Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по НМР _______ Е.Г. Сапожникова от___________________ | «Утверждено» Директор школы _________С.О. Будаев от_________________ |
Адаптированная рабочая программа
Предмет: Кружок «Юный агроном»
Класс: 6
Учебный год: 2019-2020
Учитель: Батурин Владимир Васильевич
Квалификационная категория: первая
с. Новая Брянь
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации « Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ .
2. Федеральный компонент государственного стандарта ( основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии , ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010) .
3. Письмо Минобразования России от 11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Важной составляющей в образовательной и воспитательной работе школы является кружковая деятельность. Рабочая программа кружка «Юный агроном» составлена на основе пособия « Биология. Основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд», автор Д.Т. Трайтак.
Программа курса “ Юный агроном ” предназначена для обучающихся основной школы. Данная программа составлена с целью реализации Программы формирования экологической культуры и получение знаний, умений и навыков по выращиванию овощных культур на пришкольном участке. Все основные стороны сельскохозяйственной науки и практики в элементарном плане будут изучены и практически выполнены на занятиях кружка.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающимся предоставляется возможность выполнения практических работ на пришкольном участке, огороде или в классе. Выращивать культурные растения, охранять природу - полезные и необходимые занятия в жизни человека. Любовь к земле не приходит сама по себе: она начинается вроде бы с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к селу, к школе. Приводит эта любовь к большому и великому – осознанию любви к Родине и исполнению долга во имя Родины.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей выращивания сельскохозяйственных культур, учатся самостоятельно ухаживать и применять агрономические методы, позволяющие получать более высокие урожаи.
В ходе работ ребята овладеют навыками применения простейших орудий труда, способами посадки, выращивания и сбора урожая, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Программа кружка рассчитана на 1 год (34 часов), из расчета 1 часа в неделю.
Цели программы:
-научить учащихся агрономическим и экологическим методам грамотно выращивать основные овощные культуры, убирать, хранить собранный урожай.
-воспитывать ответственное отношение к здоровью, природе, жизни.
-воспитывать уважение к людям сельскохозяйственного труда, прививать желание растить хлеб, выращивать овощи и фрукты - трудиться на Земле.
Задачи программы:
- освоение приёмов выращивания и сбора сельскохозяйственных культур;
-формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Формы проведения занятий:
-занятия с элементами лекций;
-практические занятия;
-самостоятельная работа с литературой.
К концу года обучения учащиеся должны
Уметь:
-научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения ;
-правильно убирать и хранить собранный урожай;
-проводить простейшие агрономические опыты.
Знать:
-историю происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур;
-правила и способы выращивания сельскохозяйственных культур;
-применение овощных культур в питании.
Программа способствует:
-привитию интереса к экологии;
-развитию познавательной и творческой активности учащихся;
-привитию любви и уважении к профессии работников сельского хозяйства;
-получению необходимых знаний по выращиванию сельскохозяйственных культур и получению урожая, выращенного своими руками.
Содержание учебного курса
Введение (1 час)
Раздел 1. Понятие о земледелии. Основные виды земледелия (10 часов)
Почва - основное средство сельскохозяйственного производства. Почвоведение. Почва как особое тело и экологическая среда. Типы почв. Состав и ее свойства.
Необходимые условия для роста и развития культурных растений. Влияние продолжительности освещения на рост и развитие культурных растений.
Практическая работа № 1. « Изучение внешних признаков почвы. Определение механического состава и влажности почвы в полевых условиях».
Практическая работа № 2. «Подготовка поля к осенней обработке почвы».
Практическая работа № 3. « Весенняя обработка почвы»
Внесение удобрений. Удобрения почв. Виды удобрений. Правила применения нормы внесения удобрений.
Практическая работа № 4. « Определение кислотности почв».
Практическая работа «№ 5. Распознавание основных видов минеральных удобрений».
Севообороты. Их виды. Виды севооборотов. Требования к составлению севооборотов.
Сорняки на полях севооборота.
Практическая работа № 6.» Изучение сорняков на полях севооборота».
Раздел 2. Растениеводство (часов)
Понятие о растениеводстве. Происхождение культурных растений. Понятие о сорте. Правила закладки полевого опыта.
Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур. Общие сведения о наиболее распространенных и ценных овощных культур. Лук репчатый. Сорта лука репчатого. Особенности возделывания. Чеснок. Сорта чеснока. Особенности посадки чеснока весной и осенью. Значение культуры и его свойства. Корнеплодные культуры. Столовая свекла. Приемы выращивания столовой свеклы. Роль культуры и ее свойства.
