СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия " 1-4 классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  кружка  "Наглядная геометрия" для 1-4 классов по учебнику Н. Б. Истоминой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия " 1-4 классов»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Наглядная геометрия» внеурочной образовательной деятельности для 1 – 4 –го классов разработана на основе:

-  примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения начального общего образования;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Киселёвка;

- учебного плана МБОУ СОШ с.Киселёвка .

Программы  «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина и рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 135 часов (1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч,

4 класс – 34 ч).

 

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт  расширяет содержание  геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. 

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Задачи программы:

Обучающие:

  формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

  усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;

  отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

Развивающие:

  развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

  развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;

  развитие мелкой моторики рук и глазомера;

  развитие творческих способностей.

Воспитательные:

   формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

   осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

 

 

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

-традиционные,творческие  и практические занятия;

-индивидуальная деятельность;

различные методы обучения:

-словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

-наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

-практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов).

  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  научности(обоснованность, наличие теоретической основы).

  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).

 

Содержание курса

 

1 класс

           1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях:  «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

            2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования  геометрических фигур: геометрическая фигура   рассматривается как целое, которое можно составить из    нескольких других  фигур, её частей.   

           3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников  формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

 

2 класс

          1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о  точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

          2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются   представления младших школьников  об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником  на основе  имеющихся  у них представлений  о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию,  выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

 

3 класс

 

           1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

           2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются      умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

           3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются  представления о круге как   сечении шара,  об окружности как   границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

 

4 класс

            1.Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся  предметами. Школьники  знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию и   изображать на плоскости объемные фигуры.

          2. Пересечение фигур. Обобщаются представления   школьников  о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У выпускника  могут быть сформированы:

  понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

  устойчивый познавательный интерес.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник  научится:                                               

  принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                                 

  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                                                                                                     

  адекватно воспринимать предложения учителя;                                                                  

  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                                   

  осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                                                              

  оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Выпускник  получит возможность научиться:

  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

  адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;

  восполнять пробелы в знаниях и умениях,

  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит возможность научиться:

  пользоваться различными дополнительными источниками информации;

  осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;

  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

  выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник  научится:                                                                                                                             

  принимать участие в работе парами и группами;                                                                     

  воспринимать различные точки зрения;                                                                         

  использовать простые речевые средства;                                                                                    

  контролировать свои действия в классе;                                                                                           

  понимать задаваемые вопросы.

 

Выпускник  получит возможность научиться:

  оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

  использовать  в речи язык математики

  совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.

  проявлять инициативу в поиске и сборе информации

 

Календарно – тематическое планированиекурса «Наглядная геометрия»

1-й класс

 

Название темы

Кол-во часов

Цель занятия

№заданий

1

2

Пространственные представления «слева, справа, между»

2

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3

 

3

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1

Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

4—7

4

5

Учимся ориентироваться относительно точки отсчета

2

Продолжить формировать у первоклассни­ков умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17

6

7

8

9

Пространственные представления «за,перед, под, над, дальше, ближе».

4

Продолжить формировать у учащихся пред­ставления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — даль­ше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

10

11

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

2

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

12

13

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

2

Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37

14

Предметы разные и одинаковые по форме.

1

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

38—41

15

Форма, размер. Конструирование прямоугольника из двух фигур.

1

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструиро­вать прямоугольник из двух фигур.

42, 45, 48

16

Конструирование фигуры из двух частей.

1

Продолжить работу, направленную на при­обретение учащимися опыта конструирова­ния геометрической фигуры из её частей.

43, 47

17

Конструирование треугольника из фигур.

1

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух дан­ных фигур.

44, 52

18

19

Конструирование прямоугольника из данных фигур

2

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49, 50, 51, 53

20

21

Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей.

2

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (це­лое) из других фигур (её частей).

54—56

22

Плоская и кривая поверхность

1

Формировать у первоклассников представ­ления о плоской и кривой поверхностях.

57—61

23

Плоская и кривая поверхность

1

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и уме­ние распознавать их на изображениях

геометрических тел.

62—65

24

25

Линия замкнутая  и незамкнутая

2

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; рас­ширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаим­ное положение плоских поверхностей в про­странстве.

66—73

26

27

Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые.

2

Познакомить детей с изображением на ри­сунке невидимых линий; продолжить фор­мировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

28

Область и граница области на плоскости

1

Познакомить школьников с понятиями «об­ласть», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

29

 

Соседние и не соседние области на плоскости

1

Формировать у ребят представления о со­седних и не соседних областях.

87—90

30

31

Деление фигур на части

2

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Форми­ровать представление об области с «дыр­кой».

91—96

32

33

Повторение за курс 1 класса.

2

Систематизация знаний

 

 

Календарно – тематическое планированиекурса «Наглядная геометрия»

2-й класс

 

Название темы

Кол-во часов

Цель занятия

№заданий

1

2

Повторение. Прямые и кривые линии.

2

Проверить представления детей о внешней и внутренней, плоской и кривой поверхностях, о прямой и кривой линиях и их пересечении, а также умение соотносить положение предмета в пространстве с его изображением.

1–3

3

4

Ломаная линия.

Длина ломаной линии.

2

Проверить имеющиеся у школьников представления о ломаной линии и умении строить ломаную по данным вершинам.

4–7

5

Кривая линия и луч.

1

Проверить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии и луче.

8–11

6

7

Углы. Виды углов.

2

Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

12–14

8

9

Сравниваем и строим углы.

