МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295050 г. Симферополь, ул. Ростовская, 16, 16 А тел./факс (0652) 22-24-18. тел. 22-63-98
«Согласовано» «Утверждаю»
директор МБОУ «СОШ № 18»
зам.директора __________ г. Симферополя
«_____» __________ 2017 г. _____________ В. Н. Танова
Приказ № _______ от «___» 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
кружок «Круг друзей немецкого языка»
направление интеллектуальное
для детей возрастной категории от 14 лет до 15лет
Педагог дополнительного образования:
Максимова Елена Юрьевна
Симферополь,2017
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Круг друзей немецкого языка» составлена для учащихся 8-9 классов
на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , основной образовательной программы основного общего образования МБОУ №18 г. Симферополя, примерной программы основного общего образования по немецкому языку с учетом авторской и рабочей программы по немецкому языку: Аверин М.М.Немецкий язык . Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 класс/Пособие для учителей образовательных учреждений /М.М.Аверин ,Е.Ю. Гуцулак,Е.Р. Харченко.-М. Просвещение, 2012. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. В УМК входят учебник, рабочая тетрадь с приложением на электронном носителе, контрольные задания, книга для учителя, рабочие листы, веб-сайт курса. На учебных занятиях используются статьи из журнала «Первое сентября», «ИЯШ», различных немецких Интернет-сайтов с целью актуализации страноведческого материала и развития социокультурной компетенции учащихся.
Одним из факторов повышения результативности обучения и качества усвоения учащимися знаний по немецкому языку является использование современных и эффективных приемов и методов, активных форм деятельности. Сюда относится и внеклассная работа по немецкому языку, одной из форм которой является организация кружковой деятельности.
Для того чтобы учащимся хотелось изучать немецкий язык, учителю надо заинтересовать ребят изучением своего предмета, влюбить их в эту чудесную страну, имя которой Германия. Нужен благоприятный психологический климат на занятиях, т.е. такие условия, когда учащемуся нравится выполнять упражнения, задания, когда он чувствует к себе доброжелательное отношение со стороны преподавателя и одноклассников, когда он вовлечен в полезную деятельность и испытывает чувство радости и удовлетворения от того, что он делает и что может делать на иностранном языке.
Этому требованию отвечает деятельность кружка ”Круг друзей немецкого языка». Данный кружок способствует развитию социокультурных знаний, помогает удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и интересы. Программа курса обучения составлена из расчета 34 учебных занятий за учебный год (по одному учебному часу в неделю).
Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, поддерживать интерес к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами культуры речи, грамматики немецкого языка, страноведения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка. Работа кружка, проводимая в форме игры, КТД, творческой лаборатории, проектной деятельности закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Это кружок комбинированного типа, где учащиеся занимаются различными видами деятельности: чтение стихотворений, знакомство с биографиями немецких классиков поэзии и прозы, инсценируют сказки, диалоги, проводят викторины. Участие в кружке добровольное. В выборе структуры занятий и их содержания учитываются различные виды деятельности учащихся, изучающих иностранный язык, их интересы. Занятия кружка учитывают воспитательный и развивающий характер материала заданий с опорой на знания, полученные учащимися на уроках немецкого языка. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения решать творческие задачи, а также совершенствовать фонетические, лексические навыки. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им работать, развивая их учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами, чтобы занятия немецким языком связывались у детей с положительными эмоциями и чувством радости, а формулировки заданий соотносились с возрастом и интересами учащихся. Кружок немецкого языка «Круг друзей немецкого языка» помогает повысить интерес обучающихся школы к изучению немецкого языка. Рабочая программа кружка служит основой для формирования умений общаться на иностранном языке, пробуждению желания и интереса у детей как можно больше слышать, воспринимать и понимать иноязычную речь.
