Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Школа №22 имени Героев Аджимушкайских каменоломен»
Рассмотрено на заседании методического объединения
учителей предметников
протокол № 12
от «29» августа 2017г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
МБОУ г. Керчи РК «Школа №22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен»
___________Е.О.Филимончук
«____»____________2017г.
Утверждаю:
Директор МБОУ г. Керчи РК «Школа №22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен»
__________________Лушкина Е.В.
Приказ №181 от 31.08.2017г.
«___»_______________2017г.
Рабочая программа
по кружку «Акробатика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. Это объясняется экономическими трудностями, ростом социальной напряженности и другими факторами. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность детей на уроках физической культуры в школах делает дополнительные занятия в секциях, кружках и студиях просто необходимыми. Система дополнительного образования детей, получившая широкое развитие в нашей стране, приоритетной задачей ставит физическое развитие и духовно-нравственное воспитание детей. Поэтому комфортные условия ребенка в семье, в учебном заведении, в группе формального общения – важно для социальной защищенности детей, формирования здорового образа жизни.
Программа «Акробатика» соответствует современным требованиям педагогики, психологии, физиологии, теории физической культуры, раскрывает содержание деятельности танцевально-акробатической студии.
Образовательная программы «Акробатика» » создана для реализации в МБОУ г. Керчи РК «Школа № 22 им. Героев Аджимушкайских каменоломен»,разработана на основании существующих нормативных документов учреждений дополнительного образования и учебных пособий: «Акробатика» Коркин В.И. , М. Физкультура и спорт 1983, «Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе» Петров П.К. и Пономарев Г.И., Ижевск: издательство Уд ГУ -1994.
Актуальность. Акробатика привлекает детей своей доступностью. Прежде всего, акробатикой можно заниматься с 4 лет и до пожилого возраста. Это объясняется большим диапазоном сложности упражнений – от простейших до чрезвычайно трудных. Для занятий не требуются сложные снаряды, заниматься можно и в зале, и на стадионе, и на лужайке. Выполнение акробатических упражнений благотворно влияет на рост и физическое развитие детей.
Выполнение акробатических упражнений способствует развитию силы, ловкости, гибкости, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов, особенно голеностопного, плечевого, тазобедренного и лучезапястного. Акробатические занятия разносторонне воздействуют на организм детей. При выполнении упражнений вниз головой осуществляется массаж внутренних органов.
Разработка данной программы вызвана необходимостью коррекции и укрепления здоровья воспитанников, их разностороннего физического развития и совершенствования физической подготовки.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп и рассчитан на последовательное расширение области теоретических знаний и практических умений и навыков.
Программа носит системный характер, включает в себя диагностику и анализ состояния здоровья и способностей ребёнка, т.е. является гибкой, отвечает возрастным особенностям и индивидуальным потребностям воспитанников.
Цель образовательной программы - укрепление здоровья воспитанников, обучение акробатике в доступной для них форме.
Работа с детьми осуществляется в трёх направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.
Оздоровительные задачи:
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата, правильной осанки и навыков координации движений;
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма.
Образовательные задачи:
- обеспечить осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль
и самооценку при выполнении физических упражнений;
- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к другим;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д.
Воспитательные задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной активности;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному и физическому совершенствованию.
При организации образовательного процесса используются следующие принципы:
1. Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности и систематичности,
доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования.
2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований.
В работе применяются следующие методы обучения:
Наглядный – при выполнении упражнений ориентация на образец, копирование предложенного образца.
Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.
Словесный - объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений.
Практический - самостоятельное составление и выполнение упражнений.
Учёт состояния здоровья и возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств. Поэтому при поступлении ребёнка в объединение учитываются некоторые объективные, медицинские противопоказания к занятиям акробатикой:
заболевания центральной и периферической нервной системы;
заболевания, деформация костей и суставов;
ревматические и врожденные пороки сердца.
Следовательно, запись в группу производиться с разрешения врача, а в течение всего периода обучения осуществляется контроль за состоянием здоровья и физического развития детей педагогом.
