СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по бумагопластике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Данная программа модифицированная, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Н.В.), программа «Бумагопластика» (Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Г.В.), программа «Страна творчества» (Булгакова Т.А.), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по бумагопластике»











Дополнительная образовательная программа творческой студии

«Бумажные фантазии»



Срок реализации: 1 год



(для детей 5 – 6, 6 - 7 лет)





Руководитель: Поткина А.М.

воспитатель первой квалификационной категории













г. Шадринск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Цель и задачи реализации программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы возрастные характеристики

1.2. Планируемые результаты освоения программы

1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы

1.2.2. Развивающее оценивание качества образования. Педагогическая диагностика



2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов



3. Организационный раздел

3.1. Планирование образовательной деятельности

3.1.1. Тематическое планирование образовательной деятельности

3.1.2. Расписание занятий

3.1.3. Циклограмма образовательной деятельности

3.2. Материально-технические условия

3.3. Перечень литературных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Конспекты занятий

2. Протоколы педагогической диагностики

3. Журнал посещаемости



1.1. Пояснительная записка



«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский



С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа "Бумажные фантазии" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» (Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Программа «Бумажные фантазии» полностью посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий, обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на занятиях по рисованию, аппликации, математике.



1.1.1. Цели и задачи реализации программы



Цель программы – всестороннее развитие личности ребёнка в процессе овладения приемами техники работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.

Задачи:

Обучающие:

- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;

- развивать художественный и эстетический вкус;

- развивать аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;

Воспитательные:

- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;

- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися;

- прививать культуру труда.







1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы



Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • систематичность и последовательность («от простого к сложному»).

Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.

Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.

















1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы возрастные характеристики



Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. 

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это, дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.

ВНИМАНИЕ:

• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; 

• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;

ПАМЯТЬ: 

• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;

• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

МЫШЛЕНИЕ:

• - определять последовательность событий;

• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;

• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;

• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

• Имеет достаточно богатый словарный запас.

• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.

ПОЗНАНИЕ

• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.

• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

• Бережно относится к природе.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Знает стихотворения, считалки, загадки.

• Называет жанр произведения.

• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы. 

В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать, лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к школе.

В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Возрастные особенности детей 6-7 лет:

Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем.  В чем заключаются эти особенности?

Физиологическое развитие

Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:

  • продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;

  • совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;

  • улучшается моторика и координация движений.  

Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:

  • повышается двигательная активность;

  • увеличивается сила и скорость движений;

  • развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;

  • совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Развитие психических процессов

Отмечается бурное развитие основных психических процессов.

  • Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.

  • Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.

  • Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.

  • Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.

  • Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.

  • Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.

  • Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.

  • Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.

У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.

Интеллектуальное развитие

Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

  • четко произносить все звуки;

  • строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;

  • заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.

Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.  





1.2. Планируемые результаты освоения программы



1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы



Знания:

  • Различные приемы работы с бумагой;

  • Что такое оригами, квиллинг, аппликация, торцевание; плетение; папье-маше;

  • Историю возникновения каждого вида искусства.

  • Линии сгиба в оригами;

  • Условные обозначения, принятые в оригами, квиллинге, торцевание;

  • Основные базовые формы.

Умения и навыки:

  • Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами;

  • Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;

  • Уметь применять различные приемы работы с бумагой

  • Составлять аппликационные композиции из разных материалов;

  • Создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • Соединять детали из бумаги с помощью клея;

  • Создать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • Работать с технологическими и инструкционными картами;

В результате обучения, обучающиеся получат следующие основные знания и умения:

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- познакомятся с основами знаний в области составления композиции;

- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

- научатся правильно работать нужными инструментами и приспособлениями;

- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

- научатся сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

1.2.2. Развивающее оценивание качества образования. Педагогическая диагностика



Формы подведения итогов реализации программы

  • Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с бумагой (после прохождения соответствующего блока)

  • Проведение выставок работ обучающихся

  • Тестирование, собеседование



Внешний контроль

После каждого раздела программы с целью подведения итогов и поощрения воспитанников проводятся выставки. Цель выставки – стимулирование творческого потенциала и активности воспитанников, привлечение внимания родителей к творчеству их детей. Непременное условие – использование работ каждого воспитанника. Выставки детских работ позволяют проследить творческий рост каждого ребенка по следующим критериям: качество исполнения, соответствие работы возрасту ребенка, оригинальность идеи.