Цели учебного предмета
В процессе изучения немецкому как второму иностранному реализуются следующие цели:
-интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся, развитие их творческой способности,
-стимулирование познавательной активности учащихся;
-формирование у них потребности в самостоятельном приобретении знаний и способности к автономному обучению в течение всей жизни;
-развитие у учащихся способности к социальному взаимодействию, предполагающему сотрудничество и совместное решение всех проблем различного характера;
Мотивация учащихся к изучению немецкого языка и культуры немецкоязычных стран, формирование при этом позитивного отношения к народам – носителям, изучаемого языка и их культурам;
-развитие межкультурной компетенции учащихся;
Знание, умение и навыки, приобретаемые учащимися в процессе обучения немецкому языку должны давать им возможность в соответствии со своими интересами и потребностями осуществлять непосредственные контакты представителями стран изучаемого языка и поддерживать их в разнообразных коммуникативных ситуациях, адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, строить собственные высказывания и понятные для обсуждения;
- понимать письменные и звучащие аутентинтичные тексты с разным уровнем проникновения в их содержания;
- письменно фиксировать и переводить информацию различного объема и характера;
- творчески обращаться с «немецким языком»
- воспринимать эстетику языка и текста;
- пользоваться немецким языком для творческого самовыражения;
- переводить с немецкого языка на русский и с русского языка на немецкий в наиболее типичных ситуациях устного общения.
Задачи учебного предмета
Применительно к курсу следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:
- способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
- развивать его память и воображение;
- создавать условия для творческого развития ребёнка;
- прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
- развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
- создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
- воспитывать в ребёнке самоуважение; воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
- способствовать формированию чувства успешности;
- учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
- развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
- раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.
Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.
Место данного предмета в учебном плане школы
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов, освоение основной общеобразовательной программы основного образования.
. Учебно-методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского языка, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и рассчитан на погружение в языковую среду. Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Горизонты» по немецкому языку как второму для учащихся9класса общеобразовательных школ, являющийся новым проектом издательства «Просвещение» и немецкого издательства «Корнельсен». В состав учебников входят: учебник, рабочая тетрадь, аудиприложения. Основной упор сделан в учебнике на развитие коммуникативных умений с учетом общеевропейских компетенций владения иностранным языком и федерального государственного образовательного стандарта.
Общая характеристика предмета «Немецкий язык»
Иностранный язык (в том числе немецкий) входит в общеобразовательную область филология. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. Основное назначения иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общения с носителями языка. Немецкий язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке). Могут быть сведения из разных областей знания: литературы, искусство, географии и математики.
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в 4 видах речевой деятельности);
- полифинкциональностью ( может выступать как цель обучения и как средство приобретения связей самых различных областях знаний)
Являясь существенным элементом культуры народа носителя данного языка и средством передачи её другим иностранный язык, в том числе немецкий язык, способствует формованию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации и условием постоянно меняющегося поликультурного поли язычного мира.
Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку, в том числе немецкому. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способностей к реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного яз
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты должны отражать: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое высказывание, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляцию своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение: умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать
краткую характеристику персонажей;
аудирование: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтение: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): применение правил написания изученных слов; адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого
языка; знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере: умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне
отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений; владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания); умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу; умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами); владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном
языке; стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка; развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере: умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с намеченным
планом.
Е. В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Обучая учащихся немецкому языку как второму иностранному по УМК «Горизонты», необходимо учитывать требования Федерального государственного стандарта общего образования.
1. Формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, а именно: совершенствовать приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.), осуществлять самоконтроль и самооценку — задания раздела рабочей тетради Einen Schritt weiter — Was kann ich jetzt?, отмеченные значком «портфолио», учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения). В 8 классе начинается более систематическая работа учащихся в рамках проектной деятельности с использованием Интернета.
2. Развивать специальные учебные умения при обучении второму иностранному языку (немецкому), учитывая, что их формирование уже было начато при изучении первого иностранного языка (английского), а именно: овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова с использованием словообразовательных элементов, синонимов, антонимов, контекста, а также с опорой на знания первого иностранного языка (английского) раскрыть значение этого же слова на немецком языке.
3. Развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию: умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая, а также иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка, знать различия в употреблении фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка.