Программа рассчитана на пять лет и состоит из двух блоков:
1 блок – «Акробатика для школьников».
2 блок – «Акробатика с элементами хореографии» .
По каждому году обучения определены цели и задачи, даны зачётные требования по физической культуре подготовленности занимающихся
Настоящая программа по акробатике рассчитана на год.
Блок | Год обучения | Возраст | Кол-во час/нед. | Кол-во часов в год |
Акробатика для обучающихся | 1 | 7-10 лет | 3 | 102 |
Новизна и педагогическая целесообразность. В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, методические разработки отечественных и зарубежных тренеров. Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями образования. Для каждого из этих уровней выделены цели и задачи, конкретизирующие общую цель физкультурного образования, а также проводятся зачётные требования к знаниям, умениям и двигательной подготовленности обучающихся.
Акробатические упражнения весьма универсальны и доступны как средство индивидуальных занятий физической культурой в школе, дома и в учреждении дополнительного образования. Акробатика позволяет поддержать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Акробатика – ценное средство развития смелости, решительности, ловкости. Ученикам предлагаются занятия прыжковой акробатикой наряду с освоением основ хореографии и танца.
Музыкальное сопровождение на занятиях акробатикой развивает музыкальных слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством, развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений ,ритмичности, раскрепощённости, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических качеств в процессе освоения акробатических упражнений.
Оздоровительные и воспитательные задачи решаются в неразрывной связи с образовательными.
Занятия акробатикой предполагают теоретическую и практическую подготовку. Техника освоения упражнений состоит из следующих этапов: объяснение, сопровождаемое рисунком, детальный показ, выполнение с помощью и страховкой, разбор типичных ошибок.
Результативность обучения достигается внедрением следующих педагогических технологий: технология сотрудничества, групповая, технология индивидуализации обучения. В обучении имеют место традиционные и нетрадиционные типы занятий (смотр знаний, показательные выступления, соревнования). Опираясь на уровень физической подготовленности детей, их природные данные, в процессе систематических занятий достигается переход детей на более высокую ступень физического совершенствования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Педагогические результаты образовательной деятельности представляют собой личностные новообразования, которые являются следствием данной деятельности. В процессе занятий акробатикой по данной образовательной программе, предполагается получение следующих результатов:
укрепление здоровья;
формирование опорно-двигательного аппарата и правильной осанки;
развитие адаптационных возможностей детского организма;
развитие пространственных ориентировок в статике и динамике;
воспитание скоростно-силовых качеств; развитие гибкости, ловкости, силы, выносливости и т.д.;
формирование интереса и потребности в регулярных занятиях акробатикой;
развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности, самостоятельности и инициативы;
развитие морально-нравственных качеств: дисциплинированности, организованности, чувства ответственности;
формирование процесса саморегуляции, умения сосредотачиваться и противостоять неблагоприятным воздействиям.
Контроль за освоением учебного материала проводится в форме тестирования, сдачи норматива, участия в соревнованиях и показательных выступлениях.
По окончании каждого года обучения проводятся итоговые контрольные соревнования. Оцениваются результаты контрольных упражнений и нормативов общей физической подготовки и специальной физической подготовки.
Воспитанники объединения принимают участие в смотрах , конкурсах и концертных программах с танцевально-акробатическими номерами.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Акробатика для обучающихся
В школьном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Эти задача решает акробатика.
В акробатике развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по акробатике, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
В акробатике происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми именно в нерегламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в подвижных играх. Обучение начинается с подражательных движений. Каждому акробатическому элементу дается ряд подготовительных и подводящих упражнений, которые помогают ребёнку правильно и быстро усвоить движения.
Специфика обучения двигательными навыками детей школьного
возраста требует проведения оптимально динамичного занятия с быстрой сменой вида нагрузки, поэтому занятия с группами НП проводятся по методике игрового стретчинга.
Методика игрового стретчинга возникла на базе упражнений лечебной физкультуры в сочетании с сюжетно-ролевой тематической игрой, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, соответствующих возрасту занимающихся.
Широко используется метод аналогий с животными и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, игровая атрибутика. Используемые в процессе игры физические упражнения на гибкость, ловкость, силу и другие физические качества, требующиеся ребенку для дальнейшего освоения акробатических элементов, позволяют расширить практически все двигательные задачи без излишнего переутомления и без потери концентрации внимания в течение всего занятия. Методика игрового стретчинга особенно эффективна для детей 7-10 лет.
Первый год обучения
(7-10 лет)
Режим занятий:3 ч , 2 раза в неделю.
Цель – приобщение детей к активным занятиям акробатикой.
Задачи:
формирование познавательного интереса и желание заниматься спортом;
укрепление костно-мышечного аппарата;
развитие гибкости, координации движений, ловкости;
формирование правильной осанки
освоение основ музыкальной ритмики
Учебно-тематический план
№ п/п | Вид занятия | Количество часов |
Всего | теория | практика |
1. | Введение в программу | 1 | 1 | - |
2. | Общая физическая подготовка | 30 | 5 | 25 |
3. | Специальная физическая подготовка | 20 | 2 | 18 |
4. | Акробатические упражнения | 40 | 5 | 35 |
5. | Элементы хореографии | 10 | 1 | 8 |
6. | Тестирование физической подготовки | 2 | - | 2 |
Всего | 102 | 14 | 88 |
Содержание учебного предмета
Первый год обучения
1.Содержание курса теоретических сведений:
общие сведения об основах акробатики;
техника безопасности на занятиях акробатикой;
основы музыкальной грамоты;
права и обязанности членов секции;
беседы о режиме дня, режиме питания, личной гигиене.
2.Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность занимающихся. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков.
Цель общей физической подготовки – создание у занимающихся двигательной подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего развития (ОРУ).
Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным напряжением.
ОРУ можно выполнять как отдельными, так и всеми частями тела одновременно. Они выполняются без предметов и с предметами (палкой, мячом, скакалками), на гимнастических снарядах (стены, скамейки) индивидуально и в парах, на месте и в движении.
Для акробатики характерны сложные движения высокой степени пластичности, координации и точности в сочетании с силовыми элементами. Поэтому побираются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц:
упражнения для развития мышц шеи;
упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
упражнения для развития мышц живота;
упражнения для развития мышц спины;
упражнения для развития мышц ног.
3.Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой акробатики и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов.
Специальная подготовка способствует овладению техникой выполнения акробатических упражнений, повышению мастерства занимающихся, а также совершенствованию психической подготовленности.
Ее основная цель - максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости во взаимосвязи и единстве.
Порядок изучения техники выполнения специальных (акробатических) упражнений делятся на серии:
упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые необходимы для выполнения изучаемого упражнения;
упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемых двигательных действий;
подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия;
действия, связанные с обучением, умению оценивать выполнения движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий;
выполнение изучаемого упражнения в целом (сначала с помощью и в облегченных условиях, а затем самостоятельно и с возможными усложнениями: из разных исходных положений, с дополнительными движениями и т.п.).
4.Акробатические упражнения
упоры (присев, лежа, согнувшись);
седы (на пятках, углом);
группировка, перекаты в группировке;
стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги),на руках, на предплечьях, на подбородке;
кувырок вперед (назад), длинный кувырок;
«мост» из положения лежа на спине, «шпагаты» и складки;
начальное обучение акробатическим прыжкам;
Перекидки вперёд и назад;
Боковые и задние затяжки;
5. Элементы хореографии
знакомство с общими позициями рук , ног, корпуса;
освоение простейших танцевальных движений: марш, подскоки, бег, галоп, танцевальный шаг.
6. Тестирование физической подготовки
Тестирование группы НП проводится два раза в течение учебного года:
Показатели физической подготовленности
Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Уровень освоения |
репр | Эври | креат | репр | эври | креат |
Отжимания в упоре лежа, кол. раз | 2 | 5 | 8 | 2 | 4 | 6 |
Прыжок в длину с места, см | 115 | 135 | 165 | 100 | 125 | 155 |
Угол в упоре, с | 8 | 12 | 18 | 4 | 7 | 10 |
«Пресс» за 1 мин, кол. раз | 12 | 22 | 32 | 10 | 20 | 30 |
Наклон сидя, см | 3 | 5 | 8 | 3 | 5 | 10 |
Знания, умения, навыки
На конец 1 года обучения обучающиеся должны
знать:
правила поведения и технику безопасности на занятиях акробатикой; терминологию простых ОРУ;
правила выполнения упражнений группой;
знать последовательность выполнения специальных упражнений и уметь правильно выполнять их; осуществлять страховку и помощь;
знать терминологию акробатических упражнений и технику их выполнения;
уметь:
уметь ходить, бегать, прыгать при изменении частоты ритма;
принимать основные положения и осуществлять движение рук, ног, туловища без предмета и с предметами;
выполнять простейшие танцевальные движения, уметь выполнять акробатические элементы.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
По плану | Фактически |
1 | 04.09 | | Физическая культура и спорт в России. Акробатика. Упражнения на формирование осанки. | |
2 | 04.09. | | ИБЖ № 9/2,7 Гигиена. Предупреждение травм. Перекаты и группировка . ОФП. | |
3 | 05.09. | | ОРУ. СФП. Кувырки вперёд. | |
4 | 11.09. | | ОРУ. СФП. Три кувырка вперед. | |
5 | 11.09. | | Кувырок назад, кувырок вперед, стойка на лопатках. | |
6 | 12.09. | | СФП. Длинный кувырок вперед. | |
7 | 18.09. | | СФП. Поддержки. «Мост» с помощью и самостоятельно. | |
8 | 18.09. | | СФП «Мост» с помощью и самостоятельно. | |
9 | 19.09. | | СФП«Шпагаты- правая, левая, поперечный». | |
10 | 25.09. | | СФП. Упражнения на гибкость. | |
11 | 25.09. | | СФП. Шпагаты, мосты лёжа, стоя около опоры. | |
12 | 26.09. | | СФП. Переворот боком, мосты. ОФП. | |
13 | 02.10. | | СФП. Упражнения на гибкость. ОФП. | |
15 | 02.10. | | СФП. Стойки на руках, на голове. ОФП. | |
16 | 03.10. | | СФП. Зачеты по пройденному материалу. | |
17 | 09.10. | | Комплекс акробатических упражнений в паре. | |
18 | 09.10. | | СФП. Переворот боком. ОФП. | |
19 | 10.10. | | СФП. Перекидка вперед с помощью. ОФП. | |
20 | 16.10. | | ОФП. Равновесие на правой (левой) ноге «Ласточка». | |
21 | 16.10. | | ОФП. Переворот в сторону «Колесо» | |
22 | 17.10. | | СФП. Стойка на голове. Гибкость. | |
24 | 23.10. | | СФП. Стойка на руках с поддержкой. | |
25 | 23.10 | | СФП.«Мост» из стойки на коленях. | |
26 | 24.10 | | ОФП. Композиции на конкурс. | |
27 | 06.11. | | СФП. Повторить композиции. | |
28 | 06.11. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
29 | 07.11. | | СФП. Комплекс акробатических упражнений , | |
30 | 13.11 | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
31 | 13.11. | | СФП. Показательные выступления. | |
32 | 14.11. | | СФП.Темповые упражнения. | |
33 | 20.11. | | СФП .Комплекс акробатических упражнений. | |
34 | 20.11. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
35 | 21.11. | | СФП. Упражнения на гибкость. | |
36 | 27.11. | | СФП. Упражнения на гимнастических скамейках. | |
37 | 27.11. | | СФП. Балансовые элементы. | |
38 | 28.11. | | СФП. Элементы хореографии. | |
39 | 04.12. | | СФП. Композииции с элементами. | |
40 | 04.12. | | СФП .Комплекс акробатических упражнений. | |
41 | 05.12 | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
42 | 11.12 | | СФП. Упражнения на гимнастических скамейках. | |
43 | 11.12. | | СФП. Парно- групповые элементы. | |
44 | 12.12. | | СФП. Индивидуальные элементы. | |
45 | 18.12. | | СФП. Парно- групповые элементы. | |
46 | 18.12. | | Контольные нормативы. Подвижные игры. | |
47 | 19.12. | | | |
48 | 25.12. | | ОФП. Парно- групповые упражнения. | |
49 | 25.12. | | СФП. Акробатические упражнения . | |
50 | 09.01. | | СФП. Индивидуальные элементы. | |
51 | 15.01. | | СФП. Элементы хореографии. | |
52 | 15.01. | | СФП. Парно-групповые упражнения. | |
53 | 16.01. | | СФП. Индивидуальные элементы. | |
54 | 22.01. | | СФП. Хореографические прыжки. | |
55 | 22.01. | | Танцевальная композиция. ОФП. | |
56 | 23.01. | | СФП. Парно-групповые упражнения. | |
57 | 29.01. | | СФП. Перекидка вперед с помощью. ОФП. | |
58 | 29.01. | | ОФП. Равновесие на правой (левой) ноге «Ласточка». | |
59 | 30.01. | | ОФП. Переворот в сторону «Колесо» | |
60 | 05.02. | | СФП. Стойка на голове. Гибкость. | |
61 | 05.02. | | СФП. Стойка на руках с поддержкой. | |
62 | 06.02. | | СФП.«Мост» из стойки на коленях. | |
63 | 12.02. | | ОФП. Композиции на конкурс. | |
64 | 12.02. | | СФП. Повторить композиции. | |
65 | 13.02. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
66 | 19.02. | | СФП. Комплекс акробатических упражнений , | |
67 | 19.02. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
68 | 20.02. | | СФП. Показательные выступления. | |
69 | 26.02. | | СФП.Темповые упражнения. | |
70 | 26.02. | | СФП .Комплекс акробатических упражнений. | |
71 | 27.02. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
72 | 05.03. | | СФП. Упражнения на гибкость. | |
73 | 05.03. | | СФП. Упражнения на гимнастических скамейках. | |
74 | 06.03. | | СФП. Балансовые элементы. | |
75 | 12.03. | | СФП. Элементы хореографии. | |
76 | 12.03. | | СФП. Композииции с элементами. | |
77 | 13.03. | | СФП .Комплекс акробатических упражнений. | |
78 | 19.03. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
79 | 19.03. | | СФП. Упражнения на гимнастических скамейках. | |
80 | 20.03. | | СФП. Парно- групповые элементы. | |
81 | 02.04. | | СФП. Индивидуальные элементы. | |
82 | 02.04. | | СФП. Парно- групповые элементы. | |
83 | 03.04. | | Контрольные нормативы. Подвижные игры. | |
84 | 09.04. | | СФП. Перекидка вперед с помощью. ОФП. | |
85 | 09.04. | | ОФП. Равновесие на правой (левой) ноге «Ласточка». | |
86 | 10.04. | | ОФП. Переворот в сторону «Колесо» | |
87 | 16.04. | | СФП. Стойка на голове. Гибкость. | |
88 | 16.04. | | СФП. Стойка на руках с поддержкой. | |
89 | 17.04. | | СФП.«Мост» из стойки на коленях. | |
90 | 23.04. | | ОФП. Композиции на конкурс. | |
91 | 23.04. | | СФП. Повторить композиции. | |
92 | 24.04. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
93 | 30.04. | | СФП. Комплекс акробатических упражнений , | |
94 | 30.04. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
95 | 01.05. | | СФП. Показательные выступления. | |
96 | 07.05. | | СФП.Темповые упражнения. | |
97 | 07.05. | | СФП .Комплекс акробатических упражнений. | |
98 | 08.05. | | ОФП. Комплекс акробатических упражнений . | |
99 | 14.05. | | СФП. Упражнения на гибкость. | |
100 | 14.05 | | СФП. Упражнения на гимнастических скамейках. | |
101 | 15.05 | | Контрольные упражнения. | |
102 | 24.05 | | Подвижные игры .Подведение итогов. | |