Морковь. Сорта моркови. Приемы выращивания моркови. Роль моркови в питании , ее свойства.
Болеют ли растения? Защита овощных растений от сорняков. Защита культурных растений от вредителей.
Раздел 3. Полеводство (часов)
Значение полеводства. Основные культуры, выращиваемые на территории Республики Бурятия в Заиграевском районе.
Картофель. Сорта картофеля. Правила возделывания картофеля.
Агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями картофеля. Колорадский жук, его цикл развития; вред, наносимый им культуре; особенности борьбы с ним.
Практическая работа № 9. «Приготовление настоев из трав для защиты культурных растений».
Практическая работа №10 « Подготовка к посадке и посадка чеснока».
Практическая работа № 11 « Подготовка и посадка лука репчатого».
Практическая работа №12 « Подготовка и посадка моркови».
Практическая работа № 13» Подготовка и посадка укропа, петрушки».
Практическая работа № 14 «Подготовка и посадка картофеля».
Практическая работа №15 «Уход за растениями: полив, прополка, окучивание».
Уход за растениями: полив, прополка, окучивание.
Подведение итогов работы за год, задачи работы кружка на следующий учебный год. Составление плана работы на лето.
Учебно – тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата Проведения |
| |
Введение (1 час) |
| Цели и задачи курса. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | | |
Раздел 1. Земледелие (10 часа) |
1.1 | Понятие о земледелии. Основные виды земледелия. | 1 | | |
1.2 | Почвоведение. Почва как особое тело и экологическая среда. | 1 | | |
1.3 | Типы почв. Состав и ее свойства. | 1 | | |
1.4 | Факторы и условия почвообразования | 1 | | |
1.5 | Питательные вещества в почве и их доступность для растений | 1 | | |
1.6 | Необходимые условия для роста и развития культурных растений. | 1 | | |
1.7 | Влияние продолжительности освещения на рост и развитие культурных растений. | 1 | | |
1.8 | Практическая работа № 1: « Изучение внешних признаков почвы. Определение механического состава и влажности почвы в полевых условиях». | 1 | | |
1.9 | Практическая работа № 2: «Подготовка поля к осенней обработке почвы». | 1 | | |
1.10 | Практическая работа № 3: « Весенняя обработка почвы» | 1 | | |
Раздел 2. Растениеводство (12 часов) |
2.1 | Понятие о растениеводстве. Происхождение культурных растений. | 1 | | |
2.2 | Понятие о сорте. Правила закладки полевого опыта. | 1 | | |
2.3 | Значение овощеводства. Характеристика основных овощных культур. | 1 | | |
2.4 | Общие сведения о наиболее распространенных и ценных овощных культур. | 1 | | |
2.5 | Лук репчатый. Сорта лука репчатого. Особенности возделывания. | 1 | | |
2.6 | Чеснок. Сорта чеснока. Особенности посадки чеснока весной и осенью. Значение культуры и его свойства. | 1 | | |
2.7 | Корнеплодные культуры. | 1 | | |
2.8 | Столовая свекла. Приемы выращивания столовой свеклы. Роль культуры и ее свойства. | 1 | | |
2.9 | Морковь. Сорта моркови. Приемы выращивания моркови. | 1 | | |
2.10 | Классификация вредителей | 1 | | |
2.11 | Методы защиты растений от вредителей | 1 | | |
2.12 | Практическая работа №8: «Определение вредителей по изображениям» | 1 | | |
Раздел 3. Полеводство (11часов) |
3.1-3.2 | Значение полеводства. Основные культуры, выращиваемые на Республике Бурятия. | 2 | | |
3.3 | Мелиорация, как средство улучшения плодородия почв | 1 | | |
3.4 | Виды мелиорации | 1 | | |
3.5 | Оросительная мелиорация | 1 | | |
3.6 | Влияние производственной деятельности человека на почвообразовательные процессы. | 1 | | |
3.7 | Охрана почв. | 1 | | |
3.8 | Картофель. Сорта картофеля. Технология возделывания картофеля. | 1 | | |
3.9 | Агротехнические и биологические методы борьбы с вредителями картофеля | 1 | | |
3.10 | Уход за растениями: полив, прополка, окучивание. | 1 | | |
3.11 | Заключительное занятие. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |