СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 - 4 классы.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 - 4 классы.»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»



СОГЛАСОВАНО

Руководитель СППС

_______________Т.А.Денисова


«_____»_____________ 20_ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

______________В.В.Неупокоева


«_____»______________ 20_ г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

от ______________№______














Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающегося с интеллектуальными нарушениями 2 - 4 классы.



















Составитель: Айнбиндер Н.А. учитель-дефектолог






г. Биробиджан

2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Данная коррекционно - развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с интеллектуальными нарушениями:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3);

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Цель программы:

создание условий психолого-педагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, с учетом их особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталости, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума);

• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы

Данная психокоррекционная программа должна обеспечить достижение обучающимися с интеллектуальными нарушениями двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей должны научить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости:
- распознавать и выражать свои эмоции;

- управлять своим поведением в зависимости от эмоционального состояния;

- элементам логического рассуждения;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- уметь копировать образец, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;

    - самостоятельно выполнить задания;
    - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
    - работать в группе (при групповых формах работы).


Описание места курса в учебном плане.

Коррекционно - развивающая программа во 2- 4 классах рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. На коррекционные занятия отводится 40 минут.


Содержание программы

(2 класс)


Раздел программы

Часы

1

Вводные занятия

4

2

Повторяем то, что знаем

15

3

Развиваем внимание

15

4

Развиваем мышление

20

5

Развиваем память

11

6

Итоговые занятия

3

Всего

68


Тематическое планирование

(2 класс)

п/п

Тема занятий

Характеристика деятельности обучающихся

Часы

Вводные занятия (4)

1-2

Входная диагностика

Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий.

2

3-4

Введение

2

Повторяем то, что знаем (15)

5

Повторяем число и цифру 1.

Повторяют написание цифр.











Повторяют основную мыслительную операцию - сравнение.


Повторяют понятия «лево», «право»

1

6

Повторяем число и цифру 2.

1

7

Повторяем число и цифру 3.

1

8

Наводим порядок в шкафу.

1

9

Повторяем число и цифру 4.

1

10

Повторяем число и цифру 5.

1

11

Смотрим, думаем, выполняем.

1

12

Повторяем число и цифру 6.

1

13

Сравни.

1

14

Электроприборы. Повторяем число и цифру 7.

1

15

Ориентируемся в пространстве.

1

16

Повторяем число и цифру 8.

1

17

Задания от Винни пуха и пяточка.

1

18

Ошибки в пейзажах.

1

19

Повторяем число и цифру 9.

1

Развиваем внимание (15)

20

Заселим дома.

Продолжают учиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.


Узнают новые породы собак и кошек.


Продолжают знакомится с «насекомыми».



Продолжают учиться работать по образцу.



Знакомятся с понятием «ягоды»

1

21

Красим по инструкции

1

22

Работаем по образцу

1

23

Породы собак.

1

24

Породы кошек.

1

25

Рыбы в аквариуме

1

26

Гусеница - насекомое

1

27

Такие разные звуки(твердые, мягкие)

1

28

Сделай так же.

1

29

Художники

1

30

Одинаковые предметы

1

31

Продолжи строку.

1

32

Ягоды

1

33

Считаем слоги

Повторяют темы «Слоги»

1

34

Делим слова на слоги.

1

Развиваем мышления ( 20)

35

Правая и левая рука


Продолжают формировать основные мыслительные операции - синтез, классификация.





Продолжают учиться выражать свою точку зрения, контролировать свою деятельность.

Сравнивают, классифицируют, строят логическую цепь рассуждений, работают по плану и заданному алгоритму.


Повторяют времена года и их месяца.





1

36

Поиск предметов

1

37

Такие разные звезды

1

38

Противоположные слова

1

39

Выполняем графические диктанты

1

40

Филворды. Повторяем число и цифру 10.

1

41

Филворды.

1

42

Образуем слова

1

43

Геометрические фигуры

1

44

Размер предмета.

1

45

Игра «Я знаю три слова»

1

46

Времена года и месяца

1

47

Игра «Я знаю пять названий...»

1

48

Предлоги

1

49

Обобщающие понятия

1

50

Обобщающие понятия

1

51

Ориентируемся в карте

1

52

Зимняя обувь

1

53

Помоги зайцу

1

54

Развиваем слуховое внимание

1

Развиваем память (11)

55

Измени слова.

Понимать, запоминать и употреблять в собственной речи новую информацию. Развивать пространственную ориентацию.

Закреплять навык «раскодирования» таблицы.

Учиться отвечать развернутыми фразами. Вступать в учебный диалог.