Внутренний контроль предполагает использование диагностирования, личных наблюдений педагога, отслеживания результатов работ каждого ребёнка на занятии, самоконтроль.

Диагностировать полученные знания и умения позволяют различные методики - опрос, тестовые задания, наблюдения. Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения.

Формы контроля уровня достижений учащихся.

Диагностика обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Виды диагностики.

  1. Текущая – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы и проводится педагогом на занятиях.

  2. Промежуточная – это оценка качества усвоения обучающимися знаний в рамках программы по итогам полугодия и проводится педагогом.

  3. Итоговая – это оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по завершению учебного года и проводится педагогом и аттестационной комиссией.



Формы проведения диагностики.

Для текущего контроля уровня достижений, обучающихся использованы такие способы, как:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с обучающимися, родителями;

  • анализ творческих работ, результатов выполнения изделий за данный период.

Для проведения промежуточной диагностики: выставочный просмотр работ за истекший период, беседы, тестирование.

Для проведения итоговой диагностики по результатам изучения курса используется:

  • защита и презентация творческих работ и проектов;

  • тестирование.



Мониторинг образовательных результатов:

Для успешной реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.

Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.

1. Разнообразие умений и навыков

Высокий (3 балла): имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).

Средний (2 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.

Низкий (1 балл): имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

2. Глубина и широта знаний по содержанию программы

Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.

Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.

Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.

Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.

Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

4. Разнообразие творческих достижений

Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.

Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.

Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.

Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.

Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.

Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.



















2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития ребенка



Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

- Способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.

Предлагаемая программа содержит 8 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:

Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал.

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги!

Плетение из газетных трубочек. Тема плетения – довольно распространена в истории прикладного искусства нашего народа (соломоплетение, лозоплетение, макраме, плетение на коклюшках). Сравнительно «молодым» видом плетения, получившим широкое распространение в последнее десятилетие, стало плетение из газет, которое предоставляет возможность изготовления широкого спектра изделий. Это сундучки, полочки, корзиночки, женские сумочки, а также – легкие изящные цветы, панно, хлебницы, вазочки.

Поделки из салфеток. Салфетки - это универсальный материал для детского творчества: удобный, дешевый, оригинальный. Для изготовления поделок салфетки можно скручивать, мять, загибать, надрывать, красить и так далее. Это позволяет использовать салфетки для реализации самых разнообразных идей и изготовления самых разных видов изделий.

Папье-маше. На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. По одному способу изделия изготавливаются посредством послойного наклеивания маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. По второму способу изделия формируются из жидкой бумажной массы.

Бумагопластика, объемное моделирование - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги, картона и клея необычайные композиции с эффектом объемного изображения (обычно используется при изготовлении открыток, декоративных панно).

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей воспитанников. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями, приобщить их к искусству прикладного творчества.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.

Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:

- помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;

- выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;

- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

- развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

- формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;

- создает условия для развития творческих способностей обучающихся.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо для поддержки и помощи ребенку и его родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является познавательно-развивающее пространство. Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники), с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения программы является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) родителям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации ребенка, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

- развитие психолого-педагогической компетентности и психологической культуры родителей.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:

- проведение бесед и мероприятий с детьми, направленных на познание себя, своих особенностей, развитие положительных личностных, духовно-нравственных качеств;

- консультирование родителей (индивидуальное или групповое) по возникающим проблемам;

- психологическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей;

- диагностика уровня воспитанности обучающихся;

- коррекционные и индивидуальные занятия с обучающимися по результатам анкетирования и диагностики.

Примерные темы проведения бесед с детьми: беседы «Познай самого себя», «Мой помощник – внимание», «Воображение и мышление», «Зачем нужно развивать память» и пр.

Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год обучения с октября по май для воспитанников в возрасте 5 – 6, 6 – 7 лет. Предусматривает режим занятий 1 раз в неделю по 30 минут.



2.2. Описание вариативных форм и способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов



Для реализации программы «Бумажные фантазии» используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);

  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;

  • игровые технологии;

  • технологии развивающего обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникативные технологии.



Методическое обеспечение



Тема или раздел программы

Формы занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал,

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа, игра.

