Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болоховская основная общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании ШМО естественно-математического цикла | заместитель директора по УВР | директор МКОУ «Болоховская ООШ №2» |
Протокол №__4__ | ____________ | ________________ |
от «30» августа 2019 г. | «30» августа 2019 г. | Приказ от 30.08.2019 г. № ______ |
Рабочая программа кружка «Математический калейдоскоп» Класс 7 Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2019-2020 учебный год Направление развития личности обучающихся: естественнонаучное Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час Программа составлена на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2 поколение) и учебно – методического комплекса «Математика 7» Г.В.Дорофеева, С.Б.Шарыгина. Рабочую программу составил (а)__ ____________________________Г.Е, Кулагина__ подпись расшифровка подписи |
Содержание
Планируемые результаты освоения рабочей программы…………… …………3
Содержание курса………………………………….………………………………6
Календарно-тематическое планирование ……………………………………….8
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов
В результате изучения курса учащиеся должны:
научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
освоить основные приемы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения.
По окончанию обучения, обучающиеся должны знать:
- иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приёмы, применяемые при решении задач;
По окончанию обучения, обучающиеся должны уметь:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
- обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях;
- уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Действительные числа | 5 |
2 | Уравнения с одной переменной | 8 |
3 | Зависимости и графики | 3 |
4 | Буквенные выражения. Многочлены | 8 |
5 | Комбинаторика. Описательная статистика | 9 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание учебного курса
Действительные числа
Числовые выражения. Вычисление значения числового выражения. Сравнение числовых выражений. Числовая прямая, сравнение и упорядочивание чисел. Пропорции. Решение задач на пропорции. Проценты. Нестандартные задачи на проценты. Практическое применение процентов.
Уравнения с одной переменной
Линейное уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Решение линейных уравнений с одной переменной. Модуль числа. Геометрический смысл модуля. Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля. Линейные уравнения с параметром. Решение линейных уравнений с параметром. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Зависимости и графики
Построение графиков кусочных зависимостей.
Буквенные выражения. Многочлены
Преобразование буквенных выражений. Деление многочлена на многочлен «уголком». Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля. Определение уравнений Диофанта. Правила решений уравнений. Применение диофантовых уравнений к практическим задачам.
Комбинаторика. Описательная статистика
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Графы. Решение комбинаторных задач с помощью графов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки. Факториал. Определение числа перестановок. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, мода, медиана, наибольшее и наименьшее значение. Практическое применение статистики.
Формы организации учебных занятий
Фронтальная (работа со всеми обучающимися в едином темпе и с общими задачами).
Индивидуальная (взаимодействие с одним учеником).
Групповая: кооперативно-групповая (работа малых групп учащихся, объединенных общей учебной целью), дифференцированно-групповая (работа групп с различными учебными возможностями), ланкова форма (работа в постоянных малых ученических группах, управляемых лидерами).
Парное обучение (взаимодействие между двумя учениками).
Основные виды учебной деятельности
Коммуникативная деятельность:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
слушать и вступать в диалог
нахождение способа решения конфликтных ситуаций
точное и грамотное выражение своих мыслей
отстаивание своей точки зрения в процессе дискуссии
критичное отношение к своему мнению, признание ошибочности своего мнения (если оно таково) и его коррекция
обмен знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
поиск новых знаний и приобретение необходимых навыков при сотрудничестве со сверстниками;
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
Познавательная деятельность:
формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
определять возможные источники необходимых сведений, анализировать найденную информацию и оценивать ее достоверность;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Регулятивная деятельность:
целеполагание
планирование
прогнозирование
составление плана и последовательности действий.
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
прогнозирование
самоконтроль
коррекция
самооценка
самоанализ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы проведения | Дата |
всего | лекция | практикум |
1 | Действительные числа Числовые выражения | 1 | | 1 | практикум | |
2 | Сравнение числовых выражений | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
3 | Решение нестандартных задач на проценты | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум-исследование | |
4 | Решение нестандартных задач с помощью пропорции | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
5 | Решение нестандартных задач с помощью пропорции | 1 | | 1 | практикум | |
6 | Уравнения с одной переменной Уравнения с одной переменной | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
7 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум-исследование | |
8 | Решение линейных уравнений с модулем | 1 | | 1 | Практикум-исследование | |
9 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум-исследование | |
10 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция работа в группах | |
11 | Решение линейных уравнений с параметрами | 1 | | 1 | Практикум работа в группах | |
12 | Решение нестандартных текстовых задач с помощью уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
13 | Решение нестандартных текстовых задач с помощью уравнений | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
14 | Зависимости и графики Построение графиков кусочных зависимостей | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум-исследование | |
15 | Построение графиков кусочных зависимостей | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум-исследование | |
16 | Построение графиков кусочных зависимостей | 1 | | 1 | Практикум-исследование | |
17 | Буквенные выражения. Многочлены Преобразование буквенных выражений | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
18 | Преобразование буквенных выражений | 1 | | 1 | Практикум | |
19 | Деление многочлена на многочлен | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
20 | Деление многочлена на многочлен | 1 | | 1 | Практикум проекты | |
21 | Возведение двучлена в степень | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
22 | Возведение двучлена в степень. Треугольник Паскаля | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
23 | Линейные диофантовы уравнения | 1 | 1 | | Мини-лекция | |
24 | Линейные диофантовы уравнения | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
25 | Комбинаторика. Описательная статистика Решение комбинаторных задач перебором вариантов | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция практикум | |
26 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, практикум | |
27 | Решение комбинаторных задач с помощью графов | 1 | | 1 | Практикум | |
28 | Комбинаторное правило умножения | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, практикум | |
29 | Комбинаторное правило умножения | 1 | | 1 | практикум | |
30 | Перестановки. Факториал | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, практикум | |
31 | Перестановки. Факториал | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, практикум | |
32 | Статистические характеристики набора данных | 1 | 0,5 | 0,5 | Мини-лекция, практикум | |
33 | Статистические характеристики набора данных | 1 | | 1 | практикум | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | | Беседа практикум-исследование | |
1