Пояснительная записка.
Математика является одним из основных предметов, который изучают в школе, и одним из обязательных, по которому надо сдать и ОГЭ, и ЕГЭ. Учитывая то ,что этот предмет не всем интересен и не всем легко дается, нужно найти выходы, чтобы заинтересовать детей. Одним из таких занятий является кружковая работа , где можно осуществить индивидуальный и дифференциальный подход. Первоначальные математические познания должны входить с ранних лет в наше образование. Эта программа рассчитана для учащихся 5 классов ,желающих повысить свой математический уровень и склонных к этому предмету ,для развития общего интеллектуального уровня и логического мышления, так как они чувствуют себя в непринужденной обстановке. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике .Сюда дети приходят чтобы познать самого себя. Программа разработана таким образом, что одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6,7 классах ,т.е. дети могут усвоить один и тот же материал ,но уже в разной степени сложности, с учетом ранее приобретенных знаний. Рассчитана она на 68 часов.
Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Образовательные задачи:
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
привитие интереса учащимся к математике;
активизировать познавательную деятельность;
показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
воспитание культуры личности;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;
выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.
Развивающие задачи:
развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, каким-то образом связанными с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, гармоничном сочетании строгих математических фактов и занимательности. Программа дополнительного образования «Юный математик» для пятиклассников является частью общего курса для 5-11 классов дополнительного математического образования. В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.
Программа «Юный математик» рассчитана на один год обучения (68 часов).
Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей , органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участие в конкурсных программах.
Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т. д. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5 классов, не требуют основательной подготовки и особого уровня развития.
Для поддержки у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.
При закреплении материала, совершенствование знаний, умений и навыков целесообразно и практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм занятий:
-эвристическая беседа;
-практикум;
-интеллектуальная игра;
-дискуссия;
-творческая работа;
-проектная работа.
Итогом реализации программы «Юный математик» могут служить: успешные выступления кружковцев в общешкольных олимпиадах ,олимпиадах проводимых «Центром поддержки талантливой молодежи ( г.Бийск),международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», «Олимпус», создание предпосылок для успешных выступлений кружковцев на олимпиадах всех уровней.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию обучения; учащиеся должны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых- математиков.
По окончанию обучения учащиеся должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения
курса «Юный математик» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и привитие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств;
культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами
являются:
-способность peгулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболee общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Из истории математики | 1 |
2 | Таблица умножения на пальцах | 1 |
3 | Магия чисел | 1 |
4 | Цифры разных народов мира | 1 |
5 | Подготовка к олимпиаде | 1 |
6 | Проведение школьного тура олимпиады | 1 |
7 | Игра « Задумай число»(отгадывание результатов вычислений) | 1 |
8 | Занимательные вопросы и задачи смекалки | 2 |
9 | Занимательные задачи в стихах | 2 |
10 | Большие числа , головоломки | 2 |
11 | Пословицы и поговорки с числами | 1 |
12 | Старинные меры (русские и зарубежные) | 1 |
13 | Древние меры длины | 1 |
14 | Игра «Призовем на помощь таблицу умножения» | 2 |
15 | Игра «Разгадай название сказки» | 2 |
16 | Решение логических задач | 2 |
17 | Математика вокруг нас | 1 |
18 | Математика в живописи | 1 |
19 | Задачи со спичками | 2 |
20 | Задачи на взвешивание | 2 |
21 | Задачи на переливания | 2 |
22 | Задачи на разрезания | 2 |
23 | Ребусы арифметические | 2 |
24 | Игра «Морской бой» | 1 |
25 | Игра «Пентамино» | 1 |
26 | Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 4 |
27 | Текстовые задачи (задачи на движение) | 5 |
28 | Текстовые задачи(решаемые с конца, выигрышные ситуации) | 3 |
29 | Задачи на вычисление периметров многоугольников ,площадей квадратов, прямоугольников и прямоугольных треугольников ,используя готовые модели геометрических фигур | 2 |
30 | Из истории возникновения обыкновенных дробей | 1 |
31 | Старинные задачи с обыкновенными дробями | 2 |
32 | Занимательные задачи с обыкновенными дробями | 2 |
33 | Зарождение и распространение понятия «проценты» | 1 |
34 | Процентные вычисления и расчеты | 2 |
35 | Проценты в современном мире | 1 |
36 | Геометрия в архитектуре и искусстве | 2 |
37 | Геометрия и мода | 2 |
38 | Значение числа в судьбе человека | 1 |
39 | Среднее арифметическое :мода, размах ,медиана ,частота | 2 |
40 | Криптограмма | 1 |
41 | Найди закономерность | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1.А.В.Фарков «Математические олимпиады :методика подготовки»,Москва,«ВАКО» 2012.
2.Я.И.Перельман «Занимательная арифметика» ,Москва ,1954 .
3.Л.В.Мищенкова «50 лучших развивающих игр и заданий»,Ярославль, Академия развития.
4.В.К.Совайленко «Система обучения математике в 5-6 классах»,Москва Просвещение 1991.
5.Интернет- ресурсы.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДЛЯ 5 КЛАССА
Составила учитель математики
МКОУ «Ахтынская СОШ №2»
Султанова Э.З.