1

56

Помоги найти игрушку

1

57

Мой домашний питомец

1

58

Размер геометрических фигур

1

59

Размер геометрических фигур

1

60

Осенние месяца

1

61

Зимние месяца

1

62

Мои эмоции

1

63

Эмоции других людей

1

64

Корректурная проба

1

65

Учимся ориентироваться по плану

1

Итоговые занятия(3)

66

Подведем итоги

Выполнение заданий итоговой диагностики.

1

67-68

Итоговая диагностика

2


Содержание программы

(3 класс)


Раздел программы

Часы

1

Вводные занятия

4

2

Кругосветное путешествие

41

3

Финансовая грамотность

2

4

Продолжаем путешествовать

17

5

Итоговые занятия

4

Всего



Тематическое планирование

(3 класс)

п/п

Тема занятий

Характеристика деятельности обучающихся

Часы

Вводные занятия (4)

1

Входная диагностика

Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий.

2

2

Введение

2

Кругосветное путешествие (41)

5

Собаки-водолазы

Узнают о породе собак — водолазы, их пользе для человека.

Продолжают учится выпонять числовые кроссворды.


Выполняют задания на развитие психичеких процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.


Продолжают знакомиться с историей, традициями, особенностями ведения быта жителей различных стран.


Продолжают выполнять задания на развитие познавательной сферы.

Узнают о новых животных, их питании, внешнем виде.


Продолжают смотреть образовательные виде-фильмы о животных, рыбах ранее не изученных.


1

6

Пони - помощники

1

7

Дикие грибы в Англии

1

8

Жуки-солдатики

1

9

Ящерицы и их способности

1

10

Дома-скалы

1

11

Ледники

1

12

Жилища крайнего Севера

1

13

Почему в Японии бумажные дома?

1

14

Львицы - охотницы

1

15

«Кровати» жителей Южной Америки

1

16

Дома н сваях в Южной Америки

1

17

Крокодилы в реках Амазонки

1

18

Удивительное зрение лягушки

1

19

Рыба — морской еж

1

20

Жилища эскимосов

1

21

Как обогреваются эскимосы

1

22

Необычные деньги в Африке

1

23

Кошки в Древнем Египте

1

24

Ценность подледной рыбалки

1

25

Памятник огурцу

1

26

Канарейка - помощница

1

27

Порода собак «такса»

1

28

Динозавры

1

29

Кевлар

1

30

Драгоценные камни

Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.


Знакомятся с некоторыми фразеологизмами, которые используются в обычной речи.


Продолжают знакомится с городами, странами мира с их климатом, населением, традициями




Знакомятся с книгой рекордов.


Узнают о истории возникновения мостов

1

31

Система счета в племенах Майя

1

32

Воздушный шар как средство передвижения

1

33

Парусный корабль

1

34

Первые самолеты

1

35

Чернила у осьминога

1

36

«Крокодиловые слезы»

1

37

Королевство Лесото в Африке

1

38

Климат в Лондоне

1

39

Бразилия

1

40

Огни на небоскребах

1

41

Горы в Африке

1

42

Соленые воды морей

1

43

Книга рекордов Гиннеса

1

44

Книги древности

1

45

История возникновения мостов

1

Финансовая грамотность (2)

46

«Гривны» и «рубли»

Знакомятся с деньгами, которыми пользовались на Руси, узнают о том что такое обесценивание.

1

47

Копейка на Руси

1

Продолжаем путешествовать (17)

48

Вода и переохлаждение

Учащиеся продолжают виртуальное путешествие по странам мира.

Узнают о национальных играх, заимствованных словах.

Узнают о климате северных частей мира, с особенностями жилья там.



Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.

1

49

Азбука Кирилла и Мифодия

1

50

Частица «теле»

1

51

Спортивные игры с мячом

1

52

Антарктида

1

53

Антарктида

1

54

«Каллиграфия» - это...

1

55

Коллекционеры

1

56

Традиции Тайланда

1

57

Старинные автомобили

1

58

Гонки «солнечных» автомобилей

1

59

Кино в Индии

1

60

Новая Зеландия

1

61

Климат Новой Зеландии

1

62

«Рыбалка» на островах Тихого океана

1

63

Фарфор

1

64

Соляные шахты

1

Итоговые занятия (4)

65-66

Итоговая диагностика

Выполняют задания итоговой диагностики.