В основу учебной программы в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Этому должен способствовать и учебник, который помогает учителю выбрать стратегии и приемы обучения с учетом возможностей школьников.
Личностно ориентированный подход к обучению иностранному языку обеспечивает особое внимание к интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.
С целью расширения ЗУН учащихся учителем предусмотрено использование следующих разделов рабочей программы: «О стране и людях», «Страноведение России», «Страноведение Германии», где заложена информация страноведческого характера; «Портфолио», способствующий развитию творческих способностей учащихся, расширению спектра социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных психологических особенностей; «Маленькая перемена», «Большая перемена», предназначенные для повторения материла в игровой форме.
Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная. Для рациональной организации педагогического процесса большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных особенностей учащихся при определении домашнего задания.
В течение учебного года проводятся различные формы контроля: входящая контрольная работа, текущий контроль - после изучения каждой темы, итоговый - май. Виды текущего контроля различны: диктанты, устный опрос, тесты, грамматические задания, контроль понимания на слух, описание действия, картины и т. д.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | |
1. | Мир профессий. | 3 | |
2. | Место проживания. | 3 | |
3. | Будущее. | 3 | |
4. | Еда. | 3 | |
5. | Выздоравливайте! | 3 | |
6. | Политика и я. | 3 | |
7. | Планета Земля. | 3 | |
8. | Красота. | 3 | |
9. | Это доставляет удовольствие | 3 | |
10. | Техника. | 3 | |
11. | Исторические события. | 4 | |
Итого 34 часа
Содержание учебного курса
Глава 1 Beruf
Придаточные относительные предложения; относительные местоимения в именительном и винительном падежах. Говорить о профессиях.
Уточнять что-либо. Отвечать на вопросы анкеты. Говорить о своих слабых и сильных сторонах. Читать и соотносить прочитанную информацию с визуальным рядом. Читать и понимать страноведческий текст о профессиях. Проводить интервью.
Глава 2. Wohnen
Относительные придаточные предложения с союзами was, wo, wie; Infinitiv + zu. Описывать место, где учащиеся любят находиться.
Понимать пословицы о порядке. Писать письмо в редакцию на тему «Уборка в комнате». Понимать газетные объявления о продаже/аренде жилья. Высказывать желание или мнение. Понимать на слух аудиотексты, речь учителя и одноклассников. Вербально реагировать на услышанное. Читать тексты и находить заданную информацию. Составлять рассказы о доме или квартире своей мечты, используя подходящие речевые образцы. Читать и анализировать грамматический комментарий об относительных придаточных предложениях с союзами was, wo, wie.
Глава 3. Zukunft
Das Futur; глагол werden + Infinitiv. Читать, воспринимать на слух, понимать прогнозы. Устно составлять прогнозы на будущее. Понимать на слух речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить нужную информацию на слух. Читать и понимать аутентичные тексты, находить нужную информацию, отвечать на вопросы. Говорить о будущем.
Делать сообщения, оформлять творческую работу о городе будущего (проект).
Глава 4. Essen
Превосходная степень прилагательных и наречий; местоименные наречия с1а(г) + предлоги. Описывать иллюстрации. Заказывать еду.
Выражать жалобу. Составлять диалоги в ситуации «В кафе». Читать и понимать текст о проблемах с весом. Воспринимать на слух и понимать диалоги о посещении кафе. Читать и понимать меню. Работать со словарём.
Глава 5. Gute Besserung
Возвратные местоимения в дательном падеже; придаточные предложения цели с союзом damit. Записываться на приём к врачу. одноклассников и тексты аудиозаписей, построенные на изученном языковом материале, находить запрашиваемую информацию. Устно описывать проблемы со здоровьем. Писать и инсценировать диалоги в ситуации «У врача». Советовать кому-либо что-либо. Читать тексты о лекарствах, понимать инструкцию к применению лекарственных средств и отвечать на вопросы. Формулировать причину визита в ситуации «Посещение врача».
