СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Основы читательской грамотности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассчитана на 16 часов, указаны цель, задачи, актуальность программы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Основы читательской грамотности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Косинская средняя общеобразовательная школа»



«Принято»

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла

Протокол №__

от «____»_______2020 г.

Руководитель ШМО_____________


«Согласовано»

заместитель директора по воспитательной работе

______________________________

О.Ю.Федосеева

«____»_____________2020 г.

«Утверждаю»

директор

_____________________

Н.Н.Караваева



Приказ №_______

от «____»______2020 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка


«Основы читательской грамотности»


6 класс






Составитель:

Останина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка

и литературы











Коса - 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» составлена для 6 класса. Программа рассчитана на 16 часов. 

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы.  

Цель программы:

формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи программы:

  • формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

  • приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.

Актуальность программы

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:

− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным;

− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

Формирование этих навыков легло в основу программы курса.

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1. Поиск информации и понимание прочитанного;

2. Преобразование и интерпретация информации;

3. Оценка информации.

Учебный план

Раздел


Количество часов

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации


5

3

Работа с текстом: оценка информации

6

4

ИТОГО:

16















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-5ч

Восприятие на слух и понимание различных видов со­общений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функци­онально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,

официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения ин­тереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, за­данных в явном виде. Основные события, содержа­щиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, те­зисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы пред­ставления информации: словесно, в виде, символа, та­блицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, из­учающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подза­головки, сноски) для поиска нужной информации.


Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 5ч

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование вы­водов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содер­жащейся в разных частях текста информации. Состав­ление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из та­блицы в связный текст. Преобразование информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка ис­пользуемой литературы и других информационных источ­ников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на ос­нове предложенного набора действий, включающего из­быточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных пись­менных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, со­ставление инструкции (алгоритма) к выполненному дей­ствию. Выступление перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 6ч

Оценка содержания, языковых особенностей и струк­туры текста. Выражение собственного мнения о прочи­танном, его аргументация. Достоверность и недостовер­ность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей инфор­мации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочи­танного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами являются:

  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;

  • способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;

  • познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;

  • умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

-подбирать аргументы, формулировать выводы;

-составлять разные виды планов;

-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:

− определять назначение разных видов текстов;

− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;

− различать темы и подтемы специального текста;

− выделять не только главную, но и избыточную информацию;

− прогнозировать последовательность изложения идей текста;

− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;

− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

− делать выводы из сформулированных посылок;

− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

− находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения

о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

• критически относиться к рекламной информации;

• находить способы проверки противоречивой информации;

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • различные виды пересказа,

  • различные виды чтения,

  • практические работы по содержанию изучаемого материала,

  • тестовые задания,

  • творческие задания (сочинения, изложения),

  • а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название раздела

Тема занятия

Количество часов

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 5ч.

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация.

1

2

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное»

1

3

Текст, тема текста, ос­новная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание суффиксов имен прилагательных»

1

4

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

1

5

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака.

«Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А)

1

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 5ч.

6

Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

«Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В)

1

7

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка»

1

8

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование та­блицы в связный текст, информации, по­лученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история»

1

9

Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» «Добрая книга»

1

10

Создание собственных письменных материалов на ос­нове прочитанных текстов: выписки из прочитанных тек­стов с учётом цели их дальнейшего использования, не­большие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука»


1

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» 6ч

11

Выражение собственного мнения о прочи­танном и его аргументация. «Текстовые связи»

1

12

Достоверность и недостовер­ность информации в тексте. Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

1

13

Пути восполнения недостающей инфор­мации. «Белокуриха»

1

14

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. «Вологда»

1

15

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

1

16

Итоговый урок





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!