2

67-68

Резервные занятия

2

Содержание программы

(4 класс)


Раздел программы

Часы

1

Вводные занятия

4

2

Путешествуем по России

12

3

Интересные факты о временах года

4

4

Развиваем познавательные интересы

15

5

Развиваем творческие способности

10

6

Развиваем психические процессы

19

7

Итоговые занятия

4

Всего

68


Тематическое планирование

(4 класс)

п/п

Тема занятий

Характеристика деятельности обучающихся

Часы

Вводные занятия (4)

1-2

Входная диагностика

Выполнение заданий диагностики, тестовых заданий

2

3-4

Введение

2

Путешествуем по России (12)

5

Подземные лечебницы

Учащиеся узнают что такое соляные пещеры. Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.

Узнают что такое «мягкое стекло».

Узнают о том какие города называют побратимами.

Узнают о городах где добывают соль.

Узнают о некоторых полезных ископаемых

Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.

1

6

Молочное стекло

1

7

Новгород

1

8

Новгород

1

9

Города - побратимы

1

10

Добыча соли

1

11

Алюминий

1

12

Крылатые металлы

1

13

Первый мультик

1

14

Коньки

1

15

Гиппопотам

1

16

Охота с гепардами

1

Интересные факты о временах года (4)

17

Два времени года в Тундре

Узнают о климате Тундры, Африки.

Почему где-то бывает одно или только два времени года. Как люди приспосабливаются к условиям природы

1

18

Два времени года в жарких странах.

1

19

Одно время года. Антарктида

1

20

Одно время года.Дождевые леса

1

Развиваем познавательные интересы (15)

21

Как едят в космосе

Узнают об особенностях питания на орбите.

Просмотр обучающего видео — фильма.


Выполнение развивающих заданий

Узнают для чего люди селятся на вулканах


Узнают о том почему камни становятся круглыми.


Продолжают выполнять задания и упражнения на развитие познавательной сферы.


Решают математические кроссворды, примеры в столбик.

Узнают что такое солнечная батарея

Вспоминают слова - наоборот

1

22

Торнадо

1

23

Австралийцы

1

24

Поезда без моторов

1

25

Спящие вулканы

1

26

Планета вода

1

27

Самые высокие горы на земле

1

28

Маленькие строители

1

29

Галька

1

30

Горные козлы

1

31

Кактусы

1

32

Ветер

1

33

Солнечная энергия

1

34

Бетон-искусственный камень

1

35

Холоднокровные животные

1

Развиваем творческие способности (10)

36

Древний компас

Работая со студией авка анимацией развивают творческие способности, познавательные процессы



Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения.


1

37

Все цвета радуги

1

38

Радужные нерадуги

1

39

Цветение березы

1

40

Подсолнух

1

41

Почему растут сосульки

1

42

Еловые «лапы»

1

43

Осьминог

1

44

Акваланг

1

45

Первые самолеты

1

Развиваем психические процессы (19)

46

Первый автомобильный номер


Продолжают знакомится с климатическими особенностями различных территории России.


Продолжают учиться работать с текстом, находить главную мысль.



Выполняют задания, упражнения для усовершенствования математических знаний, знаний полученных на уроках письма и развития речи.





Продолжают выполнять задания на развитие психических процессов — внимания, памяти, мышления, воображения

1

47

Разные народы

1

48

Белые ночи

1

49

Байкал

1

50

Как разгоняют облака

1

51

Базальт и пемза

1

52

Алмаз и графит

1

53

Тепло из-под земли

1

54

Комплексная верстка

1

55

Долина Гейзеров на Камчатке

1

56

Пальма и елка

1

57

Приливы и рыбалка

1

58

Самый мягкий трон

1

59

Ядовитый водопровод

1

60

Лечение весельем

1

61

Почему шуба теплая?

1

62

Зачем у кошки глаза светятся?

1

63

Самая умная игра

1

64

Необычные шахматы

1

Итоговые занятия (4)

65-66

Итоговая диагностика

Выполняют задания итоговой диагностики.

2

67-68

Резервные занятия

2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось89», 2006. – 272 с.

2. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

4. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог No1 2001г.

5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1998г.

6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.

7.Радченкова С.А. Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ 1-3 классы/ Москва,-2018 год

8. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1998г.

9. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог No25-26 2003г.

10. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

Учебно – наглядный материал:

-Опорные таблицы

-Дидактический материал

Технические средства обучения

-Компьютер

-Мультимедийный проектор

-Видеофильмы, соответствующие тематике программы

-Использование интернет-ресурсов

Оборудование и приборы:

- Ножницы

- Линейка

- Карандаши, счетные палочки

- Тетради

- Игровой набор «Пертра»

- Световой стол для рисования песком

- Тактильные квадраты

- Дидактические игры

- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сказки»

- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Тактильное домино»

- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Знакомство с формой»

- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Свойства предметов»

- Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия обучающихся «Сенсорный ящик»

- Лепная масса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!