Глава 6. Die Politik und ich
Оборот um ... zu + Infinitiv; das Präteritum. Называть причину действий. Высказывать мнение и аргументировать его. Делать доклад об избирательных правах молодёжи. Создавать проект о политической жизни Германии, Австрии и Швейцарии. Воспринимать на слух, понимать высказывания о праве на выборы, записывать и использовать необходимую информацию в докладе. Готовить устный и письменный доклад о политическом устройстве немецкоязычных стран. Читать и понимать тексты страноведческого характера.
Глава 7. Planet Erde
Косвенный вопрос; предлог wegen + Genitiv. Находить информацию на немецком языке о новейших экологических технологиях в Интернете.
Глава 8. Schönheit
Склонение прилагательных; указательные местоимения derselbe, dieselbe, dasselbe, dieselben. Советоваться при покупке одежды. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, одноклассников и тексты аудиозаписей по теме «Внешность» и «Покупка одежды». Читать газетные заметки о красоте и фитнесе, о конкурсе красоты. Писать и разыгрывать диалоги о внешности, характере и одежде. Описывать иллюстрации.
Глава 9. Spaß haben
Косвенный вопрос без вопросительного слова с союзом ob. Говорить об экстремальных видах спорта. Убеждать кого-либо. Писать письмо. Понимать письмо сверстника из Германии.
Глава 10. Technik
Глагол lassen, das Präsens und das Präteritum Passiv. Описывать возможности робота. Указывать на выполнение каких-либо действий. Письменно и устно описывать один день, проведённый без использования электронных устройств (проект 1); собственный опыт общения с роботами (проект 2).
ГлаваMauer - Grenze - Grünes Band
Das Plusquamperfekt; согласование времён, союз nachdem. Говорить об исторических событиях. Говорить о последовательности событий в прошлом. Слушать и понимать интервью.
Использование здоровье-сберегающей технологии в учебной деятельности.
В урочной деятельности учителя предусматривается индивидуальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, на уроках проводятся ежеурочные физкультминутки, зарядка для глаз, кисти рук, осанки, динамические паузы.
V. Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1.учебник (Lehrbuch — LB) Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л. УМК «Немецкий язык как второй иностранный» для 9 класса;
2.рабочая тетрадь (Arbeitsbuch — AB) Аверин М. М., Гуцулак. «Немецкий язык как второй иностранный» для 9 класса;
3.аудиоприложение на диске.
Для учителя:
1. Е.Г.Носова, Н.А.Филиппова, Т.Я.Щеглова. Немецкая грамматика в таблицах с упражнениями – М.: «Айрис Пресс», 2004
2. Дьяконова Е.В., Жарова Р.Х. Тесты по немецкому языку. К учебнику И.Л. Бим и др. «Шаги – 3» (9 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2008.
3.Семенцова Е.А. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. К учебнику И.Л. Бим и др. «Шаги – 3» (9 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2005.
