Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая программа
кружка по русскому языку
«Русский язык в формате ЕГЭ»
преподавателя русского языка
Юрьяновой Валентины Вячеславовны
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» поможет обеспечить эффективную подготовку студентов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2019–2020 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются студентами.
Цель кружковой работы: помочь студентам подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в
КИМах ЕГЭ;
использования;
развивающие:
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь студентов, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса студенты должны знать:
основные функции языка;
основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса студенты должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основное содержание программы.
Введение – 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-24 – 21 час.
1. Лексика и фразеология
лексическое значение слова;
синонимы, антонимы, омонимы;
фразеологические обороты;
группы слов по происхождению и употреблению;
лексический анализ
2. Морфемика и словообразование
значимые части слова (морфемы);
морфемный анализ слова;
основные способы словообразования;
словообразовательный анализ слова
3. Грамматика. Морфология
самостоятельные части речи;
служебные части речи;
морфологический анализ слова
4. Грамматика. Синтаксис
предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
второстепенные члены предложения;
двусоставные и односоставные предложения;
распространенные и нераспространенные предложения;
полные и неполные предложения;
осложненное простое предложение;
сложное предложение;
сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
сложные предложения с разными видами связи между частями;
способы передачи чужой речи;
синтаксический анализ простого предложения;
синтаксический анализ сложного предложения;
5. Орфография
употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
употребление Ь и Ъ;
правописание корней;
правописание приставок;
правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
правописание падежных и родовых окончаний;
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
правописание отрицательных местоимений и наречий;
правописание НЕ и НИ;
правописание служебных слов;
правописание словарных слов;
слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
6. Пунктуация
знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
знаки препинания в простом осложненном предложении;
знаки препинания при обособленных определениях;
знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
знаки препинания при сравнительных оборотах;
знаки препинания при уточняющих членах предложения;
знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
знаки препинания при прямой речи, цитировании;
знаки препинания в сложносочиненном предложении;
знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
тире в простом и сложном предложениях;
двоеточие в простом и сложном предложениях;
пунктуация в простом и сложном предложениях;
7. Речь. Текст.
текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
средства связи предложений в тексте;
стили и функционально-смысловые типы речи;
отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
8. Языковые нормы
орфоэпические нормы
лексические нормы
грамматические нормы (морфологические нормы)
грамматические нормы (синтаксические нормы)
9. Изобразительно-выразительные средства языка
выразительные средства русской фонетики;
выразительные средства словообразования;
выразительные средства лексики и фразеологии;
выразительные средства грамматики;
тропы, стилистические фигур
Подготовка к сочинению – 8 часов.
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
№/п | Кол-во часов | Название темы | Формы занятия | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты усвоения материала | План | Факт |
Введение 1 час. |
1 | 1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Лекция | Коллективная | Знать специфика-цию ЕГЭ 2019-2029 учебного года. Уметь заполнять бланки. | | |
Подготовка к заданиям 1-24 – 20 часов. |
2 | 1 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Лекция, практи-кум | Коллективная, индивидуаль-ная Отработка задания 4 | Знать орфоэпичес-кие нормы русского литературно-го языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | | |
3 | 1 | Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы. | Лекция, практи-кум | Коллективно-групповая Отработка заданий 5,22,24 | Знать лексические нормы русского литературно-го языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | | |
4 | 1 | Фразеология | Лекция, практи-кум | Коллективно-групповая Задание 24 | Знать фразеологиз-мы Уметь находить их в тексте | | |
5 | 1 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки. | Лекция, практи-кум | Коллективная Задание 6 | Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением | | |
6 | 1 | Орфография. Орфографические нормы. | Лекция, практи-кум | Коллективно-индивидуальная | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | | |
7 | 1 | Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 8 -11 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | | |
8 | 1 | Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 12 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | | |
9, 10 | 2 | Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание предлогов, союзов | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 14, 15 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | | |
11 | 1 | Синтаксические нормы. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 7 | Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм. | | |
12 | 1 | Синтаксис. Простое, простое осложненное предложение, сложное Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них | | |
13 | 1 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи | | |
14 | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | | |
15 | 1 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | | |
16 | 1 | Сложное предложение с различными видами связи. | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | | |
17 | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи | | |
18 | 1 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать способы и средства связи предложений в тексте. Уметь определять их. | | |
19 | 1 | Текст. Стили и типы речи. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать стили и типы речи. Уметь определять их. | | |
20, 21 | 2 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний | Индивидуальная | | | |
Подготовка к сочинению – 8 часов. |
22 | 1 | Композиция сочинения. | Лекция Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать композицию сочинения. Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения. | | |
23 | 1 | Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь формулировать проблему исходного текста. | | |
24 | 1 | Комментарий к сформулирован- ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать виды комментариев, Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст. | | |
25 | 1 | Авторской позиции. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию. | | |
26 | 1 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать способы аргументации собственного мнения. Уметь аргументиро- вать собственное мнение. | | |
27 | 1 | Заключение | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь правильно писать заключение сочинения | | |
28, 29 | 2 | Практикум по написанию сочинения. | Сочинение | Индивидуальная | | | |
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов. |
30 | 1 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний | Индивидуальная | | | |
31 | 1 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний | Индивидуальная | | | |
32-34 | 3 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ | Комплекс- ное примене- ние знаний | Индивидуальная | | | |
Учебно-методическое обеспечение.
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2017.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2018.
Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
Единый государственный экзамен 2020 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
ЕГЭ-2020. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2020.
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин: Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2019. Русский язык.
Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов
н/Д: Легион, 2012.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
ФИПИ. Открытый банк заданий.
http://www.ctege.info
http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html
и другие.