Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Ульяновская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на МО естественно-математического цикла Протокол № 5 от «31» августа 2020г. | Принято на педагогическом совете МКОУ Ульяновская ООШ Протокол № 9 от «31» августа 2020г. | Утверждаю: Директор школы:_________ Н.А.Синчук Приказ № 27 от «31» августа 2020 г. |
Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе
Живое слово
Всего часов: 34
В неделю: 1
Учитель А.С. Синчук
Ульяновка 2021
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка “Живое слово” рассчитана на учащихся 9 классов общеобразовательных школ. На курс отводится 34 часов (1 час в неделю).
Она направлена на совершенствование важнейших умений культурного человека — свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.
В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Содержание программы
9 класс (34 часа)
Нормативный аспект культуры речи (27 ч)
Правильность речи. Правильность речи как соответствие нормам современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. Молодёжный сленг и отношение к нему.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые различия.
Интонационные нормы. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. Этикетная функция интонации в речевом общении.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Этическим аспект культуры речи (7 ч )
Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.
Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения в разных ситуациях речевого общения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.
Календарно-тематический план
№ занятия | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
План Факт | | |
| | | Нормативный аспект культуры речи | 28 | |
| | | Правильность речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | | |
| | | Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. | | |
| | | Основные нормы современного литературного произношения. | | |
| | | Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств. | | |
| | | Нормы ударения в современном русском языке. | | |
| | | Допустимые варианты произношения и ударения. | | |
| | | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. | | |
| | | Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и стилистических свойств. | | |
| | | Молодёжный сленг и отношение к нему. | | |
| | | Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. | | |
| | | Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. | | |
| | | Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. | | |
| | | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. | | |
| | | Правильное построение предложений с обособленными членами, а также сложноподчинённых предложений. | | |
| | | Интонационные нормы. Основные элементы интонации. | | |
| | | Смысло-различительная роль каждого элемента интонации. Роль интонации в передаче смысла речи и подтекста. | | |
| | | Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. | | |
| | | Правописание морфем. | | |
| | | Слитные, дефисные и раздельные написания. | | |
| | | Правила графического сокращения слов. | | |
| | | Правила переноса слов. | | |
| | | Употребление прописных и строчных букв. | | |
| | | Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложений. | | |
24, 25 | | | Знаки препинания внутри простого предложения. | | |
26 | | | Знаки препинания между частями сложного предложения. | | |
27 | | | Знаки препинания при передаче чужой речи. | | |
28 | | | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | | |
| | | Этический аспект культуры речи | 6 ч | |
29 | | | Речевой этикет как совокупность правил речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | | |
30 | | | Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя. | | |
31 | | | Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости. | | |
32 | | | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | | |
33 | | | Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. | | |
34 | | | Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. | | |
Список литературы
Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993..
Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.
Львова СЛ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
Словари
БалакапАТ. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.
Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами — М., 2000.
8