СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Исследователь Крыма»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В результате изучения краеведения ученик должен:

Знать:

  • Основные исторические события, происходившие на территории края в этот период;
  • Культуру края, этнический состав крымского населения;

Уметь:

  • Систематизировать знания о Крыме, для участия в конференциях.  
  • Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
  • Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Понимать:

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Исследователь Крыма»»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по ВР Директор школы

_____А.П.Постоюк ______Е.В.Зайцев

Приказ №_____

«___»________ 20___г. «___»________ 20___г.

 









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Исследователь Крыма»

дополнительного образования

Дорониной Ирины Петровны































2016/2017 учебный год





1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения краеведения ученик должен:

Знать:

  • Основные исторические события, происходившие на территории края в этот период;

  • Культуру края, этнический состав крымского населения;

Уметь:

  • Систематизировать знания о Крыме, для участия в конференциях.

  • Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий;

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

  • Самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Понимать:

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны знать:

  • - время заселения древними людьми Крыма;

  • - места неолитических стоянок людей на территории нашего края;

  • - основные занятия людей эпохи неолита;

  • - крупнейшие племена и племенные союзы на территории нашего края в эпоху меди и бронзы ( племена срубной культуры);

  • - время и территорию расселения киммерийцев, тавров, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия);

  • - территорию расселения скифов, сарматов, их занятия, особенности быта и культуры;

  • - время образования, расцвета и упадка государства Малая Скифия;

  • - времена греческой колонизации Крыма;

  • - события монголо-татарского завоевания Крыма;

  • - время образования Золотой Орды;

  • - положение народов, попавших под власть Золотой Орды;

  • - время возникновения Крымского ханства, особенности феодальных отношений в нем;

  • - основные этапы покорения Крымского ханства Московским государством.

  • - когда и почему были основаны города Симферополь и Севастополь;

  • - как был устроен Симферополь в XYIII веке, его основную функцию.

Учащиеся должны уметь:

  • - сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;

  • - сравнивать уровни развития и особенности культуры тавров и скифов;

  • - определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, завоевание Крыма Россией);

  • - делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Крымском ханстве;

  • - пользоваться историко-географической картой Крыма.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УКАЗАНИЕМ ФОРМ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ

ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




2016-2017год

Тематический план


тема

К-во часов

К-во контрольных работ

К-во часов практических работ

Введение

1

-

-

Вспомогательные исторические дисциплины

8

-

-

Крым в древности

7

-

-

Крым в средние века IV – нач.XVвв.

6

-

-

Крым в XVI – XVIII веках

12

-

-

Итоговый урок

1

-

-

Итого

35

-

-


Содержание учебного предмета с указанием основных видов

учебной деятельности

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Основные виды учебной деятельности по каждой теме

Введение 1ч

Предмет, цели и задачи курса. Источники краеведческой информации. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Выдающиеся исследователи Крымского полуострова.

знать периодизацию истории Крыма

Сформировать первичное представление об источниковедении как самостоятельной, значимой, интересной науке. Способствовать совершенствованию навыков анализа исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины 8ч

Предмет и задачи палеографии. Возникновение славянской письменности. Материалы и орудия для письма. Книгопечатание.

Геральдика. Основные правила составления гербов. Герб Крыма, России, Советского Союза. Роль геральдики в работе над историческим источником. Происхождение гербов. Государственный герб России.

Предмет и задачи хронологии. Зарождение и практическая значимость хронологии. Источники по хронологии. Единицы счета времени: сутки, месяц, год. Эра: виды эр. Юлианский, Григорианский календари. Древнерусская (славянская) система счета времени. Реформа Петра I. Перевод дат допетровского времени на современное летосчисление. Определение дат по астрономическим явлениям. Значение хронологии

Предмет и задачи топонимики. Вода и водные объекты в названиях поселений. Рельеф местности в названиях поседений. Растения и животные, наименование племен и народов, профессии, должности в названиях поселений.

Предмет и задачи нумизматики. Античные деньги. Деньги народов Крыма. Бонистика- бумажные деньги на территории Крыма. Роль нумизматики в историческом исследовании. Первые русские монеты. Монеты стран мира.

Вексиллология(Стяг,

Прапор, флаг)

Итоговый урок по теме

«Вспомогательные исторические дисциплины».

Познакомить учеников с историей письма.

Создать представление о буквенном письме как самом удобном.

Охарактеризовать основные виды письменных источников.

Расширить сведения учащихся о государственной символике.

Познакомить учащихся с основными правилами и приемами составления и чтения гербов

Познакомить учащихся с понятием хронология.

Рассказать об особенностях хронологии разных эпох.

Дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинами, которые изучают собственные имена, названия.

Учащиеся узнают о том, как помогают монеты, боны в изучении прошлого, как выглядели деньги в древности, знакомятся с русской монетной системой.

Проследить процесс возникновения и развития денег и монет.

Знать о возникновении флагов

Уметь различать флаги

Крым в древности 7ч

Эпоха каменного века. Заселение Крыма предками человека. Стоянки. Жилища. Погребения.

Поздний палеолит. Появление человека современного типа. Стоянки: Сюрень-1, Качинский навес, Аджи-Коба.

Мезолит. Изменения природно-климатических условий. Совершенствование орудий труда. Микролиты стоянки: Шан-Коба, Фатьма-Коба, Мурзак-Коба, Сюрень -2.

Неолит. Производящее хозяйство. Ремесло. Керамика. Обработка камня. Неолитические памятники.

Народы Таврики раннего железного века.

Киммерийцы. Территория расселения. Погребения.

Тавры. Происхождение. .Религия. Тавроскифы.

Скифы. Территория расселения. Происхождение. Военные походы. Курганы. Атей.

Сарматы. Геродот о происхождении. Общественное устройство. Занятия. Обряды.

Античные поселения в Крыму

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Боспорское царство. Митридат 6 Евпатор. Херсонес Таврический.

Итоговый урок по теме: Крым в древние времена

выполнить простейшие творческие работы

Знать:

Определение понятий палеолит, мезолит.

Когда на территории Крыма появились стоянки людей.

Как и почему изменялся климат.

Уметь:

Находить на карте места археологических находок, доказывать пребывание здесь неандертальцев.

Объяснять, почему поздний палеолит ученые называют эпохой мамонтовой флоры.

- знать основные события истории Крыма

- анализировать исторический текст;

- сопоставлять и оценивать факты

Крым в средние века IV – нач.XV вв. 6ч

Вторжение в Крым готов и гунов.

«Великое переселение народов»

Под властью Византии.

Херсонес – центр византийских владений в Крыму.

КняжествоДорос (Феодоро).

Крымский улус Золотой Орды.

сравнивать однотипные исторические явления и события, делать выводы;

- работать с картой;

- давать краткую характеристику историческим деятелям;

- высказывать свою точку зрения Знать:

Из каких племен сложился скифский племенной союз.

Какие государства были образованы скифами.

Уметь:

Доказывать, что скифы, тавры находились на стадии первобытнообщинного строя.

Крым в XVI – XVIII веках 12ч

Крымское ханство (социально-экономическое положение, культура и быт).

Крым во 2-й пол. XVII – 1-й пол. XVIII веков.

Присоединение Крыма к России.

- анализировать явления и события;

- определять их суть, причины, значение;

- определять роль исторических деятелей в исторических процессах

Знать:

Как шло освоение края.

Знаменитых крымчан

Уметь:

Объяснять отличия в положении дворянства и духовенства.

Составлять рассказ о жизни и быте крымчан Знать:

Национальный состав населения нашего края.

Особенности культур народов Крыма.

Итоговый урок 1ч

Обобщение материала

Уметь анализировать и обобщать материал


Формы организации учебных занятий

  1. Фронтальная.

  2. Групповая

  3. Парная: диалоги, дискуссии, взаимопроверка и контроль устной и письменной работы, отработка способа решения проблемы.

  4. Индивидуальная: тестирование, практические работы, использование справочной и дополнительной литературы.

  5. Коллективная.

  6. Самостоятельная: подготовка сообщений, проектная деятельность


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


дата

содержание

план

факт

Введение(1ч)



Источники краеведческой информации. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Выдающиеся исследователи Крымского полуострова.

Вспомогательные исторические дисциплины(8ч)



Палеография






Геральдика



Хронология



Топонимика



Нумизматика



Вексиллология



Итоговый урок

Крым в древности(7ч)



Эпоха каменного века



Бронзовый век



Народы Таврики раннего железного века





Античные поселения в Крыму






Итоговый урок по теме « Крым в древние времена»

Крым в средние века IV – нач.XV вв.(6ч)



Под властью Византии



Херсонес – центр византийских владений в Крыму



Таврика в 8-9 веках



Княжество Дорос (Феодоро)



Крымский улус Золотой Орды



Итоговый урок по теме « Крым в средние века»

Крым в XVI – XVIII веках(12ч)



Крымское ханство: социально-политическое положение



Внешняя политика



Культура и быт Крымского ханства





Крым во 2-й пол.XVII веке (международные отношения)



Русско-турецкая война 1735-1739гг





Присоединение Крыма к России





Г.А. Потемкин .Его деятельность в Крыму



Ички – степное поселение



Итоговый урок по теме « Крым в 16-18 веках»

Итоговый урок(1ч)



Обобщение материала


2017-2018год

Тематический план


тема

К-во часов

К-во контрольных работ

К-во часов практических работ

1.

Таврическая губерния XIX век

10

-

-

2.

Крым сначала XX века до 1939 года

6

-

-

3.

Новейшая история Крыма 1939- начало ХХI века

13

-

-

4.

Крым на современном этапе.

5

-

-

5.

Итоговый урок

1

-

-

Итого

35

-

-


Содержание учебного предмета с указанием основных видов

учебной деятельности

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Основные виды учебной деятельности по каждой теме

Таврическая губерния XIX век

10ч


Образование Таврической губернии.

Крымская война (1853-1856 гг.).

Крым во 2-й пол. XIX века.

-сравнивать, оценивать исторические факты,

- устанавливать причинно- следственные связи событий;

- уметь читать историческую карту как источник информации

Крым сначала XX века до 1939 года


Крым в начале ХХ века (Революционное движение).

Крым в межреволюционноедесятилетие 1907-1917 гг.

В годы революции и гражданской войны.

- сравнивать, оценивать исторические факты на основании источников;

- рассматривать общественные явления в развитие исторических условий;

- готовить сообщения, участвовать в дискуссиях;

- определять роль человеческого фактора в истории

Новейшая история Крыма 1939- начало ХХI века 13ч


Крым в годы Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление.

Крым в годы хрущевской «оттепели».

Крым во 2-й пол. 60-х – первой пол. 80-х годов.

90-е годы.

- сопоставлять исторические события по периодам;

аргументировано отстаивать свою точку зрения, проявляя толерантность к оппозиции;

- уметь критически относиться к средствам массовойинформаци

Крым на современном этапе. 5ч

Крым на современном этапе; вхождение Крыма в состав Российской Федерации 16 марта 2014 год

- сопоставлять исторические события по периодам;

аргументировано отстаивать свою точку зрения, проявляя толерантность к оппозиции;

- уметь критически относиться к средствам массовойинформаци

Итоговый урок 1ч

Обобщение материала

Уметь анализировать и обобщать материал


Формы организации учебных занятий

  1. Фронтальная.

  2. Групповая

  3. Парная: диалоги, дискуссии, взаимопроверка и контроль устной и письменной работы, отработка способа решения проблемы.

  4. Индивидуальная: тестирование, практические работы, использование справочной и дополнительной литературы.

  5. Коллективная.

  6. Самостоятельная: подготовка сообщений, проектная деятельность


3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



дата

содержание

план

факт

Таврическая губерния XIX век (10ч)



Образование Таврической губернии; Экономическое развитие



Крымская война 1953-1956 гг.






Культура Крыма в 1-й пол. XIX века






Социально-экономическое развитие края во 2-й пол. XIX века






Развитие городского строительства






Итоговый урок по теме «Таврическая губерния XIX век»

Крым сначала XX века до 1939 года (6ч)



Социально-экономическое и политическое развитие (1-я демократическая революция 1905 – 1907 гг.)



Крым в межреволюционное десятилетие 1907-1917 гг.



Крым в годы революции и Гражданской войны



Крым - здравница. Развитие культуры в 20-е-30-е годы






Итоговый урок по теме «Крым сначала XX века до 1939 года »

Новейшая история Крыма 1939- начало ХХI века(13ч)



Крым в годы Великой Отечественной войны










Послевоенное восстановление (1945- середина 50-х гг.)








Крым в годы хрущевской «оттепели»






Крым во 2-й пол. 60-х – 1-й пол. 80-х годов



Крым в начале 90-х годов






Итоговый урок по теме

«Новейшая история Крыма 1939- начало ХХI века»

Крым на современном этапе.(5ч)



Крым на современном этапе






Вхождение Крыма в состав Российской Федерации 16 марта 2014 год






Итоговый урок по теме «Крым на современном этапе»

Итоговый урок(1ч)



Итоговое повторение за год






















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. «Рассказы по истории Крыма» автор В.П. Дюличев, 1996 г. I-II часть.

  2. «Наш Крым», под редакцией В.Е.Потехина, 1991 г., I-II часть.

  3. «Очерки Крыма» Е.Марков, 1884 г.

  4. «Берега Тавриды» - журнал содружества русских, украинских и белорусских писателей. Содружество, Симферополь, 1993 г.

  5. Атлас. Крым: история, (5-11 класс).- Симферополь: Союзкарта, 2001.- 10с.

  6. 2Багров Н.В.,Боков В.А. и др. Экология Крыма. Справочное пособие. -Симферополь: Крымучпедгиз, 2003.-360с.

  7. Бажов В.И. Целебный климат. Симферополь: Таврия, 1983.-96с. 4.Воронцова СВ., Воронцоз Е.А. Ялта. Путеводитель.- Симферополь: Таврия, 1987.-208с.

  8. Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма.- Симферополь: Таврия, 1989.-104с

  9. География Крыма. Учебное пособие для 8-9 класса под ред. СапринойВ.И.­Симферополь: Союзкарта, 2000.- 44с.

  10. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. Главный редактор Трешников А.Ф.-М.: Советская энциклопедия, 1988.-432с.

  11. Дулицкий А.И., Костин Ю.В., Мальцев И.В. Редкие животные Крыма: справочник.- Симферополь: Таврия, 1981.- 160с.

  12. Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма.- Симферополь: Таврия, 1983.-128с.

  13. Ю.Крюкова И.В., Луке Ю.А., Привалова А.А. Заповедные растения Крыма:

  14. Справочник.- Симферополь: Таврия, 1980.- 96с

  15. Корнеев А. Историогеография отечественного школьного географического краеведения. Журнал «География и основы экономики вшколе», №6 2003.

  16. Минеральные ресурсы Крыма и прилегающей акватории Чёрного иАзовского морей. Атлас- Симферополь: Таврия-Плюс, 2001.- 80с.

  17. Подгородецкий П.Д., Кудрявцев В.Б. География Крыма.- Симферополь:Крымучпедиз. 1995.-224с.

  18. Секирский С.А., Волобуев О.В., Когонашвили К.К. Крепость в Судаке.- 2-е изд., Симферополь: Таврия, 1983.-112с.

  19. В. Сухоруков «Знаете ли вы Крым?» - Издательство «Таврия», 1983г.

  20. Мозаика Черного моря ПО вопросов и ответов. - Симферополь «Бизнес Информ», 2000г.

  21. Атлас Крыма. Изд-во ТНУ

  22. Бабенко Г. А., ДюличевВ.П..Симферополь – город пользы Симферополь: Форма, 2007

  23. География Крыма/ учебник с авторами Л.А. Багрова, В.А.Боков, Н.В.Багров, Киев: «Лыбидь», 2001.- 304 с.

  24. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: «Бизнес-Информ», 2008.

  25. Дюличев В.П. Крым. Православные святыни.Симферополь:«Доля» ,2012

  26. Дюличев В.П. Древняя и средневековая Таврика. Симферополь: «Доля», 2010.

  27. Дюличев В.П. Таврическая губерния. Великие имена. Симферополь: Таврида, 2009. –580 с.

  28. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь: ИД "Квадранал", 2005. - 320 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!