспект культуры речи


28




Правильность речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.





Орфоэпические (произносительные и акцентологичес­кие) нормы. Роль орфоэпии в устном общении.





Основные нормы современного литературного произношения.





Особен­ности произношения иноязычных слов, а также русских имён и от­честв.





Нормы ударения в современном русском языке.





Допустимые варианты произношения и ударения.





Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответ­ствии с его лексическим значением — важное условие речевого об­щения.





Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств.





Молодёжный сленг и отношение к нему.





Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова.





Нормативное построение словосочетаний по типу согласо­вания, управления.





Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.





Правильное построение предложений. Норма­тивное согласование сказуемого с подлежащим.





Правильное пост­роение предложений с обособленными членами, а также сложно­подчинённых предложений.





Интонационные нормы. Основные элементы интонации.





Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интона­ции в передаче смысла речи и подтекста.





Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.





Правописание морфем.





Слитные, дефисные и раздельные написания.





Правила графического сокращения слов.





Правила переноса слов.





Употребление прописных и строчных букв.





Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений.



24, 25



Знаки препинания внутри простого предложения.



26



Знаки препинания между частями сложного предложения.



27



Знаки препина­ния при передаче чужой речи.



28



Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.






Этический аспект культуры речи

6 ч


29



Речевой этикет как совокупность правил речевого обще­ния. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет.



30



Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.



31



Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стере­отипы, формулы вежливости.



32



Особенности речевого этикета в официально-деловой, науч­ной и публицистической сферах общения.



33



Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного.



34



Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.




Список литературы

Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993..

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.

Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

Словари

БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского язы­ка. - М., 2004.

Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справоч­ник. — М., 2003.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.

Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!