СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» поможет обеспечить эффективную подготовку студентов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









Рабочая программа

кружка по русскому языку

«Русский язык в формате ЕГЭ»

преподавателя русского языка

Юрьяновой Валентины Вячеславовны





























2019 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» поможет обеспечить эффективную подготовку студентов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа занятий кружка предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2019–2020 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются студентами.

 































Цель кружковой работы: помочь студентам подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.

Задачи кружковой работы:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в

КИМах ЕГЭ;

  • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их

использования;

  • повышать уровень грамотности студентов.

развивающие:

  • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;

  • развивать письменную речь студентов, пополнять их теоретико-литературный словарь;

  • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к экзаменам.































Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.

К концу изучения курса студенты должны знать:

  • основные функции языка;

  • основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;

  • основные нормы русского литературного языка.

 К концу изучения курса студенты должны уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.





















Основное содержание программы.

Введение – 1 час.

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям 1-24 – 21 час.


1. Лексика и фразеология

  • лексическое значение слова;

  • синонимы, антонимы, омонимы;

  • фразеологические обороты;

  • группы слов по происхождению и употреблению;

  • лексический анализ

2. Морфемика и словообразование

  • значимые части слова (морфемы);

  • морфемный анализ слова;

  • основные способы словообразования;

  • словообразовательный анализ слова

3. Грамматика. Морфология

  • самостоятельные части речи;

  • служебные части речи;

  • морфологический анализ слова

4. Грамматика. Синтаксис

  • предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;

  • второстепенные члены предложения;

  • двусоставные и односоставные предложения;

  • распространенные и нераспространенные предложения;

  • полные и неполные предложения;

  • осложненное простое предложение;

  • сложное предложение;

  • сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

  • сложные предложения с разными видами связи между частями;

  • способы передачи чужой речи;

  • синтаксический анализ простого предложения;

  • синтаксический анализ сложного предложения;

5. Орфография

  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;

  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;

  • употребление Ь и Ъ;

  • правописание корней;

  • правописание приставок;

  • правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);

  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;

  • правописание падежных и родовых окончаний;

  • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;

  • слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;

  • правописание отрицательных местоимений и наречий;

  • правописание НЕ и НИ;

  • правописание служебных слов;

  • правописание словарных слов;

  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;

6. Пунктуация

  • знаки препинания между подлежащим и сказуемым;

  • знаки препинания в простом осложненном предложении;

  • знаки препинания при обособленных определениях;

  • знаки препинания при обособленных обстоятельствах;

  • знаки препинания при сравнительных оборотах;

  • знаки препинания при уточняющих членах предложения;

  • знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;

  • знаки препинания при прямой речи, цитировании;

  • знаки препинания в сложносочиненном предложении;

  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

  • знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;

  • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

  • знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;

  • тире в простом и сложном предложениях;

  • двоеточие в простом и сложном предложениях;

  • пунктуация в простом и сложном предложениях;

7. Речь. Текст.

  • текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;

  • средства связи предложений в тексте;

  • стили и функционально-смысловые типы речи;

  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;

  • анализ текста;

8. Языковые нормы

  • орфоэпические нормы

  • лексические нормы

  • грамматические нормы (морфологические нормы)

  • грамматические нормы (синтаксические нормы)

9. Изобразительно-выразительные средства языка

  • выразительные средства русской фонетики;

  • выразительные средства словообразования;

  • выразительные средства лексики и фразеологии;

  • выразительные средства грамматики;

  • тропы, стилистические фигур

Подготовка к сочинению – 8 часов.

Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.

Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.



































Календарно-тематическое планирование


/п

Кол-во

часов

Название темы


Формы занятия

Виды деятельности

учащихся

Планируемые результаты усвоения

материала

План

Факт

Введение 1 час.

1

1

Цели и задачи изучаемого курса.

Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Лекция

Коллективная

Знать специфика-цию ЕГЭ 2019-2029 учебного года.

Уметь заполнять бланки.



Подготовка к заданиям 1-24 – 20 часов.

2

1

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.




Лекция, практи-кум

Коллективная, индивидуаль-ная




Отработка задания 4

Знать орфоэпичес-кие нормы русского литературно-го языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.



3

1

Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы.

Лекция, практи-кум

Коллективно-групповая




Отработка заданий 5,22,24

Знать лексические нормы русского литературно-го языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.



4

1

Фразеология

Лекция, практи-кум

Коллективно-групповая


Задание 24

Знать фразеологиз-мы

Уметь находить их в тексте



5

1

Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

Лекция, практи-кум

Коллективная









Задание 6

Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением



6

1

Орфография. Орфографические нормы.

Лекция, практи-кум

Коллективно-индивидуальная


Знать орфографические нормы.

Уметь применять орфографические правила на практике.



7

1

Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная






Задание 8 -11

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.



8

1

Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная






Задание 12

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.



9,

10

2

Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание

предлогов, союзов

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная






Задание 14, 15

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.



11

1

Синтаксические нормы.


Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная









Задание 7

Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм.



12

1

Синтаксис.

Простое, простое осложненное предложение, сложное

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная


Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них



13

1

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

практикум

Коллективно-индивидуальная








Задания 15 -19

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь использовать эти навыки в речи



14

1

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

практикум

Коллективно-индивидуальная








Задания 15 -19

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике



15

1

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов

Практикум

Коллективно-индивидуальная








Задания 15 -19

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике



16

1

Сложное предложение с различными видами связи.

Практикум

Коллективно-индивидуальная








Задания 15 -19

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике



17

1

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная


Знать

основные  нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи



18

1

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная


Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь определять их.



19

1

Текст. Стили и типы речи.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная


Знать стили и типы речи.

Уметь определять их.



20, 21

2

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплекс-

ное примене-

ние знаний

Индивидуальная




Подготовка к сочинению – 8 часов.

22

1

Композиция сочинения.

Лекция

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Знать композицию сочинения.

Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения.



23

1

Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Уметь формулировать проблему исходного текста.



24

1

Комментарий к сформулирован-

ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.


Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Знать виды комментариев,

Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст.



25

1

Авторской позиции.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию.



26

1

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Знать способы аргументации собственного мнения.

Уметь аргументиро-

вать собственное мнение.



27

1

Заключение

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная


Уметь правильно писать заключение сочинения



28, 29

2

Практикум по написанию сочинения.

Сочинение

Индивидуальная




Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.

30

1

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплекс-

ное примене-

ние знаний

Индивидуальная




31

1

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплекс-

ное примене-

ние знаний

Индивидуальная




32-34

3

Диагностическая работа в формате ЕГЭ

Комплекс-

ное примене-

ние знаний

Индивидуальная


































Учебно-методическое обеспечение.

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2017.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2018.

  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).

  4. Единый государственный экзамен 2020 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.

  5. ЕГЭ-2020. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.

  6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2020.


  1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин: Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2019. Русский язык.

  2. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов

н/Д: Легион, 2012.



Материально-техническая база.

  • компьютер

  • проектор

  • экран


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:



  1. ФИПИ. Открытый банк заданий.

  2. http://www.ctege.info

  3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html

    1. и другие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!