муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 211»
«Рассмотрено» Заместитель директора по воспитательной работе _________ /Бушуева А.Н./ подпись Протокол №__________ от «___»__________2015г. | «Рассмотрено» Заместитель директора по научно-методического работе _______ /Степущенко О.А./ подпись Протокол №_____________ от «___»__________2015г. | «Утверждено» Директор МАОУ «СОШ № 211» __________/ Васильев С.В. подпись Приказ №_____________ от «___» _________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015- 2016 учебный год
кружка «Немецкий язык с зайцем Хансом»
30 часов (1 час в неделю)
1 класс
автор программы:
учитель немецкого языка
Крупенкова Вера Арсентьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения иностранного языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе.
Раннее обучение иностранного языка создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для детей становится, прежде всего средством развития, познания и воспитания. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма.
Программа кружка «Страноведение» в 1-4 классах знакомит учащихся с немецко - и англоязычными странами: традициями, обычаями, достопримечательностями, а также направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне. Причем изучение фонетики в первом классе происходит при помощи музыки и помогает выработать правильное чистое произношение и усвоить отдельные фонетические правила. Так как основная часть детей этого возраста ещё не читает даже на своём родном языке, то целесообразнее начинать обучение иностранному языку с устной формы. Учащиеся этого возраста легко воспринимают услышанное, без труда усваивают устно не только отдельные слова, но и целые предложения. Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяет приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению немецкого языка. Устное начало позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности. Включение учащихся в овладение только аудированием и говорением даёт детям возможность быстрее накапливать языковой материал и вырабатывает умение осуществлять речевые действия с ним, что создаёт условия для обучения и вызывает интерес у детей.
Осуществляя личностно-ориентированное обучение, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и жизненный опыт.
Вышеуказанные положения позволяют определить цели и задачи работы, которые помогут систематизировать разностороннюю подготовку детей младшего школьного возраста, опираясь на определенный объем лексики, грамматических и речевых структур иностранного языка.
ЦЕЛЬ программы
Основная цель данного курса состоит в расширении кругозора и развитии способности детей к обучению на иностранном языке. Реализация этой цели предполагает формирование у учащихся следующих коммуникативных умений:
· понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией обучения, речевой задачей и коммуникативными намерениями;
· осуществлять своё речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка;
· пользоваться рациональными приёмами овладения языком.
ЗАДАЧИ программы
Образовательные:
· расширить общеобразовательный круг детей;
· выработать у учащихся навыки правильного произношения иностранных звуков и правильного интонирования высказывания;
· приобщить ребенка к самостоятельному решению элементарных коммуникативных задач на иностранном языке в рамках изученной тематики;
· формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
Развивающие:
· создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
· развивать интеллектуальные и познавательные способности, внимание, мышление, память, воображение, волю.
· расширять кругозор учащихся;
· формировать мотивацию к познанию и творчеству;
· ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
· развивать фонематический слух;
Воспитательные:
· формирование у детей положительного отношения и интереса к изучению иностранного языка;
· воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
· воспитывать чувство толерантности;
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:
· комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
· коммуникативной направленности;
· осознанного владения иностранным языком;
· наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения
Прогнозируемые результаты
Учащиеся первого года обучения смогут:
· понимать инструкцию учителя по выполнению творческих заданий;
· воспринимать короткие высказывания на слух в рамках изучаемой тематики;
Учащиеся приобретут следующие социокультурные знания:
· названия страны, язык которой изучают;
· знание имен некоторых литературных героев детских произведений;
· знание сюжета некоторых популярных авторских и народных сказок;
· умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения
(стихи, песни, игры) на иностранном языке.
Для контроля знаний учащихся и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
· выставки творческих работ;
· соревнования;
· проведение праздников;
· проведение игр;
· проведения конкурсов чтецов.
Условия успешной организации кружка:
- регулярность проведения занятий;
- поощрение детей на занятиях;
- содержание обучения, доступное возрасту детей;
- создание позитивной, эмоциональной, непринужденной обстановки.
1 класс
На начальном этапе работы кружка в 1 классе используется программа Международного проекта
«Немецкий язык с зайцем Хансом в детском саду и начальной школе», которая предназначен для изучения немецкого языка в детском саду и начальной школе. Он представляет собой тщательно продуманную программу для эффективного и интересного изучения немецкого языка. Программа рассчитана на 30 уроков.