Словесные, наглядные, игровые

Иллюстрации, слайды


2

Аппликация


Беседа, наблюдения, практические занятия

Наглядные, словесные, практические, изобразительные

Иллюстрации, слайды, образцы работ

просмотр изделий


3

Поделки из салфеток


Беседа, практические занятия

Наглядные, словесные, практические

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

просмотр изделий


4

Оригами


Беседа, практические занятия наблюдения

Наглядные, практические, словесные

Иллюстрации, слайды, образцы изделий

просмотр изделий


5

Торцевание


Беседа, практические занятия наблюдения, игра

Наглядные, практические, словесные, изобразительные, игровые

Иллюстрации, слайды, образцы изделий


просмотр изделий,

диагностика результативности

6

Квиллинг


Беседа, практические занятия, наблюдения,

Словесные, наглядные, практические изобразительные

Иллюстрации, слайды, работы обучающихся

просмотр изделий


7

Плетение из газетных трубочек

Беседа, наблюдения,

практические занятия

Наглядные, словесные,

практические

Иллюстрации, слайды


просмотр изделий


8

Бумагопластика


Беседа, практические занятия, игра

Наглядные, словесные, практические,

изобразительные

Иллюстрации, слайды

просмотр изделий


9

Папье-маше


беседа, практические занятия, игра

Наглядные, практические, словесные игровые

Иллюстрации, слайды


просмотр изделий

10

Итоговое занятие


Беседы, игры, обсуждение

Наглядные, словесные

Образцы изделий обучающихся

просмотр изделий, диагностика результативности










3.1. Планирование образовательной деятельности



3.1.1. Тематическое планирование образовательной деятельности



Учебно-тематический план на год обучения (5 – 6, 6 – 7 лет)





Темы занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие

30 мин

30 мин

-

2.

Аппликация

2

-

2

3.

Поделки из салфеток

2

-

2

4.

Оригами

2

-

2

5.

Торцевание

2

-

2

6.

Квиллинг

2

-

2

7.

Плетение из газетных трубочек

2

-

2

8.

Папье-маше

2

-

2

9.

Бумагопластика

2

-

2

10.

Итоговое занятие

30 мин

30 мин

-


Итого:

17

1

16



Содержание программы «Бумажные фантазии» на год обучения (5 – 6 лет)

Месяц

Тема занятия

Тема, задачи

Кол-во часов

Октябрь


Обрывная аппликация

«Осенний листопад»

30 мин

Объемная аппликация

«Осенний зонтик» (из кулечков)

30 мин

Обрывная аппликация

«Грибочки»

30 мин

Обрывная аппликация

«Белка песенки поет»

30 мин

Итого: 2 часа

Ноябрь


Поделки из бумажных салфеток

«Гроздья рябины» (комочки)

30 мин

«Цветы» (комочки)

30 мин

«Бабочка» (салфетные жгутики)

30 мин

Коллективная работа ко дню матери

30 мин

Итого: 2 часа

Декабрь

Торцевание

«Снежинка»

30 мин

«Снеговик»

30 мин

«Новогодние игрушки»

30 мин

«Подарок Деда Мороза»

30 мин

Итого: 2 часа

Январь

Оригами

«Зайчик»

30 мин

«Лисичка»

30 мин

«Подарочная кувшинка»

30 мин

Итого: 1,5 часа

Февраль

Квиллинг

«Снежинки»

30 мин

Изготовление и оформление открытки к 23 февраля

30 мин

30 мин

Изготовление и оформление открытки к 8 Марта

30 мин

30 мин

Итого: 2,5 часа

Март


Плетение из газетных трубочек

Плетение животных. Декорирование.

30 мин

30 мин

Плетение подковы из газетных трубочек.

30 мин

30 мин

Итого: 2 часа

Апрель

Папье – маше

«Фрукты»

30 мин

30 мин


«Пасхальное яйцо»

30 мин

30 мин


Итого: 2 часа


Май


Объемное моделирование

«Животные»

30 мин

30 мин

«Дома»

30 мин

30 мин

Итого: 2 часа

Итоговое занятие (30 мин). Просмотр презентации-отчета о проведенной работе кружка за год.



Содержание программы «Бумажные фантазии» на год обучения (6 – 7 лет)

Месяц

Тема занятия

Тема, задачи

Кол-во часов

Октябрь


Обрывная аппликация

«Осенний листопад»

30 мин

Объемная аппликация

«Подсолнух» (из кулёчков)

30 мин

Обрывная аппликация

«Белка песенки поет»

30 мин

Объемная аппликация

«А грибочки во лесочке»

30 мин

Итого: 2 часа

Ноябрь


Поделки из бумажных салфеток

«Гроздья рябины» (комочки)

30 мин

«Бабочка» (салфетные жгутики)

30 мин

«Украшение стакана, яйца» (по замыслу детей)

30 мин

Коллективная работа ко дню матери

30 мин

Итого: 2 часа

Декабрь

Торцевание

«Новогодние игрушки»

30 мин

«Снегурочка»

30 мин

«Дед Мороз»

30 мин

«В ожидании Нового года» (коллективное панно)

30 мин

Итого: 2 часа

Январь

Оригами

«Пингвин»

30 мин

«Коробочка»

30 мин

«Подарочная кувшинка»

30 мин

«Снежинка»

30 мин

Итого: 2 часа

Февраль

Квиллинг

«Снегирь»

30 мин

Изготовление и оформление открытки к 23 февраля

30 мин

30 мин

Изготовление и оформление открытки к 8 Марта

30 мин

30 мин

Итого: 2 часа

Март


Плетение из газетных трубочек

Плетение животных. Декорирование.

30 мин

30 мин

Плетение веера из газетных трубочек. Изготовление цветов для декорирования. Оформление работы.

30 мин

30 мин

Итого: 2 часа

Апрель

Папье – маше

«Блюдце»

30 мин

30 мин


«Пасхальное яйцо»

30 мин

30 мин


Итого: 2 часа


Май


Объемное моделирование

«Автомобили»

30 мин

30 мин

«Дома»

30 мин

30 мин

Итого: 2 часа

Итоговое занятие (30 мин). Просмотр презентации-отчета о проведенной работе кружка за год.



3.2. Материально-технические условия



Материально-техническое обеспечение программы

Материалы и инструменты для занятия.

Бумага: для оригами лучше брать бумагу для ксерокса (разного цвета) или специальную бумагу для оригами.

Ножницы: желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами необходимо помнить о технике безопасности:

  • не размахивать ножницами;

  • передавать ножницы кольцами вперёд;

  • при резании следить за положением левой руки;

  • не работать ножницами с ослабленными шарнирами;

  • класть ножницы на стол подальше от локтя сомкнутыми лезвиями, кольцами к себе;

  • убирать их в коробки или подставки кольцами вверх.

Клей: лучше использовать клей ПВА или клеевой карандаш, для сборки панно и закрепления деталей – клей «Титан».

Кисточки: можно использовать кисточки разных размеров. После завершения работы необходимо тщательно промыть кисточки водой и просушить. Хранить кисточки лучше всего в вертикальном положении, ворсом вверх.

Цветные карандаши, фломастеры, маркеры: для украшения и оформления поделок.



Методическое обеспечение программы

Методическое сопровождение программы

- методические разработки и планы-конспекты занятий, инструкционные карты;

- тесты, дидактические и психологические игры;

- музыкальный ряд: МР3-записи мелодий, способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.





3.3. Перечень литературных источников



Список литературы для обучающихся:



  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).

  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  9. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)



Список литературы для педагогов:



  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.

  2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).

  3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).

  4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  5. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

  7. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).

  8. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.

  9. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи/М.: Айрис-пресс, 2010.-192с.: ил.+вкл. 8с.- (Внимание: дети!)

  10. Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы/ 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2009.- 80 с. + вкл. 8с.- (Внимание: дети!)

  11. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».)

12.Чеккони Д. Моя первая книга оригами/Пер. с итал.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.-80с., ил.- (Домашняя школа)

13.http://stranamasterov.ru/ 

14.http://oriart.ru/

15.www.origami-school.narod.ru

16.http://www.liveinternet.ru

17.http://www.livemaster.ru

18.http://www.rukodel.tv/

19.http://www.maam.ru

20.http://prostodelkino.com





ПРИЛОЖЕНИЕ



Общие правила техники безопасности.



1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.



Правила обращения с ножницами.



1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.



Правила обращения с клеем.



1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.



Правила обращения с бумагой.



1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!