СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога учащихся ОВЗ (умственная отсталость) (вариант 1))

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога учащихся ОВЗ (умственная отсталость) (вариант 1))»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАОУ «Шигаевская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ:


РАССМОТРЕНО

Директор

_________ Л.А. Хамуева


на заседании методического объединения



Протокол №

Приказ № от « » августа 2020г.


от « » августа 2020 года












Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога учащихся ОВЗ

(умственная отсталость)

(вариант 1)








Составитель:

Соловьева Наталья Сергеевна









2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционной работы педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) (вариант 1) составлена на основе следующих нормативных документов:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 г. № 1598);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью

Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1 (в соответствии ФГОС НОО ОВЗ) МАОУ Шигаевская СОШ.

Актуальность проблемы.


Умственная отсталость (УО) — это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Следствием этого, по ряду причин присоединяются нарушения эмоционально-волевой сферы, личностных качеств и поведения.

Для обучающихся с умственной отсталостью характерны:

  • Низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

  • Замедленность и суженность объема всех видов восприятия, их недостаточная активность;

  • Недостаточное развитие памяти, замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения, быстрота забывания, запоминание механическое

  • Низкий уровень развития внимания в следствие быстрой истощаемости психических процессов и органического поражения головного мозга;

  • Недостаточное развитие мелкой моторики;

  • Очень низкая речевая активность, скудный запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

  • Очень слабая и нестойкая и познавательная активность, интерес к учебной деятельности не выражен.

  • Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, эмоциональная неустойчивость: отсутствие воли, повышенная внушаемость, тревожность, низкая самооценка, проявление агрессивности, импульсивность, расторможенность, эйфорический фон настроения и др.;

  • Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя, школьной дисциплине).

  • Состояние нервной системы ослаблено- дети отказываются от выполнения уже начатой деятельности, у них появляются головные боли, что приводит к повышенной истощаемости и низкой работоспособности;

  • Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны.

Данная программа кроме развития всех психических процессов ориентирована и на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.


Цель психологической программы – создание социально-психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающихся и их успешного обучения.  

Коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Задачи коррекционной работы:

  1. Выявление уровня развития высших психических функций, запаса общих представлений об окружающем, коэффициента интеллекта, индивидуально-типологических свойств личности;

  2. Развитие всех психических процессов (восприятия, мышления, памяти, свойств внимания, воображения), мелкой моторики;

  3. Формирование положительной мотивации к обучению;

  4. Развитие личностных особенностей (эмоционально-волевой сферы, навыков коммуникации, повышение самооценки, предупреждение агрессивности;

  5. Создание благоприятного психологического климата;

  6. Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;

  7. Развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям

  8. Оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций;

  9. Определение динамики развития обучающегося;

  10. Психологическое просвещение педагогов и родителей


Принципы коррекционной работы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с лёгкой умственной отсталостью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

  • Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

  • Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.


Методы и приемы работы с умственно отсталым ребенком.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.

Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто используется рисование и лепка из пластилина. На занятиях используются различные краски (обычные акварельные, пальчиковые), пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки.

Игры с крупой и манкой.


Направления коррекционной работы и их характеристика

Основными направлениями коррекционной работы являются:

  1. Диагностическая работа.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

  1.  Психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

  • развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

  • развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

  • определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

  1.  Мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

  2.  Анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

  • сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

  • психолого-педагогическое обследование,

  • наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

  • беседы с учащимися, учителями и родителями,

  • изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

  • оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа - обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

  • формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

  • разработку оптимальных для развития умственно отсталых школьников групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

  • социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

  • занятия индивидуальные и групповые,

  • игры, упражнения, этюды,

  • психокоррекционные методики,

  • беседы с учащимися,

  • организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа - обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

  • психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

  • консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

  • беседа, семинар, лекция, консультация,

  • анкетирование педагогов, родителей,

  • разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4. Информационно-просветительская работа включает:

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

  • оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

  • психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

  • психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.


Структура программы

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Завершает основной этап процедура домашнего задания.

Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее целью является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут оказывать различное воздействие:

  • беседы, опросы, наблюдения;

  • словесные игры;

  • игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

  • система упражнений по развитию познавательных процессов;

  • элементы арттерапии, сказкотерапии.


Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью легкой степени включает 4 основных блока:

  1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

  • развитие внимания, памяти, мышления;

  • приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

  • становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

  • расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе:

  • формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;

  • умение определять личностные качества свои и других людей;

  • формирование адекватной самооценки;

  • достоинства и недостатки;

  • навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

  • становление умения владеть средствами общения;

  • формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

  • формирование коллективного обсуждения заданий;

  • установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

  • способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

  • чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

  • формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

  • отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

  • понятие группового давления и принятие собственного решения;

  • формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

  • поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;



Тема занятий

Количество часов

Дата

Раздел 1. Диагностический

1

Диагностика

1


Раздел 2. Развитие и коррекция познавательной сферы

2

Упражнения на развитие объема внимания

1


3

Развиваем наблюдательность

1


4

Распределение внимания

1


5

Развитие слуховой памяти

1


6

Развитие зрительной памяти

1


7

Переключение внимания

1


8

Развитие мыслительных навыков: причинно- следственные связи, классификация

1


9

Ассоциативная память

1


Раздел 3. Самопознание. Что я знаю о себе

10

Зачем нужно знать себя?

1


11

Самооценка

1


12

Самопрезентация. Учимся рассказывать о себе

1


13

Развитие самоконтроля и само регуляции. Мое поведение

1


14

Развиваем умение оценивать свои результаты

1


15

Учимся ставить и достигать цели

1


16

Учимся управлять собой

1


17

Выявляем трудности в общении

1


Раздел 4. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

18

Общение в жизни человека

1


19

Учимся слушать друг друга

1


20

Пойми меня

1


21

Учимся вежливости

1


22

Умение вести беседу

1


23

Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих

1


24

Учимся понимать информацию

1


25

Учимся сотрудничать

1


Раздел 5. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

26

Учимся управлять своими эмоциями

1


27

Учимся выражать свои чувства

1


28

Мое настроение

1


29

Отработка умения выхода из конфликтной ситуации

1


30

Умение принять собственное решение

1


31

Развиваем самостоятельность

1


32

Формирование способности к волевым усилиям

1


Итого часов 32



Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционная программа разработана для учащихся с ОВЗ (умственная отсталость) начальной школы, составлена на основе АООП НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1) и соответствует Примерной адаптированной основной образовательной программе общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью. Программа состоит из 64 занятий. Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма работы: индивидуальная.


Содержание программы.

  1. Обследование и диагностика детей (1 час).

  2. Развитие и коррекция познавательной сферы (8 часов).

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.

  1. Самопознание (8 часов).

Зачем нужно знать себя? Я глазами других. Самооценка. Уверенное и неуверенное поведение.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).

Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

  1. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы (7 часов).

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки». Химические и эмоциональные зависимости, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых. Понятие группового давления и принятие собственного решения, формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций.

Планируемые результаты:

 -Повышение продуктивности внимания;

- Развитие мышления, памяти;

- Развитие мелкой моторики;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.

Обучающиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.



Система оценки достигнутых результатов

0 баллов ―действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные итоговые достижения каждого обучающегося во владении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Мониторинг заполняется после завершения каждого модуля.



Список литературы


1. Андрющенко Н.В. Монтессори - педагогика и Монтессори - терапия. –СПб.: Речь, 2010

2. Игры и занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии / Под ред. Л.Б. Баряевой. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008

3. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС ,2003.

4. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2006

5. Логинова Е.Т. Социально –педагогическое обеспечение социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена 2006

6. Коробкова Л.А., Калинина С.Е. Преподавание учебной дисциплины «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью (1-4 классы). – Екатеринбург, 2013 (ГКОУ СО «СКОШ №123»).

7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – Педагогическое общество России, Москва, 2000.

8. Музыкальная гимнастика для пальчиков /Сост. М. Ковалевская, худ.А.Веселов.- СП.б: Союз художников, 20

9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта програмно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. –М.: ВЛАДОС, 2010.

10. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2008, (3-е изд.). – 224с.:ил.

11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику. –М. Эксто-Пресс,2001

12. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера,2009

13. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья; Учебно-методическое пособие. / Под ред.В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С., Ю.С. Галлямовой. – Спб.: ХОКА, 2007. – ч.1: Темная сенсорная комната. – 416с.: ил.

14. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта- СПб.: Речь,2005

15. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3. – С. 37-41.

16. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!