С помощью песен, рассказов, поделок и игр дети постепенно проникают в мир немецкого языка.
Главным в предлагаемом материале является стремление побудить детей разговаривать, не принуждая их к этому. На передний план выдвигается понимание речи на слух и удовольствие от изучения нового языка и новой культуры.
Материал дополняют плакаты и песни, представляющие семью зайца Ханса, его друзей, интересы и хобби. Они расширяют существующий материал, по-прежнему находящийся в свободном доступе в интернете.
В центре событий находится заяц Ханс. Он рассказывает детям о себе, своей семье, своём доме и огороде, своих увлечениях, о том, что он любит и т.д. С его помощью дети знакомятся с немецким языком и осознают, что они могут понимать немецкий язык. Его высказывания состоят из простых языковых образцов, легко усваиваемых детьми и употребляемых ими в различных ситуациях общения.
Речевая деятельность всегда сочетается с другими видами деятельности: рассказы и рифмовки, песенки и танцы, игры и поделки сменяют друг друга в процессе урока. Голова, душа и тело ребёнка действуют взаимосвязанно, обеспечивая всестороннее восприятие изучаемого материала. Удовольствие при изучении иностранного языка, выводимое на передний план, создаёт непринуждённую атмосферу, в которой дети чувствуют себя уверенно и комфортно.
Конечно, у каждого ребёнка свой индивидуальный темп обучения, и свои первые фразы на немецком языке каждый ребёнок произнесёт в разное время. Поэтому очень важно не принуждать ребёнка к говорению.
Рисунки и песни
Основным элементом и неотъемлемой составной частью дидактического набора являются рисунки и песни, созданные специально для данной программы. Часть рисунков представляют собой ситуации и служат опорой при рассказе историй. Другая часть предназначена для ввода, отработки или закрепления новых слов и выражений. Большинство песен являются так называемыми «учебными песнями». Их функцией является отработка слов и выражений в определённом смысловом контексте. Они помогают сформировать правильное произношение и интонацию и тренируют естественный темп речи. В распоряжении учителя имеется аудиодиск (со всеми песнями и их версией без слов). Есть также аудиодиск для детей (только версия со словами). Каждый ребёнок может взять такой диск домой, чтобы и дома иметь возможность слушать - а в идеале и петь - эти песни.
Материал для поделок, рабочие листы и раскраски
Материал для поделок, рабочие листы и раскраски имеются в наборе только в одном экземпляре. Для работы их необходимо размножить в достаточном количестве. Для этого рекомендуется использовать картон.
Работа с куклой-зайцем Хансом
Заяц Ханс сопровождает детей в течение всего периода обучения по данной программе. Он является важным мотивирующим фактором для занятия немецким языком.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1-Й КЛАСС
| Тема | Количество часов | Сроки | Освоение предметных знаний | Планируемые результаты |
1 | Знакомство. Приветствие. Hallo! Wer bist du? Ich bin... Tschüss! | 1 | Октябрь 1 неделя | Общее понимание услышанного в диалоге «Знакомство». Песня «Ich, ich, ich». | |
2 | Заяц Ханс и его семья Семья и члены семьи. Das ist meine Familie. Игра «Wer bist du?» | 1 | Октябрь 2 неделя | Понимание и правильное повторение новых слов и нового выражения Das ist meine Familie. | Рисунок семьи |
3-4 | Шляпа, трость, зонтик. Люди и предметы. Игра «Найди пару». Рифмовка «Ein Hut, ein Stock, ein Regenschirm». | 2 | Октябрь 3 неделя 4 неделя | Изучение, понимание и правильное повторение хором (при необходимости, по одному) новых слов. Игра «Кто быстрее». Изучение, понимание, правильное повторение и сопровождение подходящими движениями рифмовки „Ein Hut, ein Stock, ein Regenschirm". | |
5-6 | Мой дом. Дом и помещения в нём. Песенка «Мой дом». | 2 | Ноябрь 1- 2 недели | Изучение, понимание и правильное повторение новых слов и выражения Das ist mein Haus. | |