2

Продолжить формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

15–18

10

11

Строим углы с помощью угольника.

2

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

19–23

12

13

Многоугольники.

2

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

24–26

14

Треугольники.

1

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

27–29а)

15

16

Четырехугольники.

2

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

29 б), в),31

17

Четырехугольники,

треугольники.

1

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.

30, 32, 34

18

Прямоугольник и квадрат.

1

 

Уточнить представления учащихся о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника.

33, 35

19

20

Многогранники и их изображение на плоскости.

2

Уточнить знания учащихся о видимых и невидимых (штриховых) линиях на изображении геометрических фигур. Познакомить второклассников с многогранниками и их изображениями на плоскости.

 

36–39, 40

21

22

Куб, построение куба.

2

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

41,42

23

24

 Читаем схемы и чертежи.

2

 

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

48, 49, 51, 52

25

26

Конструирование  геометрических фигур.

2

Учить соотносить изображение куба с его разверткой и с поворотами модели куба в пространстве.

43–45 (47)

27

28

Развертка куба.

2

Продолжить обучение второклассников соотнесению модели куба с его разверткой и распознаванию кубов, полученных в результате преобразований данного куба.

46, 50, 53 а), б)

29

30

Многогранники, развертка многогранника.

2

 

 

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

50, 57,

53 в), г)

31

Сечение многогранника.

1

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

54–56

32

Куб, многогранник.

1

Повторение.

58–60

61–62

63—66

33

Повторение за курс 2 класса.

1

Систематизация знаний

 

34

Геометрический КВН

1

Повторение

 

 

Календарно – тематическое планированиекурса «Наглядная геометрия»

3-й класс

 

Название темы

Кол-во часов

Цель занятия

№заданий

1

2

Повторение. Плоская и кривая поверхность.

2

Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

1–5

3

Видимые и невидимые поверхности.

1

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

6

4

Видимые и невидимые поверхности многогранника.

1

Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

7–8

9, 10

5

Пересечение геометрических фигур

1

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

11, 12,13

6

Пересечение плоской поверхности с многогранником.

1

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

14, 18,16

7

8

Пересечение прямой и куба.

2

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

15,17

9

10

Пересечение лучей

2

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

19

11

12

Пересечение геометрических фигур

2

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

20,21

13

14

Пересечение отрезков

2

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

22, 24

15

16

Пересечение углов.

2

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

23

17

18

Конструирование многоугольника

2

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.

25,26

19

20

Строим пересечение фигур на плоскости

2

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

27

21

22

Фигуры одинаковой площади.

2

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

28, 29

23

Шар и круг.

1

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

30–33

24

25

Окружность

2

Формировать представления об окружности как о границе круга.

34, 35

26

27

Окружность и круг.

2

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

36, 37

28

29

Радиус окружности

2

Формировать представления о радиусе окружности.

38, 39

30

31

Из чего состоят геометрические объекты.

2

 

 

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

40, 41

32

33

Строим окружности.

2

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

42, 43

34

Повторение за курс 3 класса.

1

Систематизация знаний

 

 

 

Календарно – тематическое планированиекурса «Наглядная геометрия»

4-й класс

 

Название темы

Кол-во часов

Цель занятия

№заданий

1

2

Повторение. Плоские и объемные фигуры.

2

Обобщить представления о плоских и объемных фигурах.

Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур.

 

3

Тела вращения: цилиндр, конус и шар.

1

Формирование представления о телах вращения.

 

4

Цилиндр как тело вращения

1

Формирование представлений о цилиндре, конусе и шаре как тело вращения плоской фигуры вокруг оси.

1

5

Конус как тело вращения.

1

 

2

6

Шар как тело вращения

1

 

3

7

Невидимые линии на изображении объемного тела

1

Проверить умение обозначать невидимые линии на изображении объемного тела с помощью штриховых линий

4

8

Рисунок плоской фигуры.

1

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него.

 

9

Плоские фигуры в разрезе цилиндра.

1

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра.

5

10

Плоские фигуры в разрезе конуса.

1

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе конуса.

6

11

Объемные тела.

1

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах.

7

12

Параллелепипед и пирамида.

1

Познакомить учащихся с параллелепипедом и пирамидой

8-9

13

14

Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса

2

Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию

10-17

15

16

Пересечение геометрических фигур

2

Формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

18-19

17

18

Строим пересечение геометрических фигур

2

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

20-23

19

20

Площадь геометрических фигур.

2

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

24-25

21

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

1

Обобщить представления о круге, квадрате, треуголь­нике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

 

22

23

Точка. Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые.

2

Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии.

 

24

Точка. Отрезок. Луч.

1

Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о отрезке и луче.

 

25

Углы. Виды углов.

1

Обобщить представления об углах, о равных углах, обозначение  и сравнение углов.

 

26

27

Конструирование  геометрических фигур.

2

Учить соотносить изображение фигуры с его разверткой и с поворотами модели фигуры в пространстве.

 

28

29

Пересечение геометрических фигур

2

Обобщить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

 

30

31

Конструирование многоугольника

2

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.

 

32

Плоские и объемные фигуры

1

Обобщить знания о плоских и объемных фигурах.

 

33

Геометрическая ярмарка

1

 

 

34

Повторение за курс 4 класса.

1

Систематизация знаний

 

 

 

 

 

 

Учебно – методическими обеспечение

Для ученика:

Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:

1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

2-й класс, автор Н. Б. Истомина;

3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, изд. Ассоциация 21 век.

Для учителя

Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2017 г.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!