4. А.В.Овчинникова. Учим немецкий – знакомимся с Германией. Самоучитель немецкого языка. М.: «Лист Нью», 2001
Интернет-поддержка
http://www.goethe.de/
http://grammade.ru/index.php
http://www.deutschalsfremdsprache.de/
http://www.vorlesen.de/
http://www.schuelerwettbewerb-begegnung-osteuropa.nrw.de/
http://bel-offen.narod.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема урока | Лексика | Грамматика | Речевая компетентность |
Чтение | Аудирование | Говорение | Письмо | Д/З |
Тема №1 «Профессия» |
1 | | | 1 | Проблема выбора профессии | | Повторение глагола haben,sein | Уметь читать с полным пониманием | Уметь воспринимать на слух речь учителя | Уметь отвечать на вопросы и задавать | | Повторить спряжение глаголов |
2 | | | 1 | Профессии | Energieberater, Fusspfleger, Kaser, Hausvelwalter, Uhrmaher | Придаточные предложения | Уметь читать страноведческий текст | | | Уметь применять придаточные предложения в письме | Сделать таблицу придаточные предложения |
3 | | | 1 | Роль иностранного языка в планах на будущее | Papiermacher, Glaser, Buchbinder | Придаточные предложения | Уметь читать, находя информацию | Уметь слушать речь одноклассников | Уметь проводить интервью | Активизация новой лексики на письме | Текст и вопросы к нему |
Тема №2 «Место проживания» |
4 | | | 1 | Место нахождения | Traumville | Придаточные с союзами was, wo, wie | Уметь читать с пониманием текст | Уметь воспринимать на слух речь учителя | Уметь составлять диалоги по схеме | | Газетная заметка |
5 | | | 1 | Уборка комнаты | die Wohnungssuhe; Lust haben | Инфинитив с zu | Уметь читать, находя нужную информацию | Уметь слушать речь учителя | Уметь описывать комнату | Уметь применять грамматическое правило на письме | опросы |
6 | | | 1 | Дом моей мечты | Einbaukuche, Nebenkosten; Kaufpreis | Инфинитив с zu | Уметь читать и анализировать текст | Уметь воспринимать на слух по теме | Уметь рассказывать о доме своей мечты | | Составить рассказ по теме |
Тема №3 «Будущее» |
7 | | | 1 | Наше будущее | Zukunftige Entwicklungen | Futurum + Infinitiv | Уметь аутентичные тексты | Уметь воспринимать на слух прогнозы | Уметь говорить о будущих событиях | | Упраж. по грамматич. структурам |
8 | | | 1 | Проблемы экологии | Kommunizieren; werden | Превосходное степень прилагательного | Уметь читать и находить нужную информацию в тексте | Понимать на слух речь учителя и тексты аудиозаписей | | Уметь применять будущее время на письме | Составить вопросы по теме |
9 | | | 1 | Жизнь в городе сегодня и завтра | Kommunizieren; werden | Превосходное степень прилагательного | Уметь читать и находить нужную информацию в тексте | Понимать на слух речь учителя и тексты аудиозаписей | Уметь отвечать и задавать вопросы | | Написать сочинение |
Тема №4 «Еда» |
10 | | | 1 | Мне нравится | dahinter, daraus, davor, daneben | Превосходная степень наречия и прилагательного | Уметь читать с полным понимания текст | Уметь воспринимать на слух диалоги | Уметь описывать еду | | Повторить прилагательные |
11 | | | 1 | В кафе | Fast Food, Gewicht | Превосходная степень наречия и прилагательного | Уметь читать с полным понимания текст | Уметь воспринимать на слух диалоги | Уметь описывать еду | Уметь применять грамматические правила на письме | Написать жалобу по теме |
12 | | | 1 | Здоровый образ жизни | Gesundes Essen | | | | Уметь рассказывать о здоровом образе жизни | | Текст вопросы к нему |
Тема №5 «Выздоравливайте» |
13 | | | 1 | На приеме у врача | Rettungsdienst; Feuerwehr, Roter Kreuz | Возвратные местоимения в дательном падеже | | Уметь воспринимать на слух речь учителя | Уметь отвечать на вопросы | | |
14 | | | 1 | У меня болит | Kopfschmerzen; Fieber | Возвратные местоимения | Уметь читать тексты о лекарствах | Уметь слушать речь одноклассников | Уметь составлять диалоги по теме | Уметь писать диалоги и инсценировать их | Устно описать проблемы со здор |
15 | | | 1 | Назначения врача | Verwenden, einnehmen, Medikamente | Придаточные предложения с damit | Уметь читать и понимать инструкцию применению лекарств | Уметь слушать речь одноклассников | Уметь формулировать напричину визита к врачу | | Написать назначение врача |
