Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: | | РАССМОТРЕНО |
Директор _________ Л.А. Хамуева | | на заседании методического объединения |
| | Протокол № |
Приказ № от « » августа 2020г. | | от « » августа 2020 года |
Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога учащихся ОВЗ
(умственная отсталость)
(вариант 1)
Составитель:
Соловьева Наталья Сергеевна
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) (вариант 1) составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 г. № 1598);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 (в соответствии ФГОС НОО ОВЗ) МАОУ Шигаевская СОШ.
Актуальность проблемы.
Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.
Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:
Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);
Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;
Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое
Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;
Недостаточное развитие мелкой моторики;
Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;
Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;
Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине).
Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;
Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.
Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Цель психологической программы – создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.
Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Задачи коррекционной работы:
Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;
Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;
Формирование положительной мотивации к обучению;
Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;
Создание благоприятного психологического климата;
Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям
Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;
Определение динамики развития обучающегося;
Психологическое просвещение педагогов и родителей
Принципы коррекционной работы:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с лёгкой умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Методы и приемы работы с умственно отсталым ребенком.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.
Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто используется рисование и лепка из пластилина. На занятиях используются различные краски (обычные акварельные, пальчиковые), пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.
Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки.
Игры с крупой и манкой.
Направления коррекционной работы и их характеристика
Основными направлениями коррекционной работы являются:
Диагностическая работа.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;
Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;
Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
психолого-педагогическое обследование,
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),
формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,
разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, этюды,
психокоррекционные методики,
беседы с учащимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3. Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,
консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
беседа, семинар, лекция, консультация,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.
4. Информационно-просветительская работа включает:
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,
психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.
Структура программы
Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.
Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.
Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.
Завершает основной этап процедура домашнего задания.
Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.
Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.
Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.
Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.
В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:
беседы, опросы, наблюдения;
словесные игры;
игровой тренинг (психоигры, предметные игры);
система упражнений по развитию познавательных процессов;
элементы арттерапии, сказкотерапии.
Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:
Развитие и коррекция познавательной сферы:
развитие внимания, памяти, мышления;
приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
расширение словарного запаса.
2. Самопознание. Что я знаю о себе:
формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;
умение определять личностные качества свои и других людей;
формирование адекватной самооценки;
достоинства и недостатки;
навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;
3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:
становление умения владеть средствами общения;
формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
формирование коллективного обсуждения заданий;
установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».
4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:
чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;
понятие группового давления и принятие собственного решения;
формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;
поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;
№ | Тема занятий | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Диагностический |
1 | Диагностика | 1 | |
Раздел 2. Развитие и коррекция познавательной сферы |
2 | Упражнения на развитие объема внимания | 1 | |
3 | Развиваем наблюдательность | 1 | |
4 | Распределение внимания | 1 | |
5 | Развитие слуховой памяти | 1 | |
6 | Развитие зрительной памяти | 1 | |
7 | Переключение внимания | 1 | |
8 | Развитие мыслительных навыков: причинно- следственные связи, классификация | 1 | |
9 | Ассоциативная память | 1 | |
Раздел 3. Самопознание. Что я знаю о себе |
10 | Зачем нужно знать себя? | 1 | |
11 | Самооценка | 1 | |
12 | Самопрезентация. Учимся рассказывать о себе | 1 | |
13 | Развитие самоконтроля и само регуляции. Мое поведение | 1 | |
14 | Развиваем умение оценивать свои результаты | 1 | |
15 | Учимся ставить и достигать цели | 1 | |
16 | Учимся управлять собой | 1 | |
17 | Выявляем трудности в общении | 1 | |
Раздел 4. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие |
18 | Общение в жизни человека | 1 | |
19 | Учимся слушать друг друга | 1 | |
20 | Пойми меня | 1 | |
21 | Учимся вежливости | 1 | |
22 | Умение вести беседу | 1 | |
23 | Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих | 1 | |
24 | Учимся понимать информацию | 1 | |
25 | Учимся сотрудничать | 1 | |
Раздел 5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы |
26 | Учимся управлять своими эмоциями | 1 | |
27 | Учимся выражать свои чувства | 1 | |
28 | Мое настроение | 1 | |
29 | Отработка умения выхода из конфликтной ситуации | 1 | |
30 | Умение принять собственное решение | 1 | |
31 | Развиваем самостоятельность | 1 | |
32 | Формирование способности к волевым усилиям | 1 | |
Итого часов 32 | |
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционная программа разработана для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость) начальной школы, составлена на основе АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1) и соответствует Примерной адаптированной основной образовательной программе общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Программа состоит из 64 занятий. Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма работы: индивидуальная.
Содержание программы.
Обследование и диагностика детей (1 час).
Развитие и коррекция познавательной сферы (8 часов).
Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.
Самопознание (8 часов).
Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Уверенное и неуверенное поведение.
Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).
Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.
Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы (7 часов).
Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения, формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты:
-Повышение продуктивности внимания;
- Развитие мышления, памяти;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Овладение методам саморегуляции;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Обучающиеся должны уметь:
- признавать собственные ошибки;
- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;
- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.
Система оценки достигнутых результатов
0 баллов ―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные итоговые достижения каждого обучающегося во владении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Мониторинг заполняется после завершения каждого модуля.
Список литературы
1. Андрющенко Н.В. Монтессори - педагогика и Монтессори - терапия. –СПб.: Речь, 2010
2. Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008
3. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.
4. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006
5. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006
6. Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4 классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО «СКОШ №123»).
7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.
8. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 20
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.
10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.
11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М. Эксто-Пресс,2001
12. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера,2009
13. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья; Учебно-методическое пособие. / Под ред.В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С., Ю.С. Галлямовой. – Спб.: ХОКА, 2007. – ч.1: Темная сенсорная комната. – 416с.: ил.
14. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта- СПб.: Речь,2005
15. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.
16. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.