7-8 | Мой огород. Морковь в огороде. | 2 | Ноябрь 3-4 недели | Понимание и правильное повторение нового выражения Das ist mein Garten. Работа с рабочим листом. Участие в игре с платком. | Изготовление поделок овощей. |
9-10 | Рождество, часть 1 | 2 | Декабрь 1 неделя 2 неделя | Знакомство с традицией празднования Рождества в Германии. Понимание значения слова Weihnachten. Разучивание и понимание песни «Oh Tannenbaum». | |
11-12 | Рождество, часть 2 Подарки. Традиции. | 2 | Декабрь 3 неделя 4 неделя | Знакомство со значением Рождественской ёлки в Германии. Знакомство с традицией выпекания рождественского печенья; | Исполнение песни на празднике |
13 | Я, моя семья, мой дом и мой огород Содержание уроков 1-5. | 1 | Январь 3 неделя | Повторение и закрепление уроков 1-5. Создание тетрадки по немецкому языку. | |
14-15 | Морковь и другие овощи. Любимые продукты. Диалог «Immer Karotten». Игра «Закрой глаза - открой глаза». | 2 | Январь 4 неделя Февраль 1 неделя | Изучение, понимание и правильное повторение новых слов, выражения Wer mag...? Ритмичный диалог «Immer Karotten». Участие в игре. | |
16-17 | Заяц Ханс и его друзья Животные и их «речь». | 2 | Февраль 2 неделя 3 неделя | Ответы на вопросы «Wer mag...?/ Magst du...?». Изучение, понимание и правильное повторение новых слов на тему «Домашние животные». Понимание звуков животных, подражание им. Участие в игре. Знакомство с песенкой «Заяц Ханс и его друзья». | |
18 | Друзья Друзья и подруги. | 1 | Февраль 4 неделя | Правильное понимание слов Freunde, Freundinnen и выражений Bist du mein Freund?/ Bist du meine Freundin? Изучение, понимание, повторение рифмовки «Im Pferdeschritt». | |
19-20 | В гостях у зайца Ханса Аудиоистория «Заяц Ханс и его друзья» | 2 | Март 1 неделя 2 неделя | Понимание рассказа «Заяц Ханс и его друзья». Участие в игре. | |
21 | Наши игрушки. Игрушки в детском саду. | 1 | Март 3 неделя | Изучение, понимание и правильное повторение слов и выражений на тему «Игрушки». Участие в игре Мемо. | |
22 | Огород, животные и игрушки Содержание уроков 7-11 | 2 | Март 3 неделя | Повторение и закрепление уроков 7-11. Продолжение заполнения тетрадки по немецкому языку. | Заполнение папки поделками |
23-24 | Один мяч, два мяча Названия предметов «Was ist das?/ Das ist ein...» Давать и брать «Gib mir bitte... / Hier, bitte./ Danke». | 2 | Апрель 1 неделя 2 неделя | Понимание выражений Was ist das?/ Das ist ein..., Gib mir bitte.../ Danke и адекватная реакция (участие в игре) Изучение, понимание и повторение цифр от 1 до 10. Знакомство с песенкой «Ein Ball, zwei Bälle». | |
25 | Пасха, часть 1 Песня «Osterhase, komm zu mir». | 1 | Апрель 3 неделя | Знакомство с традицией празднования Пасхи в Германии. Изучение и понимание новых слов и выражений. Участие в игре «Бегом к красному». Разучивание и понимание песни «Osterhase, komm zu mir». | |
26 | Пасха, часть 2 Стихотворение «Der erste Ostertag». | 1 | Апрель 4 неделя | Участие в игре. Аудиодиктант. Знакомство и понимание стихотворения «Der erste Ostertag». | Изготовление пасхальных подарков |
27-28 | Один, два, три - мы считаем Счёт от 1 до 10. | 2 | Май 1-2 недели | Закрепление и тренировка цифр от 1 до 10. Знакомство со следующими двумя куплетами песенки «Ein Ball, zwei Bälle». Участие в игре «Сколько морковок?». | Исполнение песни |
29 | В гостях у немецких сказочников Знакомство с немецкими сказками. | 1 | Май 3 неделя | Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка». | |
30 | Повторение. | 1 | Май 4 неделя | Повторение песен, рифмовок. Игры. | |
| Всего 30 часов | |
Список используемой литературы
«Немецкий язык с зайцем Хансом в детском саду и начальной школе»,
www.labbe.de/spielotti
www.loeweneckschule.de/nachrichten-fuer-kinder.
Blinde Kuh Suchewww.blinde-kuh.de
Немецкий язык для детей www.languages-study.com/deutsch-kinder.htm
www.rusdeutsch.ru
www.dachl.net
www.goethe.de/lhr/prj/zfd/deindex.htm
www.goethe.de/ins/ru/lp/lhr/ffl/deindex.htm