Тема №6 «Политика и я» |
16 | | | 1 | Политика моей страны | die Opposition; der Bundeswirtschaftsminister, Reform | Прошедшее повествовательное время | Уметь читать тексты страноведческого характера | Уметь слушать речь учителя | Уметь выразить свое мнение по теме | | Упражнения грам |
17 | | | 1 | Молодежь и политика | die junge Leute, Bildungsreform | Оборот um…zu+infinitiv | Уметь читать с полным пониманием текст | Уметь слушать речь одноклассников | Уметь аргументировать свое мнение по теме | Уметь готовить письменный доклад по теме | Составить диалог по теме |
18 | | | 1 | Право на выбор, защита проектов о политической жизни в Австрии и Германии | die Regierung | Wozu…? | Уметь читать с полным пониманием текст | Уметь слушать речь одноклассников | Уметь аргументировать свое мнение по теме | Уметь применять грамматику на письме | Повторить таблицу сильн глаголов |
Тема №7 «Планета земля» |
19 | | | 1 | Защита окружающей среды | Umwelt und Klimaschutz | Вопросительные предложения | Уметь читать аутентичные тексты | Уметь воспринимать на слух аудиозапись | Уметь говорить о защите окружающей среды | | Чтение вопроы к тексту письменно |
20 | | | 1 | Сортировка мусора | das Holzregel, die Essenreste, die Mulltrenung | Wegen+Genetiv | Понимать специальные тексты | Уметь воспринимать на слух учителя | Уметь находить информацию об экологических технологиях | | Граммат упр |
21 | | | 1 | Проблемы экологии | Klimaschutz, Erdewarmung | | | | Уметь задавать вопросы и отвечать на них | Написать сочинения по теме | Повторить тему город |
Тема №8 «Красота» |
22 | | | 1 | Идеалы красоты | Mir gefallt…, Schonheit | Указательные местоимения | Уметь читать заметки о красоте и фитнесе | Воспринимать на слух речь учителя | Уметь описывать иллюстрации | | Грамм. упр. |
23 | | | 1 | Описание внешности | Kosmetikstudio | Указательные местоимения | Уметь читать заметки о конкурсе красоты | Уметь воспринимать на слух речь одноклассников | Уметь описывать человека, друга | Применять грамматические правила | Описать внешность известного человека |
24 | | | 1 | Внешность и характер человека | Berufserfahrung, aussehen | | | | Уметь разыгрывать диалоги по теме | Уметь применять грамматические правила | Составить диалог по теме |
Тема №9 «Это доставляет удовольствие» |
25 | | | 1 | Экстремальные виды спорта | Triathlon, Freechimbing, Wildwasserfahren | Вопросительные предложения с ob | Уметь читать аутентичные тексты | Уметь воспринимать на слух речь учителя | Уметь говорить об экстремальных видах спорта | | Грамматич. упр. |
26 | | | 1 | Мои увлечения | Bungeespringen | Вопросительные местоимения с ob | Уметь читать с пониманием текст | Уметь понимать письмо сверстника из ФРГ | | | Составить вопросительные вопросы |
27 | | | 1 | Написание письма | Ich wurde…, Spass, Landweile, Kick | | Уметь читать с полным пониманием текст | | | Уметь писать письмо другу по теме | Написать письмо об экстремальн видах спорта |
Тема №10 «Техника» |
28 | | | 1 | Техника | Ich glaube…, ich habe gelesen dass man… | Lassen | Понимать текст об истории робототехники | Уметь воспринимать на слух | | | Повторить прошедшее повествовательное время |
29 | | | 1 | Один день без электрических приборов | Ich bin ganz deiner Meinung | Das prasens und das prateritum passiv | Уметь читать и находить нужную информацию в тексте | Уметь понимать на слух речь одноклассников | Уметь вести дискуссию по теме | | Чтение вопросы |
30 | | | 1 | Написание письмо другу | Lassen | | Уметь читать страноведческие тексты | Уметь воспринимать на слух | Уметь рассказывать о своем рабочем дне | Уметь написать один день, проведенный без электрических устройств | Составить рассказ по теме |
Тема №11 «Исторические события в Германии» |
31 | | | 1 | Берлинская стена. Контроль чтения |
32 | | | 1 | Великие люди Германии. Контроль говорения |
33 | | | 1 | Повторение и систематизация лексических и грамматических единиц |
34 | | | 1 | Грамматический Брейн -Ринг 35 обобщающее повторение по темам |
| | | | |