Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Косинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__ от «____»_______2020 г. Руководитель ШМО_____________ | «Согласовано» заместитель директора по воспитательной работе ______________________________ О.Ю.Федосеева «____»_____________2020 г. | «Утверждаю» директор _____________________ Н.Н.Караваева Приказ №_______ от «____»______2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Основы читательской грамотности»
6 класс
Составитель:
Останина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка
и литературы
Коса - 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» составлена для 6 класса. Программа рассчитана на 16 часов.
Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы.
Цель программы:
формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи программы:
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Актуальность программы
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
Формирование этих навыков легло в основу программы курса.
Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:
1. Поиск информации и понимание прочитанного;
2. Преобразование и интерпретация информации;
3. Оценка информации.
Учебный план
№ | Раздел | |
Количество часов |
1 | Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного | 5 |
2 | Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 5 |
3 | Работа с текстом: оценка информации | 6 |
4 | ИТОГО: | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»-5ч
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»- 5ч
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 6ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Выпускник научится:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного икритического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный моментинформацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источ-ники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела Тема занятия | Количество часов |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 5ч. |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. | 1 |
2 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. «Имя числительное» | 1 |
3 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. «Правописание суффиксов имен прилагательных» | 1 |
4 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 |
5 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. «Тестовые задания с выбором ответа» (задания типа А) | 1 |
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» 5ч. |
6 | Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. «Тестовые задания с краткой записью ответа» (задания типа В) | 1 |
7 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. «Сыроежка» | 1 |
8 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу «Необыкновенная история» | 1 |
9 | Составление схем с опорой на прочитанный текст. «Мать» «Добрая книга» | 1 |
10 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. «Азбука» | 1 |
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» 6ч |
11 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация. «Текстовые связи» | 1 |
12 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | 1 |
13 | Пути восполнения недостающей информации. «Белокуриха» | 1 |
14 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. «Вологда» | 1 |
15 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | 1 |
16 | Итоговый урок | |